Социокультурный проект Венок дружбы
МБОУ «Гимназия №1»
2015
Социальный проект:
«Венок дружбы»
Авторы:
Социальный педагог Петрова Н.Ю.,
Обучающиеся 9 «Б»
Ханты-Мансийская, 41А
Содержание
Пояснительная записка …3 стр.
Цели и задачи проекта …7 стр.
План реализации проекта, мероприятия …8 стр.
Требования к оформлению творческих работ «Венок дружбы» …10 стр.
Ожидаемые и полученные результаты …12 стр.
Смета расходов …13 стр.
Библиография …14 стр.
Приложение (результаты анкеты, фотографии)
«Согласие между людьми, разными
народами – это самое драгоценное и
сейчас самое необходимое для человечества»
(С. Лихачёв)
Пояснительная записка
Сколько народов на Земле? Сосчитать их все пока не удалось. Известно, что их тысячи – большие и малые, и что говорят они на тысячах языков. Каждый народ имеет свою культуру и традиции.
Заветная мечта людей на всей Земле: мир, согласие, дружба, сотрудничество, т.е. понятия нравственных категорий. Сегодня на первый план выдвигаются ценности и принципы, необходимые для общего выживания и свободного развития.
Проблема понимания нравственных категорий людьми закладываются еще в детском возрасте.
Знакомство детей и подростков со странами и народами мира их традициями, бытом, искусством - является важной образовательной задачей культуротворчесткого направления. Это может быть основой складывающейся картины мира у школьников.
Сегодня все большее распространение в детской среде получают недоброжелательность, озлобленность, агрессивность. Причин этому много. Взаимная нетерпимость и культурный эгоизм через средства массовой информации, социальное окружение детей все чаще проникают и в школу.
Для нашего образовательного учреждения заявленная тема также является актуальной. Иллюстрацией для выдвинутого тезиса является анализ результатов, полученных нами в ходе анкетирования гимназистов.
С конфликтами на национальной почве некоторым детям уже пришлось встретиться к их 10-12 годам.
Так, проведя анкетирование среди обучающихся 5-7 классов, мы выяснили, что к 20% обучающимся хоть когда-нибудь в жизни относились хуже, чем к другим людям, по причине того, что они не похожи на других, из них 5% - по национальному признаку (см. гистограмму 1)
Гистограмма 1.
Иногда это скорее попытка опробовать себя в своей национальной роли, защитить свою культуру.
Можно ли как-то избежать вражды?
Единственный способ избежать вражды — усиливать общение, воспитывать в себе ценностное отношение к другим людям, выражающееся в признании, принятии и понимании различного мировоззрения, разных ценностных ориентаций, стереотипов поведения представителей других культур, терпимости к другим народам.
Многие ученые сходятся на том, что эффективность формирования культуры межнационального общения во многом зависит от того, в какой степени учащиеся вовлечены в совместную деятельность. Это помогает преодолеть негативные проявления, способствует формированию гуманных взаимоотношений, сплочению многонационального коллектива.
Эффективность данного подхода во многом зависит от того, насколько:
– совместная деятельность направлена на формирование культуры межнационального общения, способствующей преодолению конкретных негативных проявлений асоциального поведения у обучающихся;
– совместная деятельность, направленная на формирование культуры межнационального общения, интересна детям и становится средством их самореализации;
–совместная деятельность естественно вписывается в учебно-воспитательный процесс;
– участие детей в совместной деятельности формирует у них удовлетворение и последующее желание взаимодействовать.
Из года в год, реализовывая программные мероприятия и проекты, мы стараемся разнообразить виды совместной деятельности, рассматриваемые аспекты культур, обучающиеся МБОУ «Гимназия №1» знакомятся с разными видами искусств, с историческим прошлым, с национальными традициями народов мира, кухней разных народностей, видами национальных костюмов.
В этом году мы решили привлечь внимание обучающихся Гимназии к одному из самых прекрасных элементов культуры народов мира – цветы.
Цветы, пожалуй, – это самые красивые и необычные представители флоры мира – ими с незапамятных времен восхищались и превозносили как божественные символы. Почему национальными эмблемами стран выбирают те или иные цветы? Некоторые из них традиционно выступают важным элементом религиозных обрядов, другие – достаточно редки и распространены на ограниченной территории какого-то государства, с третьими связаны легенды и предания.
Цветы – это важное звено в истории многих государств, их культуре и церемониях – они связаны с национальными преданиями и сказками страны, выступая важным элементом традиций.
Каждая страна имеет свое национально растение и свой национальный цветок. Он отчасти отражает культуру и повествует об истории государства, представляя его окружающему миру.
Понятие «национальный цветок» очень древнее: оно зародилось раньше, чем в большинстве стран утвердились государственные флаги. Тогда национальный цветок играл еще большую роль, являясь символом, знаком отличая для определенного народа. Но и сегодня цветы не полностью утратили свои роли на международной арене и являются «логотипами» своих стран. Цветок несет в себе определенный смысл, определенное значение. Все цветы в той или иной мере что-то значат.
