Авторская работа Воспитание учащихся на народных традициях



ВОСПИТАНИЕ УЧАЩИХСЯ НА НАРОДНЫХ ТРАДИЦИЯХ

СОДЕРЖАНИЕ.
Введение.
– Постижение прошлого своей Родины – одна из главных задач современной школы.
–Почему нужно воспитывать учащихся на традициях отечественной культуры.
Практическая часть. Из опыта работы по возрождению народной культуры.
– Некоторые формы приобщения учащихся к народной культуре.
– План основных мероприятий, посвященных воспитанию учащихся на народных традициях.
– Проведение праздника «Масленица».
Заключение. Национально-региональный компонент в воспитании учащихся на народных традициях.
Литература.
Приложение. О новогоднем празднике чувашей «Сурхури».


















«Мне кажется, что тот, кто не интересуется
историей, прошлым, обедняет настоящее. Из
трех делений времени – настоящее, будущее
и прошлое – самое ответственное –
настоящее, самое манящее – будущее, самое
богатое – прошлое».
Д.С.Лихачев.
1. Введение.
Перед современной системой образования стоит задача приобщения новых поколений к исторической памяти народа, а значит – и сохранение ее в наших детях. Знание наследия необходимо каждому народу. Наше прошлое – это фундамент стабильной, полнокровной жизни в настоящем и залог развития в будущем. Мы обращаемся к народной педагогике не только потому, что это кладезь мудрости, запасник педагогической мысли и нравственного здоровья, но и потому что это наши истоки и поэтому, наша задача сегодня:

- помочь ребенку вспомнить свою национальную и родовую память;

- уважительно относиться к своим древним корням;

- чтить и уважать память предков;

- систематически и целенаправленно приобщать детей к истокам народной культуры.

Постижение прошлого своей Родины - одна из главных задач современной школы.
Воспитание учащихся на традициях народной культуры – одно из главных направлений обновления содержания всего педагогического процесса. Активная перестройка внеклассной работы на основе ознакомления учащихся с народными семейно-бытовыми традициями, с народными песнями и танцами, промыслами, ремеслами проводится во многих школах, и в нашей школе – в частности.
Чем же объясняется такой интерес к народной культуре? Причин очень много.
Та ситуация, в которой мы сейчас оказались, требует глубокого и серьезного анализа причин происходящих событий, изменений в обществе, в сознании людей. Мы являемся свидетелями колоссальной ломки устоявшихся оценок, мнений, норм поведения. Необходимо понять смысл происходящего в стране, в нас самих. Именно поэтому мы находимся сейчас в положении человека, пытающегося заглянуть внутрь себя, внутрь своей истории. Пока мы смогли понять одно: Пренебрежение прошлым чревато серьезными последствиями. Сейчас поставлены под сомнение такие понятия, как гражданственность, служение Отчизне, любовь к России и т. д.
В процессе самоанализа необходимо решить проблему, как сохранить или вернуть уважение к себе и к тому, что мы называем Отчим домом.
В годы социальных потрясений, когда все привычное рушится, необходимо найти духовную опору, незыблемые ценности и их носителей. В этом случае полезным будет обращение к своей культуре, где можно найти нравственные ориентиры.
Особенно остро проблему поиска духовно-нравственной опоры должна ставить перед собой школа, ибо будущее России решается здесь. Главная задача каждого педагога – установление связи между прошлым и будущим, преемственности в культурных традициях. Здесь предстоит искать свое место в истории, в культуре, пробуждать и формировать свою историческую память, ту память, о которой Д.С.Лихачев сказал: «Память – это не сохранение прошлого, а забота о вечности».


