Методическая разработка урока по русскому языку «Прекрасные мгновения прожитой жизни».
ОГБОУ СПО «Шарьинский политехнический техникум
Костромской области»
Методическая разработка урока по русскому языку
«Прекрасные мгновения прожитой жизни».
(Всероссийский конкурс «Лучший урок письма – 2013»)
Разработана преподавателем
русского языка и литературы
Останиной Галиной Александровной.
г.Шарья, 2013 год
Методическая разработка урока по русскому языку
«Прекрасные мгновения прожитой жизни».
(Всероссийский конкурс «Лучший урок письма – 2013»)
Письма - прекрасные мгновения прожитой жизни,
состояние души, запечатленное в слове.
А.П. Чехов.
В письмах человек обнажает свою душу.
С. Джонсон.
Цель: знакомство с письмом как древнейшим средством общения людей, его основными современными разновидностями и получение навыков правильного написания писем.
Задачи:
Образовательная: познакомить обучающихся с письмом как разновидностью текста, имеющим свою структуру и стилистические особенности, научить писать письма, знать их разновидности, структуру письма;
Развивающая: развивать речь обучающихся, познакомить со значением переписки в жизни людей;
Воспитательная: воспитывать нравственность, доброжелательное отношение к окружающим, познакомить с правилами и вежливыми формами переписки.
Тип урока: урок развития речевого этикета.Форма урока: урок-путешествие.
Ход урока.I. Организационный этап.- Добрый день, дорогие друзья! Любите ли вы получать письма?
А любите ли вы писать письма?
Чаще всего нежелание писать письмо связано с неумением его написать. Академик Д.С. Лихачёв в письмах к молодёжи как-то заметил:
Слайд 3
«А уметь хорошо писать нужно не только писателю или учёному. Даже хорошо, свободно и с известной долей юмора написанное письмо другу характеризует вас не меньше, чем ваша устная речь. Через письмо дайте почувствовать себя, своё расположение духа, свою раскованность в обращении к симпатичному вам человеку. Но как научиться писать? Надо писать, писать дневники, письма»Д.С. Лихачёв
К сожалению, в наши дни нередко слышишь фразу: «Письма писать я не умею, лучше я тебе позвоню». Да и впрямь, какие там письма, когда у каждого есть мобильная связь. И, тем не менее, написал ведь как-то поэт: «Мне писем не заменит телефон: ни городской, ни междугородний». Искусство эпистолярного жанра начинает потихоньку забываться в России. А ведь совсем недавно он был весьма популярен. Обратимся к словарю:
Слайд 4
эпистолярный – написанный в форме письма, переписки
этикет – установленный порядок в поведении, формах обращения
адресат – тот, кому адресовано письмо
адресант – тот, кто отправляет письмо
письмо – 1.бумага с написанным на ней текстом, посылаемая длясообщения чего-нибудь, уведомления о чем-нибудь, для общения с кем- нибудь на расстоянии//самый этот текст//соответствующее почтовое отправление 2.Официальный (преимущественно денежный) документ (истор.)3.только ед.Умение, способность писать 4.только ед.Графические знаки, начертания для передачи, запечатления речи на каком-нибудь материале//та или иная система, форма, тот или иной стиль таких знаков//внешний вид чего-нибудь написанного.
Сегодня у нас не обычный урок развития речи, а урок речевого этикета в форме путешествия по страницам истории письма.Слайд 5Наша цель – познакомиться с письмом как древнейшим средством общения людей, его основными современными разновидностями и получить навыки правильного написания писем.II. Вступительное слово учителя.«Искусство писать письма»Сегодня писать письма должен уметь каждый, к тому же, письменное общение естественная необходимость каждого образованного человека. Талант сочинять интересные письма дан не каждому, но способности вполне реально развить. Умение писать послания, которые люди хранят и берегут годами - Божий дар. Однако неправильно было бы полагать, что, не обладая этим даром, не стоит вообще пытаться писать письма. Поэтому знать основные правила эпистолярного жанра весьма полезно, они довольно просты. III. Реализация домашнего задания.- Дома вы должны были найти материалы об истории письма, подобрать примеры писем разного содержания (выступления студентов).
Слайд 61 группа: Письма существуют с давних времен. Они необходимы человеку как вид информационной связи.
Одним из первых видов была узелковая письменность. Определенное число узелков, завязанных на веревке, передавало то или иное сообщение. Одновременно с узелковым письмом возникло и рисуночное письмо, в котором записи делались с помощью рисунков.
«Письма» были разноцветными: важное значение имели не только узелки, но и цвет нитей. Так, красный цвет обозначал воинов, желтый - золото. Почти семьсот образцов кипу сохранилось в музеях Перу, Боливии и других стран.Камень. Вероятно, первым из материалов, на котором люди стали высекать сначала идеографические изображения, а позже – условные символы, слоговые знаки и буквы, был камень. Так, уже древнеегипетские мастера выбивали заточенными зубилами иероглифы на каменных обелисках.
