Рабочая программа по физике 11 класс (профиль)


МКОУ «Добринская СОШ»
Рассмотрено на Согласовано Утверждено
заседании МО завуч по УВР директор школы
Протокол № 1 Черняева Г. Н. Фомин В. А.
от_________2015 г _____________ _____________
______________ «_______»2015 г «________»2015 г
Рабочая программа по физике
Профильный уровень
ФИЗИКА, 11 класс, 2015/16 учебный год
Учебник – Физика 10 класс. Г.Я. Мякишев, Б.Б. Буховцев, Н.Н. Сотский
Рабочая программа составлена – Черняевой Г. Н., на основе примерной программы среднего (полного) общего образования по физике. Профильный уровень X-XI классы
2015
Пояснительная записка
1. Нормативная основа программы
Рабочая программа по физике для 11 класса составлена на основе:
1. Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по физике 2004 г.
2. Примерная программа среднего (полного) общего образования по физике. Профильный уровень X-XI классы
3. Авторской программы
4. Образовательная программа МКОУ «Добринская СОШ»
5. Учебный план МКОУ «Добринская СОШ» на 2015-2016 учебный год.
При реализации рабочей программы используется МКГ.Я. Мякишев, Б.Б. Буховцев, Н.Н. Сотский, входящий в Федеральный перечень учебников, утвержденный Министерством образования и науки РФ. Для изучения курса рекомендуется классно-урочная система с использованием различных технологий, форм, методов обучения.
Для организации коллективных и индивидуальных наблюдений физических явлений и процессов, измерения физических величин и установления законов, подтверждения теоретических выводов необходимы систематическая постановка демонстрационных опытов учителем, выполнение лабораторных работ учащимися. Рабочая программа предусматривает выполнение практической части курса
Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам курса, последовательность изучения разделов физики с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся, определяет минимальный набор демонстрационных опытов, лабораторных работ, календарно-тематическое планирование курса.
Согласно базисному учебному плану на изучение физики в объеме обязательного минимума содержания основных образовательных программ отводится 5 ч в неделю (170 часов за год).
Физика как наука о наиболее общих законах природы, выступая в качестве учебного предмета в школе, вносит существенный вклад в систему знаний об окружающем мире. Она раскрывает роль науки в экономическом и культурном развитии общества, способствует формированию современного научного мировоззрения. Для решения задач формирования основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников в процессе изучения физики основное внимание следует уделять не передаче суммы готовых знаний, а знакомству с методами научного познания окружающего мира, постановке проблем, требующих от учащихся самостоятельной деятельности по их разрешению. Подчеркнем, что ознакомление школьников с методами научного познания предполагается проводить при изучении всех разделов курса физики, а не только при изучении специального раздела « Физика как наука. Методы научного познания природы».
Гуманитарное значение физики как составной части общего образовании состоит в том, что она вооружает школьника научным методом познания, позволяющим получать объективные знания об окружающем мире.
Знание физических законов необходимо для изучения химии, биологии, физической географии, технологии, ОБЖ.
Курс физики в примерной программе среднего (полного) общего образования структурируется на основе физических теорий: механика, молекулярная физика, электродинамика, электромагнитные колебания и волны, квантовая физика.
2. Цели и задачи
освоение знаний о методах научного познания природы; современной физической картине мира: свойствах вещества и поля, пространственно-временных закономерностях, динамических и статистических законах природы, элементарных частицах и фундаментальных взаимодействиях, строении и эволюции Вселенной; знакомство с основами фундаментальных физических теорий: классической механики, молекулярно-кинетической теории, термодинамики, классической электродинамики, специальной теории относительности, квантовой теории;
овладение умениями проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, обрабатывать результаты измерений, выдвигать гипотезы и строить модели, устанавливать границы их применимости;
применение знаний по физике для объяснения явлений природы, свойств вещества, принципов работы технических устройств, решения физических задач, самостоятельного приобретения и оценки достоверности новой информации физического содержания, использования современных информационных технологий для поиска, переработки и предъявления учебной и научно-популярной информации по физике;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе решения физических задач и самостоятельного приобретения новых знаний, выполнения экспериментальных исследований, подготовки докладов, рефератов и других творческих работ;
воспитание духа сотрудничества в процессе совместного выполнения задач, уважительного отношения к мнению оппонента, обоснованности высказываемой позиции, готовности к морально-этической оценке использования научных достижений, уважения к творцам науки и техники, обеспечивающимведущую роль физики в создании современного мира техники;
использование приобретенных знаний и умений для решения практических, жизненных задач, рационального природопользования и защиты окружающей среды, обеспечения безопасности жизнедеятельности человека и общества.
