Урок по литературному чтению. Александр Сергеевич Пушкин « Зимнее утро» ( 2 класс)


Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 17
Конкурс « Его Величество Урок»
Литературное чтение
Тема : Александр Сергеевич Пушкин
« Зимнее утро».
2 – а класс
УМК « Школа России»
Разработала
Зезюлина Надежда Анатольевна
учитель начальных классов
МКОУ СОШ № 17 р.п. Юрты
р.п. Юрты
ноябрь, 2016 год
Технологическая карта урока
Класс: 3-а
Тема урока: «А. С. Пушкин «Зимнее утро»».
Тип урока: урок «открытия» нового знания.
Цели урока:  познакомить учащихся с произведением А.С. Пушкина « Зимнее утро»;
- формировать навыки анализа художественного произведения (лирического стихотворения);
-развивать умения учащихся представлять картины, нарисованные поэтом;
-воспитывать интерес к лирике А.С. Пушкина, любовь к родной природе, внимание к поэтическому слову.
Планируемые результаты образования:
Предметные: узнают, что прелесть зимнего пейзажа можно передать и с помощью звуков;
познакомятся с пейзажной лирикой А. С. Пушкина, с картинами русских художников, на полотнах которых с помощью красок изображена красота зимней природы; освоят художественный прием противопоставления.
Метапредметные (УУД)
Личностные: учебно-познавательный интерес; смыслообразование; внутренняя позиция школьника.
Коммуникативные: умение работать в группе, находить общее решение; умение аргументировать своё мнение; доброжелательное отношение друг к другу; умение слушать и понимать других; умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; умение оформлять свои мысли в устной форме.
Регулятивные: умение на основе принятых правил вносить необходимые коррективы в действия; умение определять цель деятельности на уроке; умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Познавательные: умение извлекать информацию из иллюстраций, текста; умение на основе анализа объектов делать выводы.
Межпредметные связи: изобразительное искусство (раздел «Живопись), музыка.
Методы обучения: словесный, практический; частично - поисковый: аналитический, сравнительный
Материальные ресурсы: мультимедийный проектор; аудиозапись А.Вивальди «Времена года. Зима»; учебник « Литературное чтение».
Этапы урока Деятельность учителя Деятельность обучающихсяФормируемые универсальные учебные действия
I. Организационный момент Начинается урок.
Он пойдёт ребятам впрок.
Ответы полные давайте
И на уроке не зевайте. Приветствие. Эмоциональный настрой на урок.
Проверка готовности к уроку. Регулятивные: самоопределение готовности к учебной деятельности.
II. Мотивация к учебной деятельности.
Цель: мотивировать учащихся на открытие нового знания Сегодня нам предстоит встреча с удивительным миром – миром поэзии.
Речевая разминка.
На слайде 2 напечатана загадка. Прочитайте её и отгадайте.
Я с морозами дружу,
Землю заметаю.
Прилетаю и кружу,
Песню завываю.
Ветерок - мой младший брат-
Мне всегда бывает рад.
У этой загадки может быть несколько отгадок
( метель, пурга, вьюга, буран)
К какому времени года они относятся? Какие ассоциации вызывает у вас слово зима. Читают загадку и разгадывают её.
Записывают в тетрадях ассоциации со словом зима.
Обмениваются тетрадями. Зачитывают вслух. Регулятивные : развитие мотивов учебной деятельности.
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.Личностные: самоопределение.
Познавательные: восприятие поставленной задачиIII. Актуализация пробного учебного действия.
Цель: подготовка мышления учащихся в осознание ими потребности к выявлению причин затруднений в собственной деятельности
Я предлагаю вам прикоснуться к чуду Поэзии! Зимняя природа побуждает людей творить. Конечно, не все зимние дни одинаковые.
А какие дни бывают зимой? Посмотрите вот на эти репродукции.
- Какой день изображен на первой картине? Слайд 3
-Какое настроение навевает на вас вторая картина? Слайд 4.
Какие чувства испытывал художник, когда создавал эту картину? Почему?
- Как художники, изображая одно и то же время года, смогли передать разное состояние души, разное настроение?
