Социокультурный проект Квилт мира
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Гимназия №1»
«КВИЛТ МИРА»
(Социально культурный внутригимназический проект)
Автор:
Петрова Наталья Юрьевна,
социальный педагог МБОУ «Гимназия №1»
г. Нижневартовск, 2016г
Оглавление
TOC \o "1-3" \h \z \u Информационная карта PAGEREF _Toc450200807 \h 3Пояснительная записка PAGEREF _Toc450200808 \h 4Цели и задачи проекта PAGEREF _Toc450200809 \h 6Содержание деятельности PAGEREF _Toc450200810 \h 7Механизм реализации PAGEREF _Toc450200811 \h 8Условия реализации PAGEREF _Toc450200812 \h 9Механизм отслеживания результата PAGEREF _Toc450200813 \h 11Аналитическая справка по итогам реализации проекта PAGEREF _Toc450200814 \h 12Достигнутые результаты PAGEREF _Toc450200815 \h 12Перспективы проекта PAGEREF _Toc450200816 \h 13Список используемой литературы PAGEREF _Toc450200817 \h 14Приложение 1. Требования к оформлению творческих работ «КВИЛТ МИРА» PAGEREF _Toc450200818 \h 15
Информационная картаПолное название проекта «КВИЛТ МИРА»
Автор проекта
Петрова Наталья Юрьевна, социальный педагог МБОУ «Гимназия №1»
Сроки выполнения проекта 4 месяца
Участники проекта Обучающиеся 1-11 классов, педагоги и родители
Краткое описание проекта Миссия проекта – знакомство с особенностями культур и обычаев людей разных национальностей, актуализация лучших моральных качеств участников проекта, профилактика преступности на почве межнациональной неприязни, как одного из негативных явлений в подростковой среде.
Цель проекта - создание «КВИЛТА МИРА» в МБОУ «Гимназия №1» силами обучающихся и родителей и педагогов, как символа мира и дружбы между народами России.
Задачи проекта:
Создать обстановку, обеспечивающую формирование у обучающихся интереса к жизни людей других национальностей, их культуре, обычаям, национальному искусству.
Приобщить детей к декоративно-прикладному искусству народов России, к истокам национальной народной культуры.
Способствовать снижению конфликтных ситуаций в детской среде на почве межнациональных разногласий, за счет организации эффективного досуга и создания нестандартной обстановки для общения детей.
Расширять представление обучающихся о многообразии культур народов России и их взаимосвязи, важности культурного многообразия для самореализации личности.
Результатом реализации проекта является «КВИЛТ МИРА»– лоскутное полотно, каждый фрагмент которого создан творческой группой класса и отражает национальные традиции одного из народов нашей страны.
Финансовое обеспечение проекта 10.000 рублей
Пояснительная запискаАктуальность
Город Нижневартовск отличается многообразием национального и религиозного состава. Особенностью межкультурного общения в городе является межэтнический состав населения. При освоении месторождений природных ресурсов на территории города Нижневартовска оседали представители разных национальностей, культур и рас, многие из которых сумели сохранить свое культурное наследие, традиции и обычаи своего рода.
Наш город многонациональный, как следствие - и в МБОУ «Гимназия №1» учатся дети 33-х национальностей. Мы все такие разные, но мы вместе. И это не мешает нам быть настоящими друзьями. Нельзя не отметить важность формирования у человека с самого детства такого качества, как уважения и интереса к жизни и культуре людей. Знакомство детей с разными видами искусств, с историческим прошлым, с национальными традициями народов мира воспитывает уважение к культуре разных народов. Как способствовать тому, чтобы гимназисты, ученики всей гимназии стремились обогатить свой внутренний мир знакомством с культурой разных народов?
2461260156845Для решения этих проблемных вопросов был построен проект «КВИЛТ МИРА».
Научно-методическое обоснование
В англоязычных странах словом quilt - называют лоскутное одеяло. По традиции, его шили всей семьей, иногда вместе с соседями и знакомыми, собираясь в круг за столом и – слово за словом, стежок за стежком, лоскут к лоскуту – создавая порой удивительное по красоте полотно. И неизвестно, что было важнее – само ли одеяло или та атмосфера общности и взаимопонимания, которыми сопровождался процесс работы.
