Конспект урока русского языка в 9 классе Сочинение-рассказ по картине В. П. Фельдмана Родина
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
«Ореховская средняя общеобразовательная школа»
КОНСПЕКТ УРОКА
русского языка в 9 классе
Сочинение – рассказ
по картине В.П. Фельдмана «Родина»
Подготовила и провела
Подвигина И. А.,
учитель русского языка и литературы
2013
Цели урока:
1.Образовательные:
- создают собственные тексты заданного жанра, типа, стиля речи по произведению живописи;
- совершенствуют навык монологической речи (рассказ краткий, полный, выборочный) и диалогической речи.
2. Развивающие:
- развивают умение понимать связь событий, изображённых в произведении живописи, строить последовательные умозаключения по поводу сюжета картины,
- продолжают формировать умения эмоционально выражать собственное отношение произведениям искусства,
- формируют коммуникативные функции речи;
- работают над коррекцией памяти, внимания, чтения, логического мышления и самооценки.
3. Воспитательные: воспитывать патриотизм, расширять и совершенствовать круг культурных потребностей обучающихся.
Тип урока: урок развития речи
Вид урока: урок - практикум
Формы и методы работы: диалоговый, самостоятельная работа, работа в парах
Оборудование:
- учебник русского языка для 9 класса (Л.А. Тростенцова и др.) с репродукцией картины В.П. Фельдмана «Родина»,
- выставка репродукций картин художника,
- комплект опорных карточек и вспомогательного материала к уроку.
Ход урока
Этапы урока,
задачи Содержание урока
1.Оргмомент.
2. Целеполагание
Развитие эмоционально-волевой сферы: развивать организованность, инициативу, стремление к активной деятельности
3.Работа над созданием рассказа по картине с использованием памятки «Как работать над рассказом по картине» профессора Е.Н.Никитиной. (Находится у каждого ученика).
Развитие памяти, внимания, речи, техники чтения, совершенствование аналитико-синтетических навыков.
4. Работа с черновиками в парах.
Развитие памяти: тренировка образной, зрительной памяти, работа над увеличением её объёма.
5.Подведение итогов.
Развитие умения делать словесно-логические выводы, умения сравнивать и анализировать.
6) Домашнее задание
(Выполнить работу над ошибками в рабочих тетрадях.)
Приветствие присутствующих.
- Добрый день, ребята, рада видеть вас , сотрудничать с вами.
Сообщение темы урока, уточнение целей. Уточнение типа речи и стиля создаваемой письменной работы, повторение признаков жанра - рассказ.
Ознакомление учеников с ходом урока. Повторение памятки «Как работать над рассказом по картине» профессора Е. Н. Никитиной.
1.Вступительное слово учителя. День Победы - главный праздник нашей Родины.
9 Мая – самый важный и самый радостный праздник нашей страны - это день полного и окончательного разгрома гитлеровской армии. Отдавая дань уважения всем борцам против фашизма, мы знаем, что главная заслуга в разгроме гитлеровской Германии принадлежит нашей стране. Наши воины освободили не только свою территорию, но и спасли народы Европы от фашистского порабощения. В результате победы неизмеримо вырос международный авторитет нашей Родины, ставшей мировой державой, без которой теперь не может решиться ни один важный вопрос. Победа показала мужество и героизм всего народа нашей страны.Поэты, писатели, художники создавали бессмертные произведения, воспевая подвиги наших бойцов. Одному только Дню Победы художники посвятили тысячи картин. И каждый художник видел её по-своему.
2.Работа по плану, предлагаемому в памятке
Е.Н. Никитиной.
А) Сообщение сведений о художнике, подготовленное учеником (Похвалить ученика за сообщение, оценить.)
Просмотр репродукций.
Б) Чтение 2-го вопроса.
Обратите внимание на название картины. Оно часто говорит нам о замысле художника, о том, что он считал самым главным.
Почему картина называется «Родина»? Ведь есть близкие по значению слова: Отчизна, Отечество. Эти слова звучат более торжественно.
