Конспект урока русского языка в условиях реализации ФГОС «Сочинение – рассуждение « Правильная осанка-залог здоровья»(5 класс)


Конспект урока русского языка в условиях реализации ФГОС
«Сочинение – рассуждение « Правильная осанка-залог здоровья»(5 класс)
Тип урока: усвоение новых знаний в условиях реализации ФГОС.
Форма урока: урок развития речи
Метод: комбинированный
Модель обучения: базовая (5 класс – 5 часов в неделю).
Реализуемая программа:  Программа по русскому языку для 5–9 классов (авторы Л. М. Рыбченкова, О. М. Александрова и др.; учебник  «Русский язык. 5 класс» в 2-х частях под редакцией Л. М. Рыбченковой. — М.: «Просвещение», 2015
Цели и задачи урока:
1. Актуализация знаний учащихся, полученных в начальных классах (типы текстов, особенности текстов описания, повествования, рассуждения).
2. Формирование навыков в составлении текста-рассуждения.
3. Развитие устной и письменной речи.
4. Привитие любви к русскому языку, совершенствование умений рассуждать на поставленную тему; принимать позицию другого человека, обосновывать её; воспитание уважительного отношения к мнению другого человека.
5. Формирование ценностного отношения обучающихся к своему здоровью.
Образовательные:
развить умение формулировать определение понятий;
развить умение составлять текст-рассуждение;
обогащать словарный запас учащихся;
совершенствовать орфографические умения.
Развивающие:
осуществление системно-деятельностного подхода;
развитие критического мышления;
развитие внимания;
формирование УУД (личностных, регулятивных, познавательных):
развитие умения формулировать и доказывать свою точку зрения;
развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать;
развивать умение применять новые знания;
развитие творческих, речевых способностей учащихся;
формирование логических умений;
развитие умения опираться на уже известное, на свой субъективный опыт;развитие умения формулировать проблему;
развитие умения групповой и парной работы.
Воспитательные:
воспитание интереса и уважения к родному языку;
воспитание ценностного отношения к слову;
развитие коммуникативных УУД:
создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества;
взаимодействие учащихся в групповой и парной работе: развитие уважения друг к другу.
Оборудование:
ПК;
мультимедийный проектор;
мультимедийная презентация к уроку.
Структура урока:
Организационный этап.
Актуализация знаний.
Постановка учебной задачи.
Усвоение новых знаний и первичное закрепление.
Физ. минутка.
Закрепление изученного материала. Составление текстов сочинений.
Рефлексия деятельности (подведение итогов занятия).
Информация о домашнем задании (комментирование), выставление оценок за урок.
Ход урока
Этап урока Деятельность учителя Деятельность учащихся Принципы системно-деятельностного подхода, формируемые УУД.
1. Организационный момент, мотивация к учебной деятельности
(1 минута). -Здравствуйте, садитесь. Начнём наш урок, урок развития речи. Сегодня наш дружный творческий коллектив будет работать над составлением текста сочинения –рассуждения. Приветствие учащихся. Принцип психологической комфортности.
УУД: личностные, коммуникативные.
Цель – создание доброжелательной атмосферы, мотивация на учёбу, создание ситуации успеха.
2. Актуализация
знаний
(4 минуты)
3. Постановка учебной задачи.
I. Повторение пройденного материала о типах речи.
Учитель. Какие вы знаете типы речи?
Ученик. Я знаю три типа речи: описание, повествование, рассуждение.
Учитель. Что такое описание?
Ученик. Описание — это текст, в котором названы признаки предмета (объекта речи). Описание отвечает на вопрос какой?
Учитель. Что такое повествование?
Ученик. Повествование - это тип речи, при помощи которого описываются события в их временной последовательности. Повествование отвечает на вопрос что произошло?
Учитель. Что такое рассуждение?
Ученик. Рассуждение - это тип речи, при помощи которого излагается, разъясняется, отрицается или подтверждается какая-либо мысль. Рассуждение отвечает на вопрос почему?
