Открытый урок по литературе Н.В.Гоголь Ночь перед рождеством


Н.В.Гоголь «Ночь перед Рождеством».
Система персонажей. Пейзаж. Язык.
1. Решаемые учебные проблемы:
-Углубить понимание особенностей языка текста как искусства слова;
-Развивать умение видеть художественное разнообразие пейзажных зарисовок в произведении;
-Развивать речемыслительную деятельность через осмысление художественных образов, поиск детали в произведении;
2. Задачи для учащихся:
-Освоить содержание повести;
-Определить основные черты характеров главных героев, поведенческие характеристики;
-Уметь определять особенности языка произведения;
-Выявить место пейзажа в тексте;
-Определить авторскую позицию в тексте и способы её выражения;
3. Планируемые результаты:
Личностные: развитие познавательной активности учащихся; формирование нравственно-этического оценивания; формирование собственного отношения к героям рассказа Н.В.Гоголя, их оценка, понимание авторской позиции и своего отношения к ней; использование для решения познавательной и коммуникативной задач различных источников ( словари, дополнительная литература и др.)
Метапредметные:
Познавательные: расширение представления обучающихся о сложности и кропотливости писательского труда; воспитание думающего не равнодушного человека и читателя; формирование умения критически мыслить, анализировать, оценивать прочитанное.
Регулятивные: умение работать по плану, выполнять задание в соответствии с поставленной задачей.
Коммуникативные: формирование умения выражать свои мысли в оценочном суждении; строить монологическое доказательное высказывание, уважать мнение оппонентов; формирование умения работать в микрогруппе (паре); проявлении взаимопомощи, поддержки, умение договариваться о последовательности действий и формах презентации результата.
Предметные:
В познавательной (интеллектуальной) сфере: Умение анализировать произведение, понимать и формулировать его идею, характеризовать его героев, определять изобразительно-выразительные средства языка; владение литературоведческой терминологией (в частности термином сюжет).
В ценностно-ориентационной сфере: Приобщение к духовно –нравственным ценностям классической литературы, формирование собственного отношения к произведению Н.В.Гоголя; развитие умения выражать свои мысли, оценить поступки героев; воспитание любви к книге.
В коммуникативной сфере: Осмысленное чтение и адекватное восприятие прочитанного, умение создавать устные монологические высказывания, умение вести диалог.В эстетической сфере: Понимание образной природы литературы как словесно искусства, формирование эстетического вкуса.
Учебный материал урока: Текст сказочной повести Н.В.Гоголя «Ночь перед Рождеством»; презентация уроку; фрагмент мультфильма «Ночь перед Рождеством»; опера Римского –Корсакова «Быль -колядка», высказывание А.С. Пушкина в качестве эпиграфа к уроку; карточки- информаторы; таблицы для заполнения характеристик героев произведения.
5. Формы работы: индивидуальная, фронтальная, групповая.
6. Виды деятельности: работа с эпиграфом, аналитическая беседа, словарная работа, заполнение таблиц для характеристики героев, работа в группах.
7. Тип урока по форме: диалогический
8. Тип урока по содержанию: поисково – исследовательский.
ХОД УРОКА.
І. Предтекстовый структурный элемент урока.
Слайд №1
«Сейчас прочёл «Вечера близ Диканьки». Они изумили меня. Вот настоящая весёлость, искренняя, непринуждённая, без жеманства, без чопорности. А местами какая поэзия!.. Всё это так необыкновенно в нашей нынешней литературе, что я доселе не образумился…»
А.С.Пушкин
Так оценил А.С.Пушкин книгу «Вечера на хуторе близ Диканьки», куда вошла повесть «Ночь перед Рождеством».
-Прочтите ключевые слова эпиграфа. Настоящая весёлость, искренняя, без жеманства, непринуждённая, без чопорности).В конце урока мы вернёмся к нему и согласимся или не согласимся со словами А.С. Пушкина
1-й этап. Вхождение в тему рока:
Рассказ учителя о сочельнике.
В ночь на Рождество, по народному поверью, творятся всякие чудеса. Считается, что в эту ночь «отверзаются» небеса, все земные воды, источники наделяются волшебной целительной силой. Загаданное в эту ночь желание обязательно сбудется. Существует обычай в рождественскую полночь смотреть на небо: взорам людей, живущих праведной жизнью, открываются небесные высоты немыслимой красоты. В канун Рождества на Руси соблюдали обычай колядования. Парни и девушки собирались и ходили по домам, распевая песни-коляды и выпрашивали у хозяев угощения и деньги. Ночь перед праздником – время благоприятное для действий черта. Это время особой свободы поведения. Праздник, связанный с ним поверьем выводит жизнь из её обычной колеи и делает невозможное возможным.
