Воспитательная программа Спорт нам поможет силы умножить
Одобрена Принята Утверждаю
на методическом на педагогическом совете Директор ГБОУ АО
объединении «Воспитатель» «10» июня 2013 года «Тимошинский детский дом»
«12» мая 2013 года __________ И.К.Перешнева
«12» мая 2013 года
ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
ПО СПОРТИВНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ
«Спорт нам поможет силы умножить»
2013 год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Здоровье не всё. Но всё без здоровья – ничто.
(Сократ.)
Человек – высшее творение природы. Но для того, чтобы сполна насладиться ее сокровищами, он должен отвечать, по крайней мере, одному требованию – быть здоровым.
В последнее десятилетие значение физкультуры особенно возросло. Известно, что движения являются основным стимулятором жизнедеятельности организма человека.
Физические упражнения повышают общий тонус, активизируют защитные силы организма. Недостаток двигательной активности – одна из наиболее распространенных причин снижения адаптационных ресурсов организма воспитанников.
Пребывание на уроках, приготовление домашних заданий, занятия у компьютера, отдых возле телевизора, чтение книг, поездка в транспорте – все эти виды деятельности сопровождаются ограничением в движениях.
При выполнении физических упражнений в организме возрастает синтез биологически активных соединений, которые улучшают сон, благоприятно влияют на настроение детей, повышают их умственную и физическую работоспособность.
Пассивный образ жизни приводит к возникновению различных недугов (нарушения деятельности опорно-двигательного аппарата, сердечнососудистой и дыхательной системы и др.).
При регулярно и рационально организованных занятиях физкультурой и спортом развиваются функциональные возможности всех систем в организме, то есть повышаются физиологические, морфологические, биохимические, психологические резервы человека.
Активная двигательная деятельность ведет к росту культуры наших взглядов на здоровье, к изменению режима труда, отдыха, питания, следованию другим требованиям личной гигиены, закаливанию, может многое перестроить в нашем характере и привычках, заставив отказаться от наиболее вредных из них. Поэтому-то двигательная активность и является первоосновой ЗОЖ.
Недаром сказано: «Движение может заменить любое лекарство, но ни одно лекарство не может заменить движения!».
В детском доме в настоящее время проживает 14 человек. На сегодняшний день в нашем детском доме абсолютно здоровых детей (имеют 1-ю группу здоровья) находится 5 воспитанников (36 %), а остальные -9 отнесены ко 2-й группе здоровья (64 %). К нам поступают дети с ослабленным здоровьем, с хроническими и врожденными заболеваниям.
Именно в недостатке двигательной активности усматривается сейчас основная причина отклонений в физическом развитии и состоянии здоровья воспитанников. Отсюда вытекает неотложная проблема – поиски путей оптимального увеличения физической активности в образе жизни детей. По данным специальных исследований, общий объем целесообразной двигательной активности, необходимой для нормального физического развития в период возрастного формирования организма, должен занимать не менее 14 – 18 часов в неделю. Фактически сейчас он значительно меньше.
Таким образом, учитывая актуальность выделенной проблемы, возникает необходимость реализации данной программы, направленной на развитие двигательной активности и укрепление здоровья воспитанников.
Учитывая проблемы в состоянии здоровья и физическом развитии наших воспитанников, определены цель и задачи:
Цель: создание оптимальных условий для каждого ребенка физического развития, компенсации отклонений в развитии, что обеспечит возможность социальной адаптации наших воспитанников в настоящем и интеграцию в общество в будущем.
Задачи:
1. Укрепление здоровья детей средствами физического воспитания и самостоятельными формами занятий физической культурой.
2. Физическое развитие детей.
3. Обеспечение и развитие двигательной активности воспитанников детского дома.
4. Предоставление возможности воспитанникам применимых форм самоутверждения через спорт.
5. Формирование устойчивой мотивации к занятиям физкультурой и спортом.
Основания для реализации программы.