II.Работа в парах по упражнению 91
Учитель: Прочитайте текст. Обсудите вопросы в парах. Свои ответы аргументируйте.
Ответьте на вопросы.
-Почему папа героини заставляет её ходить в школу с ранцем? Согласны ли вы с мнением героини? Что важнее: здоровье или красота?
Сформулируем тему будущего сочинения – рассуждения. Предложите варианты тем.
Ученики: «Что такое осанка?»
«Осанка и здоровье»,
«Правильная осанка – залог здоровья»
Учитель: Запишите тему урока.
- Исходя из темы урока, сформулируйте его главную цель. Что сегодня предстоит нам создать? На какой вопрос дать ответ?
- Правильно, в конце нашей работы мы должны создать текст сочинения – рассуждения на тему
« Правильная осанка - залог здоровья». Повторяют материал о типах речи.
Работа в парах. Дети поворачиваются к друг другу. ( Смена положения тела, смена деятельности.)
Запись учащимися числа, «Классная работа», темы урока.
- Цель урока составить текст сочинения- рассуждения
Слайд 1 Принцип деятельности.
УУД: регулятивные
Практика опережающего обучения
Принцип деятельности. УУД: коммуникативные, познавательные, регулятивные (развитие внимания учащихся, монологической и диалогической речи; создание благоприятной атмосферы заинтересованности; работа над формированием логических умений: анализ, сравнение, обобщение, построение цепочек рассуждений)..
Принцип целостности.
УУД: познавательные, регулятивные (самостоятельное формулирование цели и задач, планирование, прогнозирование)
ЦЕЛЬ: создать проблемную ситуацию, спрогнозировать предстоящую деятельность.
Усвоение новых знаний.
Первичное закрепление знаний.
Физ. минутка (пауза релаксации)
6.Составление текста сочинения - рассуждения I. Формирование навыков составления текста сочинения-рассуждения по предложенному плану
Учитель: Что нужно для того, чтобы правильно составить текст сочинения-рассуждения?
Ученик: План
Учитель: Перед вами план-схема.
Из скольких частей состоит сочинение-рассуждение?  Ученик. Сочинение-рассуждение состоит из трёх частей: тезиса, доказательства и вывода.  Учитель. Что такое тезис?    Ученик. Тезис – это основная мысль текста, которую нужно доказать.  Учитель. Что такое доказательство?  Ученик. Доказательство – это примеры, доказывающие основную мысль текста.  Учитель. Что такое вывод?  Ученик. Вывод – это заключение рассуждения.Учитель: Что такое осанка?
Учитель: Какой тезис мы будем доказывать?
Ученик: Правильная осанка - залог здоровья.
Учитель: Какова роль правильной осанки в жизни человека. Прокомментируйте тезис.
Ученики:
Зачем нужна хорошая осанка
С давних времен в цене были гордая красивая стать. Походка, общий силуэт, легкость движений, общий рисунок женской( да и мужской фигуры тоже) зависит от правильной осанки- развернутых плеч, прямой спины, поднятой головы.
От чего зависит хорошая осанка
Осанку определяют особенности строения позвоночника, гибкость, эластичность поддерживающих его связок и мышц. В юношестве и молодых годах позвоночник остается достаточно гибким, но если не заниматься укреплением его с помощью физических упражнений, подолгу придерживаться однообразной неправильной позы при сидении за работой, во время отдыха, при ходьбе, мышцы и связочный аппарат становятся слабее, появляется привычная сутулость, а порой и искривление позвоночника.
Хорошая осанка необходима не столько для красоты, но, главным образом, для здоровья. У стройного человека намного выше работоспособность. В случае появления сутулости грудная клетка сдавливается, хуже работают сердце и легкие, происходит нарушение правильного дыхания и кровообращения. Мышцам, чтоб они функционировали производительно и долго, нужно потреблять много кислорода. А в случае впалой сдавленной грудной клетки емкость легких становится ниже, дыхание переходит в категорию неглубокого.