Квилтом называют секции соединенных вместе полотен, сшитых между собой, по принципу мозаики сшивается цельное изделие из разноцветных и пёстрых кусочков ткани (лоскутков) с определённым рисунком. В процессе работы создаётся полотно с новым цветовым решением, узором, иногда фактурой.
Сборка полотна из лоскутов, аппликация из ткани, стёганые изделия издавна существовали независимо друг от друга у многих народов мира. Орнаменты всех народов идут из глубокой древности, и никогда не заключали ни единой праздной линии.
Создание «КВИЛТа МИРА» в МБОУ «Гимназия №1» поможет показать многообразие культур разных народов и способствовать дальнейшему благоприятному взаимодействию и общению в Гимназии и за ее пределами. «КВИЛТ МИРА» говорит нам о том, что каждая культура драгоценна, интересна и важна, проблема межнациональной вражды, существующая во всем мире, актуальна на сегодняшний день и не остается не замеченной в стенах Гимназии.
Для того, чтобы изготовить «КВИЛТ МИРА», необязательно быть художником, нужно лишь довериться своим чувствам - они помогут создать трогательное полотно. Идея проекта в том, что сшитые в единое «полотно дружбы» работы участников символизируют мир и дружбу без границ.
Цели и задачи проектаМиссия проекта – знакомство с особенностями культур и обычаев людей разных национальностей, актуализация лучших моральных качеств участников проекта, профилактика преступности на почве межнациональной неприязни, как одного из негативных явлений в подростковой среде.
Цель проекта
Создание «КВИЛТА МИРА» в МБОУ «Гимназия №1» силами обучающихся, родителей и педагогов - как символа мира и дружбы между народами России.
Задачи проекта
Создать обстановку, обеспечивающую формирование у обучающихся интереса к жизни людей других национальностей, их культуре, обычаям, национальному искусству.
Приобщить детей к декоративно-прикладному искусству народов России, к истокам национальной народной культуры.
Способствовать снижению конфликтных ситуаций в детской среде на почве межнациональных разногласий за счет организации эффективного досуга и создания нестандартной обстановки для общения детей.
Расширять представление обучающихся о многообразии культур народов России и их взаимосвязи, важности культурного многообразия для самореализации личности;
Содержание деятельностиПлан реализации проекта:
I. Организационный (подготовительный) этап:
-Сбор инициативной группы;
- Определение темы и актуальности проекта;
-Определение круга социальных партнеров и их вклада в развитие проекта;
-Деятельность инициативной группы по составлению плана работы по проекту на весь период;
-Подбор тематики;
-Подготовка предполагаемой площадки для проведения проекта;
-Подготовка информационных материалов для мероприятий, музыкального сопровождений мероприятий, внешней атрибутики, костюмов;
-Распределение заданий для коллективных творческих дел по классам (создание коллективом класса 1 части «КВИЛТа МИРА», в виде национального узора-орнамента народов проживающих в России);
-Подготовка информационных материалов для проведения информационных мероприятий и часов общения.
II. Ознакомительный этап
-Подготовка информационных листовок для проведения мероприятия «Народы разные, народы дружные»;
-Проведение перфоманса «Народы разные, народы дружные»;
- Для ознакомления с традициями и культурой дружественных республик в каждом классе проходят часы общения «Страна легенд», направленные на ознакомление с национальной поэзией, музыкой и художественным искусством, изучению специфики узора национального костюма.
III. «Проверка в деле»
-Проведение гимназического концерта «Дружбы народов»: костюмированное представление различных национальностей, их кухни, культуры и традиций;
-Творческая работа каждого класса – создание лоскута для «КВИЛТА МИРА»
-Презентация готового лоскутного одеяла «КВИЛТ МИРА» (1 этаж МБОУ «Гимназия№1»)
- Подведение итогов мероприятия,
- Награждение участников мероприятия,
-Анализ количественных и качественных показателей, анализ результативности проекта.
