Урок по кейс-технологии Духовная деградация личности по рассказу А.П. Чехова Ионыч









План-конспект урока по литературе на тему:
«Духовная деградация личности (по рассказу А.П. Чехова «Ионыч»)»





Разработала преподаватель русского
языка и литературы
Самоварова Татьяна Витальевна
Государственное автономное
профессиональное образовательное
учреждение Чувашской Республики
«Новочебоксарский политехнический
техникум» Министерства образования
и молодежной политики Чувашской
Республики










Новочебоксарск 2015
Кейс-технология на уроке литературы.
Тема урока: Духовная деградация личности (по рассказу А.П. Чехова «Ионыч»)
Эпиграф: До какой ничтожности, мелочности,
гадости мог снизойти человек! мог так измениться!  Н.В. Гоголь
Цель урока: выявить причины духовной деградации главного героя рассказа А.П. Чехова «Ионыч».
Задачи:
- научить обучающихся выявлять проблемы произведения и давать обоснованные суждения о нем;
- способствовать развитию речевых и коммуникативных навыков;
- воспитывать чувство ответственности за собственную жизнь, осознание истинных жизненных ценностей.
Применяемая технология: описание конкретной ситуации (кейс-технология).
Контингент обучаемых: обучающиеся 1 курса
Количество: 15-20 человек.
Время: 45 минут
Автор разработки: Самоварова Т.В., преподаватель русского языка и литературы
Год разработки: 2015

1. Подготовительный этап
1.1. Определение места урока в системе предмета, обозначение темы, формулировка целей урока, определение проблемы, разработка задания для учащихся и возможных вопросов для ведения дискуссии и презентации кейса.
1.2. Чтение учащимися рассказа А.П. Чехова «Ионыч» (домашнее задание).
2. Ознакомительный этап
2.1. Вступительное слово.
2.2. Введение в ситуацию.
Действие происходит в губернском городе С., куда был назначен на службу новый доктор. Здесь доктор знакомится с образованной и талантливой, по мнению местных жителей, семьей.
Действующие лица: доктор Дмитрий Ионович Старцев; семья Туркиных: глава семьи - Иван Петрович, жена - Вера Иосифовна, дочь - Екатерина Ивановна.
3. Основной (аналитический) этап
3.1. Раунды:
1) вступительное слово преподавателя; распределение учащихся по группам (4-5 человек в каждой); организация работы групп: краткое изложение членами групп прочитанных материалов и их обсуждение; выявление проблемных моментов; определение докладчиков;
2) первый раунд дискуссии - обсуждение проблемных моментов в малых группах, поиск аргументов и решений;
3) второй раунд дискуссии - предоставление результатов анализа, общегрупповая дискуссия, подведение итогов дискуссии и найденных решений.
3.2. Указания по проведению анализа конкретной ситуации
После знакомства учащихся с предоставленными фактами начинается их анализ в групповой работе. Этот процесс выработки решения, составляющий сущность метода, имеет временные рамки, которые определяет преподаватель.
Продуктивность групповой аналитической работы обеспечивается путем следования определенному алгоритму:
анализ ситуации - целесообразно начинать с выявления и формулировки проблемы;
выработка различных способов действия в данной ситуации - альтернатив;
выбор лучшего решения (альтернативы) с опорой на анализ положительных и отрицательных последствий каждого, а также на анализ необходимых ресурсов для их осуществления;
составление программы деятельности с ориентацией на первоначальные цели и реальности их реализации
4. Итоговый этап
4.1 Заключительная презентация результатов аналитической работы (учащиеся могут узнать и сравнить несколько вариантов решений одной проблемы).
4.2. Обобщающее выступление преподавателя - анализ ситуации.
4.3. Оценивание преподавателем учащихся.
5. Описание ситуации. Используется рассказ А.П. Чехова «Ионыч».

Вопросы для обсуждения.
1. О чем повествуется в данном рассказе
2. Назовите героев рассказа и охарактеризуйте их. (Можно использовать текст).
3. Какая проблема затрагивается в рассказе?
4. Кто виноват в том, что не состоялась любовь Ионыча и Котика?
5. Почему Дмитрий Ионович Старцев превратился в Ионыча?
6. Возможно ли духовное возрождение Ионыча?



