Метод проекта на уроках русского языка и литературы. Из опыта работы.


Метод проекта на уроках русского языка и литературы
Современная жизнь поставила новые задачи перед образованием. Одним из главных условий реализации поставленной задачи является внедрение государственного стандарта общего образования. В связи с этим в школьном образовании идёт поиск новых методов работы.
В рамках ФГОС реализуется системно-деятельностный подход, то есть каждый урок и каждое внеурочное мероприятие по предмету создают условия для развития ученика и учителя. Основная цель подхода – воспитание личности, развитие его на основе собственной самостоятельной учебной деятельности. В последнее время в школьной практике активно используется метод проектов.
Ценность метода проектов состоит в том, что он позволяет детям выбрать деятельность по интересам, силам, способствует зарождению интереса к последующим делам, побуждает детей добывать новые знания, использовать имеющийся опыт при решении конкретных проблем. Практическая направленность метода позволяет школьникам почувствовать, насколько значимы приобретённые ими знания для жизни. «Я знаю, для чего мне надо то, что я познаю. Я знаю, где и как эти знания применить», - эти слова вполне могут служить девизом для участников проектной деятельности.
Мне близка методика организации проекта, предложенная И.В. Кругловой, начальником Центра наставничества молодых специалистов общеобразовательных учреждений г. Москвы:
1. Поисковый этап (этап обмена имеющимися знаниями по теме, интересам):
постановка проблемы;
обсуждение возникших идей;
перечисление интересующих учащихся тем проектов;
формулирование темы проекта для класса или группы учащихся.
2. Аналитический этап (этап исследовательской работы учащихся и самостоятельного получения новых знаний):
уточнение намеченной цели и задач;
планирование деятельности по реализации проекта;
поиск и сбор информации с помощью специальной литературы, средств массовой информации, сети Интернет, использование собственных знаний и опыта учащихся;
обмен информацией с другими лицами (учащимися, учителями, родителями, консультантами);
интерпретация данных;
сравнение полученных данных и отбор наиболее значимых.
3. Этап обобщения (этап структурирования полученной информации):
систематизация полученных данных;
построение общей логической схемы выводов для подтверждения итогов (в виде рефератов, видеофильмов, мультимедийной презентации, альбома, газеты, буклета, сценария, театральной постановки, публикации и т.д.).4. Презентационный этап (презентация продуктов самообразования):
осмысление полученных данных и способов достижения результатов;
определение способов использования результатов образовательного проекта;
осознание и формулирование новых целей самообразования.
5. Контрольный этап.
Непосредственный результат, выражающийся во владении учащимися определённым набором способов деятельности в ходе разработки и реализации образовательного проекта.
В своей педагогической практике использую метод проекта в соответствии с требованиями ФГОС пятый год. В соответствии с принятым в школе Положением о проектной и исследовательской деятельности в 5-6 классах организуются групповые (коллективные) проекты, в 7-8 классах – индивидуальные проекты.
По доминирующей (ведущей) в проекте деятельности использую следующие виды:
исследовательский проект (научно-исследовательские, учебно-исследовательские работы);
информационный проект (реферат, доклад, публичное выступление);
творческий проект (инсценировки, сочинения, журналы, альбомы, книги, сборники работ);
игровой проект (игры для уроков);
практико-ориентированный проект (словари, таблицы, карточки, тесты, газеты, клипы, презентации, используемые учителем в дальнейшей деятельности).Информационные проекты. Этот тип изначально направлен на сбор информации о каком-либо объекте, ознакомление участников с этой информацией, её анализ и обобщение фактов, предназначенных для широкой аудитории. Структура такого проекта может быть обозначена следующим образом: цель проекта – методы получения и обработки информации – результат.
На уроках русского языка учащиеся готовили публичные выступления по темам: «Что в имени моём?», «Учёные-лингвисты», «Виды лингвистических словарей», «Удивительные творения народа-умельца» (с использованием презентации, по группам), результат работы одной из групп – расписанная разделочная доска (рис. 1).