2. Почему нужно воспитывать учащихся на традициях отечественной культуры?
Во-первых, теперь все ощущают, что мировоззренческая пустота быстро заполняется культом «золотого тельца». Власть денег многими средствами массовой информации буквально обожествляется. Только и слышишь со всех сторон:»Богатым человеком быть хорошо, почетно! Дорогу богатым! Власть богатым!» А порой даже внушается безнравственная мысль, что все способы обогащения приемлемы в период «дикого» капитализма, поры первоначального накопления средств. Любому думающему человеку ясно, как трудно совместить бизнес и мораль в сегодняшних условиях криминального рынка.
Но культура народа не продается и не покупается – она по крупицам, с муками складывалась на протяжении многих тысячелетий. Сегодня от каждого из нас зависит, сохраним ли мы свои истоки? Что передадим детям? Кроме того, сегодняшний учитель прекрасно понимает, что культ богатства явно не соответствует исконно русскому мировоззренческому идеалу, русской духовной традиции, сущность которой великолепно выразил замечательный ученый, педагог, философ П.Флоренский, сказавший однажды: « Если идеал Запада – материальное благополучие, то идеал России – преображение души».
Поэтому современный педагог призван приобщить учеников к высочайшему идеалу тысячелетней русской культуры, идеалу преображения души на службе Отечеству. На этой духовной основе всегда стояла, стоит и будет стоять народная культура. На этой духовной культуре зиждется и народная педагогика, и русская классическая педагогика от великого Ушинского до Макаренко и Сухомлинского, до сегодняшних педагогических трудов Щурковой, Новиковой, Караковского, других ученых.
Во-вторых, народная культура позволяет привить учащимся нравственный иммунитет против волны аморализма, захлестнувшего страну. Высокое целомудрие, пафос добра и правды, поиски красоты вечной и непреходящей – все это свойственно русской классической литературе, музыке, живописи, устному народному творчеству. И все это позволяет омыть детские души от невиданного в истории России потока непристойностей, пошлости, садизма, который под лицемерным лозунгом свободы самовыражения вторгается в нашу обыденную жизнь.
В-третьих, обращение учителя к традиционным ценностям народной культуры объясняется и тем, что именно в наши дни открыто заговорили о том, что ныне реально встал вопрос о самом существовании того, что мы называем русской цивилизацией. И об этом учитель не имеет права забывать, так как в его руках будущее нации, Родины.
В-четвертых, воспитывать учащихся на традициях отечественной культуры необходимо уже потому, что наши дети в большинстве своем ( имеется в виду – В России) русские. Без знания основ народной жизни, родного фольклора, классического искусства невозможно воспитать интерес и уважение к культуре других народов: ведь Россия – многонациональное государство. Если выпускник школы не знает истоков своей национальной культуры, ему чужда и культура другого народа.
И наконец, учитель в наши дни ясно видит, что некоторые средства массовой информации занимают откровенно враждебную позицию по отношению к народной традиции, самому русскому человеку, русскому языку. А это совершенно недопустимо.

