Конспект урока по литературе на тему Сказочный праздник. Р. А. Кудашева «Зимняя песенка» (2 класс)
Конспект урока литературного чтения во 2 «Б» классе.
Тема: Сказочный праздник. Р. А. Кудашева «Зимняя песенка».Цели урока: 1. Осмысление роли бабушки и няни как носительниц родовых традиций, культуры и нравственных представлений народа. Отрабатывать навыки выразительного чтения стихотворений.
2. Воспитывать «чувство языка».
3. Развивать умение рассуждать, интерес к чтению художественной литературы.
Предполагаемые результаты.
Предметные: Умение строить высказывание по образцу и в свободной форме, осуществлять поиск произведений в дополнительной литературе.
Личностные: Формировать понимание своих чувств на основе восприятия чувств героев литературных произведений.
Метапредметные: Умение ориентироваться в содержании учебника, осуществлять поиск произведений, участвовать в выразительном чтении по ролям, в инсценировках.
Регулятивные: определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя, отличать верно выполненное задание от неверного.
Познавательные: добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Коммуникативные: уметь строить речевые высказывания (монологическое, диалогическое), решать коммуникативные задачи; воспринимать парную работу как взаимную тренировку в усвоении учебного материала.
О б о р у д о в а н и е: доска, мультимедийный проектор, презентация к уроку, компьютер, аудиозапись, учебник, рисунок ели, новогодние украшения.
Ход урока.
№ Этап урока Ход урока.
Деятельность учителя
Деятельность ученика
1 2 3 4 5
1 Организационный момент. Проверка готовности к уроку.
2 Проверка домашнего задания. - Какое задание было задано на дом?
- Проанализируйте чтение ребят.
- Можно ли назвать эту сказку волшебной? Почему?
- Каков образ медведя в русских народных сказках?
-Можно ли назвать его хозяином леса в эвенкийской сказке? Докажи? - Спрашивает выразительное чтение сказки детьми. - Читать и пересказывать эвенкийскую сказку «Медведь и охотник».
- Анализ чтения сказки.
-Отвечают на вопрос с доказательством.
- Сильный, властный, доверчивый, немного глупый, чаще добрый ( «Маша и медведь», «Коза и семеро козлят», «Кот и лиса», «Три медведя»)
- Нет. (Доказать)
3 Вводная беседа. Актуализация знаний. 1) - Прошу вас разгадать кроссворд.
1. Назовите самое холодное время года (зима).
2. Новогодняя красавица (ёлка).
3. Главный герой новогодней ночи (дед Мороз).
4. Внучка деда Мороза (Снегурочка).
5. Их все любят получать на праздники (подарки).
- Какое отношение к Новому году имеет Пётр первый?
2) Слайд № 1.
Рассказ учителя.
В 1699 году Пётр I издал указ, согласно которому началом нового года стали считать 1 января. Если раньше годы считали от сотворения мира, то теперь летоисчесление пошло от Рождества Христова, В именном указе он объявил: «Ныне от Рождества Христова доходит тысяча шестисот девяносто девятый год, а с будущего января с 1-го числа настанет новый 1700 год… и новый столетний век.» - Какая тема будет сегодня у нового произведения? Задает учащимся вопросы.
Кроссворд на доске.
Рассказ учителя Участвуют в беседе с учителем, отвечают на поставленные вопросы, приводят примеры.
- Законодатель нового года.
-Новогодняя тема.
4 Изучение нового материала. Слайд № 2.
Послушайте произведение, которое вам всем хорошо известно. Определите, что это за произведение и кто его автор.
- Что это за произведение? Кто автор этой песни? (Слайд № 3). Вместе с учениками определяет цель урока.
Аудиозапись. Слушание произведения. Участие в беседе.
5 Биография автора. - Слайд № 4.
Раиса Адамовна Кудашева (1878-1964) - русская и советская поэтесса, писательница. Автор слов песни «В лесу родилась ёлочка».
О жизни Раисы Кудашевой известно мало. Окончила женскую гимназию
М. Б. Пуссель. Служила гувернанткой у князя Кудашева, позже вышла за него замуж. По отзывам близких, обладала педагогическим даром. Работала учителем, а в советское время несколько десятилетий — библиотекарем.
