Моя малая родина — частица России
Н.Б. Лобова,
заместитель директора по воспитательной работе
МАОУ Ильинской СОШ
г/о Домодедово
Внеклассное мероприятие
«Моя малая родина – частица России»
(литературно-музыкальная композиция)
Цель: прививать чувство патриотизма и гордости за свою родину; развивать самостоятельность и творческие способности учащихся.
Оборудование: презентация (слайды «природа моей Родины), запись песни «Рассвет-чародей».
Ход мероприятия
«Удивительно и невыразимо чувство Родины…
Какую светлую радость и какую сладчайшую тоску
дарит оно, навещая нас то ли в часы разлуки,
то ли в счастливый час проникновенности и отзвука!»
В.Г.Распутин
Учитель:
Эти слова известного писателя очень кратко, но емко характеризуют и объясняют ту совершенно особую роль, которую всегда играло и продолжает играть чувство Родины в душе, в жизни, в судьбе каждого из нас.
Родина… страна, в которой человек родился и гражданином которой является. Родина – это вся наша необъятная страна с ее лесами и полями, морями и реками, городами и селами. Наша Родина – это Родина Пушкина и Лермонтова, Королева и Циолковского.
Вот характерные строчки из хорошо известной оды М.В.Ломоносова, написанной в 1748 году ко дню восшествия на престол императрицы Елизаветы Петровны:
Она, коснувшись облаков,
Конца не зрит своей державы,
Гремящей насыщенна славы,
Покоится среди лугов.
В полях, исполненных плодами,
Где Волга, Днепр, Нева и Дон,
Своими чистыми струями
Шумя, стадам наводит сон,
Сидит и ноги простирает
На степь, где Хину отделяет
Пространная стена от нас;
Веселый взор свой обращает
И круг довольства исчисляет,
Возлегши локтем на Кавказ.
У большинства людей чувство Родины в обширном смысле – родной страны, отчизны – дополняется еще чувством родины малой, первоначальной, родины в смысле родных мест, отчих краев, района, города, деревушки или поселка.
Пожалуйста, послушайте отрывок из стихотворения нашей землячки – Элеоноры Акиньшиной, которое она назвала «Родному поселку посвящаю…»:
Ветер гонит на север
Зимних туч эшелоны,
Подмосковный пейзаж
За окошком вагона.
Вот поселок родной,
Вот знакомые лица.
Белые Столбы –
Час езды от столицы.
В царство белых берез
В 19-м веке
Первый поезд привез
Слухи о человеке.
И сменилось с тех пор
Не одно поколенье.
Белые Столбы –
Наших предков творенье.
Наш кирпичный завод –
Трудовое начало.
Много радостных нот
В его адрес звучало…
А еще наш поселок
Геологией славен.
Символ свой на гербе
Ею тоже оставлен.
Пусть геолог прошел
Все тропинки на свете.
Белые Столбы! –
Лучше их нет на планете!..
Пусть поселок цветет!
Вложим все свои силы
В Белые Столбы
Как в частицу России!
У каждого есть своя малая родина – край, где он родился, где все кажется ему особенным, родным. Может быть, кому-то это место покажется ничем не примечательным, но твоему сердцу здесь каждая мелочь дорога.
Ребята, вы задумывались когда-нибудь о том, что означает слово «Родина»?
(ответы школьников)
Учитель:
Родина не вокруг тебя, она внутри тебя, в твоем сердце, в твоих мыслях, душе и памяти. Она – часть тебя, а ты – часть ее. Это твоя любовь к месту, где ты родился, к твоей первой игрушке, к тропинкам в лесу, по которым ты гулял, к играм, в которые ты играл с друзьями, к людям, которые тебя окружают; это ветка, с которой ты упал и ушибся, это – твои обиды, радости, горести, счастье, смех и слезы. Словом, все твои чувства и переживания. И, конечно же, твоя мама. Это все, что внутри тебя, в твоей душе.
А с чем у вас ассоциируется слово «Родина»?
(ответы детей: с моим домом и двором; с моими родными и близкими; с русскими березками, колодцами, деревеньками,..)Учитель:
Слово «Родина» так много значит, что другим словом и не назовешь, не объяснишь, не охватишь.
Большая наша страна, огромная. Конца-края не видно. Много людей живет в нашей стране, много народов. О Родине сложено много стихов и песен, ее прославляют поэты и музыканты.
А как вы думаете, какое растение можно назвать символом России?
Ученик:
Березку.
Учитель:
Верно, березку. Белую, милую, родную. Именно ее издавна считали символом России. Послушайте, что написала про березку поэтесса Маргарита Агашина:
Ученица: Ты тоже родился в России –
Краю полевом и лесном.У нас в каждой песне – береза,
Береза – под каждым окном.
На каждой весенней поляне
Их белый живой хоровод.
Но есть в Волгограде березка:
Увидишь – и сердце замрет.
Ее привезли издалека
В края, где шумят ковыли.
Как трудно она привыкала
К огню волгоградской земли,
Как долго она тосковала
О светлых лесах на Руси,-
Лежат под березкой ребята-
Об этом у них расспроси…
Трава под березкой не смята-
Никто из земли не вставал.
Но как это нужно солдату,
Чтоб кто-то над ним горевал,
И плакал – светло, как невеста,
И помнил - навеки, как мать!
