Доклад на тему Понятие инноваций,основные и общие подходы к инновационной деятельности
Доклад на тему:
ПОНЯТИЕ ИННОВАЦИЙ, ОСНОВНЫЕ И ОБЩИЕ ПОДХОДЫ К ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
Подготовил педагог дополнительного
образования Кобец Лариса Пантелеймоновна.
Об инновациях в российской образовательной системе заговорили с 80 – х годов XX века, и до сих пор этот феномен является одним из самых неопределенных и неоднозначных с позиции категориального аппарата педагогики, как отмечает Н.Ю. Постамок, именно в 80 – е годы в педагогике проблематика инноваций и соответственно, ее понятийное обеспечение стали предметом специального исследования. Термины «инновация в образовании» и «педагогическая инновация» употребляемые как синонимы, были научно обоснованы и введены в категориальный аппарат педагогики И.Р. Юсуфбековой.
Педагогическая инновация – сфера науки, изучающая процессы развития школы, связанные с созданием новой практики образования. Одной из важных задач современной педагогической инноватики, является отбор, изучение и классификация нововведений, знание которой совершенно необходимо современному педагогу, прежде всего для того, чтобы разбираться в объективе развития школы, выявить всестороннюю характеристику осваиваемого новшества, понять то общее, что объединяет его с другими, и то особенное, что отличает его от других новшеств.Педагогу требуется четкое понимание сущности инновационных процессов в образовании, умение осуществлять их с учетом специфических закономерностей и принципов. Инновационные механизмы развития образования включают:
- создание творческой атмосферы в различных образовательных учреждений, культивирования интереса в научном и педагогическом сообществе к новшествам;
- создание социокультурных и материальных (экономических) условий для принятия и действия разнообразных нововведений;
- инициирования поисковых образовательных систем и механизмов их всесторонней поддержки;
- интеграцию наиболее перспективных нововведений и продуктивных проектов и реально действующие образовательные системы и перевод накопленных инноваций в режим постоянно действующих поисковых и экспериментальных образовательных систем.
Типология инновационных подходов к обучению может быть ориентировочно такой: подходы делятся на два основных типа, соответствующих репродуктивной и проблемной ориентации образовательного процесса:
Инновации – модернизации, видоизменяющие учебный процесс, направленные на достижения гарантированных результатов в рамках его традиционной репродуктивной ориентации.
Лежащий в их основе технологический подход к обучению направлен прежде всего, на сообщение учащимся знаний и формирование способов действий по образцу, ориентирован на высокоэффективное репродуктивное обучение.
Инновации трансформации, преобразующие учебный процесс, направленные на обеспечение его исследовательского характера, организацию поисковой учебно –познавательной деятельности. Соответствующий поисковый подход к обучению направлен, прежде всего, на формирование у учащихся опыта самостоятельного поиска новых знаний, их применения.
В новых условиях, формирования опыта творческой деятельности в сочетании с выработкой ценностных ориентаций. Репродуктивная и проблемная ориентация образовательного процесса выполняются в двух основных инновационных подходах к преобразованию обучения в современной педагогике, технологическом и поисковом. Технологический подход модернизирует традиционное обучение на основе преобладающей репродуктивной деятельности учащихся, определяет разработку моделей обучения как организации достижения учащимися четко фиксированных эталонов усвоения. В рамках этого подхода учебный процесс ориентирован на традиционные дидактические задачи репродуктивного обучения, строится как «технологический», конвейерный процесс с четко фиксированными детально описанными ожидаемыми результатами. В рамках этого подхода к обучению целью является развитие у учащихся возможностей самостоятельно осваивать новый опыт, ориентиром деятельности и педагога и учащегося является порождение новых знаний, способов (действий) личностных помыслов.
Развитие инновационной деятельности педагога является одним из стратегических направлений в образовании. Решение этой задачи имеет особо важное значение сегодня, когда любые инновации в сфере образования могут быть реализованы, если они внутренне будут приняты и поддержаны педагогами инноваторами.
В контексте содержательной трактовки образования необходимо, исходить из того, что ключевой фигурой сферы образования является педагог. Дальнейшее реформирование образовательной системы и ближайшей и отдельной перспективе всецело зависит от профессионального уровня педагогического корпуса, так и от степени заинтересованности и участия каждого педагога в развитии инновационной деятельности в образовании.