2. Практическая часть. Из опыта работы по возрождению народной культуры.
А) Некоторые формы приобщения учащихся к народной культуре.
Поиск путей воспитания школьников средствами народной культуры в нашей школе идет по нескольким направлениям.
В школе введен факультативный курс «Культура родного края» (учитель-краевед Кадебин Н.К.), где изучается происхождение и расселение чувашского народа, его материальная культура, праздники и календарные обряды, народные музыкальные традиции и т.д.; созданы кружки художественных ремесел (вышивки, вязания), русской и чувашской кухни, русского и чувашского быта; работает чувашский фольклорный кружок ( руководитель Микка Г.А.); создан ансамбль народных инструментов (руководитель Алексеев С.М.); на заседаниях методического объединения классных руководителей рассматриваются такие вопросы, как «Методика многоплановых занятий с учащимися по возрождению народных традиций», « Эстетическое воспитание детей в процессе изучения народных ремесел».
В школе имеется музей, где собраны предметы жизни и быта наших предков. Это старые самовары, прялки, утюги, салфетки с вышивкой, кружева, платки, одежда и т.д. На основе материалов музея проводятся открытые уроки, тематические классные часы, праздники. Учащиеся-экскурсоводы очень интересно рассказывают о новых находках, о традициях и обычаях нашего народа. Знакомятся с материалами музея не только учащиеся нашей школы. К нам приезжают гости из соседних школ не только нашего района, но и других республик (с.Ильмово, Татарстан). Частые гости нашего музея – учащиеся М. Нагаткинской, Тимерсянской, Богдашкинской школ, ветераны войны и труда, односельчане.
Я разработала программу по изучению учащимися народных традиций. Курс этой программы, которая носит название «Мир народной культуры», рассчитан на 3 года. В соответствии с этой программой народная культура изучается детьми во вполне доступных формах. Используются игры, песни, танцы, сказки, загадки, пословицы, обряды, обычаи.
Перечислю некоторые формы приобщения учащихся к народной культуре, которые я использовала в своей педагогической практике.
На основе традиционной народной культуры:
- класс выпускает листы календаря, в которых говорится о памятных датах того или иного месяца, приводятся народные приметы. Здесь же сообщается, например, о проведении «масленичной недели», «святочной недели», «пасхальной недели»;
- праздник «Волшебный мир народных инструментов» ( балалайка, ложки, рожок, гармонь). Приглашаются дедушки, бабушки, родители, умеющие играть на этих инструментах. Ребята рассказывают историю бытования этого инструмента в России и в наших краях;
- праздник русского дерева ( березы, рябины);
- вечер «Поэзия русского и чувашского костюма» с демонстрацией костюмов древности и современных, а также выставка книг о народном костюме, народные хороводы, танцы;
- классные часы на темы: «Народная песня – душа России», «Светочи России – полководцы и герои войн за Отечество», «Великие русские ученые, путешественники, мореплаватели и т.д»
2) На основе классической культуры:
- празднование памятных дат, юбилеев писателей, актеров, живописцев;
- посещение выставок мастеров живописи ( посещение Ульяновского краеведческого музея);
- коллективные просмотры экранизаций классических произведений, спектаклей, посещение Ульяновского драмтеатра;
- беседы на темы: «Любимые актеры кино», «Великие певцы, танцоры, музыканты России и моего края», «Спасибо, музыка»;
- встреча «В гостях у писателя нашего края (А.Чебанов, В.Тарават, В.Чекушкин, Н.Кадебин и т.д.)

Б) Далее я хочу привести план основных общешкольных мероприятий, посвященных воспитанию учащихся на народных традициях ( на трехлетний период)

Первый учебный год.
1 четверть.
Тематическая неделя «Осенины»
Проведение праздника Покрова Пресвятой Богородицы.
2 четверть.
Выпуск листов календаря о памятных датах ноября и декабря.
3 четверть.
Из народного календаря. Праздник «Масленица».
4 четверть.
Тематическая неделя «Светочи России – великие полководцы и герои войн за Отечество».



Второй учебный год.
1 четверть.
Тематическая неделя «Светочи России – великие ученые, мореплаватели, путешественники».
2 четверть.
Общешкольный смотр художественной самодеятельности по теме: « русские бытовые обряды и праздники» ( посиделки, гулянки, проводы в армию, фрагменты свадьбы, фрагменты сельской ярмарки, игры, девишники, мальчишники и т.д.)
3 четверть.
Общешкольный краеведческий смотр «Мы – жители Симбирского края» - история Симбирского края в легендах, преданиях, воспоминаниях; выступление школьного ансамбля народных инструментов; совместный концерт учащихся и старожилов; экскурсии по историческим и памятным местам г. Ульяновска.
4 четверть.
Тематическая неделя «Страстная неделя – святая Пасха»
Выпуск газет о памятных датах апреля и мая.


Третий учебный год.
1 четверть.
Тематическая неделя «Светочи России – великие актеры театра и кино»

2 четверть.
Общешкольный фестиваль русского классического искусства ( инсценирование литературных произведений, конкурсы чтецов).
3 четверть.
Из народного календаря – «Святочная неделя»
Выпуск листов календаря о памятных датах января, февраля, марта.
4 четверть.
Тематическая неделя «Зеленые святки» ( включая праздник Святой Троицы)

По-моему, работа по такой программе помогает во многом решать проблемы сохранения «генетической памяти», формирует у молодого поколения любовь к прошлому своего народа, гордость за свое Отечество; помогает обрести родную почву под ногами, ощутить глубинные корни своего «я», ощутить себя на земле неслучайным человеком, сделать выбор основных нравственных ценностей, которыми следует наполнить свой внутренний мир.

