Основные особенности новых педагогических технологий при внедрении ФГОС
Соболева Галина Владимировна
учитель математики, МБОУ ООШ №8, г. Славянск-на Кубани, п. Садовый
gala.soboleva2015@yandex.ru
Основные особенности новых педагогических технологий при внедрении ФГОС
Аннотация
В современном мире практически все развитые страны осознали необходимость реформирования своих систем образования с тем, чтобы учащийся, действительно стал центральной фигурой учебного процесса. Чтобы познавательная деятельность ученика находилась в центре внимания педагогов-исследователей и разработчиков программ образования, а не преподавание, как это было до сих пор при традиционном обучении.
Инновационные технологии при внедрении ФГОС
Развитие и модернизация структуры нашего общества не могли не отразиться на системе образования. В настоящее время активно обсуждаются введенные в школу Федеральные государственные стандарты нового поколения. Возникает вопрос: что изменилось в школах при переходе на новый федеральный государственный стандарт основного общего образования? Новый стандарт внес изменения в требования, которым обязаны соответствовать образовательный процесс, его результат и, что не менее важно, условия и результат обучения. Так что же конкретно изменилось?
Инновации в системе образования прослеживаются:
в цели, содержании, методах и технологии, формах организации и системе управления учебным процессом;
в стилях педагогической деятельности; в систему контроля и оценки уровня образования;
в системе финансирования;
в учебно-методическом обеспечении;
в системе воспитательной работы;
в учебном плане и учебных программах;
в деятельности учащегося и преподавателя [1].
В стандарте нового поколения содержание образования не описывается детально, зато четко обозначены требования к его результатам, не только предметным, но и метапредметным, и личностным. Основная задача системы образования теперь - делать все необходимое для достижения положительных результатов: разрабатывать новые образовательные программы, программы по предметам, применять эффективные образовательные технологии, совершенствовать условия, в которых учатся дети.
Для достижения наилучшего результата преподавателю необходимо применять педагогические технологии.
Педагогические технологии и подходы в учебно-воспитательном процессе
- развивающее обучение;
- проблемное обучение;
- коммуникативное обучение;
- проектная технология;
- игровые технологии;
- диалог культур;
- информационно-коммуникативные технологии; которой отводится большое значение, т.к. ученик должен овладеть информацией, уметь ею пользоваться, выбирать из нее необходимое для решения различных задач, работать со всеми видами информации и т.д. В настоящее время учитель должен осознавать, что в информационном обществе он перестал быть единственным носителем знаний, как это было раньше и его роль – это в большей степени роль проводника в мире информации.
- дидактическая многомерная технология;
- групповые технологии;
- КСО
- компетентностный подход;
- деятельностный подход; предполагает наличие у детей познавательного мотива (желания узнать, открыть, научиться);
- личностно-ориентированный подход
Применение инновационных развивающих технологий, позволит сформировать базовые компетентности современного человека:
- информационную (умение искать, анализировать, преобразовывать, применять информацию для решения проблем);
- коммуникативную (умение эффективно сотрудничать с другими людьми);
- самоорганизации (умение ставить цели, планировать, ответственно относиться к здоровью, полноценно использовать личностные ресурсы);
- самообразования (готовность конструировать и осуществлять собственную образовательную траекторию на протяжении всей жизни, обеспечивая успешность и конкурентоспособность).
Инновационные методики обучения
Развивающее обучение
Основой развивающего обучения является «зона ближайшего развития». Понятие ввел советский психолог Л.С. Выготский [2].
Основная идея состоит в том, что знания, которые получает учащийся, делятся на три вида. Первый вид включает в себя то, что ученик уже знает. Третий – это то, что ученику неизвестно. Второй вид находится в промежуточном положении между первым и вторым. Это и есть зона ближайшего развития. Таким образом, в развивающем обучении акцент переносится с изучения учебного материала на учебную деятельность ученика по развитию теоретического мышления и на всестороннее развитие личности учащегося. При этом знания все равно передаются ученикам, но с применением дедуктивного подхода.