ИНФОРМАЦИОННЫЙ МАТЕРИАЛ
Значение слов

Деградация – постепенное ухудшение, упадок человека, духовное обнищание.
Деградировать – постепенно ухудшаясь, прийти к вырождению.
Земский – это значит участковая форма медицинского обслуживания населения в дореволюционной России.
Мещане – люди с узким кругозором и мелкими интересами, духовно, нравственно и интеллектуально ограниченные, давно остановившиеся в своем развитии.
Обыватель – человек, лишенный общественного кругозора, живущий мелкими, личными интересами.
Нравственность – внутренние духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы, правила поведения, определяемые этими качествами.
Пассаж в музыке - последовательность звуков в быстром движении (часто трудное для исполнения).
Пошлый – низкий в нравственном отношении, безвкусно-грубый, лишенный идейных интересов и запросов, проявляющий невоспитанность и хамство, пренебрежение к людям.
Ренегат  – отступник, изменивший прежним убеждениям и перешедший на сторону своих идейных противников.
Эволюция – развитие, процесс, непрерывного изменения кого-либо или чего-либо, подготавливающий качественные изменения.



ХОД УРОКА.
1. ОРГМОМЕНТ.
Здравствуйте, юноши! Очень приятно вас видеть. На нашем уроке сегодня присутствуют гости: преподаватели нашего техникума.
2. ВСТУПИТЕЛЬНОЕ СЛОВО УЧИТЕЛЯ.
Сегодня на уроке мы поговорим на тему, которая волнует не одно поколение писателей, поэтов, художников, композиторов, – это тема духовной деградации личности.
Давайте вспомним произведения, в которых писатели и поэты поднимают проблему духовной деградации личности.
(Л.Н. Толстой «Война и мир», А.П. Чехов «Крыжовник».)
(Великий русский писатель Л.Н. Толстой в своём романе «Война и Мир» не раз писал о нравственных качествах человека. Так, например, для Анны Михайловны Друбецкой и ее сына главная цель в жизни - устройство своего материального благополучия. И ради этого Анна Михайловна не гнушается ни унизительного попрошайничества, ни применением грубой силы (сцена с мозайковым портфелем).
Ещё одним примером духовной деградации может послужить Николай Иваныч из рассказа Чехова «Крыжовник». В погоне за мечтой о покупке собственного имения, он забывает о внутреннем развитии. Все его поступки, все мысли были подчинены этой материальной цели. В результате добрый и кроткий человек опустился, превратившись в наглого и самоуверенного «барина».)
В 1890-е годы особенно четко определилась одна из важнейших тем всего творчества Чехова обличение пошлости и духовного мещанства. Осуждению духовного застоя, убожества обывательской жизни, собственнического счастья, раскрытию общественных причин духовного оскуднения значительной части интеллигенции России в 90-е годы посвящен рассказ «Ионыч».
Чехов написал историю новой формы тяжкой социальной болезни, которую давно изучала русская литература, – духовной деградации, ренегатства. Автор изображает духовную деградацию личности главного героя рассказа Дмитрия Ионыча Старцева земского врача, сына дьячка. Он отказывается от общественных идеалов, высоких стремлений, человеческих чувств, которые отдаются на растерзание покою, наживе, деньгам, благополучию, сытой, обеспеченной жизни, и это влечет за собой его моральное падение.
 Тема нашего урока «Духовная деградация личности» (по рассказу А.П. Чехова «Ионыч») - (запись темы в тетрадь)
- Как вы думаете, какова цель нашего урока?
Чтобы поставить цель урока, предлагаю вспомнить сюжет рассказа.
(В начале мы видим молодого доктора Старцева, полного сил, энергии, способного влюбиться. К концу рассказа он превращается в малоподвижного, черствого, грубого Ионыча).
Как видим, сюжет прост, событий немного, значит, главное не внешние события, а то, что происходит внутри героя.
- Так какова цель нашего урока?
Цель урока: выявить причины духовной деградации главного героя рассказа А.П. Чехова «Ионыч». (на экране)
Для эпиграфа я взяла высказывание Н.В. Гоголя: «До какой ничтожности, мелочности, гадости мог снизойти человек! мог так измениться!
Эпиграф – на экране. Запись в тетрадь.
3. УКАЗАНИЯ ПО ПРОВЕДЕНИЮ АНАЛИЗА КОНКРЕТНОЙ СИТУАЦИИ
Попытаемся проследить путь постепенного, непрерывного духовного изменения Дмитрия Ионыча Старцева, понять к каким качественным изменениям он привел, что приобрел и потерял главный герой рассказа на этом пути.