Между тем, инновационное образование не будет таковым, если главные его носители – преподаватели не станут новаторами, способными не только воспринимать нововведения, но и сделать их главным механизмом учебном процессе.
Инновации в дополнительном образовании позволяют внедрить современные педагогические технологии в сферу российского образования. Современная реформа образования в России, связана с реализацией личностно – ориентированного подхода, вызвала ряд серьезных изменений в привычной для нас практике обучения и воспитания детей:
- обновление содержания образования;
- внедрение новых педагогических технологий, обеспечивающих развитие личности.
Трудные, порой противоречивые, но неизбежные преобразования отражаются и на деятельности учреждений дополнительного образования детей. И если содержание образования в них претерпело значительные изменения, то образовате6льные технологии обновляются медленно: прочно закрепилась традиционная система, а с новыми технологиями многие борются.
Педагогические технологии дополнительного образования детей сориентировать на решение сложных психолого – педагогических задач: научить ребенка самостоятельно работать, общаться с детьми и взрослыми, прогнозировать и оценивать результаты своего труда, искать причины затруднений и уметь преодолевать их.
Учреждение дополнительного образования детей – особое учреждение, которое должно стать не просто место обучения детей, а пространством разнообразных форм общения.
Роль педагога в дополнительном образования должна заключаться в организации естественных видов деятельности детей и умении педагогически грамотно управлять системой взаимоотношений в этой деятельности.
Принципиальная педагогическая установка учреждений дополнительного образования детей – такое воспитание ребенка, при котором предмет и дисциплина не самоцель, а средство формирования и совершенствования всех граней личности: интеллекта, практического ума, трудолюбия, физического развития, характера и воли к самореализации, другими словами – это способ проникнуть в богатейший внутренний мир ребенка, понять и расширить его пределы. Сегодня инновации в дополнительном образовании становятся на важный уровень развития общества и рекомендуют основывать новую технологию, а экономическая ситуация заставляет вести активную коммерческую деятельность на рынке труда. Мы не можем представить инновации без высокотехнологической продукции, которая приведет к увеличению темпов экономического роста, а как мы знаем экономические перспективы полностью зависят от высококачественных услуг. По этому, все это и влияет на существенную деятельность учебных заведений. Инновации в дополнительном образовании всегда должны представлять новизну, как в наборе различных образовательных курсов, так и в составе педагогов, которые имеют высокую квалификацию.
Современные педагогические технологии являются одним из необходимых условий эффективности инновационной деятельности учреждений дополнительного образования детей.
Новые информационные технологии (по Г.К. Селевко) – это технологии использующие специальные технические информационные средства (ЭВМ, аудио, кино, видео).
Когда компьютеры стали широко использоваться в образовании, появился термин «новая информационная технология». Более удачным термином для технологии обучения, использующих компьютер, является компьютерная технология. Компьютерные (новые информационные) технологии обучения – это процессы подготовки и передачи информации обучаемому, средство осуществления которых является компьютер.
Новые информационные технологии развивают идеи программного обучения, открывают совершенно новые, еще не исследованы технологические варианты обучения, связанные с уникальными возможностями современных компьютеров и телекоммуникаций.
Компьютерная технология может осуществляться в следующих вариантах:
как проникающая технология (применение компьютерного обучения по отдельным темам, разделам для отдельных дидактических задач);
как основная, определяющая, наиболее значимая из используемых в данной технологии частей.
как монотехнология (когда все обучение, все управление учебным процессом, включая все виды диагностики, мониторинг, опираются на применение компьютера).
Цели новых информационных технологий:
- Формирование умения работать с информацией, развитие коммуникативных способностей.
- Подготовка личности «информационного общества».
- Предоставление ребенку возможности для усвоения такого объема учебного материала, сколько он может усвоить.
- Формирование у детей исследовательских умений, умений принимать оптимальные решения.
Объем социального заказа на обучение детей современными компьютерными технологиями резко увеличивается, и формирование новой культуры работы с информацией, в конечном итоге, становится одной из наиболее важных задач в обучении детей. В учреждениях дополнительного образования, куда дети приходят, руководствуясь собственным интересом к той или иной предметной области, любые инновации, любые методики и новшества, любые образовательные эксперименты находят благодатную почву и только потом адаптируются для образования школьного, обязательного. Именно ярко выраженный интерес ребят и, естественно, педагогов позволяет обеспечить уровень знаний детей в рамках того или иного предмета зачастую гораздо более высокой (порой профессиональный),чем тот, что формируется при обучении по школьным общеобразовательным программам.