Дерево. Книги в виде набора деревянных таблиц существовали задолго до времен Гомера (9 в. до н.э.). Поверхность таких таблиц обычно покрывали тонким слоем воска, мела или гипса, и буквы процарапывали с помощью металлического или костяного стержня, именовавшегося «стилем».
При таком способе письма тексты можно было исправлять, нанося в нужных местах новый слой покрытия. Отдельные дощечки скрепляли вместе тонкими кожаными ремнями – выходила книга, получившая у латинян название кодекса (codex).
Листья деревьев. Пальмовые и др. листья служили писчим материалом с незапамятных времен. Огромные листья пальмирской пальмы нарезали полосами почти любой желаемой длины и шириной около 5 см. На поверхности листа металлическим стержнем выдавливали бороздки знаков, а затем эти углубления заполняли черным красителем, отчего письмена становились четко различимыми. Проделав по краю исписанных листов пару отверстий и пропустив через них шнуры, листы скрепляли вместе – получалась книга. Память о таком использовании пальмовых листьев сохранилась вплоть до наших дней – в названии «листов» современной книги. История письма - интереснейшая эпопея открытия, расшифровки и анализа памятников письменности, включая древнейшие цивилизации, существовавшие за тысячи лет до нашей эры.Для писем существует не только свой стиль, но и свой предмет речи. Описание бытовых новостей, просьбы, поручения, расспросы с наблюдениями о мире и человеке содержались в письмах как великих людей, так и простых корреспондентов минувших эпох. Письмо представляло тематическую и стилевую свободу, легкость перехода с предмета на предмет независимо от его значительности. Эту открытость разным жанрам бытовое письмо передало своим литературным потомкам.2 группа: Все письма, независимо от того, шлют ли их обычной почтой, электронной или факсом, делятся на три категории. К каждой из них разный подход. Как писать то или иное письмо зависит от того, зачем вы его пишете.
Слайд 7
Личные письма адресуют членам семьи, любимым, друзьям, как реальным, так и по друзьям по переписке (студенты представляют примеры писем).
Полуофициальные письма используют, как правило, для бытовых случаев, например, для заказа товаров или их возврата, инструкции по доставке, письма-запросы необходимой информации, либо письма-подтверждения о получении товара или сведений (примеры писем).
Официальные (деловые) письма подразумевают использование определенных правил, придающих письму формальность и беспристрастность (примеры писем).
Учитель: (беседа с обучающимися)
Слайд 8
Давайте вспомним стили речи нашего русского языка. (Ответ обучающихся)
Хорошее знание стилей речи русского языка и особенностей каждого стиля необходимо для создания текста.
У вас на партах отрывки из писем А. П. Чехова, академика Д.С. Лихачёва, В.В. Маяковского Определите, какого стиля эти отрывки, найдите доказательства принадлежности каждого отрывка названному стилю.
Слайд 9,10,11
Как вы видите, письма пишутся в соответствии с установленными правилами.Конечно, с деловыми письмами понятно – они оформляются по определенным законам эпистолярного жанра, а вот личные письма? Давайте рассмотрим их более подробно.(Можно говорить и о белизне бумаги, разборчивом почерке, расстановке запятых, речевых нормах, и о доброте, конкретности, правдивости, юморе в содержании письма.)
Слайд 12Эпиграфом к нашему уроку я взяла слова А. П. Чехова «Письма - прекрасные мгновения прожитой жизни, состояние души, запечатленное в слове» и слова С. Джонсона « В письмах человек обнажает свою душу».
Как вы понимаете эти слова? Почему именно душа? (Потому что первая и главная особенность этой формы общения – личностность, посвящение текста определенному лицу, поэтому письмо согрето именем человека, добротой к адресату. Письмо – это духовный подарок. А самое главное - письма могут говорить.)
(Можно привести примеры писем, принесённых студентами, и обсудить содержание и структуру письма).
Слайд 13
Писатель Н.С. Лесков как-то заметил: «Скверное письмо затрудняет чтение,
расхолаживает впечатление, и, наконец, сердит читающего и настраивает его
против вас».
Учитель: назовём три главных условия создания письма.
Слайд 14
Первое условие создания письма:
Информация.
Информация в письме – это «кусочек» человеческой жизни, к которому интересно вернуться спустя годы. Что может служить информацией для письма?
(Ответы обучающихся): студенческая жизнь, события в семье, увлечения, желание поделиться впечатлением о прочитанном или увиденном, о трудностях и проблемах.
Уважение к адресату и его времени должно подсказать вам, стоит ли браться за перо.
Второе условие создания письма:
Слайд 15, 16
Культура человека.
Научиться культуре, конечно, невозможно за несколько минут, этот процесс длится порой всю жизнь. Поэтому надо помнить о том, интересна ли будет ваша информация тому, кому вы её адресуете (адресату). Нужно быть искренним и правдивым и, если письмо не строго деловое и серьёзное, можно приправить свой рассказ частицей юмора.