-Подготовка фотоотчета к трансляции;
-Рассмотрение вопроса продолжения проекта на уровне городского мероприятия
Срок реализации проекта – 2,3 четверть 2014-2015 учебного года.
Механизм реализацииМеханизм реализации проекта «««КВИЛТ МИРА»»» направлен на организацию совместного творческого мероприятия с педагогами, родителями и обучающимися, а так же с привлечением лидеров Совета гимназистов (старшего звена), специалистов воспитательного отдела МБОУ «Гимназия №1», управляющего Совета МБОУ «Гимназия №1» (несут основные расходы по реализации проекта), в соответствии с этапами работы по реализации проекта.
Руководителем (координатором) является социальный педагог.
Координатор проекта является основным исполнителем механизма реализации проекта, который включает:
- формирование перечня проектных мероприятий в плановый период с уточнением затрат по мероприятиям проекта;
-обеспечение в ходе реализации проекта координации деятельности исполнителей, ответственных за реализацию проектных мероприятий.
-включение наибольшего числа участников и своевременность исполнения мероприятий;
-проведение анализа проведенных мероприятий и корректировку последующих мероприятий;
-оформление совместной работы в единое полотно, которое является логическим завершением реализации проекта;
- размещает на обозрение общественности, с аннотацией и указанием вклада участников полотно, общий размер которого – 360*260см
-анализирует количественные и качественные показатели, оценивает результативность проекта.
- информирует участников и общественность о ходе и результатах реализации проекта, финансировании мероприятий
-организует освещение мероприятий в СМИ.
Основные исполнители (творческие группы классов):
- в соответствии с проектными мероприятиями осуществляют реализацию мероприятий;
- представляют аналитическую информацию о ходе выполнения мероприятий;
Контроль исполнения проекта осуществляет заместитель директора по воспитательной работе.
Условия реализацииРеализация проекта не требует особых организационных условий (изменений в структуре управления организации; изменения режимов обучения и отдыха; введения или пересмотра принятых норм и т.д.). Проведение проектных мероприятий происходит во внеурочное время.
Проектная деятельность не является новшеством или скарификацией в работе Совета гимназистов, поэтому также не требует новых регламентов, большинство гимназистов периодически включаются в различные проекты (учебные, социальные, научно-исследовательские и т.п.), т.о. кадровые условия проекта предполагают реальный и посильный вклад каждого участника и каждого классного коллектива в создание «КВИЛТА МИРА».
В создании каждого элемента участвуют педагоги, обучающиеся и родители обучающихся класса. Родители выступают носителями мастерства изготовления декортивно-прикладного изделия, техники исполнения. Творческие дела, направленные на реализацию проекта и достижение цели проекта, посильны для выполнения даже младшими школьниками.
Руководитель проекта – социальный педагог.
Инициативная группа проекта – члены Совета гимназистов.
Участники проекта – педагоги гимназии, обучающиеся и их родители.
По результатам отбора в «КВИЛТЕ МИРА» представлены следующие фрагменты:
1 – Аварцы (подготовлено 1 «В» классом)
2 – Чеченцы (подготовлено 9 «В» классом)
3 - Армяне (подготовлено 1 «Б» классом)
4 – Мордва (подготовлено 6 «Б» классом)
5 – Кумыки (подготовлено 4 «Г» классом)
6 – Лезгины (подготовлено 5 «А» классом)
7 – Эвены (подготовлено 11 «А» классом)
8 – Таджики (подготовлено 7 «Б» классом)
9 – Татары (подготовлено 7 «В» классом)
10 – Калмыки (подготовлено 4 «Б» классом)
11 – Ханты (подготовлено 9 «Б» классом)
12 – Башкиры (подготовлено 2 «А» классом)
13 – Манси (подготовлено 5 «Б» классом)
14 – Русские (подготовлено 7 «А» классом)
15 – Казахи (подготовлено 4 «А» классом)
16 – Азербайджанцы (подготовлено 1«А» классом)
17 – Якуты (подготовлено 11 «Б» классом)