Конституция РФ
Закон РФ «Об образовании» (гл. 5, ст. 50 и 51)
Конвенция ООН о правах ребенка (ч.1, ст.29 и 31)
СанПиН 2.4.2.1178 – 02, раздел «Требования к режиму общеобразовательного процесса»
Федеральный закон «О физической культуре и спорте в РФ» (гл.1 ст. 1,4, гл. 2 ст.5, гл. 3 ст.14, гл.6 ст.34)
Устав ГБОУ АО «Тимошинский детский дом»
Участники реализации программы.
Воспитанники, воспитатели, медицинские работники, специалисты ЦРБ, администрация детского дома, педагоги школы, работники ДК.
Сроки реализации программы.
Программа рассчитана на 2 года. (2013 – 2015 годы)
Этапы реализации программы.
Информационно-аналитический – анализ спортивно-оздоровительной работы за 2012-2013 год, выявление проблемных вопросов и определение возможных путей их решения.
Организационно-деятельностный – обеспечение системы организационной работы, направленной на реализацию основного содержания программы.
Этап педагогического последствия – систематизация полученных результатов.
2.УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Одним из главных условий реализации программы является наличие спортивно-оздоровительной инфраструктуры: медицинский кабинет, спортивный зал, спортивная площадка, тренажерный комплекс.
Внедрение здоровьесберегающих технологий, нацеленных на решение конкретных задач: предупреждение переутомления, нарушения зрения, оптимизацию физической нагрузки, обучение воспитанников сохранению и укреплению здоровья и др.
СОДЕРЖАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Формы и методы реализации воспитательной программы.
Приоритетным методом сохранения и укрепления здоровья детей является рациональное использование разнообразных средств и форм, направленных на повышение двигательной активности и улучшение состояния здоровья воспитанников. В программе использованы следующие формы работы:
- тренинги;
- тематические беседы;
- викторины;
- индивидуальные беседы;
- консультации;
- поход;
- анкетирование;
- игровые программы;
- спортивные праздники;
- презентации и др.
Основные принципы программы:
демократичность (свобода выбора воспитанниками занятий, совместное планирование работы);
участие (вовлечение всех субъектов программы в планирование, реализацию и оценку действий);
целостность (программа направлена на укрепление физического, умственного, социального и психического здоровья учащихся);
интеграция (сотрудничество с заинтересованными организациями);
системность (физическое развитие происходит по определенной системе).
Воспитательная программа «Спорт нам поможет силы умножить» состоит из четырех основных направлений: спортивные мероприятия, оздоровительные мероприятия, профилактические мероприятия, организационно-методическая деятельность.
Содержание программы.
Спортивные мероприятия.
Спортивные мероприятия, в первую очередь, направлены на физическое развитие и повышении двигательной активности, предупреждение гиподинамии: тренировку силы, выносливости, быстроты, гибкости и других качеств, отличающих здорового, тренированного человека от физически немощного. Данные мероприятия реализуются в работе спортивных секций, игровых и праздничных программах, подвижных и спортивных играх и т.д.
В проведении спортивных мероприятий ведущее место занимают подвижные игры, так как они благоприятствуют комплексному совершенствованию двигательных навыков, нормальному физическому развитию, укреплению и сохранению здоровья. Подвижные игры оказывают благоприятное воздействие на сердечнососудистую, мышечную, дыхательную и другие системы организма.
Эстафеты, как и подвижные игры, относятся к группе игр, в которых участники ведут борьбу за свою команду самостоятельно или группами при взаимоподдержке и взаимопомощи своих товарищей. Личная ответственность каждого за победу команды – прекрасный воспитательный фактор. Трудно переоценить значение эстафеты в развитии изобретательности, смекалки. Эстафеты эмоциональны, но требования строго соблюдать установленные правила дисциплинируют детей, приучают их управлять своими эмоциями, помогают совершенствовать волевые качества.
Спортивные соревнования – очень эффективная форма физкультурно-оздоровительной работы. Ценность таких состязаний заключается в простоте их организации и объективной оценке уровня физической подготовленности детей. При этом рост достижений виден и самому подростку, что побуждает интерес его к систематическим занятиям физкультурой.
Оздоровительные мероприятия.