Знания сообщаются не для их воспроизведения, а в процессе специально организованной разносторонней деятельности. В учебный процесс вносится личностный и деятельностный акценты, которые очень важны для работы с детьми. Инновационный поиск новых средств приводит учителей к пониманию того, что нам нужны проблемные, практико-ориентированные, деятельностные, групповые, игровые, ролевые, рефлексивные и прочие формы и методы обучения.
Проблемное обучение
Проблемная ситуация - это интеллектуальное затруднение человека, которое возникает, когда он не знает, как логически объяснить возникшее явление или факт, действительности, не может решить задачу известным ему способом действия. Это настраивает человека искать новый способ объяснения или способ действия. Проблемная ситуация является закономерностью при продуктивной, познавательной и творческой деятельности. Она ведет к началу мышления, вызывает активную, мыслительную деятельность, которая осуществляется в процессе постановки цели для решения задачи[3].
Совершенствование процесса обучения определяется стремлением учителей пробудить учебно-познавательную деятельность учащихся. Суть активизации обучения учащегося заключается в организации такой учебной деятельности, при которой учащийся приобретает основные навыки получения знаний и на основе этого учится самостоятельно «добывать знания».
Педагогический опыт многих учителей показывает, что возникновение проблемной ситуации и понимание её сути учащимися может возникнуть при изучении многих тем. Как определить готов ли ученик к проблемному обучению? Если учитель наблюдает способность учащимся увидеть и осознать суть поставленной перед ним проблемы, а также готовностью искать пути для его решения, то можно смело применять данную методику обучения. В проблемной ситуации школьник сталкивается с противоречиями и потребностью самостоятельного поиска выхода из этих противоречий.
Основными элементами проблемной ситуации являются вопросы, задача, наглядность, задание. Вопрос имеет первостепенное значение, т. к. стимулирует и направляет мыслительную деятельность учащихся. Решение задач является важным фактом повышения познавательной деятельности учеников. Наглядность же служит инструментом «улавливания» обобщенного «видения» содержания новых абстрактных понятий и представлений и облегчает формирование научных понятий.
Современный мир находиться в постоянном развитии, поток информации постоянно увеличивается, но сроки ее интерпретации в школе остаются прежними. Приоритет отдается осознанному усвоению знаний. Опора на мотивационную сферу позволяет удерживать внимание к данному предмету, развивая не только интеллектуальные, но и личностные качества ребят. Учить, используя традиционные формы, уже не оптимально. Поэтому именно за проблемным обучением будущее современной школы[4]..
Метод проектов на уроках основной школе
Ведущее место среди инновационных методов, обнаруженных в арсенале мировой и отечественной педагогической практики, принадлежит методу проектов.
Основой метода проектов является идея о направленности учебно-познавательной деятельности учащихся на результат, который получается при решении той или иной практической или теоретической задачи.
Результат решения этой задачи можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности. Опыт деятельности при решении задачи становится бесценным достоянием учащегося, соединяя в себе знания и умения, компетенции и ценности.
Роль же учителя заключается в выборе проблем для проектов, которые необходимо брать из окружающей действительности, из реальной жизни.
Метод проектов зародился во второй половине ХIХ века в сельскохозяйственных школах США и основывался на теоретических концепциях “прагматической педагогики”, основоположником которой был американский философ-идеалист Джон Дьюи (1859 – 1952) [5].
Рассмотрим каждый из проектов подробнее.
Практико-ориентированный проект нацелен на социальные интересы участников проекта или внешнего заказчика.
Продукт определен заранее, и он может быть использован в жизни класса, школы, микрорайона, города или даже государства. Шкала использования разнообразна – от дидактического материала для учащихся до разработки плана по восстановлению экономики России. Важно оценить реальность использования продукта в реальной жизни и его способность решить поставленную задачу.
Информационный проект направлен на сбор и обработку информации о каком-либо объекте или явлении. Основной целью является ее анализ, обобщение и представления для широкой аудитории.
