Конспект урока в 5 классе по теме Открытие Нового Света. Эпоха ВГО


Конспект урока в 5 классе
по теме «Открытие Нового Света. Эпоха ВГО»
Учитель: Лебедева Л.П.
Цель урока: Сформировать представление учащихся об эпохе ВГО, об открытиях Нового Света.
Задачи урока:
Образовательные:
- Способствовать созданию представления об эпохе Великих географических открытий.
- Совершенствовать умение работать с картой.
- На примере исследования экспедиций Христофора Колумба, Васко да Гамы, Афанасия Никитина, выяснить, какие открытия ими были сделаны, в чем их историческая значимость.
- Выявить роль этого этапа в развитии географической науки.
Развивающие:
Способствовать формированию и развитию ОУУН как основы для формирования ключевых компетентностей учащихся:
Коммуникативной: владеть основными приемами устной речи, давать развернутые ответы на вопросы, грамотно и ясно формулировать свою мысль.
Информационной: развивать умения работать с различными источниками географической информации;
Учебно-исследовательской: проводить сравнения, выделять признаки, применять ранее полученные ЗУН для решения новых учебно-познавательных и практических задач. Просматривать причинно-следственные связи. Обобщать, классифицировать, систематизировать учебный материал.
Рефлексивной: анализировать свою учебную деятельность, выделять причины и предлагать способы устранения пробелов в своих знаниях.
Воспитательные: формирование мировоззренческих идей.
Тип урока: урок усвоения новых знаний.
Применяемые технологии: Элементы технологии эвристического обучения, развивающего обучения.
Оборудование: учебник  А.А.Лобжанидзе География. Планета Земля. УМК «Сферы», Изд. «Просвещение», 2015год. Атлас. Электронное приложение к учебнику.
ХОД УРОКА.
Организационный момент.
Учитель:
Проверка готовности обучающихся к уроку.
Мотивирует на изучение учебного материала.
Побуждает учащихся к определению темы урока.
Учащиеся:
Определяют название темы урока и ход работы на уроке.
Актуализация знаний.
Учитель:
Постановка проблемного вопроса, связующего предыдущий урок и новую тему.
На предыдущих уроках мы с вами знакомились с развитием географических знаний в древности и в средние века.
Ответьте, пожалуйста, на вопросы:
А). – Какие главные достижения географической науки в древности вы можете назвать?
Б). – Перечислите главные открытия эпохи средневековья.
В). – Какой вывод можно сделать о развитии знаний о Земле в античное время и в эпоху средневековья ?Г). - Что мы будем изучать дальше?
Учащиеся:
Отвечают на вопросы учителя:
А) 1.В древности были совершены первые дальние морские путешествия, открывались и заселялись новые земли. Наиболее изученными были территории, примыкающие к Средиземному морю.. 2. Географии как науки зародилась в Древней Греции. 3. Учёные того времени описали известный им мир, составили карты, которыми люди пользовались в течение сотен лет. 4. Греки правильно определили форму и размеры Земли.
Б)1. Арабы в Индии.2. Викинги в Исландии, Гренландии и Северной Америке.3. Марко Поло в Центральной Азии.4. Путешествие нашего земляка А. Никитина в Индию.
В). Были открыты новые земли, географические знания о Земле со временем расширялись.
Г). Формулируют название темы урока.
Проблемная ситуация.
Учитель:
1 . Проводит беседу с элементами самостоятельной деятельности учащихся с использованием учебника.
Вопросы:
- О каких географических событиях нам предстоит узнать?
– Когда они происходили?
Исторический период, когда европейскими мореплавателями и путешественниками были сделаны географические открытия принято называть эпохой Великих географических открытий (ВГО).
Однако люди совершали географические открытия, которые заслуживают определения “великие” и до и после этого периода.
Поработаем с лентой времени. Что произошло в эпоху ВГО?
Учащиеся:
Слушают учителя.
Работают с текстом учебника (стр. 22), анализируют свою деятельность, отвечают на вопросы.
Открытие Америки, морского пути в Индию, походы испанских конкистадоров в Ю.Америку.
 Эти события происходили в период с ХV по XVIII вв.
Были открыты новые материки и впервые совершены кругосветные плавания.
IY. Разработка нового материала.
Учитель:
– В средние века европейские купцы торговали с Индией.