2399665-242570
Рисунок 1
Пятиклассники работали над проектом по теме «Моя родина – Урдома», собирали информацию об истории посёлка, о достопримечательных местах, о выдающихся людях Урдомы. Результатом работы над данным проектом стали газеты, содержащие собранную информацию и рисунки учащихся с изображением природы родного края.
-635092075
Для учащихся 6 класса в учебнике русского языка под редакцией Быстровой предложена тема для сочинения «О чём может рассказать герб посёлка (района)?». В соответствии с данным заданием ученики нашли в различных источниках нужную информацию, выполнили индивидуальные проекты, проявили творчество, украсив свои работы изображением герба своего района (рис. 2).
Также учащиеся 6 класса при изучении темы «Фразеологизмы» работали над проектом «Источники фразеологизмов».
Класс разделился по желанию учащихся на 5 групп,
Рисунок 2 по выбору учащихся в каждой группе определили тему, выбрали фразеологизмы для иллюстрирования и сбора информации о данном фразеологическом обороте. Презентуя результат работы своей группы, ученики рассказывали о значении выражения, приводили примеры, указывая источники полученной информации. Группа оформителей фотографировала выступающих и их рисунки, конечным результатом их работы стала презентация (рис.3, 4), которую учитель может использовать на уроках русского языка в 6 классе при изучении темы «Фразеологизмы». Таким образом, этот проект и информационный, и творческий, и практико-ориентированный.

Рисунок 3 Рисунок 4
Исследовательские проекты.
Изучая на уроках литературы в 5 классе тему «Природа в произведениях поэтов 20 века», определили тему проекта «Природа родного края в стихотворениях местных поэтов». Решили разделиться на группы по интересам (в соответствии с тем, кому какое время года нравится). В группах обсудили, к творчеству каких местных поэтов можно обратиться для выполнения работы. Каждый выбрал понравившееся ему стихотворение для заучивания наизусть, анализа и иллюстрирования. На втором уроке ученики создавали рисунки в соответствии с содержанием стихотворения, оформляли листки календаря по группам. На уроке презентации своей работы читали наизусть стихотворение, представляли свой рисунок и анализировали выбранное произведение. Конечный результат работы – настенный календарь (рис. 5,6).
35706056223047625062230
Рисунок 5 Рисунок 6
В 7 – 8 классах выполняются индивидуальные проекты в течение учебного года. При изучении темы «Имя прилагательное» ученица выполнила исследовательский проект «Прилагательные в названии растений нашей местности», результат работы – презентация. Тема ещё одного исследовательского проекта – «Происхождение слов русского языка, обозначающих выпечку», результат работы – презентация.
Ученица 8 класса провела исследовательскую работу по теме «Имя писателя в названии улицы, на которой я живу» (улица Чехова). Определили, что в данной работе найдут отражение интересные, малоизвестные факты биографии писателя, повествование о выдающихся людях, живущих на улице, фотографии интересных домов, рассказ об обычаях и традициях, существующих среди живущих здесь. В ходе работы найден ответ на вопрос «Почему улица носит имя писателя А.П. Чехова?». Результатом работы также стала презентация.
Большая исследовательская работа по теме «Моя семья в годы Великой Отечественной войны», проведённая ученицей 10 класса, была удостоена 1 места на районной учебно-исследовательской конференции «Шаги в науку».
Творческие проекты.
Такой проект, как правило, не имеет детально проработанной структуры, она только намечается и далее развивается, подчиняясь принятой логике и интересам участников проекта. Можно договориться о желаемых, планируемых результатах (совместной газете, презентации, сочинении, игре, экскурсии).
Работая над рассказом М. Пришвина «Кладовая солнца», учащиеся 6 класса, исследуя по содержанию текста путь приключений героев, оформили маршрутные листы «Путь Насти» и «Путь Митраши» (рис. 7,8), сопровождая выступление на уроке показом презентации.
31197553429026098548260
Рисунок 7 Рисунок 8
Ученики 5 класса при изучении стихотворения М.Ю. Лермонтова «Бородино» составили киносценарий, нарисовали иллюстрации, подобрали соответствующие строки из стихотворения, результат работы – рисованный фильм «Стихотворение «Бородино» (рис. 9).