Учитель: Покажите, как нужно правильно сидеть, соблюдая осанку. А стоять?
Учитель: Продолжим сбор комментариев и рассуждений.
Ученики:
По примеру восточных женщин
Женщины Востока славятся изяществом походки и осанки, особой гибкостью спины. Все потому, что с самого детства они привыкают носить на голове предметы — кувшины, корзинки, а это укрепляет, дисциплинирует, развивает мышцы спины, приучает держаться прямо. Стоит попробовать и вам, когда заняты какой-либо работой по дому, на голову пристроить книгу и продолжать свои дела: вытирать пыль, мести пол. Возможно, это у вас получится не сразу, но со временем вы обязательно научитесь.
Излишние опасения
Тренированные сильные и эластичные мышцы способны создать красивый контур вашей фигуры. Не бойтесь, что развив у себя крепкие мускулы, вы будет выглядеть грубой. У женщин неплохо развита жировая ткань, ее тонкий слой равномерно распределяется по всему телу, смягчает рисунок мышц, придает женственную округлость и мягкость. К тому же красота линий бывает возможной при наличии развитых мышц. Если этого нет, кожа или сдерживает рыхлые подушки жира, или плоско обтягивает кости.
Для того, чтобы укрепить позвоночник, улучшить свою осанку, полезно выполнять упражнения, которые связаны с активным растягиванием мышц. Попробуйте включать растяжки в свой ежедневный комплекс физических упражнений.
Рано утром все проснулись,
Хорошенько потянулись .
Спинки дружно все прогнули –
Вот и мышцы отдохнули.
Нашей матушке-землице
В пояс надо поклониться.
Повернулись вправо, влево –
Стало гибким наше тело.
Поднимаемся все выше –
Выше дома, крыши выше.
Руки к солнцу потянули,
Опустили и встряхнули.
Носом воздух мы вдыхаем
И на месте пошагаем.
Учитель: Подберём ключевые слова и выражения для каждого пункта плана
Учитель: Пользуясь собранным материалом, напишите сочинение-рассуждение на тему:
« Правильная осанка - залог здоровья».
Не забывайте во время письма соблюдать правильную осанку.
 План-схема ( на партах)
  1. ТЕЗИС +КОММЕНТАРИЙ– то, что надо доказать.  2. ДОКАЗАТЕЛЬСТВО – аргументы.( Во-первых, Во-вторых- )  3. ВЫВОД - итог рассуждения, обобщение.
(Приложение1)
Толковый словарь С. Ожегова
Осанка- это
Обучающиеся дают комментарии, приводят примеры-аргументы, пользуясь материалами, подготовленными заранее(домашняя работа)по теме « Что такое осанка и зачем её соблюдать»
Слайд 2
Смена деятельности. Физпауза.
Физкультурная минутка. Смена деятельности. Ученики выполняют ряд несложных упражнений.
Учащиеся делают записи на черновиках. Перед ними шаблоны для составления текстов.
( Приложение 2)
Пользуясь шаблоном, ученики пишут сочинение.
(Приложение 3)Самостоятельная работа. Смена деятельности.
Принцип деятельности. УУД: коммуникативные, познавательные, регулятивные (развитие внимания учащихся, диалогической речи; создание благоприятной атмосферы заинтересованности; работа над формированием логических умений: анализ, сравнение, обобщение, построение цепочек рассуждений).ЦЕЛЬ: развивать умения применять новые знания.
УУД: регулятивные (работа с текстом: определяют тему и главную мысль).
УУД: познавательные (опираются на уже известное).
УУД: коммуникативные (учит правильной постановке вопросов, способам взаимодействия, сотрудничества)
УУД: регулятивные (нахождение ключевых слов и выражений); познавательные (опираются на уже известное).
Рефлексия деятельности.
3 минуты
Фронтальная работа.