-Но не только художники пишут картины о зиме, композиторы пишут музыку и посвящают её природе. Послушайте музыку А.Вивальди «Времена года. Зима» Слайд 5
- Какие звуки зимы вы услышали в этом произведении?
Кто может определить тему нашего урока? Какие цели мы поставим на предстоящий урок? Слайд 6 Слушают, рассматривают картины, сравнивают картины природы, отвечают на вопросы, выясняют совпадение и несовпадение. Участвуют в организованной учителем совместной деятельности по актуализации знаний.
Делают выводы. Говорят, чем будем заниматься на уроке. Формулируют тему урока, ставят цели. Регулятивные: умение высказывать своё предположение.
Личностные: умение осознавать трудности и стремление к их преодолению
Регулятивные: целеполаганиеIV. Работа по теме урока
-Итак, изображать зимнюю природу можно по-разному. Художник это делает с помощью красок, композитор – с помощью звуков, а поэты «рисуют» картину зимы словами.
И сегодня на уроке мы продолжим знакомство с лирикой поэта А. С. Пушкина. Слайд 7
Стихотворение было написано Пушкиным очень быстро, в течение одного дня (3 ноября 1829 года) в селе Павловском Старицкого уезда Тверской губернии, в семье друзей. Слайд 8
-Чтение стихотворения учителем.
-Каким настроением проникнуто стихотворение?
-Какие картины, вы хотели бы нарисовать и какие чувства, передать? Ученики делают выводы о настроении поэта, рассказывают о своих чувствах, первых ассоциациях.
Слушают выразительное чтение стихотворения учителем и отвечают на поставленные вопросы. Коммуникативные: умение оформлять свои мысли в устной форме с достаточной полнотой и точностью мысли.
Познавательные : умение находить ответ на вопрос.
Регулятивные : умение высказывать своё мнение.
1.Словарная работа Нег - блаженство. Слайд 9,10
Аврора - утренняя звезда.
Вечор - (устар.)- вчера вечером.
Нынче - сегодня.
Мгла - непрозрачный воздух от тумана, пыли, дыма, сгущающихся сумерек.
Озарить - ярко осветить.
Кобылка - лошадь.
Бурый - серовато-коричневый или серо-рыжий.
Предаться - целиком подчиниться, отдать себя во власть кому-нибудь или чему-нибудь.
Янтарный - прозрачно-жёлтый. Объясняют значение слов
Познавательные: построение речевых высказываний, выведение следственных связей, умозаключений.
VI. Физкультминутка для глаз Посмотрите за движением снежинки (экран)
Слайд 11 VII. Этап первичногозакрепления.
Цель: закрепление способов действий, вызвавших затруднение. -Давайте ещё раз вслушаемся в звучание каждой строфы и подумаем, какие мысли и чувства рождаются у человека при виде чудесного зимнего утра. Попробуем изобразить эти чувства и настроение на листочках. У вас листочек разделен на 4 квадрата, после чтения каждой строфы закрасьте квадрат той краской, какое чувство и настроение у вас возникло.
Чтение первой строфы.
-Какое настроение выражено?
-Какие слова и выражения подтверждают настроение?
- Какие чувства?
-Почему Пушкин говорит «вьюга злилась»?
-Какой художественный приём использует автор в этой строфе.
Чтение второй строфы.
-Давайте понаблюдаем как рождается радость.
-Какие слова и выражения передают настроение радости, бодрости, веселья?
-Да, действительно поэт просыпается от ярких лучей солнца, которые заменили комнату «янтарным блеском», светятся «золотые» стены, сердце наполняется восторгом, возникает желание увидеть, что же там за окном?
-Что видит поэт? Какие краски он использует, чтобы описать это утро? Анализируют и оценивают собственную деятельность на урок.
Вслух читают по строфам, отвечают на вопросы, отражают смену настроения поэта по каждой строфе произведения цветными карандашами на листочках.
Познавательные: обще-учебные умения: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание.
Личностные: самоопределение.
Регулятивные: контроль, коррекция.
Коммуникативные: взаимодействие с одноклассниками, умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других.
VIII. Физкультминутка Как интересно нам зимой! (руки вверху над головой, хлопки).
-На санках едем мы гурьбой, (приседания).
