Этико-педагогическая культура в общении педагога
Нельзя научить человека
приемам педагогического общения,
если он не чувствует себя педагогом,
если он… не любит детей, не любит профессию.
А.А. Леонтьев.
«Общение- одна из форм человеческого взаимодействия, с целью получения познавательной информации .»
Общение – это главное условие, фактор формирования личности, средство воспитания.
Общение может реализоваться в трёх формах:
Анонимное – (между абсолютно незнакомыми людьми, например, на улице вы спрашиваете у прохожего: «Который час?»);Формально-ролевое – (общение людей, выполняющих свои ролевые обязанности, например, доктор – больной; учитель –ученик). В этой форме важно точно сыграть свою роль, согласно правилам;
Неформальное- (общение среди хорошо знакомых людей, родственников, друзей и пр. Особенность в том, что в его основе всегда диалог, взаимопонимание).Педагогическое общение- это профессиональное общение преподавателя с учащимися на уроке или вне его…, имеющее определённые педагогические функции и направленное на создание благоприятного психологического климата, а также на другого рода оптимизацию учебной деятельности и отношений между педагогом и учащимися и внутри ученических коллективов. Нужно заметить, что успех в общении зависит от ряда условий:
Во-первых, от внутреннего принятия педагогом целей педагогического общения, усвоения теоретических знаний по его грамотной организации, а также от формированного отношения к нему как творческому процессу, в котором руководящая роль принадлежит педагогу. Во-вторых, организация педагогического общения требует от педагога развитых общепрофессиональных и специальных умений.
Среди основных- это умения:
1. формировать чувство «МЫ»;
2. обязательно устанавливать личностный контакт с детьми;
3. демонстрировать собственную расположенность к общению;
4. показывать яркие цели совместной деятельности;
5. постоянно проявлять интерес к своим воспитанникам;
6. оказывать им помощь и умело просить о помощи в общении.