Рабочая программа программа предусматривает формирование у школьников общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. Приоритетами для школьного курса физики на этапе полного общего образования являются:
Познавательная деятельность:
использование для познания окружающего мира различных естественнонаучных методов: наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование;
формирование умений различать факты, гипотезы, причины, следствия, доказательства, законы, теории;
овладение адекватными способами решения теоретических и экспериментальных задач;
приобретение опыта выдвижения гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез.
Информационно-коммуникативная деятельность:
владение монологической и диалогической речью, развитие способности понимать точку зрения собеседника и признавать право на иное мнение;
использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации.
Рефлексивная деятельность:
владение навыками контроля и оценки своей деятельности, умением предвидеть возможные результаты своих действий:
организация учебной деятельности: постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств.
Учебно-тематический план
№ п/п Наименование разделов и тем Всего часов В том числе
Уроки Контрольные работы
1 Физика как наука 3 3 2 Кинематика 19 17 1+1
3 Кинематика твердого тела 5 5 4 Электромагнитные явления 6 4 5 Световые явления 10 8 1
Итого 70 55 5
Содержание программы учебного предмета. (170 часов)
Магнитное поле (20 ч)
Индукция магнитного поля. Принцип суперпозиции магнитных полей. Сила Ампера. Сила Лоренца. Электроизмерительные приборы. Магнитные свойства вещества.
Магнитный поток. Закон электромагнитной индукции Фарадея. Вихревое электрическое поле. Правило Ленца. Самоиндукция. Индуктивность. Энергия магнитного поля.
Демонстрации
Магнитное взаимодействие токов. Отклонение электронного пучка магнитным полем. Магнитные свойства вещества. Магнитная запись звука. Зависимость ЭДС индукции от скорости изменения магнитного потока. Зависимость ЭДС самоиндукции от скорости изменения силы тока и индуктивности проводника.
Лабораторные работы
Измерение магнитной индукции. Измерение индуктивности катушки.
Физический практикум (6 ч)
Электромагнитные колебания и волны (55 ч)
Колебательный контур. Свободные электромагнитные колебания. Вынужденные электромагнитные колебания. Переменный ток. Действующие значения силы тока и напряжения. Конденсатор и катушка в цепи переменного тока. Активное сопротивление. Электрический резонанс. Трансформатор. Производство, передача и потребление электрической энергии.
Электромагнитное поле. Вихревое электрическое поле. Скорость электромагнитных волн. Свойства электромагнитных волн. Принципы радиосвязи и телевидения.
Свет как электромагнитная волна. Скорость света. Интерференция света. Когерентность. Дифракция света. Дифракционная решетка. Поляризация света. Законы отражения и преломления света. Полное внутреннее отражение. Дисперсия света. Различные виды электромагнитных излучений, их свойства и практические применения. Формула тонкой линзы. Оптические приборы. Разрешающая способность оптических приборов.
Постулаты специальной теории относительности Эйнштейна. Пространство и время в специальной теории относительности. Полная энергия. Энергия покоя. Релятивистский импульс. Связь полной энергии с импульсом и массой тела. Дефект массы и энергия связи.
Демонстрации
Свободные электромагнитные колебания. Осциллограмма переменного тока. Конденсатор в цепи переменного тока. Катушка в цепи переменного тока. Резонанс в последовательной цепи переменного тока. Сложение гармонических колебаний. Генератор переменного тока. Трансформатор. Излучение и прием электромагнитных волн. Отражение и преломление электромагнитных волн. Интерференция и дифракция электромагнитных волн. Поляризация электромагнитных волн. Модуляция и детектирование высокочастотных электромагнитных колебаний. Детекторный радиоприемник. Интерференция света. Дифракция света. Полное внутреннее отражение света. Получение спектра с помощью призмы. Получение спектра с помощью дифракционной решетки. Поляризация света. Спектроскоп. Фотоаппарат. Проекционный аппарат. Микроскоп. Лупа Телескоп
Лабораторные работы
Исследование зависимости силы тока от электроемкости конденсатора в цепи переменного тока. Оценка длины световой волны по наблюдению дифракции на щели. Определение спектральных границ чувствительности человеческого глаза с помощью дифракционной решетки. Измерение показателя преломления стекла. Расчет и получение увеличенных и уменьшенных изображений с помощью собирающей линзы.
Физический практикум (8 ч)
Квантовая физика (34 ч)
Гипотеза М.Планка о квантах. Фотоэффект. Опыты А.Г.Столетова. Уравнение А.Эйнштейна для фотоэффекта. Фотон. Опыты П.Н.Лебедева и С.И.Вавилова.