Объявление темы урока (слайд №2)
Тема урока: Н.В.Гоголь «Ночь перед Рождеством». Система персонажей. Пейзаж. Язык.
Итак, обратимся к экранной интерпретации текста, фрагменту мультфильма и вспомним, с чего же всё началось.
(просмотр эпизода)
_ С чего начинается повествование? (С описания природы, зимней ночи перед Рождеством) (слайд №3)
- Найдите в тексте и прочитайте ключевые слова, характеризующие эту ночь. Какая картина природы в эту ночь предстаёт перед нами, попробуйте описать свои впечатления устно (словесное рисование). (стр. 172).
2-й этап. Предтекстовый элемент. Актуализация ранее полученных знаний.
(слайд №4) Домашним заданием было дочитать текст произведения, расскажите о сюжете текста. Вспомните, что такое сюжет. На столах лежат карточки –информаторы. Обратимся к ним.
Сюжет (от фр. sujet, букв. — «предмет») — в литературе, драматургии, театре, кино и играх — ряд событий (последовательность сцен, актов), происходящих в художественном произведении (на сцене театра) и выстроенных для читателя (зрителя, игрока) по определённым правилам демонстрации. Сюжет — основа формы произведения.
Согласно словарю Ожегова, сюжет — это последовательность и связь описания событий в литературном или сценическом произведении; в произведении изобразительного искусства - предмет изображения[1].
Устный ответ одного-двух учеников (краткий пересказ текста)
3-й этап. Текстовый элемент. Работа над языком произведения.
-Ребята, все ли слова произведения вам были понятны при чтении?
-Почему? (многие слова даны на украинском языке)
-Как вы считаете, почему Н.В.Гоголь не перевёл их на русский? (Чтобы передать особенности национальной культуры Украины, познакомить читателей с традициями)
Давайте обратимся к толковому словарю и словарику самого автора
(слайд №5)
Бричка – легкая дорожная повозка преимущественно без рессор, иногда с открытым верхом.
Волость – сельская территория, подчинённая городу.
Заниматься малеванием – заниматься рисованием.
Заседатель – человек, избранный для участия в работе государственного или судебного заведения.
Капелюхи – шапка с ушами.
Фуражка – головной убор с околышем и козырьком.
Кныш - небольшой круглый пирожок с запеченным внутри творогом или другой начинкой: вареньем, или луком со шкварками.
- Какие слова ещё привлекли ваше внимание? (чтение 1-2 в переводе)
Любимым приёмом изображения у Гоголя был контраст. «Истинный эффект заключён в резкой противоположности; красота никогда не бывает так ярка и видна, как в контрасте», - писал Гоголь в статье «Об архитектуре нынешнего времени». Как правило, в повестях цикла человеческий мир встречается с миром нечистой силы. Этот приём контраста виден уже в самом начале произведения, а вернее в его названии.
-Ребята, с чем у вас ассоциируется слово ночь?
-Что вы вкладываете в понятие Рождество?
-Символом чего является этот праздник? (Символ возрождения, чистоты, света)
С самого начала повествования мы видим, что автор использует приём контраста, намекает на извечную борьбу тёмных и светлых сил.
Перед нами сказочная повесть, назовите, какие особенности сказок вы знаете. (Главным в ответе деление персонажей на положительные и отрицательные).
-Перечислите положительных и отрицательных героев произведения (Вакула, царица. Солоха, Чуб, Чёрт и др)
- Почему в повести так много героев? (Это повесть о целой стране, о «племени», а не только о нескольких людях.)
Работа по вариантам: ( варианты формируются по рядам)
Слайд№6
- Какие качества Оксаны проявляются в эпизодах:
1 вар «Оксана перед зеркалом»; стр.180-181
2 вар «Разговор с кузнецом»; стр.181-182
3 вар «Приход подружек».стр.191-192
Сайд №7 (во время чтения)
1.6. Выразительное чтение по ролям от слов «Теперь посмотрим, что делает, оставшись одна, красавица дочка…» до слов «…Вот всё, что можно было сделать тогда наилучшего». стр.180-181
. Выразительное чтение по ролям от слов «Кучи девушек с мешками вломились в хату Чуба, окружили Оксану…» до слов «Девушки увели с собою капризную красавицу». стр.191-192
2. Образ Вакулы в повести.
- Чем похож Вакула на героя сказки? (Вакула, как и любой положительный герой сказки, описан крайне скупо, образ его несколько схематичен. Он искусный кузнец и талантливый художник. Герой очень силён, благочестив, набожен. Описания любовных переживаний Вакулы позволяют понять, что это человек, умеющий тонко чувствовать, искренне любить).С какими героями повести вы ещё познакомились? (Солоха, Чуб, Чёрт и др).