А на картине – солдат, который возвращается домой, в то место, где он родился. Слово родина имеет и это значение.
В) Работа над содержанием картины.
- Рассмотрите картину, вдумайтесь в её содержание (Что здесь произошло, почему и когда; что было до и что будет после?)
Г) Словарная работа (Подготовлена дома одним из учеников.) (Прокомментировать его ответ, поставить отметку.)
Ученики работают с карточками - словарями, вставляют пропущенные буквы, проверяют по ключу.
Самостоятельно распределяют слова на 2 группы:
-слова, относящиеся к описанию пейзажа (Обратить внимание детей на нежелательность употребления в работе словосочетаний стройная красавица берёзка - это литературный штамп),
- слова, относящиеся к описанию портрета.
- чтение слов.
Д) Беседа по вопросам карточки: (Смотрю за осанкой детей)
- В какое время года солдат возвратился с войны?
- Что представляет собой родина солдата?
- Почему он остановился у берёзки? Обнял он её или прислонился к ней?
- Что он видит с лесного холма, за которым спряталась деревня?
- Куда устремлён его взгляд? Как выглядит родная деревня солдата?
- О чём говорит его одежда?
- Что он чувствует, о чём он думает?
Е) Формулировка темы и основной мысли рассказа; в зависимости от этого подбор заглавия его. (Заглавие вашего рассказа и название картины могут не совпадать).
Ж) Повторение композиции рассказа
Учитывайте, что кульминации должен соответствовать момент, изображённый на картине (ведь он самый главный)
З) Совместное составление плана
-Обратите внимание на соразмерность частей рассказа; помните: главное в нём - содержание картины.
План.
1.Вступление. Дорога домой
2. Главная часть. На родине.
А) Время возвращения,
Б) За околицей,
В) Родное село.
3.Заключение. Мои планы на будущее
И) Постарайтесь включить в рассказ элементы описания (обстановки, природы, внешнего вида людей)
Перед письменной работой – снятие утомляемости с помощью физкультминутки. Смотрю за осанкой детей)
Анализ возможного начала рассказа из учебника. (Убрать или переделать 4-е предложение)
Индивидуальная работа учитель-ученик Трошина Е.
Работа в постоянных парах; Альхимов Д., - Кочергин Н.,-
Воробьёв Д. – Савилов. А.
Будет время – прочитать удачные работы вслух. Прокомментировать и оценить.
1) Заключительная беседа. Составление экспертного заключения по памятке.
- Помогли ли вопросы памятки понять картину?
- Составить план?
- Чем памятка помогает в работе над созданием рассказа?
- Что ты убрал бы в памятке или добавил?
- Твоя оценка памятки.
2) Оценки ученикам за работу на уроке
Проверка черновиков, подготовка работ к сдаче.
Рассказ - небольшое художественное произведение, повествование о каком – нибудь эпизоде из жизни героя.
-В нём мало действующих лиц, описанные события происходят за короткое время.
Биография В. П. Фельдмана
Владимир Петрович Фельдман родился в 1924году. В 1942 году в 18лет, сразу после выпускного бала, он попал на фронт. У мужчин этого поколения в нашей стране была трагическая судьба. Из молодёжи этого года рождения из 10 человек, ушедших на войну, домой возвратились только три. Фельдман вернулся. Ему повезло, хотя он был храбрым солдатом.
Он учился потом в Московском художественном училище имени Калинина, затем в аспирантуре, выучился на художника, стал знаменитым.
Но после войны Владимир Петрович прожил недолго – он умер в 1961 году, когда ему было только 37 лет, от старых ран.
Его работы можно встретить во многих музеях и галереях. Он всю жизнь был верен одной теме - теме Родины. Владимир Петрович рисовал родные просторы, людей, которые прославили Отечество, исторические события.
Выставка картин
У художника Владимира Петровича Фельдмана все картины о Родине,
её истории.