18 – Якуты (подготовлено 11 «Б» классом)
19 – Грузины (подготовлено 2 «Г» классом)
20 – Чуваши (подготовлено 10 «А» классом)
21 - Украинцы (подготовлено 9«А» классом)
22 – Марийцы(подготовлено 5 «В» классом)
23 – Евреи (подготовлено 3 «А» классом)
24 – Молдаване (подготовлено 6«А»классом)
25 – Туркмены (подготовлено 8 «А» классом)
26 – Узбеки (подготовлено 8 «В» классом)
27 – Даргинцы (подготовлено 3 «Б» классом)
28 – Буряты (подготовлено 2 «В» классом)
29 – Ингуши (подготовлено 3 «В» классом)
30 – Черкесы (подготовлено 10 «Б» классом)
27634921967451Нормативными основами создания данного проекта являются следующие нормативно-правовые акты:
1.Федеральный закон от 25.07.2002 N 114-ФЗ "О противодействии экстремистской деятельности", от 06.03.2006 N 35-ФЗ "О противодействии терроризму",
2.Указ Президента Российской Федерации от 19.12.2012 N 1666 "О Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года", Концепция противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации 05.10.2009, Стратегия противодействия экстремизму в Российской Федерации до 2025 года, утвержденной Президентом Российской Федерации 28.11.2014 Пр-2753,
3. Программа «Профилактика экстремизма, гармонизация межэтнических и межкультурных отношений, укрепление толерантности в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре на 2012 - 2015 годы»,
4. Целевая программа «Профилактика терроризма и экстремизма в городе Нижневартовске на 2013-2017 годы»,
5. Внутригимназическая целевая программа «Организация в МБОУ «Гимназия №1» работы, направленной на профилактику экстремистской деятельности и межнациональной вражды, укрепление толерантности» на 2012-2015 годы.
Финансово-экономические условия
Основой создания полотна могут стать остатки ткани, ниток, тесьмы, которые найдутся дома у ребят и которые они могут предложить. Тем не менее, для обеспечения гармоничного и эстетичного сочетания фрагментов потребуется приобрести материалы для скрепления частей «КВИЛТА МИРА», оформления окантовок, общей нумерации и т.п.
Создание «КВИЛТА МИРА» – общегимназический проект, поэтому важно отметить и всех участников, и самых активных, творческих и деятельных гимназистов. Для приобретения грамот ребятам и благодарственных писем родителям также потребуются средства.
В гимназии авалистом подобных мероприятий традиционно выступает Управляющий совет, получить финансовую поддержку можно также, участвуя в грантовых конкурсах или привлекая меценатов.
Смета расходов на реализацию проекта «««КВИЛТ МИРА»»»№ Мероприятие Стоимость
1 Швейные товары и фурнитура(ткань, тесьма, нитки, клей, краски для ткани и др.) 6500 руб.
2 Призовой фонд (грамоты обучающимся, благодарности родителям) 3500 руб.
ИТОГО: 10 000 руб.
Механизм отслеживания результатаПо результатам создания творческой группы и получения одобрения и поддержки проекта директором и Управляющим советом, издается приказ по учреждению, в котором прописываются мероприятия, сроки, ответственные, т.п.
С целью отслеживания достижения результата проекта ответственный исполнитель выполняет следующие мероприятия:
- наблюдение за поведением и общением обучающихся в ОУ во время реализации проекта,
- диагностика знаний обучающихся по теме проекта в форме викторины на знания народных традиций и национальных особенностей декоративно-прикладного творчества;
- беседы и консультации с родителями (в том числе с помощью электронной почты, сайта) о способах создания фрагментов «КВИЛТА МИРА», технике исполнения и т.п.,
-мониторинг количества участников проекта и вклада каждого участника – опрос классных руководителей на планерке,
-совместная работа с творческой группой Совета гимназистов по объединению фрагментов единое полотно.
- др. формы.
По итогам проекта издается приказ о снятии с контроля первого приказа на основании справки-анализа, написанной ответственным организатором, в справке отражаются все аспекты работы, приводятся выводы и предложения по факту.