-Потом в снежки мы поиграем, (имитируют лепку и бросание снежков)
-Все дружно лыжи одеваем, («одевают» лыжи, «берут» палки, «едут»)
- Потом все встали на коньки, (изображают катание на коньках)Зимой веселые деньки! (руки вверху над головой, хлопки). Произносят текст стихотворения и одновременно выполняют сопровождающие движения.
IX. Самостоятельная работа самопроверкой по эталону.
Цель: использование способов действий, вызвавших затруднения, самопроверка их усвоения, индивидуальная рефлексия достижения цели и создание (по возможности) ситуации успеха. Работа в группах
Чтение третьей строфы.(1 группа)
Дети читают её самостоятельно.
-Какой вы себе представили комнату?
Яркое солнце не только преобразило всё в природе, но и в комнате, здесь стало по-особенному уютно и радостно. Поэтому, кажется, что трещат дрова в печке. Для этого поэт находит такие слова, сочетание звуков, что мы действительно слышим, что «весёлым треском трещит затопленная печь».
Поэт не может долго находиться в комнате, у него появляется мысль: пригласить в путь своего «милого друга». В речь входит простая разговорная лексика: «запрячь», «кобылка», «санки». Вот эти слова, фразы переносят нас в русскую деревню, занесённую глубоким снегом.
Чтение четвертой строфы.(2 группа)
-Опишите словами картины к этой строфе. Герой размышляет, мечтает о том, что ждёт их в пути, приятно вырваться на простор, у них весёлое, озорное настроение, настроение приятной, светлой мечты.
-Какое художественное средство делает эти картины зимнего утра особенно выразительно яркими.
-Что такое эпитеты?
-Значит, сколько картин поэт нарисовал в этом стихотворении?
-Как меняется настроение в этом стихотворении?
Резкая смена настроения или картин в произведении, замена на противоположности называется ПРОТИВОПОСТАВЛЕНИЕМ
-Давайте сравним настроение двух частей. Правильность выполнения
заданий проверяется.
Сравнивают настроение двух частей.
Делают вывод, что настроение на протяжении всего стихотворения меняется: то печальное, то радостное. Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.
Регулятивные: самооценка.
Личностные: внутренняя позиция школьника
Познавательные: рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности
X. Закрепление.
Цель: применение
способов действий,
вызвавших затруднения, повторение и закрепление ранее изученного. Подготовьтесь к выразительному чтению этого стихотворения.
-Найдите слова, наиболее важные в смысловом отношении и подчеркните их карандашом.
-Как вы прочитаете эти слова?
Многие тексты стихотворений великих поэтов положены на музыку. Это называется романс. Сейчас мы прослушаем наше стихотворение в музыкальном исполнении. Работа над выразительностью чтения (паузы, логические ударения, темп чтения), выборочное чтение.
Слушают романс и делают выводы, что объединяет произведения искусства: и музыку, и картины, и стихотворение. Регулятивные: осознанно используют полученные знания и навыки работы, координируют работу товарища.
Познавательные:
построение речевых высказываний,
выведение следствий.
XI.
Итог урока.
Цель: учить
анализировать
собственную
деятельность на уроке Как вы думаете, что объединяет произведения искусства: и музыку, и картины, и стихотворение?
- Так что же помогло художникам, когда они писали картины и поэту, когда он писал стихотворение? Печаль
-Радость
Грусть, слезы, улыбка, счастье. Коммуникативные: выражение своих мыслей
XII.
Рефлексия.
Цель: оценивать своё
эмоциональное
состояние На партах у вас лежат снежинки.
-Кому понравился урок и он получил массу эмоций, хорошее настроение ,тот свою снежинку прикрепит на доску в правый нижний угол.
- Оценивает работу учащихся на уроке. Прикрепляют снежинку в правый нижний угол доски и смотрят ,что у них получился сугроб. Познавательные:
рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности. Личностные: самооценка; адекватное понимание причин успеха или неуспеха в учебном действии
XIII.
Домашнее задание.
- Кому из вас захотелось выучить это стихотворение?
- А кому захотелось изобразить  на листе?
- А кто бы хотел высказать свои мысли в сочинении?
Пусть каждый из вас выберет то задание, которое ему ближе.
Слайд 13 Записывают домашнее задание.