Есть картины о декабристах.
Есть портрет Кутузова после совета в Филях, это часть Бородинской панорамы.
В Интернете есть 3 репродукции:
-натюрморт с бюстом Калинина,
-«Родина»,
-портрет «Гагарин», написал прямо перед смертью.
Сочинение
Я лежал в госпитале, когда в начале мая объявили: «Война закончилась». Все поехали по домам. Я же был тяжело ранен и выписался из госпиталя только в середине сентября. Больше недели я добирался до родной деревни.
Был серенький, но тёплый осенний день, когда я, наконец, подошёл к околице родного села. Зашёл в деревенскую рощу и словно ноги отнялись. Сил нет идти дальше. Сердце сжалось и замерло. Старая шинель на плечах стала тяжёлой, как камень. Оперся я на ствол старой берёзы, гляжу вокруг и не узнаю родную сторону. Маленькие берёзки на холме подросли, но как будто не возмужали. Такие же тоненькие, как до войны. Будто и им тяжело эти годы было. Хлеба давно убраны, поля вспаханы. А деревня стала как будто меньше, притихла как-то. Видно, что мужских рук давно не хватает. Там забор покосился, там калитка упала.
Много работы ждёт нас, мужчин, на родине. Но мы вернулись. Теперь жить станет легче.
По-следняя ос-нь,
Тёплый осен?ий день
Бледное счас-ливое лицо.
П-жухлая тр-ва,
П-следние (не)яркие цв-ты
Старая выт-ртая ш-нель
П-дросшая б-рёзовая рощ-.
Стройная кр-савица берё-ка
Ист-сковавшиеся по крест-янскому труду руки
Убран?ые и вспахан?ые п-ля.
Ста-шие ни-кими д-ма р-дной д-ревни.
Ставшие у-кими улоч?ки
Проверка
Поздняя осень,
Тёплый осенний день
Бледное счастливое лицо.
Пожухлая трава,
Последние неяркие цветы
Старая вытертая шинель
Подросшая берёзовая роща.
Стройная красавица берёзка
Истосковавшиеся по крестьянскому труду руки
Убранные и вспаханные поля.
Ставшие низкими дома родной деревни. Ставшие узкими улочки
ПАМЯТКА
Как писать рассказ по картине
1)Прочитайте сведения о художнике.
2) Обратите внимание на название картины. Оно часто говорит нам о замысле художника, о том, что он читал самым главным.
Почему картина называется «Родина»? Ведь есть близкие по значению слова - Отчизна, Отечество. Эти слова звучат более торжественно. А на картине –солдат, который возвращается домой, в то место, где он родился. Слово родина имеет и это значение.
3) Рассмотрите картину, вдумайтесь в её содержание (что здесь произошло, почему и когда)
4) Словарная работа (сбор материала к описаниям)
5) Беседа по вопросам карточки:
- В какое время года солдат возвратился с войны?
- Что представляет собой родина солдата?
- Почему он остановился у берёзки? Обнял он её или прислонился к ней?
- Что он видит с лесного холма, за которым спряталась деревня?
- Куда устремлён его взгляд?
- Как выглядит родная деревня солдата?
- О чём говорит его одежда?
- Что он чувствует?
- О чём он думает?
6) Сформулируйте тему и основную мысль рассказа; в зависимости от этого озаглавьте его. (Заглавие вашего рассказа и название картины могут не совпадать).
7) Вспомните композицию рассказа. Учитывайте, что кульминации должен соответствовать момент, изображённый на картине ( ведь он самый главный)
8) Составьте план, обратите внимание на соразмерность частей рассказа. Помните: главное в нём - содержание картины.
План.
1.Вступление.
2. Главная часть.
3.Заключение.
9) Постарайтесь включить в рассказ элементы описания (обстановки, природы, внешнего вида людей)
10) Сформулируйте тему и основную мысль рассказа; в зависимости от этого озаглавьте его. (Заглавие вашего рассказа и название картины могут не совпадать).