Говоря о культуре письма, отметим, что в письме, согласно принятому этикету, обязательны поля. В правом верхнем углу письма, как правило, ставится дата. Почерк должен быть таким, чтобы письмо не превращалось в ребус. Множество помарок и исправлений свидетельствуют о неуважении к адресату. Аккуратно и разборчиво подписывается конверт. И мы плавно переходим к третьему условию хорошего письма.
Третье условие создания письма.
Слайд 17
Грамотность.
Повторяем при помощи опорных схем знаки препинания при обращении и вводных словах и предложениях.
1. О,______. 2. ____,О,_____. 3._________,О. 4. О!________1. ______,вв,______. 2. Вв,_________. 3. __________,вв.
А отработать навык постановки запятой при обращении и вводных словах помогут упражнения по составлению зачинов и концовок писем.
Слайд 18.
В России XIX века в русском речевом письменном этикете были распространены зачины и концовки. Зачины в письмах содержали обращения к адресату по имени-отчеству с выражением ему всяческого почтения и добрых чувств, пожелания здоровья. Концовки писем обычно делались в одном стиле с зачинами и были очень многообразны. Это, прежде всего, многословные здравицы и почтительно-любезные заверения в любви и памяти. Перед вами типичные зачины и концовки, отражающие этикет писем XIX века.
Слайд 19
Посмотрим переписку А.П. Чехова.
Зачины:
«Здравствуйте, добрейший Николай Александрович!
Дорогой Михаил Осипович, здравствуйте!
Милый Мишель
Добрейший Николай
Благородная, порядочная Лика! (Л.С. Мизиновой)
Очаровательная, изумительная Лика (Л.С. Мизиновой)
Мой драгоценный (А.С. Суворину)
Свою жену в письмах он называл:
· милая моя Олюша;
· милый мой карапузик;
· дусик мой хороший;
· прелесть моя;
· милая моя жена, актрисуля, собака моя;
· милая моя собака;
Концовки:
С почтением(А.С.Суворину; около 20 февраля 1890 г. Москва),
Остаюсь любящий тебя(О.Л.Книппер ; 21 января (3 февраля) 1901 г. Ницца),
Ваш известный друг... (Л.С.Мизиновой; 17 мая 1891 г. Алексин),
побежденного Вами... (Л.С. Мизиновой; 28 июня 1892 г. М
Да хранят Вас ангелы! (Л.С. Мизиновой; 19 декабря 1892 г. Москва),
Да хранит Вас небо, солнце, луна и звезды. (А.С. Суворину; 5 февраля 1893 г. Мелихово),
Будьте здоровы и хранимы богом от мрачных мыслей. (А.С. Суворину; 6 февраля 1891 г. Москва),
Оставайтесь счастливы, здоровы и в самом деле делайте успехи Храни Вас бог. ( Л.С. Мизиновой; 21 сентября 1898 г. Ялта),
Будьте здоровы и счастливы. Не забывайте Вашего старого обожателя. (Л.С. Мизиновой;24 октября 1898 г. Ялта),
Реализация домашнего задания:
3 группа: Группа учащихся, получивших задание на предыдущем уроке, зачитывают зачины и концовки из рассказов А.П. Чехова. Объясняют постановку знаков препинания при обращениях.
Слайд 20
Задания по группам:
Группа 1. Учащиеся этой группы составляют зачины и концовки для дружеских писем сверстникам.
Группа 2. Учащиеся этой группы составляют зачины и концовки для писем родителям и взрослым родственникам.
Группа 3. Учащиеся этой группы составляют зачины и концовки для деловой переписки с людьми, от которых ждут помощи, решения проблем.
Обращаем внимание на знаки препинания в полученных формулах, какие формулы можно использовать в современном письме?
IV. Практическая часть.
Слайд 21
А теперь возьмите чистый лист бумаги. Вспомните, какие три условия необходимы для создания письма. Напишите дружеское послание близкому человеку.
Слайд 22
Алгоритм написания письма.
Приветствие или обращение – имя того, кому предназначено письмо.Здравствуйте
Вступление - вопросы, отражающие интерес к жизни адресата, добрые слова в его адрес, пожелания.
Основная часть – изложение информации, интересующей адресата.
Заключение – выражение уважения, любви, преданности, формулы прощания.Подпись. Дата.
Творческая работа (выделить в письме основные композиционные части).
Слайд 23, 24
V. Рефлексия.
Наш урок подходит к концу. И мне хотелось бы вернуться к нашему сегодняшнему эпиграфу. Письма – это, действительно, прекрасные мгновения прожитой жизни, состояние души. И в подтверждение этому небольшой рассказ. Англичанин Джон Стивенсон уже несколько лет проводил любопытный эксперимент: не пользовался телефоном, а писал письма. На это у него существовала своя теория: меньше вероятности получить неприятную информацию и сообщить ее самому. Стивенсон заметил, что с тех пор, как начал общаться с помощью писем, у него практически со всеми друзьями, знакомыми и коллегами установились дружеские отношения, заметно уменьшилось число врагов, а главное – улучшился характер и общее состояние здоровья.
VI. Итог урока.
VII. Домашнее задание. Написать письмо другу.
Заголовок 315