Совершенно очевидно, что в ближайшие годы доминировать, как и сейчас, будут два направления – программирование и Интернет – технологии.
Безусловно, и то и другое будут модифицироваться и изменяться в свете развития и преобразований мирового рынка hi – tech технологии, но концепция развития меняться не будет, ибо человечество уже давно встало на путь информационного сообщества. В начале XXI века информация является, пожалуй, самым ценным ресурсом.
Концептуальные положения новых информационных технологий:
- Обучение – это общение ребенка с компьютером.
- Принцип адаптивности: приспособление компьютера к индивидуальным особенностям ребенка.
- Диалоговый характер обучения.
- Управляемость: в любой момент возможна коррекция учителем процесса обучения.
- Взаимодействие ребенка с компьютером может осуществляться по всем типам: субъект – объект, субъект – субъект, объект – субъект.
- Оптимальное сочетание индивидуальной и групповой работы.
- Поддержание у ученика состояния психологического комфорта при обучении с компьютером.
- Неограниченное обучение: содержание, его интерпретации и приложения как угодно велики.
Особенности держания новых информационных технологий:
Новые информационные технологии основываются на использовании некоторой формализованной модели содержания, которое предоставлено педагогическими программными средствами, записанными в память компьютера, и возможностями телекоммуникационной сети.
Главной особенностью фактологической стороны содержания образования является многократное увеличение «поддерживающей информации», наличие компьютерной информационной среды, включающей на современном уровне базы информации, гипертекст и мультимедиа (гипермедиа), микромиры, интонационное обучение, электронные коммуникации (сети), экспертные системы.
Базы данных. Под базами данных понимаются технологии ввода, систематизации, хранения и предоставления информации с использованием компьютерной техники. Базы данных могут включать в состав информационного массива различную статистическую, текстовую, графическую и иллюстрированную информацию в неограниченном объеме с обязательной ее формализацией (представлением, вводом и выводом в компьютер определенной, характерной для данной системы форме - формате). Для целого ряда традиционно перерабатываемой информации существуют стандартные форматы ее представления, например: библиография, систематические данные, рефераты, обзоры и другие. Систематизация и поиск информации в базе данных осуществляется тремя основными способами.
Иерархическая база данных в качестве классификационной основы использует каталоги и рубрикаторы, т.е. информационно – поисковые языки иерархического типа.
В реляционной базе данных каждой единице информации присваивается определенные атрибуты (автор, ключевые слова, регион, класс информации, дескриптор тезауруса и т.п.) и ее поиск производится по какому либо из них или по любой их комбинации.
Статистические базы данных оперируют с числовой информацией, организованной с помощью двухмерной (реже - трехмерной) матрицы, так, что искомая информация находится в системе путем задания ее координат. Систематические базы данных более известны под названием электронные таблицы.
В практике создания баз данных, содержащих тексто – графическую информацию, ее систематизация чаще всего осуществляется гибридно.
Базы данных используются в обучении для оперативного представления учителю и учащимися необходимой, не вошедшей в учебники и пособия информации, как непосредственно в дидактическом процессе, так и в режиме свободного выбора информации самим пользователем.
В учреждении дополнительного образования детей в отличии от массовой школы имеются все условия для того, чтобы разделять детей по их индивидуальным особенностям и интересам; учить всех по – разному, корректируя содержание и методы обучения в зависимости от уровня умственного развития и конкретных возможностей и запросов каждого ребенка.
Условием эффективности освоения любой программы в дополнительном образовании является увлеченность ребенка той деятельностью, которую он выбирает. Нельзя навязать ребенку стремление к творчеству, заставить его мыслить, но можно предложить ему разные способы достижения цели и помочь ему ее достичь, научить приемам, необходимым для этого. Поэтому в системе дополнительного образования учебная программа создается под каждого ученика.
Дополнительное образование как особый образовательный институт располагает собственными педагогическими технологиями по развитию творческой активности ребенка, по саморазвитию и самореализации.