Для сохранения, укрепления и развития физического здоровья воспитанников организуются оздоровительные мероприятия, обеспечивающие закаливание организма, осознание воспитанниками своего здоровья как высшей ценности, убежденности в необходимости вести здоровый образ жизни, который позволяет наиболее полно осуществлять намеченные цели, использовать свои физические возможности, формирование гигиенических навыков и умений, необходимых для нормального функционирования организма.
Закаливание – это система мероприятий, направленных на тренировку защитных физиологических механизмов в терморегуляции организма. Основные его задачи – развитие выносливости при изменяющихся факторах окружающей среды, повышение его сопротивляемости к различным заболеваниям.
Профилактические мероприятия.
Основная работа по профилактике нарушений здоровья воспитанников направлена прежде всего на мероприятия по профилактике и коррекции так называемых «школьных» болезней: близорукость, нарушение осанки.
В целях укрепления и улучшения зрения применяются разнообразные игры и глазодвигательные упражнения для тренировки зрения, а так же мероприятия, направленные на снятие зрительного утомления.
Для профилактики и коррекции нарушений осанки используется корригирующая гимнастика, позволяющая формировать правильную осанку и стабилизировать имеющиеся функциональные нарушения позвоночника. Так же для коррекции осанки используются игры, способствующие улучшению осанки.
Профилактика простудных заболеваний в детском доме проводится, как правило, в осенне-весенний период и включает витаминотерапию, позволяющую повысить работоспособность, снизить риск развития простудных заболеваний.
Для укрепления физического здоровья воспитанников используются спортивный зал Тимошинской школы, тренажерный зал Тимошинского ДК, спортивная площадка детского дома.
Организационно-методическая деятельность.
Организационно-методическая деятельность нацелена на: укрепление и расширение материально-технической базы, организацию информационного обеспечения всех участников программы по вопросам спортивно-оздоровительной работы, внедрение здоровьесберегающих технологий, применение разнообразных методов и форм работы, создание банка данных физического состояния здоровья и развития воспитанников.
ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ НА 2013 – 2014 ГОД
№
Название мероприятия
Примечание
Ответственные
1.
Предварительный мониторинг:
анализ инфраструктуры детского дома;
анализ состояния здоровья воспитанников.
Приложение 1.
директор
медицинские работники
2.
Административный контроль за соблюдением требований СанПин.
директор,
заместитель директора по УВР,
медицинские работники
3.
Повышение уровня материально-технической базы детского дома.
директор
4.
Заполнение дневников индивидуальной воспитательной работы.
медицинский работник
5.
Вовлечение воспитанников в спортивные секции.
учитель физкультуры,
классный руководитель,
воспитатели
работники ДК
6.
Оформление документации «Охрана жизни и здоровья воспитанников»:
карта здоровья воспитанников.
медицинские работники,
воспитатели
7.
Организация консультативной помощи.
медицинские работники
8.
Организация и проведение подвижных игр на свежем воздухе:
для развития скоростно-силовых качеств;
для совершенствования быстроты.
Приложение 2.
воспитатели,
учитель физкультуры
9.
Организация и проведение «Недели здоровья»:
В здоровом теле – здоровый дух»;
Викторина «Быть здоровым – значит быть счастливым»;
«Здоровье – что это?»
Приложение 3.
воспитатели,
медицинские работники
Чертополохова Н.Л.
10.
Проведение декады по охране зрения:
определение остроты зрения у воспитанников;
составление списка воспитанников с пониженным зрением;
оформление стенда «Берегите зрение»;
тест-анкета для ориентировочной оценки риска нарушений зрения;
анкетирование «Какое у тебя зрение?»;
игровой тренинг «Тренируем зрение».
Приложение 4.
воспитатели,
медицинские работники
11.
Проведение профилактической работы по профилактике наркомании, алкоголизма, табакокурения среди подростков.
Программа «Мы выбираем жизнь!»
заместитель директора по УВР,
воспитатели,
медицинские работники
12.
Участие детей в спортивно-оздоровительных мероприятиях школы.
По плану школы
классный руководитель,
учитель физкультуры
13.