Планетарная модель атома. Квантовые постулаты Бора и линейчатые спектры. Гипотеза де Бройля о волновых свойствах частиц. Дифракция электронов. Соотношение неопределенностей Гейзенберга. Спонтанное и вынужденное излучение света. Лазеры.
Модели строения атомного ядра. Ядерные силы. Нуклонная модель ядра. Энергия связи ядра. Ядерные спектры. Ядерные реакции. Цепная реакция деления ядер. Ядерная энергетика. Термоядерный синтез. Радиоактивность. Дозиметрия. Закон радиоактивного распада. Статистический характер процессов в микромире. Элементарные частицы. Фундаментальные взаимодействия. Законы сохранения в микромире.
Демонстрации
Фотоэффект. Линейчатые спектры излучения. Лазер. Счетчик ионизирующих частиц. Камера Вильсона. Фотографии треков заряженных частиц.
Лабораторные работы
Наблюдение линейчатых спектров
Физический практикум (6 ч)
Строение Вселенной (8 ч)
Солнечная система. Звезды и источники их энергии. Современные представления о происхождении и эволюции Солнца и звезд. Наша Галактика. Другие галактики. Пространственные масштабы наблюдаемой Вселенной. Применимость законов физики для объяснения природы космических объектов. «Красное смещение» в спектрах галактик. Современные взгляды на строение и эволюцию Вселенной.
Демонстрации
1. Фотографии Солнца с пятнами и протуберанцами. 2. Фотографии звездных скоплений и газопылевых туманностей. 3. Фотографии галактик.
Наблюдения
1. Наблюдение солнечных пятен. 2. Обнаружение вращения Солнца. 3. Наблюдения звездных скоплений, туманностей и галактик. 4. Компьютерное моделирование движения небесных тел.
Экскурсии (8 ч) (во внеурочное время)
Обобщающее повторение (20 ч)
Резерв свободного учебного времени (35 ч)

п/п Тема урока Кол-во
часов Дата Дом.
Задание
Магнитное поле. 18 1/1 Взаимодействие токов. 1 2/2 Вектор магнитной индукции. 1 3/3 Линии магнитной индукции. 1 4/4 Модуль вектора магнитной индукции. 1 5/5 Сила Ампера. 1 6/6 Лабораторная работа № 1. Наблюдение действия магнитного поля на ток 1 7/7 Решение задач. 1 8/8 Электроизмерительные приборы. 1 9/9 Контрольная работа (на входе) 1 10/10 Применение закона Ампера. 1 11/11 Действие магнитного поля на движущийся заряд 1 12/12 Движение заряженной частицы в магнитном поле. 1 13/13 Масс-спектрограф. Ускоритель заряженных частиц. 1 14/14 Решение задач. 1 15/15 Магнитные свойства вещества. 1 16/16 Ферромагнетики и их применение. 1 17/17 Обобщение и повторение. 1 18/18 Контрольная работа. 1 Электромагнитная индукция. 15 19/1 Открытие электромагнитной индукции. 1 20/2 Магнитный поток. 1 21/3 Направление индукционного тока. Правило Ленца. 1 22/4 Лабораторная работа № 2. Изучение явления электромагнитной индукции. 1 23/5 Закон электромагнитной индукции. 1 24/6 Решение задач. 1 25/7 Вихревое электрическое поле. 1 26/8 ЭДС индукции в движущихся проводниках. 1 27/9 Электродинамический микрофон. 1 28/10 Самоиндукция. Индуктивность 1 29/11 Энергия магнитного поля тока. 1 30/12 Электромагнитное поле. 1 31/13 Решение задач. 1 32/14 Обобщение и коррекция 1 33/15 Контрольная работа. 1 Механические колебания 15 34/1 Свободные и вынужденные колебания 1 35/2 Условия возникновения свободных колебаний 1 36/3 Математический маятник 1 37/4 Динамика колебательного движения 1 38/5 Гармонические колебания 1 39/6 Период и частота гармонических колебаний 1 40/7 Лабораторная работа № 3. Определение ускорения свободного падения при помощи маятника. 1 41/8 Фаза колебаний 1 42/9 Решение задач 1 43/10 Превращение энергии при гармонических колебаниях 1 44/11 Вынужденные колебания. 1 45/12 Резонанс 1 4613 Воздействие резонанса и борьба с ним. 1 47/14 Решение задач 1 48/15 Контрольное тестирование 1 Электромагнитные колебания 16 49/1 Свободные и вынужденные электромагнитные колебания 1 50/2 Колебательный контур. 1 51/3 Аналогия между механическими и электромагнитными колебаниями. 1 52/4 Уравнение процессов в колебательном контуре. 1 53/5 Период свободных электрических колебаний. 1 54/6 Решение задач. 