Результатом такого проекта часто является публикация в СМИ, в т.ч. в Интернете.
Исследовательский проект по структуре является истинным научным исследованием.
Проект включает обоснование актуальности избранной темы, обозначение задач исследования, обязательное выдвижение гипотезы с последующей ее проверкой, обсуждение полученных результатов. При этом используются методы современной науки: лабораторный эксперимент, моделирование, социологический опрос и другие.
Творческий проект основан на максимально свободном и нетрадиционном оформлении результатов. Это могут быть театрализации, спортивные игры, произведения изобразительного или декоративно-прикладного искусства, видеофильмы и т.п.
Ролевой проект по реализации самый сложный. Участвуя в нем, участники берут на себя роли литературных или исторических персонажей, выдуманных героев и т.п. Результат проекта остается открытым до самого окончания. Чем завершится судебное заседание? Будет ли разрешен конфликт и заключен договор?
По комплексности (иначе говоря, по предметно – содержательной области) можно выделить два типа проектов.
1) Монопроекты проводятся, как правило, в рамках одного предмета или одной области знания, хотя и могут использовать информацию из других областей знания и деятельности.
2) Межпредметные проекты выполняются исключительно во внеурочное время и под руководством нескольких специалистов в различных областях знания.
Презентация проектов
Одним из важных этапов осуществления любого учебного проекта является презентация. Выбор формы презентации проекта – задача не менее, а то и более сложная, чем выбор формы продукта проектной деятельности. Набор “типичных” форм презентации, вообще говоря, весьма ограничен, а потому здесь требуется особый полет фантазии (в сочетании с обязательным учетом индивидуальных интересов и способностей проектантов – артистических, художественных, конструкторско-технических, организационных и т.п.)
Виды презентационных проектов могут быть различными, например:
- Деловая игра.
-Демонстрация видеофильма – продукта, выполненного на основе информационных технологий.
- Диалог исторических или литературных персонажей.
-Иллюстративное сопоставление фактов, документов, событий, эпох, цивилизаций.
- Инсценировка реального или вымышленного исторического события.
- Научная конференция.
- Отчет исследовательской экспедиции.
- Пресс-конференция.
- Путешествие.
- Реклама.
- Ролевая игра.
- Соревнования.
- Спектакль.
- Спортивная игра.
- Телепередача.
- Экскурсия.
В самой презентации заложен большой учебно-воспитательный смысл, обусловленный самим методом: школьники учатся аргументировано излагать свои мысли, идеи, анализировать свою деятельность, предъявляя результаты того или иного метода, анализа индивидуальной и групповой самостоятельной работы, роли каждого участника проекта. Важно, чтобы учащиеся рассказали, как именно они работали над проектом. При этом демонстрируется и наглядный материал, изготовлению которого была посвящена значительная часть времени, показывается результат практической реализации и воплощения приобретенных знаний и умений. То, что готовят дети для наглядной демонстрации своих результатов, названное нами продуктом работы над проектом, требует использования определенных знаний и умений по технологии его изготовления. Вид продукта определяет форму проведения презентации.
Педагогической целью проведения презентации является развитие умений и навыков таких как:
- кратко и лаконично (укладываясь в 8-10 минут) рассказать о постановке и решении задачи проекта;
- демонстрировать понимание проблемы проекта, цели и задач проекта, выбранный путь решения;
- анализировать ход поиска решения;
- демонстрировать найденное решение;
- анализировать влияние различных факторов на ход работы над проектом;
- проводить самоанализ успешности и результативности решения проблемы. Игровые технологии
Степень обучения и воспитания детей в школе значительно определяется тем, насколько педагогический процесс ориентирован на психологию возрастного и индивидуального развития ребенка. Это предполагает психолого-педагогическое изучение учащихся на протяжении всего периода обучения с целью выявления индивидуальных способов развития, творческих активов каждого ребенка, укрепления его собственной позитивной активности, раскрытия индивидуальности его личности, своевременной помощи при отставании в учебе или неудовлетворительном поведении[6].