Дружеские встречи по футболу.
администрация
14.
Диспансеризация воспитанников, медосмотр выпускников.
администрация,
медицинские работники,
специалисты ЦРБ
15.
Организация и проведение «Всемирного дня здоровья»:
оформление стенда;
игровая программа.
Приложение 5.
воспитатели,
медицинские работники
16.
Санаторно-курортное лечение детей с хроническими заболеваниями.
администрация,
медицинские работники
17.
Проведение профилактических курсов препаратами для детей с хроническими заболеваниями.
медицинские работники
18.
Организация летнего отдыха.
администрация
19.
Проведение закаливающих процедур:
купание в летний период;
воздушные ванны;
солнечные ванны;
босохождение.
воспитатели,
медицинские работники
20.
Проведение бесед по профилактике болезней:
«Иммунитет – защитник организма от болезней»;
«Как укреплять и закалять ноги?»
«Как сберечь своё зрение?»
Приложение 6.
медицинские работники,
воспитатели
21.
Витаминотерапия.
медицинские работники
22.
Организация и проведение походов.
воспитатели,
медицинские работники
23.
Фотовыставка «Мы в походе за здоровьем».
воспитатели
24.
Презентация «Мы выбираем спорт».
воспитатели
25.
Оформление уголков:
«Здоровье и спорт»;
«Уголок здоровья»;
«Все о спорте».
воспитатели,
медицинские работники
26.
Дискуссия «Спорт – ты жизнь».
Приложение 7.
воспитатели
27.
Настольный теннис.
воспитатели
28.
Занятия в тренажерном зале.
воспитатели,
работники ДК
29.
Спортивные мероприятия:
Веселые эстафеты;
Игровая программа «Мы спортивные ребята»;
Осенние забавы;
Зимние забавы;
Шашечный турнир.
Приложение 8.
воспитатели
Чертополохова Н.Л.
Демидович Л.Ф.
Румянцева А.Ю.
Сикорацкая С.С.
30.
Каникулы с пользой для здоровья.
План работы на каникулы
Чертополохова Н.Л.
31.
Участие в спортивно-оздоровительных мероприятиях Тимошинского ДК
По плану ДК
работники ДК
воспитатели
32.
Анкетирование среди работников детского дома «Деятельность детского дома по охране и укреплению здоровья».
Приложение 9.
заместитель директора по УВР
33.
Участие в Майской легкоатлетической эстафете, посвященной Дню Победы.
педагоги школы,
работники ДК
34.
Обучение педагогических работников детского дома современным формам и методам здоровьесберегающей деятельности.
заместитель директора по УВР
35.
Выявление и поощрение самых спортивных воспитанников детского дома.
Чертополохова Н.Л.
ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ НА 2014 – 2015 ГОД
№
Название мероприятия
Примечание
Ответственные
1.
Административный контроль за соблюдением требований СанПин.
директор,
заместитель директора по УВР,
медицинские работники
2.
Учет посещаемости школы, контроль за пропусками уроков по болезни.
медицинские работники,
воспитатели
социальный педагог
3.
Повышение уровня материально-технической базы детского дома.
директор
4.
Вовлечение воспитанников в спортивные секции.
учитель физкультуры,
классный руководитель,
воспитатели
работники ДК
5.
Оформление документации «Охрана жизни и здоровья воспитанников»:
карта здоровья воспитанников;
дневник индивидуальной воспитательной работы.
медицинские работники,
воспитатели
6.
Организация консультативной помощи.
медицинские работники
7.
Организация и проведение подвижных игр на свежем воздухе:
для развития силы;
для развития выносливости.
Приложение 10.
воспитатели,
учитель физкультуры
8.
Организация и проведение «Недели здоровья»
тест «Если хочешь быть здоров»;
викторина «Мы выбираем здоровый образ
жизни»;
Своя игра по теме «Человек и его здоровье».
Приложение 11.
воспитатели,
медицинские работники
9.