Цветок может быть изображен на флаге государства, может символизировать события, черты характера, психологические особенности. С растениями связаны красивые и трогательные легенды, на протяжении веков передаваемые из уст в уста.
Идея проекта в том, что вплетенные в единый венок работы участников проекта символизируют мир и дружбу без границ, так же как дружно переплетаются в нем стебельки и цветы разных стран.
Основание разработки проекта являются:
1. Внутригимназическая целевая программа «Организация в МБОУ «Гимназия №1» работы направленной на профилактику экстремистской деятельности и межнациональной вражды, укрепление толерантности» на 2012-2015 года.
2. Программа «Профилактика экстремизма, гармонизация межэтнических и межкультурных отношений, укрепление толерантности в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре на 2012 - 2015 годы»
3. Целевая программа «Профилактика терроризма и экстремизма в городе Нижневартовске на 2013-2017 годы»
Цели и задачи проекта
Цель и задачи проекта.
Создание условий, направленных на формирование толерантности и межнационального взаимодействия среди обучающихся, активной гражданской позиции.
Задачи проекта:
Апробация новых форм организации занятости детей для развития их самостоятельной познавательной деятельности, профилактики межнациональной вражды.
Развитие толерантности через ценностное отношение к национальным традициям и культуре народов мира.
Расширение представление и знаний обучающихся о многообразии культур и традиций народов мира и их взаимосвязи.
Снижение количества обучающихся, испытывающих сложности в общении с людьми другой национальности, проявляющих нетерпимость к детям обучающимся других национальностей.
Создание в Гимназии условий, позволяющих подросткам своими силами организовывать мероприятия, направленные на снижение конфликтных ситуаций в детской среде на почве межнациональных разногласий, за счет организации эффективного досуга и создания нестандартной обстановки для общения детей.
Миссия проекта– знакомство с особенностями культур и обычаев людей разных народов, актуализация лучших моральных качеств участников проекта, профилактика преступности на почве межнациональной неприязни, как одного из негативных явлений в подростковой среде.
Инициативная группа Проекта – члены Совета гимназистов.
Участники проекта – педагоги Гимназии, обучающиеся 1-11 классов и их родители.
План реализации проекта, мероприятия:
I. Организационный (подготовительный) этап - сентябрь 2015г.:
1.1. Сбор инициативной группы;
1.2. Определение темы и актуальности проекта;
1.3. Определение круга социальных партнеров и их вклада в развитие проекта;
1.4.Деятельность инициативной группы по составлению плана работы по проекту на весь период;
1.5. Подбор мероприятий по реализации проекта
1.6. Подготовка предполагаемой площадки для проведения проекта;
1.7. Подготовка информационных материалов для мероприятий, музыкального сопровождений мероприятий, внешней атрибутики, костюмов к празднику «Бал цветов».
1.8. Распределение заданий для коллективных творческих дел по классам (создание коллективом класса 1 элемента «Венка дружбы», в виде национального цветка народа нашей планеты);
1.9. Подготовка информационных материалов для проведения информационных мероприятий и часов общения.
II. Ознакомительный этап – октябрь 2015 года
2.1.Подготовка подарков для учителей в виде маленьких лотосов со сладким подарком внутри к празднику «Бал цветов».
2.2.Подготовка проведения традиционного ежегодного праздника «Бал цветов» в индийском стиле.
2.3. Проведение классных часов в каждом классе по ознакомлению с историей возникновения символического цветка в разных странах «Национальные цветы мира».
III. «Проверка в деле» октябрь – декабрь 2015года.
3.1. 5 октября 2015года - проведение перформанса, и концерта «Бал цветов»: костюмированное представление, организованное старшим Советом гимназистов в индийском стиле.
3.2. 05 – 15 октября 2015 года - обучающиеся начальной школы 1-4 классов готовили выставку цветов из различных материалов (больше всего было лотосов, ведь именно лотос в индийской культуре является священным символом творческой силы, образом сотворения мира).
3.3. С 1 по 15 ноября 2015 года: выполнение творческой работы каждого класса «Национальный цветок», в соответствии с общими требованиями.
3.4. С 1 декабря по 15 декабря 2015года: вплетение авторами проекта в единый Венок представленных классами национальных цветов.
3.5. 26 января 2016 года - презентация авторами готового «Венка дружбы» на 1 этаже МБОУ «Гимназия №1» и в СМИ.
3.6. Подведение итогов мероприятия.
3.7. 2 февраля 2016 года – общегимназическое награждение участников мероприятия.
3.8. Анализ количественных и качественных показателей, анализ результативности проекта.
3.9. Подготовка фотоотчета к трансляции (сайт Гимназии).
Требования к оформлению творческих работ «Венок дружбы»
Творческая работы представляет собой:
- изделие декоративно-прикладного творчества – национальный цветок стран мира (символ государства).