Аналитическая справка по итогам реализации проекта
Достигнутые результаты2063750389255
Результаты эффективности проекта:
1.Успешное внедрение и реализация проекта «КВИЛТ МИРА»;
2. Положительная динамика вовлечения участников (детей, родителей, педагогов) в совместную деятельность для благотворного взаимодействия путем организации красивого традиционного праздника «Дружбы народов», перформансов, проведения тематических классных часов, создания лоскутного одеяла. Нам удалось задействовать 830 обучающихся Гимназии ( 90%), в изготовлении лоскутка «КВИЛТА МИРА» участвовали 105(13%) детей, 30 педагогов и 25 родителей.
3. Повышение уровня культурной информированности обучающихся, интереса к жизни людей других национальностей, и их культуре, обычаям, национальному искусству. Дети являются инициаторами других тематических проектов.
4. Отсутствие фактов агрессивного демонстративного проявления религиозных и национальных принадлежностей среди обучающихся, межнациональных конфликтов, случаев вовлечения обучающихся в экстремистские группы. По результатам работы прошедшего учебного года не было выявлено ни одного случая проявления действий экстремистской направленности или конфликтов на межнациональной почве.
Перспективы проекта
Реализация внутригимназического проекта «КВИЛТ МИРА» не ограничится изготовлением совместной творческой работы.
Дальнейшее свое влияние на формирование у обучающихся ценностного отношения к людям другой национальности, выражающееся в признании, принятии, понимании и уважении различного мировоззрения, разных ценностных ориентаций, культур наше лоскутное одеяло «КВИЛТ МИРА» будет уже нести, находясь на одной из галерейных стен гимназии. «КВИЛТ МИРА» – это наш символ дружбы и мира между народами России, символ того, что каждая культура драгоценна, интересна и важна.
Созданный «КВИЛТ МИРА» поможет показать многообразие культур разных народов и способствовать дальнейшему благоприятному взаимодействию и общению в Гимназии и за ее пределами.
Проект «КВИЛТ МИРА» открывает серию социально-культурных проектов декоративно прикладного творчества обучающихся, родителей и педагогов, направленных на приобщение детей к декоративно-прикладному искусству народов России, к истокам народной культуры (национальные костюмы, кухня, творчество, обряды и многое другое).
Список используемой литературыДекларация принципов толерантности. Утверждена резолюцией 5.61 генеральной конференции ЮНЕСКО от 16 ноября 1995 – 10с.
Конституция (Основной закон) Российской Федерации: офиц. текст. – М.: Маркетинг, 2001 – 137с.
Отчет о реализации муниципальной программы «Профилактика терроризма и экстремизма в городе Нижневартовск на 2012-2014 годы» в 2013 году – 27с.
Постановление Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 9 октября 2010 г. № 245-п «О целевой программе Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Профилактика правонарушений в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре на 2011 - 2013 годы» –36с.
Постановление от 23 декабря 2010 г. N 367-п. о целевой программе Ханты-Мансийского автономного округа - Югры. Профилактика экстремизма, гармонизация межэтнических и межкультурных отношений, укрепление толерантности в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре, на 2011-2015 годы – 40с.
Солдатова, Г. У. Психология межэтнических отношений в ситуации социальной нестабильности. Солдатова. – М., 2001 – 431 с.
Почебут Л. Г. Взаимопонимание культур. Методология и методы этнической и кросс культурной психологии. Психология межэтнической толерантности. – СПб., 2005 – 200 с.
Кусарбаев Р. И. Формирование культуры межнационального взаимодействия. Состояние педагогической практики // Актуальные проблемы образования. – М.: МГПУ, 2000 – 218с.
Приложение 1. Требования к оформлению творческих работ «КВИЛТ МИРА»Творческая работа класса представляет собой часть национального узора-орнамента народа проживающего в России (народы распределяются по классам)
Размер творческой работы – 60см*51 см, поля - 0,5 см.
Творческая работа выполняется на хлопчатобумажной ткани белого цвета одним из предложенных способов:
-краски,
-аппликация на ткани,
-вышивка.
4. Выполненный узор должен отличаться яркостью цветов, достоверностью орнамента выбранной культуры, аккуратностью.
Участниками Совета гимназистов сшиваются все элементы в общее лоскутное полотно.
Общий размер – 360*255см.