В) П р о в е д е н и е п р а з д н и к а «Масленица».
Я хочу поделиться со своими коллегами с опытом проведения в нашей школе «Масленичной недели».
Праздник проходил в конце февраля – начале марта, потому что именно в это время на Руси всегда празднуется Масленица. Люди всегда верили, что, празднуя масленицу, они помогают Солнцу одержать победу над Зимой. Отсюда и особое значение символов, используемых в ходе праздника: образ солнца в виде катящегося горящего колеса, блины, каждый из которых похож на маленькое солнце.
Весь февраль в школе проходил под знаком подготовки к Масленице. Дети готовили чучело Масленицы. Каждый приносил из дома что-то для того, чтобы нарядить дорогую гостьюшку, разучивали масленичные песни, строили ледяную горку, изготавливали поделки для продажи на ярмарке.

Праздник принес собой много радости и сильных впечатлений: вкусные блины на морозе, горячий чай, катание на украшенных лошадях и с горки, встреча с Зимой и Весной, игры и хороводы, гостинцы и подарки, которые можно было купить на ярмарке, и под конец – сожжение Масленицы.
В первый день масленичной недели чучело Масленицы появляется в школе – то в классах, то в столовой, то в коридоре, оповещая о наступлении веселого праздника.
И вот праздник начинается. Его главные действующие лица - ряженые, Воевода, барабанщик, Зима, Весна, Цыган с цыганкой и с «медведем».
Раздается барабанная дробь. Появляется Воевода:
ВОЕВОДА: Добры молодцы, красны девицы,
Молодушки, мужики, старушки, старики, здравствуйте!
Здравствуйте, почтенные господа,
Вот и праздник к нам пришел сюда.
Не стесняйтесь, веселитесь,
Удовольствия вам желаю три короба!
На возвышение в центре площадки, где проходит праздник, выносят и устанавливают чучело Масленицы. Возле него ФОЛЬКЛОРНАЯ ГРУППА выполняет масленичный обряд.
Выходят два мальчика в нарядных костюмах ПЕТРУШКИ и СКОМОРОХА.
1-ый мальчик: Подходите, ближе подходите и глаза свои протрите!
Мы развеселые потешники,
известные скоморохи и насмешники.
2-ой мальчик: За медный пятак покажем вам все этак и так! Полюбуйтесь, как встречали
Масленицу во времена древние.
Запрягу я коня вороного, посажу я кума молодого.
Масленая, счастливая, простягнися до Велика дня! Гу-у-у!
1-ый: Чего орешь?
2-ой: Эх, знайте-познайте, люди добрые!
Было такое дело, в стародавние времена по святой Руси звенело.
Ой, гой-еси, родимые, порасскажу на ваше здоровье да не во гнев-злобу лютую, а
во светлое милостие. Сладкой речью со уст пересыплюся.
1-ый Ты чего городишь?
2-ой: А под маслену неделю во новен весел праздничек тое бывалкало, чтой по сюю
пору-времечко во селе люди балакают. Во тоему дню веселы колокольцы брень-
бренькали, гудочки гуделькали, все люди споряжалися, в хороводы собиралися!
1-ый: Так Масленица, что ли, настала?
2-ой: Ты откель свалился? Седьмой день гуляем!
1-ый: Ба! Побегу нову рубаху одевать.