1 55/7 Переменный электрический ток. 1 56/8 Активное сопротивление в цепи переменного тока 1 57/9 Конденсатор в цепи переменного тока. 1 58/12 Катушка индуктивности в цепи переменного тока 1 59/11 Резонанс в электрической цепи. 1 60/12 Решение задач. 1 61/13 Генератор на транзисторе. Автоколебания. 1 62/14 Обобщение и повторение. 1 63/15 Решение задач. 1 64/16 Контрольная работа. 1 Производство, передача и использование электрической энергии. 5 65/1 Генерирование электрической энергии. Генератор переменного тока. 1 66/2 Трансформаторы. 1 67/3 Производство и использование электрической энергии. 1 68/4 Передача электроэнергии. 1 69/5 Эффективное использование электроэнергии. 1 Механические волны 7 70/1 Волновые явления 1 71/2 Распространение механических волн 1 72/3 Длина волны. Скорость волны. 1 73/4 Уравнение гармонической бегущей волны. 1 74/5 Распространение волн в упругих средах. 1 75/6 Звуковые волны 1 76/7 Решение задач 1 Электромагнитные волны. 4 77/1 Что такое электромагнитная волна 1 78/2 Экспериментальное обнаружение электромагнитных волн. 1 79/3 Плотность потока электромагнитного излучения. 1 80/4 Изобретение радио А. С. Поповым. 1 2 полугодие 7 81/1 Принципы радиосвязи. 1 82/2 Модуляция и детектирование. 1 83/3 Свойства электромагнитных волн. 1 84/4 Распространение радиоволн. 1 85/5 Радиолокация. 1 86/6 Понятие о телевидении. 1 87/7 Развитие средств связи. Оптика Световые волны. 29 88/1 Скорость света. 1 89/2 Принцип Гюйгенса. Закон отражения света. 1 90/3 Закон преломления света 1 91/4 Лабораторная работа № 4. Измерение показателя преломления стекла. 1 92/5 Полное отражение света 1 93/6 Решение задач 1 94/7 Тонкая линза 1 95/8 Рассеивающая и собирающая линза 1 96/9 Построение изображения в линзе
1 97/10 Формула тонкой линзы 1 98/11 Увеличение линзы 1 99/12 Решение задач 1 100/13 Лабораторная работа № 5 Определение оптической силы и фокусного расстояния собирающей линзы. 1 101/14 Обобщение и повторение 1 102/15 Контрольная работа 1 103/16 Дисперсия света 1 104/17 Интерференция механических волн 11 105/18 Условие максимума и минимума 1 106/19 Интерференция света 1 107/20 Применение интерференции 1 108/21 Дифракция механических волн 1 109/22 Дифракция электромагнитных волн 1 110/23 Дифракционная решетка 1 111/24 Поперечность световых волн 1 112/25 Электромагнитная теория света 1 113/26 Решение задач 1 114/27 Повторение и обобщение. 1 115/28 Коррекционное занятие 1 116/29 Контрольная работа 1 Элементы теории относительности 7 117/1 Законы электродинамики и принцип относительности 1 118/2 Постулаты теории относительности 1 119/3 Относительность одновременности 1 120/4 Основные следствия из постулатов теории относительности 1 121/5 Элементы релятивистской динамики 1 122/6 Решение задач 1 123/7 Зачет и тестирование 1 Излучение и спектры 7 124/1 Виды излучений 1 125/2 Спектры и спектральные аппараты 1 126/3 Виды спектров 1 127/4 Спектральный анализ 1 128/5 Инфракрасное и ультрафиолетовое излучение 1 129/6 Рентгеновские лучи 1 130/7 Шкала электромагнитных волн. 1 Световые кванты 8 131/1 Фотоэффект 1 132/2 Теория фотоэффекта 1 133/3 Фотоны 1 134/4 Применение фотоэффекта 1 135/5 Давление света 1 136/6 Химическое действие света 1 137/7 Решение задач 1 138/8 Контрольная работа 1 Атомная физика 3 139/1 Строение атома 1 140/2 Квантовые постулаты Бора 1 141/3 Лазеры 1 Физика атомного ядра 16 142/1 Методы наблюдения частиц 1 143/2 Открытие радиоактивности 1 144/3 Альфа, бета, гамма излучения 1 145/4 Радиоактивные превращения 1 146/5 Закон радиоактивного распада 1 147/6 Изотопы 1 148/7 Открытие нейтрона 1 149/8 Строение атомного ядра 1 150/9 Энергия связи 1 151/10 Ядерные реакции 1 152/11 Деление ядер урана 1 153/12 Цепные ядерные реакции 1 154/13 Ядерный реактор 1 155/14 Термоядерные реакции 1 156/15 Применение ядерной энергии 1 157/16 Биологическое действие радиоактивных излучений 1 Элементарные частицы 2 158/1 Три этапа в развитии элементарных частиц 1 159/2 Открытие позитрона 1 Астрономия 11 160/1 Видимые движения небесных тел 1 161/2 Законы движения планет 1 162/3 Система Земля-Луна 1 163/4 Физическая природа планет 1 164/5 Солнце 1 165/6 Основные характеристики звезд 1 166/7 Внутреннее строение Солнца 1 167/8 Эволюция звезд 1 168/9 Млечный путь-наша галактика 1 169/10 Галактики 1 170/11 Строение и эволюция Вселенной1 5. Требования к уровню подготовки учащихся
