Выступление на методическом объединении воспитателей школы-интерната ТЕХНОЛОГИЯ ВОСПИТАНИЯ: КРАТКИЙ ОБЗОР И ХАРАКТЕРИСТИКА
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Школа - интернат среднего общего образования» с. Самбург Пуровского района
Воспитатель школы-интерната:
Исмаилова Роза Искандаровна
Выступление на методическом объединении воспитателей школы-интерната
ТЕХНОЛОГИЯ ВОСПИТАНИЯ: КРАТКИЙ ОБЗОР И ХАРАКТЕРИСТИКА
Ребенок воспитывается разными случайностями, его окружающими. Педагогика должна дать направление этим случайностям. В. Ф. Одоевский
Система технологии воспитания разработана наукой и отобрана практикой способов, приемов, процедур воспитательной деятельности, которые позволяют ей предстать на уровне мастерства. Иными словами, гарантированно, результативно и качественно.
Технология воспитания включает в себя определённую последовательность процедур:
определение четкой конкретной цели: Цель технологии – гипотетическая;
идея всего технологического проекта;
разработка «пакета» теоретических оснований, реализация определенных теоретических представлений о процессе воспитания;
поэтапная шаговая структура деятельности: в качестве этапов выступает воспитательные ситуации (подготовительная, функциональная, контрольная, итоговая).
Эффективность технологии воспитания должна быть оценена настолько, насколько она меняет отношение ребенка к самому себе, как действует на концепцию воспитания и как способствует самоопределению личности.
В современной педагогической литературе описаны варианты технологического воспитания М.В. Кларина, Ф.А. Мустаева, Г.К. Селевко.
Применение обобщенных педагогических технологий в учебном процессе предполагает их наполнение конкретным содержанием учебной дисциплины, а также структурным и методически наполненным технологическим общением, специфически смоделированным под данную технологию, которые обеспечивает результативность отношений, стили руководства и стили педагогического общения. Можно отметить, что основа почти всех педагогических технологий за исключением машинных, есть общение учащихся и ученика.
Наполняясь разноаспектным конкретным содержанием, обобщенные педагогические технологии эволюционируют, перерастают в конкретные прикладные. Они обслуживают конкретный учебный предмет и обеспечивают достижение поставленных целей.
Обилие нерешенных педагогических проблем и поиск пути их решений повлекли за собой разработки конкретных педагогических технологий, направленных на достижение целей воспитания, развития, обучения. Все они специфичны в своей области применения.
По определению академика И.П.Павлова, воспитание – это механизм обеспечения сохранения исторической памяти популяции.
Современные технологии воспитания осуществляют комплексный подход, они имеют свою специфику, т.к. любая деятельность может быть либо технологией, либо искусством.
Технология воспитания - это совокупность форм, методов, приемов и средств в процессе воспитания, а та
·кже технологическое оснащение этого процесса.
Мы даем краткий обзор сущности конкретных (прикладных) технологий обучения третьего уровня. Назовем в качестве примеров некоторые из них современные воспитательные технологии:
гуманно-личностная технология - имеет целевые ориентации, способствует становлению, развитию и воспитанию в ребенке благородного человека путем раскрытия его личностных качеств, души и сердца, а также познавательных сил. Идеалом воспитания согласно данной технологии является самовоспитание личности;
модель трудового воспитания: дети приучаются к созидательному труду, проходят производственную практику;
выявление и развитие творческих способностей детей в разнообразной внеурочной деятельности детей;
система нравственного воспитания через курс этической грамматики.
Учебный и воспитательный процесс - это практическая реализация модели обучения и воспитания, где ведущее значение отводиться педагогическим технологиям.
В практику теории внедряются с помощью технологии, т.к. технология - это способ и результат внедрения научных достижений.
Пока технология не создана, господствует индивидуальное мастерство. Но рано или поздно оно уступает место «коллективному мастерству», выражением которого является технология.
Технология обучения - системный метод планирования, применения и оценивание всего процесса обучения и усвоения знаний путем учета человеческих и технических ресурсов, а также взаимодействие между ними для достижения более эффективной формы образования.
Педагогическая технология - это строго научное проектирование и точное воспроизведение педагогических действий, гарантирующих успех. Специфика педагогических технологий в том, что учебный процесс гарантирует достижение поставленных ею образовательных целей.
Таким образом, выбирая технологию, следует провести ее предварительную экспертизу, установить пригодность для решения ваших педагогических задач в ваших же условиях. Ведь с помощью новых технологий вы надеетесь получить обещанный прирост эффективности учебно - воспитательного процесса.
Список литературы:
Бершадский М.Е. В каких значениях используется понятие «технология» в педагогической литературе// Школьные технологии.- 2002.- № 1.
Зайцев Н.А. В помощь ученикам и родителям// Педагогический вестник. - 1995. - №8.
Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. - М: Народное образование, 1998.
MђЗаголовок 115