На площадку въезжает «тройка». Ансамбль музыкальных инструментов играет веселые наигрыши. Все собравшиеся пляшут. Приехавшие на «тройке» выкрикивают:
Широкая Масленица, мы тобою хвалимся,
На санках катаемся, блинами объедаемся.
Масленица-кривошейка, встречаем тебя хорошенько,
С блинами, каравайцами, с вареничками.
Все встают вокруг чучела Масленицы, водят хоровод. Поют:
А мы Масленицу устречали, 2 раза
Устречали, люли, устречали 2 раза
Мы сыр с маслицем починали,
Мы блинами гору устилали,
Сверху маслицем поливали,
Как от сыра гора крута,
А от масла гора ясна
Разговор участников ансамбля:
- Была-тко у меня изба калачом принакрыта, дверь блином обита. Дали-тко мне кочанистой капусты, я ел-ел, а в роте пусто. Калача ломоть отломил – избу повалил, слупил пирога – крыша спотекла.
- Воюю неделю в деревне гульня, тутать пришмугал и я. Столы стоят дубовые, скатертки веселые на скамеюшках усе порассетые, лясы точат, угощеньице просят.
- Сладкий медок по столам разливается, горками блины на столах румянятся – с энтого боку режь, ан с другонтого макай и ешь.
- По сеням слышится, что ступицы погромыхивают-катятся, на дворы высыпаются. Эх, не доиграна игра , не допета песенка.
- Ай, я, я-то был хорош, на окошке забыл ложки. Эй, Федот, ты легок на ножку, сбегай-ка, принеси ложку!
- А у меня теперя пуста хата, по карманам ветер поет, кошелек пустой гремит-перезвянькивает!
- Не скучай, песни пой, в хороводах пляши, ведь Масленая же!
Запевала затягивает песню. Все подхватывают, пляшут:
Ой, куры-куры, куры рябые,
Ой, люли, люли, конопатые.
Не пойте, куры, рано на заре,
Ой, люли, люли, рано на заре,
Рано на заре, на три голоса, Ой, люли, люли, на три голоса.
ВЕДУЩАЯ: А давайте поведаем всем честным людям, как Пахомка невесту выбирал
ВСЕ: Давайте!
ФОЛЬКЛОРНАЯ ГРУППА поет:
Как у нашего соседа, (2раза)
Люли, люли, у соседа
Была с матушкой беседа, (2раза)
Люли, люли, да беседа
ВЕДУЩИЙ: Пришел раз Пахомка к матери и говорит:
ПАХОМКА: Мать, а мать, жениться хочу!
МАТЬ: Не вырос еще!
ПАХОМКА: А я все равно хочу! (садится на палку, скачет. Увидел девушку, остановился)
Девка, а девка, выходи за меня!
!АЯ ДЕВУШЕА (ленивая) поет частушки:
Кабы, кабы, да кабы,
На носу росли грибы,
Сами бы варилися
Да и в рот катилися.
Что же это будет-то,
Больно рано будят-то
по утру, по холоду
Посылают по воду
МАТЬ: Не надо нам таку, не надоть!
Пахомка опять скачет на палке. Увидел еще одну девушку, остановился.
ПАХОМКА: Девка, а девка, выходи за меня. А?
2АЯ ДЕВУШКА (озорная) поет частушки:
Посылала меня мать
Загонять гусака, а я вышла за ворота
И давай плясака.
Плясать пойду, головой тряхну,
Своими серыми глазами завлекать начну.
МАТЬ: Не надоть нам таку, не надоть!