Учитель: Зачитайте получившиеся тексты или отрывки из составленных текстов. Сделайте выводы.
Оцените свою работу, выставив соответствующие баллы.
-Если вы поняли тему урока, возьмите и поднимите этот смайл:
- А если не поняли – такой смайл:
(Приложение 4 - смайлики)
Отвечают на вопросы учителя.
Слайд 3
Самооценка.
Смена деятельности.

УУД: познавательные, регулятивные
ЦЕЛЬ: Обобщить, сделать выводы, самооценка
Домашнее задание.
минуты 1.Повторить материал по теме «Словообразующие и формообразующие морфемы»
2.Творческое задание . Создайте листовку, плакат, буклет на тему «Правильная осанка - залог здоровья».
Запись учащимися заданий в дневники. Заключение
Здоровье во многом зависит от того, насколько умело мы умеем пользоваться этой уникальной конструкцией, которую мы собой представляем как открытую биосистему. А умение оптимально, эффективно, своевременно использовать свой биопотенциал – это не что иное, как зафиксированный условный рефлекс, стереотип, навык, который формируется, развивается, закрепляется различными педагогическими приемами.
Можно ли прогнозировать эффективность воздействия средств образования на уровень здоровья детей в условиях общеобразовательной школы? Думаю, что я ответила на этот вопрос. Именно в школьном возрасте эффективно обучение здоровью. Учитывая все факторы разносторонней жизни ребенка в семье и школе, можно попытаться сформировать у детей позитивные установки на поддержание здорового образа жизни.
Осознание ценности здоровья должно явиться стимулом осознания личной потребности в здоровье. Эта потребность в дальнейшем должна становиться все более прочной и разносторонней.
В современной школе считаются приоритетными задачи по сохранению здоровья школьников, оптимизации учебного процесса, разработка и внедрение здоровьесберегающих технологий обучения и формирования ценности здоровья и здорового образа жизни, что определяет актуальность и значимость рассмотренного мной вопроса.
Составленный комплекс мер включает в себя несколько разделов:
рациональная организация учебного процесса;
внедрение оздоровительных мероприятий в организацию учебного процесса;
внедрение обучающих программ (уроков здоровья, циклов занятий, лекций, классных тематических часов и др.);
работа с детьми во внеурочное время;
использование оздоровительных процедур вне школы.
Работа по здоровьесбережению должна проводиться систематически и целенаправленно, что является важным условием успешной работы по охране и укреплению здоровья детей.
Список использованных источников
Беспалова Е.В. Факторы, негативно влияющие на здоровье ребенка. Справочник классного руководителя, № 3, 2008.
Ткачук М. Влияние положительных эмоций на здоровье школьников. Воспитание школьников, № 9 2007.
Физминутка на уроке. Под рук. Бородай А.А. Москва.
Интернет-ресурсы
http://zozhik.ru
http://nsportal.ru http://go.mail.ruПРИЛОЖЕНИЕ 4



ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Сочинение-рассуждение
( Создание черновика)
Тезис
Докажем этот тезис с помощью примеров.
Доказательство Аргумент 1
(Во-первых, )Аргумент 2
(Во-вторых, )Выводы (Обобщение)
(Следовательно, )ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Ключевые слова
Тезис Доказательство
Аргумент 1
Аргумент 2 Вывод ПРИЛОЖЕНИЕ 1
План-схема
Сочинение-рассуждение
  1. ТЕЗИС +КОММЕНТАРИЙ– то, что надо доказать.

2. ДОКАЗАТЕЛЬСТВО – аргументы.( Во-первых, Во-вторых, ) 

3. ВЫВОД - итог рассуждения, обобщение. (Следовательно, )Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
средняя школа № 1 города Дубовки Волгоградской области
Разработка урока русского языка
«Сочинение-рассуждение «Правильная осанка-залог здоровья»
Автор: Антонцева Мария Михайловна ,учитель русского языка и литературы
Дубовка
2016