С этим связано и возникновение актуальности в разработке игровых технологий для современной школы. В последнее время опубликовано несколько пособий по игровым технологиям. Более известными являются работы А.Б.Плешаковой «Игровые технологии в учебном процессе», А.В.Финогенова «Игровые технологии в школе» и О.А.Степановой «Профилактика школьных трудностей у детей».
Изученный в процессе игровой деятельности материал усваивается учащимися в большей степени, чем материал, при изучении которого игра не использовалась. Это объясняется, прежде всего, тем, что в игре органически сочетается занимательность, делающая процесс познания доступным и увлекательным для школьников, и деятельность, благодаря участию которой в процессе обучения, усвоение знаний становится более качественным и прочным.
Педагогическая игра обладает существенным признаком наличием четко поставленной цели обучения и соответствующего ей педагогического результата, которые могут быть обоснованы и характеризуются учебно-познавательной направленностью.
Исследовательская деятельность
Цель работы- развить интеллектуально-творческий потенциала школьника через совершенствование исследовательских способностей и навыков исследовательского поведения.
Задачи:
- обучение проведению учебных исследований школьников;
- развитие творческой исследовательской активности детей;
-стимулирование у детей интереса к фундаментальным и прикладным наукам - ознакомление с научной картиной реального мира;
- вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс [7].
Исследуя, мы выдвигаем гипотезу и ищем факты подтверждающие или опровергающие её, наметив план действий, описывая основные шаги, наблюдая, экспериментируя и сделав вывод, фиксируем результаты.
Любая исследовательская работа (проект) состоит из нескольких этапов:
Выбор темы.
Постановка цели и задач исследования.
Гипотеза исследования.
Организация исследования.
Подготовка к защите и защита работы.
Специфика исследовательской работы в основной школе заключается в систематической направляющей, стимулирующей и корректирующей роли учителя. Главное для учителя – увлечь детей идеей, показать им значимость их деятельности и вселить уверенность в своих силах.
Вообще, для получения положительного результата детской исследовательской работы учителю необходимо дать позитивный настрой и показать перспективу учащимся. Учитель должен четко и умело руководить исследовательской деятельностью своих учеников.
Все перечисленные педагогические методики являются важнейшим механизмом в структуре образования, а особенно при переходе к стандартам нового поколения. Любая педагогическая технология подразумевает использование методики коллективных способов обучения, основанной на максимальной реализации возможностей учащихся. Существенное обновление профессионального образования предполагает перестройку учебно-воспитательного процесса с позиций направленности обучения на развитие личности учащегося посредством использования педагогических технологий.
Ссылки на источники
Что такое развивающее обучение? Инновационные методики обучения URL: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] - .- [Дата обращения 8.01.2013].
Выготский Л. С., Лурия А. Р.Этюды по истории поведения: Обезьяна. Примитив. Ребенок. М.: Педагогика-Пресс, 1993. 224 с.
Проблемное обучение URL: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] – [Дата обращения 12.01.2013].
Инновационные технологии при внедрении ФГОС: URL: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] .- [Дата обращения 18.01.2013].
Проектная деятельность в начальной школе: URL:http://festival.1september.ru/articles/. - [Дата обращения 20.01.2013].
Игровые технологии URL: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] -
[Дата обращения 5.02.2013].
"Исследовательская работа в основной школе" URL: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] - - [Дата обращения 21.02.2013].
Soboleva Galina Vladimirovna, mathematics teacher, MBEE № 8 (Municipal Budget Educational Establishment Basic Educational School), Slavyansk- on-the-Kuban, settlement Sadovy.
Basic features of new pedagogical technologies at introduction of FSES (Federal State Educational Standards).
Annotation
In the modern world almost all developed countries have realized the necessity of reformation of their education systems that a student really became the central figure of educational process.
That cognitive activity of a student was in the center attention of teachers-researchers and developers of the education programs, instead of teaching, as it was still in the traditional training.
Key words: new generation standards, new pedagogical technologies, systematically – active approach, all-round training, results of education.