Пахомка снова скачет на палке. Встречает третью девушку.
ПАХОМКА: Девка, а девка, выходи хоть ты за меня!
3-я ДЕВУШКА (скромная ) поет:
Подою я , подою белую коровушку:
Молочко – теленочку, а сливочки – миленочку.
Вы пляшите, мои туфли, вам недолго поплясать,
Выйду замуж – стану плакать-
Вам под лавочкой лежать.
МАТЬ: Вот эта подходит! Эта в самый раз!
Благословляю вас, дети мои!
Пойдемте в церковь венчаться.
Поет: я лужком хожу, я лужок белю,
Ой ли, ой да люли, я лужок белю.
Я белю да я не выбелю.
ДЕВУШКИ поют частушки ( под мелодию «Калинки» ):
Как вставала я ранешенько,
Убиралась я быстрешенько (припев)
Пришла к нам Масленица,
Принесла блинов да маслице.
Как стояла я у жаркой у печи,
Выпекала кренделя да калачи (припев)
С кренделями блины-шанежки
Для милого друга Ванюшки.
Для любимого Пахомушки
Поварешкой по головушке.
Все смеются, разбегаются
Слышатся голоса:
- Пора масленице со двора Съезжать!
- Масленица – блиноеда!
- Масленица – жироеда!
Масленица – обируха
- Масленица – обмануха!
- Масленая неделя в Ростов полетела,
На пенечек села, оладушек съела,
Другой закусила и домой потрусила.
Весело гуляла, песни играла,
Протянула до поста.
Все: Здорово, прощай, на тот год приезжай!
Роняют чучело на землю. Водят хоровод, поют:
А мы Масленицу прокатали,
Дорогую свою потеряли,
А мы в ямочку закопали,
Лежи, Масленица, до налетья,
И на лето мы раскопаем,
Обратно ее раскатаем.
Садятся в сани и уезжают.
ВЕСНА: Уходи, Зима, долой
Силы нет, а хвост трубой!
ЗИМА: Ишь ты, ранняя какая!
Спорить вздумала со мной?
Рано мне еще в дорогу,
Не пущу тебя к порогу.
Идет их веселое противоборство. То они зовут ребят на перетягивание каната, то ведут всех на ледяную горку, то предлагают ребятам забраться на столб, на верхушке которого – сладкий приз.
Праздник в полном разгаре. Каждый находит себе развлечение по душе: игры и хороводы вокруг чучела, катание на лошадях, скатывание горящего колеса, блины с горячим чаем, ярмарка.
Постепенно праздник подходит к концу. Все собираются вокруг чучела Масленицы.
Раздаются хуления:
- Масленица – обманщица,
Обманула, провела,
За заулок завела
- Масленица, Масленица, до чего ты довела:
До великого поста, нет хлеба ни куска.
- Дала редьки хвост на великий пост
Раздается крик ВОЕВОДЫ: «Масленицу жечь!»
Поджигают Масленицу – чучело.
ВЕДУЩИЙ: Масленица загорела, всему миру надоела!
Ведущая: Масленица, прощай, на тот год опять приезжай!
Все дети и взрослые начинают водить хороводы вокруг горящего чучела масленицы и петь песню:
Шла сторонкою к нам
По заулочкам, закоулочкам,
Несла блинов чугуны,
Надорвала животы,
Блинов напекла,
Сама все пожрала,
А нам редьки хвост дала на пост.
Песня стихла. Догорел костер. Масленица закончилась, а с понедельника начинается Великий пост.
3. Заключение. Национально-региональный компонент в воспитании учащихся на народных традициях.
При проведении Масленичной недели мы использовали элементы проведения этого праздника у чувашского народа («Саварни»). У большинства чувашей Масленица продолжалась две недели. Первая неделя называлась Асла саварни (Большая Масленица), а вторая – Кесен Саварни (Малая Масленица). Катание с гор носило иносказательное название – «Серси ури хусни» (букв. «ломание воробьиных ног») . Каждый из ребят при первом спуске с горы сыпал конопляные семена и приговаривал: «Пусть в этом году лен и конопля будут долгими!» На этот случай бытовали также и ритуальные приговорки. Пока салазки скатывались с горы, ребята громко приговаривали:
Пусть салазки наши прокатятся
Аж до того берега овражечка!
Лен и конопля да вырастут долгими!
Семена пусть будут ядреными!
У воробушков ноженьки да сломаются!
Нам на тело да будет обнова!
Одежонка пусть износится,
Да головушка живою останется!
То же самое проговаривается на чувашском языке.
Приговаривали до тех пор, пока салазки не остановятся. Бытовало такое верование: кто сколько успеет высказать просьб, то и сбудется..
Национально-региональный компонент обеспечивает гуманистическую направленность в образовательной и воспитательной деятельности, только он способен придать каждой школе самобытность, учителям – творческую устремленность, а учащимся – условия для полноценного личностного развития.
Это небольшой опыт, самое начало, обращенное к детям, волею судьбы вверенных нам, и дальнейший путь их – это мы и наше воспитание. Но уже можно заметить, что в жизни школы произошли значительные изменения в плане приближения содержания образования и воспитания к природе, истории и культуре, сегодняшней жизни местного края, национальным традициям.
Я надеюсь, что этот первый шаг послужит совместному творчеству классных руководителей по ведению наших детей в мир света, добра, красоты.
Воспитывать – значит создавать условия, в которых растущий человек не может не становиться лучше, не сможет не ставить вечные вопросы о добром, должном и прекрасном. Поэтому возрождению народных традиций – быть!