С детства писала стихи. Первое сочинение появилось в печати в 1896 году (стихотворение «Ручейку» в журнале «Малютка»). С тех пор стихи и детские сказки Кудашевой стали появляться на страницах многих детских журналов под псевдонимами «А. Э», «А. Эр», «Р. К.». «Я не хотела быть известной, но и не писать не могла», — впоследствии говорила она. В 1899 году в журнале «Русская мысль» была опубликована единственная повесть для взрослых.
- Слайд № 5.
У супругов Гедройц появились на свет четыре девочки. Это было типичное старомосковское семейство — хлебосольное, веселое, с прислугой в белых фартуках и домашними спектаклями по праздникам. В старших классах гимназии Раиса начала писать стихи для детей. Да так удачно, что ее охотно печатали в детских журналах. Раису ждало безоблачное будущее хозяйки интеллигентного московского дома и поэтессы-любительницы, но случилось несчастье — умер отец. Как старшая дочь Рая взяла на себя заботу о матери и младших сестрах — пошла работать гувернанткой в богатый дом.
- Слайд № 6.
- В этом году исполнится 109 лет знаменитому стихотворению «Ёлка». И мало кто знает, что в этом стихотворении есть и другие строки. Послушайте их.
Гнутся ветви мохнатыеВниз к головкам детей;Блещут бусы богатыеПереливом огней;Шар за шариком прячется,А звезда за звездой,Нити светлые катятся,
Словно дождь золотой…Поиграть, позабавитьсяСобрались детки тут,И тебе, Ель-красавица,Свою песню поют.Всё звенит, разрастаетсяГолосков детских хор,И, сверкая, качаетсяЁлки пышный убор. Веселей и дружней Пойте деточки!Склонит Ёлка скорей Свои веточки.В них орехи блестят Золочённые…Кто тебе здесь не рад, Ель зелёная? Веселей и дружней Пойте деточки!Склонит Ёлка скорей Свои веточки. Выбирайте себе Что понравится…Ах, спасибо тебе, Ель-красавица!
- Прочитайте самостоятельно выделенную часть стихотворения «Ёлка». Подготовьтесь к выразительному чтению. Рассказ учителя. Показ презентации.
Чтение стихотворения.
Самостоятельное чтение выделенной части стихотворения «Ёлка»
6 Физминутка. 7 Работа над новым произведением Р. А. Кудашевой «Зимняя песенка». 1.- Сегодня мы познакомимся ещё с одним произведением Р. А. Кудашевой. Откройте учебники на с 148.
- Самостоятельно познакомьтесь со стихотворением.
2. Чтение стихотворения хорошо читающими детьми, учителем. - Чтение учителем.
- Самостоятельная работа. Подготовка к выразительному чтению.
- Чтение детьми.
8 Анализ прочитанного стихотворения. - Прочитайте строки, в которых зима показана очень красивой. Что нравится поэтессе?
- В каких строчках зима показана молодой, игривой? Почему ты так думаешь?
- В каких строчках зима озорная?
- Можно ли сказать, что Раиса Адамовна Кудашева использовала в стихотворении приём олицетворения? Докажи. Учитель проводит беседу по вопросам.
Задает учащимся наводящие вопросы. Участвуют в беседе с учителем, отвечают на поставленные вопросы, доказывают словами из текста.
9 Рефлексия. Подведение итогов. - Подводя итоги урока, мы будем наряжать ёлочку и увидим, хорошо ли усвоили новую тему.
- Кто автор знаменитой песни «Ёлка»?
- Сколько лет исполняется этому произведению?
-Сколько произведений для взрослых написала Р. А. Кудашева?
- Что ещё нового узнали на уроке?
- Что понравилось?
- Чему учились? Учитель предлагает учащимся обобщить приобретённые знания на уроке. Учитель отмечает, в какой мере достигнуты цели, выполнены задачи урока; выставляет ученикам оценки за урок. Учащиеся вступают в диалог с учителем, высказывают своё мнение, подводят общий итог урока.
10 Домашнее задание. Выучить это стихотворение. С. 148.
Задает дозированное домашнее задание. Учащиеся записывают домашнее задание.