Использование метода глобального чтения для развития речи детей с тяжелой умственной отсталостью


Использование метода глобального чтения для развития речи детей с тяжелой умственной отсталостью
По данным Всемирной Организации Здравоохранения в последние годы происходит увеличение числа умственно отсталых детей. Наблюдается тенденция усложнения дефектов развития. Сегодня современными экспериментальными исследованиями подтверждено, что при определённых условиях возможно психическое, физическое, эмоциональное и социальное развитие детей с тяжёлой умственной отсталостью(А.Р. Маллер, Г.В. Цикото). Современные исследования показывают, что нет необучаемых детей (Л.Б.Баряева, О. П. Гаврилушкина, А.А. Аксенова, М. Н. Перова, Б. Б. Горскин, Е.Н.Соломина, И.М.Яковлева)  и даже детей с тяжелой интеллектуальной недостаточностью можно развивать и учить, используя специфические методы, приемы и средства обучения, организуя «пошаговое» обучение, глубокую дифференциацию и индивидуализацию обучения, обязательное включение родителей в педагогический процесс.
Особенности Речи. Нарушения речи у детей с тяжелой степенью умственной отсталости носят стойкий характер и негативно влияют на всю психофизиологию ребенка, затрудняя общение с окружающими, препятствуя формированию познавательных процессов, обучению, воспитанию и социальной адаптации. Степень недоразвития речи чаще всего соответствует степени общего психического недоразвития. В одних случаях это поток бессмысленных штампованных фраз с сохранением услышанных ранее интонаций. В других случаях речь не возникает и почти не развивается в течение ряда лет. Это так называемые не говорящие дети, которые среди тяжело умственно отсталых детей составляют 20 – 25%.(Л.М.Шипицина 2004).
Такие дети по своему состоянию неоднородны. Одни безучастны к окружающей среде, речью не пользуются. Другие произносят постоянно один монотонный звук, не являющийся средством общения. Третьи пользуются неречевыми средствами (показывают пальцем на нужный предмет, игрушку). Эта группа детей является наиболее сложной в речевом отношении. У некоторых детей отмечаются отдельные лепетные слова или словосочетания, произносимые ими с различными фонетическими искажениями. Фонетические нарушения возникают из-за трудностей организации кинетической и кинестетической программы. Нарушения организации, удержания артикуляционных позиций и реализации серии двигательных актов делают их речь трудной для понимания, а детей – фактически не говорящими, несмотря на попытки пользования речью.
Наша образовательная организация с 2015г является краевой пилотной площадкой по внедрению ФГОС УО. У нас обучаются два ребенка на домашнем обучении. Дети поступили к нам в возрасте 7 и 11 лет. Согласно заключению ПМПК у детей тяжелая степень умственной отсталости с грубым недоразвитием речи.
Мальчик 7 лет знает свое имя, но не отождествляет себя с собственным именем. Часто говорит о себе в третьем лице. Самостоятельная речь с грубыми нарушениями всех компонентов. По подражанию произносит некоторые слова. Понимание обращённой речи крайне ограниченное (ситуативное).
У мальчика по результатам логопедического обследования установлено: нарушение общей разборчивости речи, “смазанность” звукопроизношения (многочисленные выраженные искажения во многих фонетических группах), отсутствие голосовых модуляций, нарушение тонуса язычной, губной и языковой мускулатуры, гиперсаливация. Нарушены все компоненты речи: как произносительная сторона, так и лексическое, грамматическое и фонематическое развитие. Отмечается выраженное ограничение словарного запаса.
Целью логопедического сопровождения детей с тяжелой умственной отсталостью является формирование умения пользоваться речью как средством коммуникации с использованием любых доступных речевых средств общения (вербальных и невербальных), повышение самостоятельности в общении со сверстниками, взрослыми для дальнейшей успешной социализации.
Уже с начала диагностики и при проведении логопедических занятий возникли сложности в непонимании ребенком обращенной к нему речи, в установлении с ним контакта. Мальчик никак не реагировал на картинки и карточки. Тогда я начала использовать фотографии из семейных альбомов и сделанные специально для этой цели постановочные фотографии.
В чем целесообразность использования этого приема?
Ребенок не понимал обращенной речи до тех пор, пока не стали использовать в работе фотографии, сначала просто портреты родных. Их многократно предъявляли и проговаривали: «мама», «папа», «Андрюша», потом: «Мама стирает», «Бабушка читает газету», «Васька лакает молоко» и только после этого мальчик стал понемногу понимать, а затем и называть близких людей.
Как мы работаем с фотографиями?
Мама по просьбе учителя-логопеда сделала множество фотографий из быта семьи. Каждое занятие начиналось с рассматривания альбома с фотографиями и многократного проговаривания содержания их (причем, все время одними и теми же словами): «Бабушка гладит кошку» и т.д. Начали с 3-х фотографий, постепенно их число увеличивали. С этого момента ребенок стал внимательно смотреть в лицо говорящему, реагировать на обращение к нему, слушать речь учителя и постепенно понимать обращенные к нему слова.А через какое- то время мальчик сам начал произносить уже осмысленные слова и фразы, обращенные к учителю или маме.
Используем фотографии для развития понимания речи:
«Где мама, Где Андрюша?» или «Покажи маму, Покажи Андрюшу?»
«Покажи, где мама стирает»
Для упражнения в понимании вопросов косвенных падежей:
«Где сидит мама?», «Куда Андрюша кладет книгу?», «На чем сидит дедушка?», «Кому бабушка положила котлеты?», «Что держит Андрюша?», «Кого мама одевает?», «У кого зайчик?».