Ты тоже родился солдатом –
Тебе ли того не понять…
Ты тоже родился в России-
Березовом, милом краю.
Но где ты ни встретишь березу,
Ты вспомнишь березку мою,
Ее молчаливые ветки,
Ее терпеливую грудь.
Растет в Волгограде березка!
Попробуй ее позабудь.
Учитель:
Чувство Родины… Один писатель сказал: «Трудно определить, когда оно рождается у каждого. Очевидно, с начальными познаниями жизни. С первых шагов тянемся мы к родному порогу, за которым открывается пусть небольшой, но уже волнующий сердце мир: и уходящая в поле дорожка, и таинственный темно-зеленый лес, и неумолчная, переливающаяся серебром луговая речушка. Да не только эти широкие просторы становятся для нас навечно родными, но и кучерявая березка у хаты, и простой камень, потертый осями телег при повороте во двор…».
Для каждого Родина своя, но все испытывают одно чувство – чувство, что ты здесь родился, чувство гордости и любви, чувство патриотизма, как мы его называем.
Даже птицы не могут навсегда оставить родные просторы ради теплых, но чужих стран. Они летят через моря и пустыни, чтобы вернуться в родные поля и леса.
Ученик: Когда на меня навалилась беда,
И шел я по отчему краю,
«Отдай свою боль мне», - сказала вода,
По горному склону стекая.
Сказала мне высь: «Обернись к небесам,
И в сердце растает тревога».
«Спокойно иди, я тебя не предам»,-
Тихонько шуршала дорога.
«Взгляни на мои голубые снега»,-
Чуть слышно гора мне шептала.
«Приляг на траву», -
Поманили луга.
Прилег я, и легче мне стало.
И стало все просто, и понял я вдруг –
Иного не надо мне края,
А только б дорога, да речка, да луг,
Да небо родимого края.
Учитель:
Среди самого заветного есть у человека Родина.
Родина – это земля, город или деревня, в которой ты родился и живешь, друзья и соседи. Это мать и отец. Поэтому Родину называют еще Отчизной, Отечеством, отчим домом.
Когда произносишь слово «Родина», то чаще всего вспоминаешь что-то из детства. У каждого есть родственники, которые защищали наше Отечество, нашу Родину, имя которой – Россия!
Ученица:
Россия, я твоя росинка,
Песчинка малая твоя,
Когда метель – то я снежинка,
В ручье я – капелька ручья.
Из этих капелек-росинок
Большие реки потекли,
И если б не было песчинок,
Тогда бы не было земли.
Мы возвратили герб старинный.
Россия, в нем твои черты:
И красный – сколько красоты!
В нем – белизна твоих буранов
И синева твоих озер,
Твои надежды, муки, раны
И вечный огневой задор.
Россия – тройка, песня, птица,
Страна с особенной судьбой,
Должна Россия возгордиться, И возгордимся мы с тобой!
Ученица:
Родина! Что это значит?
Это цветы, что растут в нашем крае.
Это река, что в горах наших скачет.
Это заря, что горит, не сгорая…
Родина – это глаза твоей мамы,
Полные слез или в искорках смеха.
Родина – это закат над полями,
Гор наших милых звонкое эхо.
«Родина» - слова не знаю чудесней,
В нем – наши сказки и славные были,
Дедов далекие грустные песни.
Те, что и мы до сих пор не забыли.
Родина – это земля у порога,
Где ты впервые узнал свое имя.
Родина – это большая дорога,
Та, по которой пойдешь ты с другими.
Учитель:
Славное прошлое нашей Родины, как родник, вспоивший нас, нашу силу, - священно для нас. Наша страна прекрасна.
У каждого из нас есть своя малая родина, где мы родились, и большая – Отечество. Мы гордимся нашей страной, мы готовы ее защищать, мы с гордостью произносим: «Россия – моя Родина».
Ученик:Россия – мать,
Святой и зримый
Да будет жребий твой велик,
Но сохрани неповторимый,
Твой материнский светлый лик.
Учитель: Нашу сегодняшнюю встречу мне бы хотелось закончить поэтическими строками еще одного нашего земляка, жителя поселка, учителя истории, работавшего в нашей школе – Ивана Илларионовича Антонова. Стихотворение так и называется «Белые Столбы»:
Ученица:
Среди березок в белой краске
И по велению судьбы
Ковром раскинулся, как в сказке,
Поселок Белые Столбы.
Простора много и свободы!
В минувшем веке сотворим
Он – в окружении природы
В своей красе неповторим!
Травой, кустарником заросший,
Карьеров глиняных узор,
Дубравы шумные и рощи,
И великан – сосновый бор…
И пусть его не окружают
Крутые речек берега,
Но как природу освежают
Необозримые луга!
Что назван Белыми Столбами –
Не велика совсем беда.
Зато чудесными грибами
Поселок славился всегда!
Учитель:
А сейчас я предлагаю вам послушать о красоте и нежности природы России, почувствовать, какой любовью она нас окружает. (звучит песня «Рассвет-чародей»).
Живет на земле счастье. Оно большое и разное. Высокое счастье – увидеть звезды, вернуться к родному порогу, обнять отца с матерью, посидеть с друзьями, послушать, как поют птицы, как шепчут березы родной земли.
Ребята, берегите это большое счастье!