Урок русского языка по теме Повторение и закрепление изученного материала
Урок русского языка во 2 классе
Тема. Части речи.
Составитель: Васина Ирина Валериевна, учитель высшей категории, МБУО СОШ № 33 г. Симферополя.
Образовательные цели: повторить сведения о словах, об их делении на группы; ввести понятие части речи и учить подводить под это понятие соответствующие слова-названия; найти отличительные особенности различных частей речи.
Развивающие цели: формирование познавательных УУД, а именно: выполнение учащимися действий для приобретения недостающих знаний, поиск и анализ информации, составление высказываний; развить умение сравнивать, классифицировать, обобщать.
Воспитательные цели: формирование коммуникативных УУД: воспитывать умение вести диалог, уважительное отношение к чужому мнению, взаимопонимание и взаимопомощь.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран.
Ход урока
Введение в тему урока. Повторение сведений о словах, полученных в 1 классе.
На доске записаны вопросы: Кто? Что? Что делает? Какой? Какая? -Прочитайте. Что это? -Запишите в столбики по 2 своих слова ,которые отвечают на эти вопросы. Вопросы не пишите. (Учитель ходит между рядами, помогает учащимся и замечает верные и неверные варианты). –Кто готов прочитать? Прочитайте слова 1-го столбика. (Дети читают, учитель записывает на доске все варианты). –Что можете сказать об этой группе слов? Подумайте. Пауза. –Что обозначают слова стол, книга, кот? - Как обозначить эти слова одним словом? (Предметы)
Работа над темой урока. –Возьмите в руки любой предмет, который лежит на парте. Пощупайте его. Вы его ощущаете, он существует. Эти слова, обозначающие предмет, называются имя существительное. –Прочитайте слова второго столбика.(Учитель записывает их на доске. Идет обсуждение записанных слов) - Что обозначают эти слова? (Действие предмета) -Как сказать одним словом? (Действуют) -Эти слова говорят или , как говорили в древности, глаголят о том , что делает предмет. –Такие слова называют глаголы. –Прочитайте слова 3-го столбика. –Что можно сказать об этих слова? На столе у учителя фломастеры и карандаши. Учитель вызывает ученика. – Дай мне красный фломастер . – Почему ты мне дал этот фломастер, а не другой? - На что я указывала? (На цвет) - Дай мне большой карандаш. - Почему ты мне дал этот карандаш? - На что я указала? ( На размер) - Дети, форма, цвет, размер. Что это? (Признаки предметов) - Дайте мне голубую, большое, светлое. –Понятно, что я хочу? (Нет) - А когда будет понятно? (Когда будет предмет) - Значит, слова, обозначающие признак предмета дружат со словами , которые обозначают предмет. Признаки как бы прилагаются к предметам. Слова, которые обозначают признак предмета, называют: имя прилагательное.
– Составьте предложение, в котором были бы глагол, существительное, прилагательное. –Прочитайте свое предложение. Назовите в своем предложении глагол, существительное, прилагательное. – Я тоже составила предложение. Прочитайте его. Назовите существительное, глагол, прилагательное. Докажите. (Поставь вопрос) На доске: Весеннее солнце греет. По ходу ответов учащихся учитель записывает над словами части речи. – Все, что мы говорим, что это? (Речь) -Посмотрите, из чего она состоит. Читайте. (Прилагательное, существительное, глагол) - Это и есть части речи. Давайте хором скажем названия частей речи.
Рефлексия. –Давайте поиграем .Я буду говорить слова, а вы будете поднимать руку: 1-й ряд- на глаголы, 2-й ряд - на имя существительное, 3- й ряд – на имя прилагательное. Идет, книга, красный, картина, прыгает, пушистый, мелкий, знает, кубики.
Итог урока. –С чем вы сегодня познакомились? -Какие задания были интересны? - Какие вызвали затруднения?