Технологическая карта урока литературного чтения Тема: Особенная правда искусства. В. Маяковский «Хорошее отношение к лошадям»
08.04.2015 в рамках недели « Ура, урок!» учитель высшей категории: Перцева Татьяна Юрьевна
Урок литературного чтения 4 класс
Тема: Особенная правда искусства. В. Маяковский «Хорошее отношение к лошадям»
Цели: познакомить учащихся с творчеством В.Маяковского; пробуждать интерес к литературе; формировать потребность к поиску информации; расширение читательского кругозора; совершенствование видов речевой деятельности.
Развитие художественно – творческих и познавательных способностей; эмоциональной отзывчивости при чтении произведения.
Воспитание интереса к чтению и книге; обогащение нравственного опыта и развитие нравственных чувств учащихся.
Задачи урока:
- формирования у детей мотивационной готовности к воспитанию самих себя на уроке;- формирование эстетического отношения к окружающей действительности; - формирование волевых качеств личности; - физическое развитие, сохранение и укрепление здоровья; - формирование умения общаться в группе и коллективе.
Метапредметные результаты :- освоение приёмов поиска нужной информации;
-умение высказывать и пояснять свою точку зрения;
-освоение правил и способов взаимодействия с окружающим миром;
-формирование представления о правилах и нормах поведения, принятых в обществе;
-овладение основами коммуникативной деятельности,
- на практическом уровне осознание значимости работы в группе и освоение правил групповой работы.
Предметные результаты:
- формирование необходимого уровня читательской компетентности;
-овладение приёмами понимания прочитанного и прослушанного произведения;
- умение самостоятельно выбирать интересующую ученика литературу;
-умение пользоваться словарями и справочниками;
-осознание себя как грамотного читателя, способного к творческой деятельности;
-умение составлять несложные монологические высказывания о произведении (героях, событиях).
Формы работы: индивидуальная, групповая.
Оборудование к уроку: конверты с заданием для каждой группы, словарь иностранных слов, учебник литературного чтения 3 класс, учебник литературного чтения 4класс 2 часть Н.А. Чураковой, презентация к уроку.
№ п/п Этап урока Действия учителя Действия учащихся Слайд
1. Организационный момент Организует учащихся, настраивает на работу. Проверяют готовность к уроку. 2. Работа в группах Формулирует задание для групп, контролирует ход деятельности. Рассматривают материалы конвертов. Пытаются установить связь между объектами. 3. Анализ. Обсуждение. Выслушивает ответы представителей от каждой группы. Высказывают предположения, отстаивают своё мнение. 4. Обобщение На доске материал конвертов разбивают на две группы:
Знаем Не знаем
1682115120650001748790111125
(кое-что узнаем на уроке) Совместно с учителем отделяют знания от незнаний
Слайд 1,2
5. Формулировка темы урока, постановка целей Обобщив материал первого столбика, учащиеся формулируют тему урока, ставят цели.
Слайд 3
6. Настрой на восприятие текста. Рассказ об истории возникновения стихотворения. Выяснить восприятие стихотворения учащимися. Выражают своё мнение с помощью стикеров.
Понял Не понял
Слайд 4
7. Слушание произведения в исполнении Марка Розовского. Слушают стихотворение В. Маяковского «Хорошее отношение к лошадям» в исполне-нии Марка Розовского художественного руководителя театра «У Никитских ворот».
Слайд 5
8. Обсуждение. Работа по содержанию. Назовите главных героев произведения.
Охарактеризуйте героев произведения. Лошадь, толпа, лирический герой.
Слайд 6
9. Выразительное чтение учащимися. Читают стихотворение с листа. 10. Обобщение. Д/з. Вспомните тему урока. Какие цели ставили. Повторяют тему и цели урока. Обобщают что узнали с урока. Формулируют д/з.
Выяснить как связана реклама с именем Маяковского.
Выяснить как связаны краски с именем маяковского.
Слайд 7,8
11. Итог. Подводит итог урока.
Слайд 9
Как появилось это стихотворение?
По утверждению очевидцев, Маяковский действительно стал очевидцем необычного происшествия на кузнецком мосту, когда старая рыжая кобыла, поскользнулась на обледеневшей мостовой и «грохнулась на круп». Тут же сбежались десятки зевак, которые тыкали пальцем в несчастное животное и смеялись, так как его боль и беспомощность доставляли им явное удовольствие.
Стихотворение необычно по форме и содержанию. Во-первых, необычна строфика, когда стихотворная строка разрывается и продолжение пишется с новой строки. Такой прием получил название «лесенка Маяковского». Поэт считал, что такая запись придает стихотворению нужный ритм.
Образы в стихотворении
Лошадь Улица (толпа) Лирический герой
1. Лошадь на круп
грохнулась,
2. За каплищей каплища по морде катится,
прячется в шерсти...
лошадь
рванулась,
встала на ноги,
ржанула и пошла.
3. Рыжий ребенок.
Пришла веселая,
стала в стойло.
И все ей казалось -
она жеребенок,
и стоило жить,
и работать стоило.
1. Ветром опита,
льдом обута,
улица скользила,
2. За зевакой, зевака,
штаны пришедшие Кузнецким клёшить,
сгрудились,
смех зазвенел и зазвякал
3. Улица опрокинулась,
течет по-своему...
1. Смеялся Кузнецкий.
Лишь один я
голос свой не вмешивал в вой ему.
2. И какая-то общая
звериная тоска
плеща вылилась из меня
и расплылась в шелесте.
"Лошадь, не надо.
Лошадь, слушайте -
чего вы думаете, что вы их плоше?
Деточка,
все мы немножко лошади,
каждый из нас по-своему лошадь".
Лошадь – символ одинокой живой души, которой понадобилась поддержка, сочувствие. Также это символ стойкого характера, лошадь нашла силы подняться и жить дальше. Улица – враждебный, равнодушный, холодный и жестокий мир. Лирический герой – сам автор, своеобразный «двойник» лошади. Он так же одинок и затравлен толпой.
Чему посвятил стихотворение Маяковский?
В.В. Маяковский в стихотворении размышляет о пороках современного общества, недостатках людей. Это стихотворение имеет сюжет: люди, увидев упавшую лошадь, продолжают заниматься своими делами. Исчезло сострадание, милосердное отношение к беззащитному существу. И только лирический герой почувствовал «какую-то общую звериную тоску» и сочувствует ей.
Стихотворение Маяковского - не о лошади, точнее, не только о лошади. Оно - о людях, об их отношении друг к другу. Холод, лёд - это не только состояние окружающей среды, это отношения между людьми.)
Как вы считаете, актуально ли это стихотворение в наши дни?
Да, каждый из нас «везёт свой воз», то есть делает своё жизненное дело и несёт свои жизненные тяготы. И если случается, что кто-то падает под непосильной ношей, то смотреть на это с равнодушием или, хуже того, с самодовольной насмешкой - бесчеловечно. Поэт уверен в победе человечности, он верит в то, что слово, идущее от сердца, способно вдохнуть силы в упавшего, вернуть ему радость жизни.)
-Приходилось ли вам сталкиваться с подобными ситуациями в жизни?