117030517780

Рисунок 9

-99060748030Ученики 6 класса, работая над групповыми проектами «Художественные образы в лирике М.Ю. Лермонтова», создали объёмные иллюстрации к стихотворениям поэта «Парус», «На голом утёсе…», «Листок» (рис. 10,11,12).
235204013462083185134620Рисунок 10 Рисунок 11 Рисунок 12
Индивидуальные творческие проекты учащихся 7 класса – творческие работы «Моё любимое блюдо», учащихся 5 класса – создание волшебной сказки.
Примером творческого проекта (его можно отнести и к игровым проектам) являются инсценировки произведений и их фрагментов. Учащиеся распределяют роли, обсуждают персонажей, продумывают костюмы, работают над декламацией, мимикой, жестами. Такая работа сплачивает ребят, прививает интерес к урокам. При изучении темы «Басни Крылова» учащиеся с удовольствием инсценируют произведения баснописца (рис.13,14).
3318510125095385445125095
Рисунок 13 Рисунок 14
Можно организовать работу по этой теме, создав творческие группы: «Биографы» (готовят рассказ о баснописце с презентацией), «Актёры» (готовят инсценировки), «Художники» (иллюстрируют басни), «Критики» (оценивают работу групп, подводят итог изучения темы).
Ещё до использования проектной деятельности учащиеся писали сочинения «История одной фотографии». Сейчас в планах организовать творческий проект – сборник работ «История моей семьи в истории моей Родины», который можно предложить после изучения рассказа В.П. Астафьева «Фотография, на которой меня нет». Отправной точкой к созданию проекта будет последняя фраза из рассказа: «Деревенская фотография – своеобразная летопись нашего народа, настенная его история». Проблема: мы плохо знаем свою родословную, историю своей семьи, своих предков.
Для решения возникшей проблемы учащиеся должны будут найти в семейных альбомах самую старую или самую интересную, на их взгляд, фотографию, рассказать не только о том, где и когда она была сделана, но и узнать у родителей или бабушек и дедушек о людях, изображённых на ней, их судьбах и прийти к выводу о том, как история нашей страны, народа отразилась в судьбах их предков, какой вклад они внесли в историю своего народа. Подобная работа воспитывает уважение учащихся к предшествующим поколениям, пробуждает интерес к их образу жизни. Кроме того, в ходе подготовки проекта закладываются умения сбора и систематизации информации, что способствует формированию и развитию информационной и коммуникативной компетенций учащихся.
Результатом работы над практико-ориентированным проектом станут карточки «Речевые ошибки в сочинениях учащихся 7 класса» (индивидуальный проект), которые учитель сможет использовать в дальнейшей работе.
Какие же умения и навыки формируются в процессе проектной деятельности?
Рефлексивные умения:
- умение осмыслить задачу, для решения которой недостаточно знаний;
- умение отвечать на вопрос: чему нужно научиться для решения поставленной задачи?
Поисковые (исследовательские) умения:
- умение самостоятельно выбирать способ действия, привлекая знания из различных областей;
- умение самостоятельно найти недостающую информацию;
- умение находить несколько вариантов решения проблемы;
- умение выдвигать гипотезы;
- умение устанавливать причинно-следственные связи.
Коммуникативные умения:
- умение вести дискуссию;
- умение отстаивать свою точку зрения;
- навыки монологической речи;
- умение уверенно держаться во время выступления;
- артистические умения;
- умение использовать различные средства наглядности при выступлении;
- умение отвечать на незапланированные вопросы.
Опыт работы показывает, что проектная деятельность выводит учащихся на новую ступень познания и творчества, отвечая всем требованиям ФГОС. В рамках системно-деятельностного подхода, когда главной целью является развитие личности, метод проекта становится одним из важных для педагога современной школы.
Список информационных источников
1. Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении. – М.: Аркти, 2003.
2. Пахомова Н. Ю. Учебные проекты: его возможности. // Учитель, № 4, 2000.
2. Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся. – М.: Аркти, 2007.