Проведение декады для профилактики сколиоза, формирования правильной осанки:
составление списка воспитанников, имеющих нарушения осанки;
тест-анкета для ориентировочной оценки риска сколиоза, нарушений осанки;
опрос «Нормальная ли у тебя осанка?», «Как ты заботишься о своем позвоночнике?»;
Игровой тренинг «Держи осанку!».
Приложение12.
медицинские работники,
воспитатели
Чертополохова Н.Л.
10.
Обучение педагогических работников детского дома современным формам и методам здоровьесберегающей деятельности.
заместитель директора по УВР
11.
Проведение профилактической работы по искоренению вредных привычек.
Программа «Мы выбираем жизнь!»
заместитель директора по УВР,
воспитатели,
медицинские работники
12.
Участие детей в спортивно-оздоровительных мероприятиях школы.
По плану школы
классный руководитель,
учитель физкультуры
13.
Дружеские встречи по футболу.
администрация
14.
Диспансеризация воспитанников, медосмотр выпускников.
администрация,
медицинские работники,
специалисты ЦРБ
15.
Организация и проведение «Всемирного дня здоровья»:
оформление стенда;
игровая программа «Слагаемые Здоровья»
Приложение 13.
воспитатели,
медицинские работники
16.
Санаторно-курортное лечение детей с хроническими заболеваниями.
администрация,
медицинские работники
17.
Проведение профилактических курсов препаратами для детей с хроническими заболеваниями.
медицинские работники
18.
Организация летнего отдыха.
администрация
19.
Проведение закаливающих процедур:
купание в летний период;
воздушные ванны;
солнечные ванны;
босохождение.
воспитатели,
медицинские работники
20.
Проведение бесед по профилактике болезней:
«Что такое сколиоз?»;
«Наши друзья витамины»;
«Профилактика простудных заболеваний»
Приложение 14.
медицинские работники,
воспитатели
21.
Витаминотерапия.
медицинские работники
22.
Организация и проведение походов.
воспитатели,
медицинские работники
23.
Фотовыставка «Мы в походе за здоровьем».
воспитатели
24.
Презентация «Полезные привычки»
воспитатели
25.
Оформление уголков:
«Здоровье и спорт»;
«Секреты здоровья»;
«Движение – спутник здоровья».
воспитатели,
медицинские работники
26.
Дискуссия «Можно ли совместить алкоголь и спорт?»
Приложение 15.
воспитатели
27.
Настольный теннис.
воспитатели
28.
Занятия в тренажерном зале.
воспитатели,
работники ДК
29.
Спортивные мероприятия:
Час веселых эстафет;
Практическое занятие «Полоса препятствий»;
«Путешествие в Спортландию»;
Зимние забавы;
Шашечный турнир.
Приложение 16.
воспитатели
Сикорацкая С.С.
РумянцеваА.Ю.
Чертополохова Н.Л. Демидович Л.Ф.
30.
Участие в спортивно-оздоровительных мероприятиях Тимошинсккого ДК.
По плану ДК
работники ДК
воспитатели
31.
Участие в Майской легкоатлетической эстафете, посвященной Дню Победы.
педагоги школы,
работники ДК
32.
Выявление и поощрение самых спортивных воспитанников детского дома.
Чертополохова Н.Л.
33.
Заключительный мониторинг:
уровень физического развития;
оценка эффективности работы по программе.
медицинские работники
директор
Чертополохова Н.Л.
4. ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РАБОТЫ ПО ПРОГРАММЕ
Улучшение физического развития воспитанников (тестирование);
Повышение уровня физической подготовленности воспитанников;
Массовый охват воспитанников работой по программе «Спорт нам поможет силы умножить»;
Овладение воспитанниками методами контроля за уровнем своей физической подготовки и здоровья;
Профилактика развития «школьных» болезней: миопии, нарушения осанки, плоскостопия, хронического гастрита;
Снижение уровня заболеваемости воспитанников острыми респираторными заболеваниями, снижение количества пропущенных уроков по болезни.