У каждого на парте лежат таблицы. Для начала давайте разобьёмся на группы по четыре человека. Задание: Охарактеризовать героя
1 гр. Солоху1гр Чуба
3 гр. Оксану
4 гр. ВакулуОхарактеризуйте героев, подкрепите свою характеристику словами автора. Работа с таблицей.
4-й этап. Посттекстовой фрагмент урока.
Выступление подготовленных учеников
Сюжет повести Гоголя, опубликованной в 1832 году в сборнике «Вечера на хуторе близ Диканьки», давно волновал Римского-Корсакова. Но он считал себя не вправе взяться за разработку этого сюжета, потому что он был уже использован в опере Чайковского «Черевички». Но, когда Чайковский умер, Римский-Корсаков не считал себя более связанным какими-либо моральными обязательствами. Он задумал свою оперу иначе, чем Чайковский — не в лирико-бытовом плане, а в сказочном, с привлечением фантастического элемента. Хотелось ему также связать этот сюжет со старинными языческими поверьями.
Опера была начата весной 1894 года, а в следующем году закончена. Представленная в дирекцию Мариинского театра в Петербурге, она была задержана цензурой, так как среди действующих лиц находилась царица (в повести Гоголя Екатерина II), а представителей дома Романовых тогда запрещалось показывать на оперной сцене. Все же композитору удалось преодолеть сопротивление цензуры, и опера была исполнена в Мариинском театре 23 ноября 1895 года.
«Былью-колядкой» назвал Римский-Корсаков свою оперу «Ночь перед рождеством». Снабдил он ее и эпиграфом: «Сказка-складка, песня-быль». Тем самым композитор как бы подчеркнул, что его произведение носит сказочно-фантастический характер, а музыка его пронизана песенностью, связанной со старинными украинскими и русскими обрядами. С этой целью Римский-Корсаков тщательно изучил подлинные напевы колядок (то есть песен, исполняемых под рождество — при колядовании), которые послужили основой для мелодики оперы.
Оркестровое вступление к первому акту дает поэтичную зарисовку морозного вечера с его словно застывшей прозрачной атмосферой. Начальные аккорды этого вступления часто звучат в музыке оперы.
Прослушивание фрагментов оперы (акт 2, картина 2 – колядные песни).
6-й этап. Рефлексия.
Оцените работу всего класса на уроке. Прочтите ещё раз тему урока, скажите, решили ли мы поставленные перед нами задачи?
Чьи выступления понравились вам больше всего и почему?
Поставьте оценки сами себе.
Можем ли мы назвать ребят, получивших на уроке «4» и «5», грамотными читателями?
7-й этап. Дифференцированное домашнее задание:
*Письменно ответьте на вопрос: Почему Кража месяца чёртом происходит именно в ночь перед Рождеством? (ответ не должен начинаться со слов потому что)
1. Выпишите из текста повести слова и словосочетания, передающие колорит народной речи.
2. Нарисуйте свои иллюстрации к произведению и подготовьте их защиту.
(Задание под * оценивается на «5»)
Оксана

Ф.И. участников группы
1.__________________________________________________
2.__________________________________________________
3.__________________________________________________
4.__________________________________________________
Ваша характеристика
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Авторская характеристика (слова из текста)
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Вакула
Ф.И. участников группы
1.__________________________________________________
2.__________________________________________________
3.__________________________________________________
4.__________________________________________________
Ваша характеристика
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Авторская характеристика (слова из текста)
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Солоха
Ф.И. участников группы
1.__________________________________________________
2.__________________________________________________
3.__________________________________________________
4.__________________________________________________
Ваша характеристика
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Авторская характеристика (слова из текста)
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Чуб

Ф.И. участников группы
1.__________________________________________________
2.__________________________________________________
3.__________________________________________________
4.__________________________________________________
Ваша характеристика
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Авторская характеристика (слова из текста)
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Сюжет (от фр. sujet, букв. — «предмет») — в литературе, драматургии, театре, кино и играх — ряд событий (последовательность сцен, актов), происходящих в художественном произведении (на сцене театра) и выстроенных для читателя (зрителя, игрока) по определённым правилам демонстрации. Сюжет — основа формы произведения.
Согласно словарю Ожегова, сюжет — это последовательность и связь описания событий в литературном или сценическом произведении; в произведении изобразительного искусства - предмет изображения[1].

Сюжет (от фр. sujet, букв. — «предмет») — в литературе, драматургии, театре, кино и играх — ряд событий (последовательность сцен, актов), происходящих в художественном произведении (на сцене театра) и выстроенных для читателя (зрителя, игрока) по определённым правилам демонстрации. Сюжет — основа формы произведения.
Согласно словарю Ожегова, сюжет — это последовательность и связь описания событий в литературном или сценическом произведении; в произведении изобразительного искусства - предмет изображения[1].