Размер творческой работы определяется в соответствии с диаметром окружности – 20 см. (если цветок – символ мелкий, то их должно быть несколько, располагаясь, охватывая весь размер изделия, указанный в требованиях)
Творческая работа выполняется из различных материалов, на выбор авторов (условие - материал обеспечивает сохранение формы длительное время).
Выполненный цветок должен отличаться яркостью цветов, достоверностью формы, аккуратностью, стойкостью материала.
Информация об особенностях выполненного символа, истории возникновения, легенды прикладывается к работе на листе А4, (на самом изделии ни какой информации не пишется)
Приложение 2.
№ Цветок Страна Класс
1 Цветок граната Азербайджан 1А
2 Леон Беларусь 1Б
3 Мак Красный Бельгия, Польша 1В
4 Орхидея Сингапур, Бразилия, Венесуэла 1Г
5 Тюльпан Венгрия, Голландия (Нидерланды), Турция 2А
6 Василек Германия, Эстония, 2Б
7 Акант Греция 2В
8 Лотос Бангладеш, Египет, Индия 3А
9 Красная гвоздика Испания, Словения 3Б
10 Клевер Ирландия 3В
11 Маргаритка Италия 3Г
12 Жасмин Куба, Парагвай, Индонезия 4А
13 Кантута Перу 4Б
14 Лаванда Португалия 4В
15 Ромашка Россия 4Г
16 Шиповник Румыния 5А
17 Подсолнух Украина 5Б
18 Эритрина Аргентина, Уругвай 5В
19 Ландыш Финляндия 6А
20 Камелия Черногория 6Б
21 Эдельвейс Швейцария 6В
22 Линнея Швеция 7А
23 Хризантема Япония 7Б
24 Нарцисс Китай 7В
25 Гибискус Республики Корея 7Г
26 Клевер (трилистник) Ирландия 8А
27 Кувшинка "Виктория Регия» Гайана 8Б
28 Георгин Мексика 8В
29 Австралийская акация Австралия 9А
30 Италмас Удмуртия 9Б
31 Лилия Франция 9В
32 Ирис Хорватия 10А
33 Цветы баобаба Мадагаскар 10Б
34 Незабудка США (Аляска) 11А
35 Чертополох Шотландия 11Б
Ожидаемые и полученные результаты
1.Успешное внедрение и реализация проекта «Венок дружбы»;
2. Положительная динамика вовлечения участников (детей, родителей, педагогов) в совместную деятельность для благотворного взаимодействия путем совместного проведения мероприятия «Бал цветов», создания «Венка дружбы» - вовлечено 305 детей, 30 педагогов и 25 родителей.
3. Повышение уровня культурной информированности обучающихся, интереса к жизни людей других национальностей, и их культуре, обычаям, национальному искусству;
4. Отсутствие фактов агрессивного демонстративного проявления религиозных и национальных принадлежностей среди обучающихся, межнациональных конфликтов, случаев вовлечения обучающихся в экстремистские группы
Механизм взаимодействия по реализации проекта:
Механизм реализации проекта «Венок дружбы» направлен на организацию совместного творческого мероприятия с педагогами, родителями и обучающимися, а так же привлечением лидеров Совета гимназистов (старшего и среднего звена), специалистов воспитательного отдела МБОУ «Гимназия №1», управляющего Совета МБОУ «Гимназия №1» (несут основные расходы по реализации проекта).
Срок реализации проекта: сентябрь – январь 2015-2016 учебного года.
Смета расходов на реализацию проекта «Венок дружбы».
№ Мероприятие Стоимость
1 Швейные товары и фурнитура (ткань, тесьма, нитки, клей, краски для ткани и др.) 10000 руб.
2 Призовой фонд праздника (грамоты обучающимся, благодарности родителям) 3000 руб.
ИТОГО: 13 000 руб.
Библиография:
Целевая программа Ханты-Мансийского Автономного Округа – Югры "Профилактика экстремизма, гармонизация межэтнических и межкультурных отношений, укрепление толерантности в Ханты-мансийском автономном округе – Югре на 2011 - 2015 годы"
Программа "Профилактика терроризма и экстремизма на территории города Нижневартовска на 2012-2015 годы".
Почебут Л. Г. Взаимопонимание культур. Методология и методы этнической и кросс культурной психологии. Психология межэтнической толерантности. – СПб., 2005 – 200 с.
Кусарбаев Р. И. Формирование культуры межнационального взаимодействия. Состояние педагогической практики // Актуальные проблемы образования. – М.: МГПУ, 2000 – 218с.
Высотина Л.А. Нравственное воспитание младших школьников. – М.: Просвещение, 1960.
Плинер Я.Г., Бухвалов В.А. Воспитание личности в коллективе. – М.: Педагогич. поиск, 2000
Лихачев Д.С. Письма о добром и прекрасном. Изд.3, 1985. 208 с.
Интернет-ресурсы:
- Онлайн-журнал «Праздник цветов» http://flowersholiday.com-Сайт «Очевидное невероятное» http://umniku.ru- Галерея цветов http://www.lrose.ru/n_flowers_language/symbolic.shtml