1)- Вспомните, каким путём они доставляли товары из Азии в Европу?
Но ведь в 15 веке земли на востоке Средиземного моря были захвачены турками, они не пропускали торговые караваны, часто грабили их.
2). – Как вы считаете, что могли предпринять европейцы для того, чтобы все же добраться до Индии?
Первыми это удалось сделать жителям Пиренейского полуострова и, прежде всего жителям Португалии.
3). – Почему именно португальские мореплаватели совершали эти плавания?
Найдите ответ на вопрос в тексте учебника (стр.22)
4).– Кто из португальцев первым обогнул Африку и достиг Индии?
Найдите ответ на вопрос в тексте учебника (стр.24)
5). - Покажите маршрут плавания Васко да Гамы на карте.
6). – Каков географический результат этих плаваний?
Найдите ответы на эти вопросы в тексте учебника (стр.24)
Испания в 15 в. также искала морские пути к богатым странам Востока, в Индию.
Однако вокруг Африки морской путь был захвачен португальцами.
7). – Как вы думаете, как могли выйти из этого положения испанцы?
Именно так думал Христофор Колумб.
Проследите по текстовой карте маршрут первого плавания Колумба, какие географические объекты встретил он на своём пути? Покажите их на карте (стр.23).
8). – В каком году проходило первое плавание Колумба?
9). - Каковы географические результаты плавания Колумба?
Прочтите текст в учебнике(стр.22-23)
Учащиеся:
1). По Великому шёлковому пути, т.е. сухопутным путём или до берегов Средиземного моря.
2). Найти морской путь в Индию вокруг Африки.
3). Учащиеся работают с текстом учебника и находят ответ на вопрос.
1. Научились строить новые корабли – трёхмачтовые каравеллы. Они были легки, быстроходны, могли двигаться под парусами и при боковом, и даже при встречном ветре.2. Генрих Мореплаватель, принц Португалии организовывал морские экспедиции, основал мореходную школу, поощрял создание новых карт.3. Османская Империя
4).. Бартоломеу Диаш доплыл до крайнего юга Африки и вышел в Индийский океан.
5).. В 1497 г. Васко да Гама доплыл до Индии.
Один из учащихся показывает маршрут путешествия у доски на карты, остальные работают с картами атласа.
Работают с текстом и рисунками учебника и находят ответ на вопрос.
6). 1. Был открыт морской путь из Европы в Индию. 2. Было установлено, что Атлантический и Индийский океаны соединяются между собой. 3. Были нанесены на карту берега Африки, остров Мадагаскар.
7). Высказывают предположения.
 Может попробовать приплыть в Индию с другой стороны, двигаясь через Атлантический океан на запад.
Колумб имел представления о шарообразности Земли, анализировал старые карты.
Он встретил на своем пути Канарские острова, Саргассово море, Антильские острова (о. Куба и о. Гаити)
8). В 1492 г.
9). Учащиеся находят ответ на вопрос в тексте учебника.
Открыл новую часть света – Америку
Привёз в Европу кукурузу, картофель, табак, томаты и др. культуры
Самостоятельное применение знаний.
Учитель:
- Заполните с помощью учебника таблицу
№п/пФамилия, имя путешественника Дата
(время путешествия) Что было открыто
Учащиеся:
Выполняют практикум -  при помощи учебника заполняют таблицу.
Практикум
Учитель: Покажите на карте части света, которые были известны европейцам до эпохи Великих Географических открытий.
Организует работу с контурной картой
Учащиеся:
Наносят на контурную карту маршруты путешествий Ф. Магеллана, X. Колумба, Васко да Гама, своего земляка - тверского купца Афанасия Никитина. Подписывают названия материков и океанов.
Y.Закрепление.Учитель:.Формулирует вопросы и корректирует ответы:
Что такое Великие географические открытия?
Что ознаменовала эпоха Великих Географических открытий?
Какие части света были названы Новыми?
Почему стали возможны в этот период такие далекие путешествия?
С экспедиции какого мореплавателя начинается эпоха Великих Географических открытий?
Учащиеся: Формулируют ответы, применяя полученные знания.
YI. Домашнее задание.
Параграф 6, стр.22-23, выполнить задание «Мои географические исследования» на стр. 22.
YII. Итоги урока:
Учитель:
Проводит оценивание ответов, работы обучающихся