Воспитанники должны знать:
знать что такое здоровье и ЗОЖ;
знать самые важные факторы здоровья и риска заболевания для сохранения и укрепления здоровья;
знать и соблюдать правила личной гигиены, гигиены одежды и обуви;
понимать значение двигательной активности для развития здорового организма;
знать и выполнять правила профилактики заболеваний позвоночника, стопы, органов зрения и др.;
знать основные природные факторы, укрепляющие здоровье;
Воспитанники должны уметь:
уметь измерять рост, массу тела, определять частоту своего пульса и дыхания в состоянии покоя и после физической нагрузки, понимать значение определения этих показателей для контроля за состоянием здоровья и его коррекции;
уметь правильно строить режим дня и выполнять его;
уметь удовлетворять свои двигательные потребности в течение всего дня;
уметь пользоваться основными природными факторами, укрепляющими здоровье.
ДИАГНОСТИКА РЕЗУЛЬТАТОВ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Основные результаты реализации воспитательной программы «Спорт нам поможет силы умножить» оцениваются в рамках мониторинговых процедур по следующим направлениям:
- распределение воспитанников по группам здоровья;
- пропуски воспитанниками уроков по болезни;
- участие воспитанников в спортивно-оздоровительных мероприятиях различного уровня;
- занятость воспитанников в кружках, секциях спортивно-оздоровительной направленности.
Так же мониторинг позволяет отслеживать динамику антропометрических показателей, развития физических качеств и уровня здоровья воспитанников
Для оценки результативности данной программы составляется анализ работы по программе с использованием всех проведенных исследований, результатов мониторинговой деятельности.
5. ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
1. М.А. Павлова, О.С. Гришанова, Е.В. Гусева. Сопровождение здоровья учащихся в образовательном учреждении: система работы, мониторинг, Волгоград, 2010 г.
2. К.Е. Безух, Н.А. Калинина и др. Культура здоровья школьников, 5 – 11 классы, Комплексно-тематические занятия, Волгоград, 2011.
3. Е.А. Гальцова. «Нравственное воспитание в начальной школе. Разработки внеклассных мероприятий, Волгоград, 2007.
4. Гончарова Н.М. Особенности воспитательной работы с «проблемными» учащимися. Планирование, мониторинг развития учащихся, разработки занятий с педагогами и родителями. Волгоград, 2007.
5. Баль Л.В., Барканова С.В. Формирование здорового образа жизни российских подростков. Для классных руководителей 5 – 9 классов. Москва, 2003.
6. Белоножкина О.В., Егунова Г.В., Смирнова В.Г. и др. Спортивно-оздоровительные мероприятия в школе. Дни здоровья, спортивные праздники, конкурсы. Волгоград, 2007.
7. Садыкова С.Л., Лебедева Е.И. физическая культура. 1 - 11 классы. Подвижные игры на уроках и во внеурочное время. Волгоград, 2008.
8. Павлова М.А. Формирование здорового образа жизни у младших школьников. Классные часы, тематические мероприятия, игры. Волгоград, 2009.
9. Куклин П.Ф., Тетушкина Л.А., Лаврова Л.А. Военно-спортивные игры. 7 – 11 классы. Волгоград, 2011.
10. Рудякова О.Н. как сохранить здоровье школьников. Игры, классные часы, родительские собрания, 5 – 9 классы. Волгоград, 2008.
11. Магомедова Т.И., Канищева Л.Н. Формирование здорового образа жизни. 5 – 11 классы: классные часы. Волгоград, 2007.
12. Толстых Т.В., Хайдукова А.В., Варламова С.И. и др. Играем, празднуем, соревнуемся: сценарии совместных мероприятий с родителями. Волгоград, 2009.
13. Коляда, Д.А. комплексная программа по сохранению и укреплению здоровья младших школьников. Волгоград, 2012.
14. Цабынин С.А. Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе. Волгоград, 2009.
15. Гаевая В.В. За здоровый образ жизни. 9 класс: элективный курс. Волгоград, 2009.
16. Шапцева Н.Н. Наш выбор – здоровье: досуговая программа, разработки мероприятий, рекомендации. Волгоград, 2009.
17. Феоктистова В.Ф., Плиева Л.В. К здоровью через движение: рекомендации, развивающие игры, комплексы упражнений. Волгоград, 2013.
15