Для того чтобы выявить, в чем же причины духовной деградации личности, вы будете работать в группах.
На партах лежит раздаточный материал, который содержит: описание ситуации (краткое содержание рассказа А.П. Чехова «Ионыч»), вопросы для обсуждения и информационный материал. Используя текст и информационный материал вам нужно ответить на следующие вопросы:
О чем повествуется в данном рассказе?
(В рассказе А.П. Чехова «Ионыч» повествуется о жизни русской провинции конца 19 века. Молодой, полный романтических надежд и мечтаний врач приезжает в губернский город С. Герой жаждет жить полной жизнью, приносить пользу обществу, окружающим людям и быть счастливым. Дмитрия Ионыча знакомят с самой «прогрессивной и интересной» семьей города, своеобразной местной достопримечательностью. На протяжении действия всего рассказа «Ионыч» Чехов показывает нам, как меняются эти люди – доктор Старцев и семья Туркиных. В конце рассказа «Ионыч» Чехов показывает перемены, которые произошли в главном герое. Он стал жадным, жестоким, равнодушным человеком.)
Назовите героев рассказа и охарактеризуйте их. (Можно использовать текст).
(Преисполненный великих стремлений, энергии, сил, прибывает в Дялиж, в земскую больницу молодой доктор Старцев Дмитрий Ионыч. Перед ним заманчивое будущее: интересная работа, благородная цель жизни «помогать страдальцам, служить народу». Он молод, здоров, весел, полон надежд, беспричинной юношеской радости, ожидания счастья. Всё ему кажется интересным, занимательным, новым.
Как только Старцев был назначен земским врачом в Дялиже, в 9 верстах от С., ему, как и всякому приезжему, рекомендовали познакомиться с семьей Туркиных.
Со стороны Туркины выглядели именно так: «Эта семья жила на главной улице, возле губернатора, в собственном доме. Сам Туркин, Иван Петрович, полный, красивый брюнет с бакенами, устраивал любительские спектакли с благотворительною целью, сам играл старых генералов и при этом кашлял очень смешно <> Жена его, Вера Иосифовна, худощавая, миловидная дама в pince-nez, писала повести и романы и охотно читала их вслух своим гостям. Дочь, Екатерина Ивановна, молодая девушка, играла на рояле. Одним словом у каждого члена семьи был какой-нибудь свой талант. Туркины принимали гостей радушно и показывали им свои таланты весело, с сердечной простотой <>».)
Какая проблема затрагивается в рассказе?
(Проблема духовной деградации личности.
Из милейшего интеллигентного юноши Дмитрий Ионович превратился в грубого, вечно недовольного жизнью мужика. Деградация Старцева вызывает у людей отвращение, и они начинают называть его достаточно неуважительно Ионыч.
Из-за недостаточного уровня образования в обществе, Ионыч не только скатился до его уровня, но в чем-то даже начал отставать от него. Внутренних сил, которые позволили бы самостоятельно поднимать свой уровень культурного развития, у Старцева не было. Деньги для него заменили книги и искусство.)
4. Кто виноват в том, что не состоялась любовь Ионыча и Котика?
(Любовь Старцева и Котика, двух интеллигентных людей, чувствовавших симпатию друг к другу, не состоялась в начале повести потому, что героиня боялась обычной семейной жизни, хотела чего-то другого, необыкновенного. Она высокомерно отвергла предложение Старцева, мотивируя это тем, что создана для искусства, что хочет быть артисткой, хочет славы, успехов, свободы и не представляет себя в качестве жены. Среда мельчила, опошляла человеческие чувства. Воспитание в семье Туркиных не могло не внушить Котику легкомыслия, необоснованных претензий и т. п. Нравственная слабость Старцева, трусость загубили любовь еще в самом начале, а стремительное опошление довершило губительный процесс, оно отразилось и на судьбе Екатерины Ивановны.)
5. Почему Дмитрий Ионович Старцев превратился в Ионыча?
(Кажется, что ответ напрашивается сам собой: виновата среда. Жизнь однообразна, скучна, "проходит тускло, без впечатлений, без мыслей". Но правда в том, что человек достоин той жизни, которую он ведет. Значит, прежде всего виноват сам доктор, который растерял все лучшее, что было в нем, променял живые мысли на сытое, самодовольное существование.)
