Ритмические игры Взаимодействие детей в пространстве сцены
Апрель-май. Снег тает, цветы расцветают, бабочки летают.
Приветствие и жестовые игры.
Жестовая игра “Бабочка”. Сложное переплетение пальцев и кистей рук, выделение одного из пальцев. Сложить ладони тыльными сторонами друг к другу. Зацепить мизинцы между собой, затем, безымянные, средние и указательные пальцы. Вращательным движением (вниз и к себе) развернуть скрепленные ладони пальцами внутрь – это кокон. Внутренний большой палец – гусеница бабочки, свободным большим пальцем постукиваем по кокону. Затем ладони выворачиваются обратным движением и раскрепляются. Дети сами становятся бабочками (руки – крылья) и свободно летают по помещению под музыку. Движение завершается в общем кругу:
Этот странный дом без окон
У людей зовется кокон.
Свив на ветке этот дом,
Дремлет гусеница в нем.
Спит без просыпа всю зиму,
Но она промчалась мимо:
Март, апрель, капель, весна!
Просыпайся, не до сна!
Крылышки ты расправляй,
Бабочкой теперь летай.
(В. Егоров)
Рисуем бабочку, пишем имя. Форма бабочки зеркальная. Стараемся сделать все симметрично – точное отражение левой и правой сторон. Переходим в зал. Рисунки кладем в зале на пол в круг, как ориентир в пространстве.
Из положения сидя, выпрямляемся, прыжок – ноги и руки в стороны, затем прыжком ставим ноги вместе, руки скрещены на груди (А-Е):
Маленькое зернышко росло-росло:
“Вот я! Вот я здесь! “
Звуковысотность вниз - образ солнечного света и тепла, согревающего землю.
3.Весною такое бывает, (А)
Что снег незаметно тает(С)
Становится крепким настом,(К)
На нем нарисуем краской(М)
Мы разноцветные льдинки -
Искрятся цветной картинкой!
Красные!
Желтые!
Синие!
Весною такое бывает, (А)
Что льдинки на солнце сверкают,(С)
В льдинках свет отражается,(Л)
Дети смеются, катаются! (смех)
(правая нога, левая нога)
Каблучок чок-чок –
И расколется ледок!
И носок ток-ток –
Вот расколется ледок!
(правый кулачок, левый кулачок, стучим костяшками)
Кулачок чок-чок –
Вот расколется ледок!
И носок ток-ток –
Вот расколется ледок!
Тонок лед! Тонок лед! Носок – стопа (Т, Д)
Вот! прыжок
Ритмическое упражнение - стучим кулачком, как звучит музыка. Музыкант импровизирует, повторяя несложный ритм.
Движение по лемнискате. Образ для движения – весенний ручеек. Просим музыканта импровизировать в разном темпе – медленно, быстро. Могут быть подскоки – это очень веселый ручеек.
Дети стоят в куругу, доверительные свободные жесты рук.
Жил-был принц в золотой кроне (П). Каждое утро он провожал звездочки (сжатие), встречал солнышко (освобождение), встречал милый ветерок (В), приветствовал каждый весенний цветок (Ц).
На крыльцо он выходил (ритмичные шаги на месте, повторить несколько раз и остановка, ноги вместе),в колокольчики звонил (имитируем руками как распространяется звук) - в маленький колокольчик, и его слышали те, кто жил рядом. Затем он звонил в колокольчик побольше, и его слышали те, кто жил подальше. Затем он звонил в самый больший колокольчик, и его было слышно далеко-далеко (возрастающие Л). Вот как они звучали: … звучат интервалы квинты, настрой на слушание и концентрация внимания.
Принц звал своих друзей: “Приходите ко мне мои друзья!” Приглашающий жест рук. Приходили друзья, но были такие грустные… (душевный жест печали, можно сойтись к центру зала). И тогда принц думал-думал (жесты около головы, М) и придумал! Веселые подскоки, рука с указательным пальцем поднята вверх (И).
Придумал, что пойдет по всему королевству на пятках!
Я иду-иду-иду!
Всем веселье принесу!
Прыгаем на месте, руки высоко над головой (душевный жест смех).
Затем друзья снова загрустили…
Все движение повторяется 4-5 раз. Ходим на цыпочках, как медведь, как утка, с прыжками. Постепенно побуждаем детей придумывать свои веселые движения – быть лидерами, тогда вся группа копирует это движение.
Постепенно выстраивается форма движения по четырем сторонам квадрата. Это делается из урока в урок, при этом дети должны быть все более самостоятельны, понимать форму и порядок движения:
Группа 4-5 детей двигаются с остановками в углах квадрата. Квадрат должен быть действительно равносторонний, в пространстве зала быть как можно большим. Образ для движения – капитаны ведут свои корабли из гавани в гавань. Обязательная остановка в каждом углу (гавани) и поворот к следующему пути. Просим музыканта импровизировать или напеваем текст, один путь на одну строку:
Ветер-ветерок,
Качай белый лепесток.
Качай белый пароход.
Пусть он поплывет вперед.
- для движения используется волнообразный жест рук (В), для остановок – руки скрещиваются на груди (Е) или как в слове капитан ярко звучит “Т” (Т).
- в каждой группе выделяется или назначается лидер, которому все следуют.
- группы начинают движение из разных “гаваней”
- движутся одновременно четыре группы из четырех гаваней
- Когда дети освоились с перемещениями по квадрату, вводится движение по диагоналям таким образом, что две противоположные группы двигаются вместе, встречаясь левыми плечами, не пересекая линию движения. Просим музыканта импровизировать или напеваем текст:
Надуй паруса, - первые две группы
Путь осветит нам звезда.- вторые две группы
Мы поедем по морям –- все четыре группы одновременно
Я сам буду капитан! - все группы сходятся в центре
Когда все четыре группы сходятся в центре, хорошо организовать круг, а затем спокойно разойтись в стороны спиной назад. В это время в центре могут “расцвести цветы”. Для этого еще одна группа детей сидит в центре с самого начала действия. Это цветы, руки – лепестки, сложены на груди. Когда капитаны расходятся, они удивляются и радуются цветам. Дети в центре поднимаются и раскрывают руки – цветы расцветают.
Ритмическое социальное упражнение (передача мячей в группе). Сначала передается один предмет, например, красивый стеклянный шарик. Затем используются тряпичные мячики с купой или фасолью внутри (их можно потом использовать в упражнениях для ловкости). Затем с интервалом передаются 4-5 мячей, а если группа очень хорошо чувствует друг друга, то у каждого ребенка свой мяч и передача происходит одновременно – одна рука отдает, другая принимает. Можно просить музыканта чередовать длинный-короткий (передаем на длинный) или использовать известное стихотворение С.Я.Маршака (передаем друг другу на ударный слог, из руки в руку – на безударный):МойВеселый,ЗвонкийМяч,Ты кудаПомчалсяВскачь?
Желтый,Красный,Голубой,Не угнатьсяЗа тобой!
ЯТебяЛадоньюХлопал.ТыСкакалИ звонкоТопал.
ТыПятнадцатьРазПодрядПрыгалВ уголИ назад.
Изречение. Завершение. Благодарность (см. Сентябрь)
На последнем занятии дети могут попробовать движение по прямой из глубины зала к зрителям. Предлагается образ ветра, руки двигаются волнообразно (В). Такое движение вперед по прямой подготавливает детей к зеркальным формам, которые необходимы для правильного развития в следующем году (в возрасте 8 лет). Музыкант импровизирует музыку ветра или можно использовать стихотворение.