В результате изучения физики на профильном уровне в 11классе ученик должензнать/понимать
смысл понятий: физическое явление, физическая величина, модель, гипотеза, принцип, постулат, теория, пространство, время, электромагнитные колебания, электромагнитное поле, электромагнитная волна, атом, квант, фотон, атомное ядро, дефект массы, энергия связи, радиоактивность, ионизирующее излучение, планета, звезда, галактика, Вселенная;
смысл физических величин: период, частота, амплитуда колебаний, длина волны, магнитный поток, индукция магнитного поля, индуктивность, энергия магнитного поля, показатель преломления, оптическая сила линзы;
смысл физических законов, принципов и постулатов (формулировка, границы применимости): закон электромагнитной индукции, законы отражения и преломления света, постулаты специальной теории относительности, закон связи массы и энергии, законы фотоэффекта, постулаты Бора, закон радиоактивного распада;
вклад российских и зарубежных ученых, оказавших наибольшее влияние на развитие физики;
уметь
описывать и объяснять результаты наблюдений и экспериментов: взаимодействие проводников с током; действие магнитного поля на проводник с током; зависимость сопротивления полупроводников от температуры и освещения; электромагнитная индукция; распространение электромагнитных волн; дисперсия, интерференция и дифракция света; излучение и поглощение света атомами, линейчатые спектры; фотоэффект; радиоактивность;
приводить примеры опытов, иллюстрирующих, что: наблюдения и эксперимент служат основой для выдвижения гипотез и построения научных теорий; эксперимент позволяет проверить истинность теоретических выводов; физическая теория дает возможность объяснять явления природы и научные факты; физическая теория позволяет предсказывать еще неизвестные явления и их особенности; при объяснении природных явлений используются физические модели; один и тот же природный объект или явление можно исследовать на основе использования разных моделей; законы физики и физические теории имеют свои определенные границы применимости;
описывать фундаментальные опыты, оказавшие существенное влияние на развитие физики;
применять полученные знания для решения физических задач;
определять: характер физического процесса по графику, таблице, формуле; продукты ядерных реакций на основе законов сохранения электрического заряда и массового числа;
измерять: показатель преломления вещества, оптическую силу линзы, длину световой волны; представлять результаты измерений с учетом их погрешностей;
приводить примеры практического применения физических знаний: различных видов электромагнитных излучений для развития радио- и телекоммуникаций; квантовой физики в создании ядерной энергетики, лазеров;
воспринимать и на основе полученных знаний самостоятельно оценивать информацию, содержащуюся в сообщениях СМИ, научно-популярных статьях; использовать новые информационные технологии для поиска, обработки и предъявления информации по физике в компьютерных базах данных и сетях (сети Интернет);
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
обеспечения безопасности жизнедеятельности в процессе использования транспортных средств, бытовых электроприборов, средств радио- и телекоммуникационной связи;
анализа и оценки влияния на организм человека и другие организмы загрязнения окружающей среды;
рационального природопользования и защиты окружающей среды;
определения собственной позиции по отношению к экологическим проблемам и поведению в природной среде.
Литература
Примерная программа среднего (полного) общего образования по физике. 10-11 классы. Профильный уровень
Г. Я. Мякишев Б. Б. Буховцев В. М. Чаругин Физика 11 класс.
А. П. Рымкевич. Сборник задач по физике 10-11 классы.
А. Е. Марон Е. А. Марон. Дидактические материалы 11 класс.