6. Возможно ли духовное возрождение Ионыча?
(Нет. В пятой главе автор как бы подводит итог жизни Ионыча это «глухая тоска небытия», медленное умирание. Примерно к 35-36 годам герой превратился из Дмитрия Старцева в Ионыча ожирел, потерял совесть и стал похож не на человека, а на языческого бога.
Старцев приобрёл для себя богатство, но потерял в себе человека, а вместе с этим утратил и своё имя: «В Дялиже и в гoродe eгo зовут просто «Ионычем». Какая бездна падения человека! С каждой главой становится всё яснее и яснее, что жизнь героя должна будет завершиться неизбежным роковым финалом. Чем выше поднимался он вверх к обогащению кармана, тем ниже опускался вниз к обнищанию духа.
Рассказ завершается картиной полного падения Ионыча.
Старцев всю жизнь работает («У него в городе громадная практика, некогда вздохнуть»). Но деятельность, лишенная высокой цели, оказывается пагубной и для труженика-интеллигента. Он гибнет, сохраняя понимание происходящего. И как опытный врач, наверное, мог бы поставить себе диагноз: разрушение личности в результате утраты светлых жизненных целей, смысла, высокой цели жизни.
Ионыч гибнет, опускается, но он сам знает о своей трагедии. И как бы подводя окончательный итог его жизни, Чехов пишет: «Вот и всё, что можно сказать про него».)
Сегодня неправильных ответов не может быть, каждый высказывает свою точку зрения.
4. РАБОТА В ГРУППАХ – 10 МИН. (Звучит тихая музыка)
5. ПРЕЗЕНТАЦИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ АНАЛИТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ – по 4 мин. каждой группе.
6.ОБОБЩАЮЩЕЕ ВЫСТУПЛЕНИЕ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ.
Вы ответили на все вопросы, высказали свое мнение, выявили проблемы рассказа.
На примере жизни Старцева Чехов показал, как отсутствие общественных интересов и пассивное подчинение пошлой среде приводят к моральному опустошению человека.
Хочется задать вопрос: В чем заключается духовная деградация доктора Старцева?
(Постепенное обнищание духа героя, ослабление его воли, силы сопротивления, потеря активности, живой человеческой реакции.)
– Почему это происходит с Ионычем?
(В результате утраты человеколюбия. Желтые и зеленые бумажки, а не облегчение человеческих страданий стали целью его деятельности. Страсть к обогащению вытеснила интерес к людям, профессии, чувство к Екатерине Ивановне.)
– Каковы внешние признаки омертвевшей души, лишенной человечности и сострадания?
(Жадность, грубость, раздражительность, бесцеремонность, ожирение, собственные дома, тонкий и резкий голос, тупая речь.)
– В результате чего Старцев становится обывателем, думающим только о себе, о наживе, забывающим о своих пациентах?
(Его губит среда, в которой нет места живым интересам. Но виноват и сам герой, заменивший гуманные идеалы стяжательскими, не сумевший противостоять обывательскому окружению, не нашел в себе сил противостоять застою, косности, мещанству, стремлению к благополучию, сытости и покою, подавляющее все надежды, порывы и замыслы, более высокие стремления, нравственные идеалы.)
– Чем усугубляется вина Старцева?
(Процесс духовного умирания Старцева тем тягостнее, что он вполне сознает, в какое мерзкое болото погружается, но не пытается бороться или хотя бы бежать, потому что сам живет по законам этого болота. По мысли автора, его вина усугубляется тем, что он все прекрасно понимает, но ничего не пытается сделать.)
ЗВУЧИТ ПЕСНЯ «ЛУЧИНУШКА»
7. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГА УРОКА.
1. Бездуховная жизнь, на которую сознательно обрёк себя Старцев, исключила из числа живых людей, лишила способности думать и чувствовать. Образ Ионыча показывает, каким становится человек, если нет сопротивления пошлости, лени, мещанству, эгоизму.
2. Выставление оценок в группах.
8. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.
Письменно ответить на вопрос: «Есть ли в рассказе «Ионыч» настоящая жизнь и в чем она проявляется?»
Я желаю вам не поддаваться губительному влиянию обывательской среды, вырабатывать в себе силу сопротивления обстоятельствам, не предавать светлые идеалы молодости и любовь, беречь в себе человека, бояться жажды накопительства.










13 PAGE \* MERGEFORMAT 14115