В развитии экспрессивной речи:
Называем родных,
Строим фразу:
а) Двухсловная фраза («вот» или «это» + существительное): «Вот мама»
б) Двухсловная фраза (существительное + глагол) «Дети играют»
в) Трехсловная фраза (существительное + глагол + дополнение):«Дедушка гладит кота»
г) Четырехсловная фраза (существительное + глагол + предлог + дополнение):«Андрюша сидит на жирафе»
д) Четырехсловная фраза (существительное + глагол + дополнение + дополнение):«Бабушка наливает Андрюше суп»
е) Пятисловная фраза:«Андрюша убирает игрушки в шкаф»
После того как был налажен контакт с ребенком, он начал произносить слова и частично понимать обращенную речь,с февраля 2016 года я начала применять в работе метод «глобального чтения» используемый Н.Б. Лаврентьевой.Автором предложен метод моментального восприятия целого слова. Психолого-педагогическая диагностика потенциальных возможностей тяжело умственно отсталых детей показывает, что у них наиболее сохранна зрительная механическая память. Это обусловило выбор логопедической помощи детям через обучение чтению глобальным методом. Суть его в том, что ребенок узнает написанные слова целиком, как иероглифы, не вычленяя отдельных букв. Такая методика предполагает, что для начального этапа обучения выбираются простые слова, обозначающие предметы, хорошо знакомые ребенку. Таблички с названиями предметов ребенок учится соотносить с картинками, изображающими эти предметы. При таком подходе слово запоминается ребенком целиком, как единый графический образ.
Достоинства этой методики очевидны – вся предназначенная для усвоения информация представлена в зрительном поле ребенка, что обеспечивает концентрацию его внимания, моментальное зрительное восприятие и непроизвольное зрительное запоминание, соотнесение слова с изображением предмета, которое оно обозначает, что и обеспечивает чтению осмысленность.
Были изготовлены картонные карточки размером в треть тетрадного листа. На них крупными печатными буквами (согласные - черным фломастером, гласные - красным).
На карточках написаны названия находящихся в комнате предметов (шкаф, стол, кровать, ковер, дверь, окно и т.д.). Эти карточки развешаны на соответствующие предметы. Родные ребенка регулярно обращали его внимание на эти таблички и громким веселым голосом читали, что на них написано.
Кроме этого, на карточках написали знакомые слова (начали с 3-х:«Андрюша», «мама», «папа»).На занятии регулярно предъявляю мальчику эти карточки на некоторое время, опять же громким, веселым голосом произнося слово. Родителям,были даны рекомендации, чтобы они обращали внимание на слова (произносили громким веселым голосом) и после занятий в течение дня.
Мониторинг по формированию навыка чтения (пополнению словарного запаса) глобальным методом показал положительную динамику: за период обучения с сентября по май 2015–2016 учебного года ребенок запомнил и читал по карточкам от 3 до 19 слов из изученных тем “семья, имена, одежда, игрушки, посуда” (см. Таблица №1). Логопедическое обследование состояния речи по итогам работы с обучающимся показало расширение объема не только пассивного, но и активного словаря, освоение начального навыка звукового анализа слога, чистое изолированное произношение звуков (А, О, У, М, С, Х, Ш), безошибочное нахождение и называние букв А, О, У, М, С, Х, Ш.
В 2016–2017 учебном году логопедическая работа по исправлению недостатков речи с использованием метода глобального чтения продолжилась. В период с сентября по декабрь 2016 года осуществляется работа по закреплению навыка составления слов с изученными буквами с помощью разрезной азбуки. Продолжается работа по изучению новых букв: Ы, Л, Н, К, И, З, Г, П, Р, Т.В, и глобальному чтению слов по темам: “Квартира” (окно, дверь, лампа, стена, стул, пол, потолок, дом, квартира, комната, кухня,), “Продукты” (сыр, хлеб, колбаса, молоко, масло, мясо, конфета, вода, сок, суп, компот, творог, сметана, соль, сахар, отработки понятия “Молочные продукты”, “Мясные продукты”, “Напитки”).Для расширения объема речевых высказываний и формирования дальнейшего навыка чтения слов глобальным методом планирую ввести глаголы (копает, читает, собирает, накрывает, рисует, играет, катается, лепит, пьет, варит, наливает, ест) и предлоги (в, на, у). Это позволит мальчику уже прочитать глобальным методом простую фразу типа«Андрей пьет сок. Бабушка накрывает стол».
В ходе обучения чтению глобальным методом на каждом занятии в игровой форме проводится артикуляционная, дыхательная, пальчиковая гимнастика.
Результаты проведенного промежуточного мониторинга динамики речевого развития тяжело - умственно отсталогоребенка со сложной структурой психофизического и речевого развития показывают бесспорную эффективность логопедической помощи детям на основе обучения чтению глобальным методом (см. Таблица № 2).
Мониторинг сформированности навыка чтения глобальным методом за первый год обучения (май 2016 год)
Таблица № 1.
 
Название темы Итого 
семья имена одежда игрушки посуда Кол-во слов % усвоение
Кол-во слов в теме 7 8 12 15 8 50 100
Ф.И. Андрей К 4 3 4 6 3 19 33
Мониторинг динамики речевого развития тяжело умственно отсталогоребенка со сложной структурой дефекта при использовании метода глобального чтения слов. Таблица № 2(декабрь 2016год)
Фамилия, имя Андрей К.
Знает изученные буквы 10
Печатает изученные буквы 7
Составляет из разрезной азбуки и читает слоги +
Составляет из карточек предложения С помощью
Читает слова на карточках +
Печатает по образцу слоги и слова С помощью
Сливает звуки в слоги С помощью
Строит фразы по вопросу или картинке +
Понимает смысл сюжета частично
Использует изученные слова в самостоятельной речи +
Оценка динамики речевого развития ребенка родителями Положительная