Н О ВО Г О Д Н И Й П Р А З Д Н И К «С у р х у р и»

«Сурхури» - старинный чувашский новогодний праздник. Он отмечался в период зимнего солнцестояния, когда день начинал прибывать. Обычно праздновался целую неделю. Во время празднования Сурхури проводились обряды, призванные обеспечить хозяйственные успехи и личное благополучие людей, хороший урожай и приплод скота в новом году.
В первый день Сурхури дети собирались группами и обходили деревню подворно. При этом они распевали песни о наступлении нового года, поздравляли односельчан с праздником, приглашали других ребят присоединиться к их компании:
Сурхури, Сурхури! Ситре кетне Сурхури!
Сурхури ситне, куртар-и? Хапха усса хутар-и?
Атьар, тухар, ачасем, Урам тарах кайапар,
Килерен киле сурепер, Салат-хамла пухапар,
Кукаль-симес пухапар, Сурхури ески тавапар!
Сурхури-тек Сурхури, Чапла пултар Сурхури!
Керкури те Варвари, Сурхурине пыратри?
Пырассине пыратар, Кемел нухран паратри?
Новый год! Новый год! Долгожданный Новый год!
Новый год настал, видали? С радостью его встречаете?
Ворота отворяете? Выходите же, ребята,
Все по улицам пойдем, Дом за домом обойдем,
Хмель и солод соберем,
Пирожочков наберем, Пир горою провернем!
Новый год так Новый год, Славно справим Новый год!
Вы, Варвара и Григорий, Вы придете к нам на пир?
Приходите, рады вам, принесите денег нам!
Хозяева домов встречали ребят у распахнутых ворот, приглашали в избу, угощали специально приготовленными пирожками, сладостями, орехами и непременно – жареным горохом. Ребята под музыку пели песни-заклинания с пожеланиями хозяевам благополучия, доброго урожая, обильного приплода скота:
Урай тулли выльах пултар,
Сака тулли ача пултар ( Пусть двор будет полон скотины, дом – детворы)
Детвора осыпала щедрых хозяев, а также молодняк домашнего скота жареным горохом, приговаривая:
Висе тесле выльах-черлех
Хутасла парса пек хунавла пултар,
Шутерне парса пек мантар пултар,
Ашалана парса пек писе пултар,
Тепер висе картара пултар


Да будут три вида вашего скота
Многочисленными, как горошины в стручке,
Тучными, как моченые горошины,
Крепкими, как жареные горошины Один конец стада да будет у водопоя,
Другой конец да будет в хлеву!


На другой день подворный обход деревни совершали парни постарше. Они собирали для обрядового девичьего пира (хер сари) муку, масло, крупу, солод, хмель. В каждом доме молодежь одаривали кто чем мог. Молодицы, вышедшие замуж в прошедшем году, дарили вышитые полотенца, тканые узорные пояса. Эти подарки предназначались для лучших музыкантов, играющих на девичьем пиру.
Большое место в празднике Сурхури занимали увеселения, песни, танцы, игры и новогодние гадания. Гадания начинались на девичьем пиру ближе к полуночи. Все участники хер сари (Девичьих посиделок) в полночь шли в овчарню и в темноте хватали овец за задние ноги, чтобы по их цвету и возрасту узнать признаки будущего супруга или супруги. От такого обряда происходит и само название праздника: в прямом переводе СУРАХ УРИ означает «овечья нога». Если парню попадалась овечка, то это якобы сулило ему женитьбу в этом году. Животное белой масти предвещало блондина или блондинку, черной масти – брюнета или брюнетку. Молодая овца сулила молодую жену, а старая – девушку в годах. Иногда для смеха в овчарню запирали козла или собаку, которые должны предсказывать скверный характер супруга.
Также ловили с насеста кур и петухов. Петуха обычно брали с собой в дом. Там на полу рассыпали зерна, деньги, уголь, воду и пускали петуха. Считалось, если петух сначала подойдет к зерну, суженый будет работящим и зажиточным, если к деньгам – богатым, к углю – из бедной семьи, к воде – суженый будет пьяницей.
Способов гадания было великое множество. В новогоднюю ночь спать не полагалось, поэтому молодежь веселилась до утра: пела песни, гадала, плясала. А наутро уже выводили из ворот пару коней, и начинались новогодние катания – обязательная часть праздника Сурхури.


15