Интегрированный урок (история и литература). «Поэт в России больше, чем поэт». (Е. Евтушенко.)

Интегрированный урок (история и литература).
«Поэт в России больше, чем поэт». (Е. Евтушенко.)
Интеграция учебного процесса – важнейший момент современного урока. А литература и история , наверное,- для такой формы урока самые продуктивные. Поле деятельности их соприкосновений безграничное , отсюда и тем уроков для их объединений очень много.
Цели:
- продолжить обучение анализу лирического произведения , умению
связывать его с исторической эпохой.
- развивать монологическую речь, умение включаться в дискуссию,
выразительно читать художественный текст, строить таблицы через ключевые слова.
- формировать на высоком уровне интерес к литературе и истории – основам гуманитарного образования .

Виды работ на уроке:
- мини- дебаты на историческую тему;
- анализ 2-х стихотворений;
- составление сопоставительной таблицы по ключевым словам и фразам дебатов;
- составление кластера по анализу 2-х стихотворений;
- устные высказывания;
- письменные высказывания.



Ход урока
Здесь суждено поэтами рождаться
Лишь тем, в ком бродит дух гражданства.
Е.Евтушенко
Работа над эпиграфом, в котором предлагается выделить ключевые слова. (Они выделены жирным шрифтом).
Постановка целей.
А теперь давайте соединим эти два понятия ходом сегодняшнего урока , проведя сопоставительный анализ 2-х «Пророков» - А. Пушкина и М. Лермонтова.
А. С. Пушкин отправляет своего пророка «глаголом жечь сердца людей», а М. Лермонтов задаёт своему вопрос: «Проснёшься ль ты опять, осмеянный пророк?».
Почему по- разному видятся пророки?
Чтобы ответить на этот вопрос, попробуем разобраться, каким образом исторические процессы повлияли на столь разное видение пророков.
Итак, слово истории.

Мини- дебаты (по истории).
- 2 группы по 3 человека.
- Одна группа представляет эпоху Александра,
- другая – эпоху Николая.
- Задаётся серия вопросов от группы группе.

Класс, слушая, составляет сопоставительную таблицу.

Эпоха Александра
Эпоха Николая







Таблица заполняется
- ключевыми словами,
- фразами,
- предложениями.

Результат - письменное высказывание по 2-м вопросам (на выбор ученика) – 3 мин.
Темы предлагаются такие:
«Является ли литература отражением эпохи?»
«Должен ли литератор быть гражданином?»

Работы читаются вслух.

Вместе с классом делаются обобщения и выводы.

Рефлексия – общий вывод.

Итак, мы увидели, что произведения А. Пушкина и М. Лермонтова – прямое выражение своего времени. И в целом литература- это лицо исторической эпохи , а настоящий литератор – ещё и гражданин.






Сопоставительный анализ.

Теперь на примере 2-х «Пророков» убедимся в связи поэзии с историей.

По ходу работы классом и на доске составляется сопоставительная таблица.

Перед анализом каждому выдаётся раздаточный материал с заданиями , которые будут обсуждаться после чтения произведений.

Вопросы- задания:

Определить главную мысль 1 и 2 стихотворения.
В каком из этих стихотворений есть, а в каком нет образа конкретного человека? Почему?
Как и почему готовится пророк Пушкина к своему служению? Прокомментировать стихотворения.
Каков же результат? По тексту.
Что стал делать пророк Лермонтова в обществе людей?
Как вы думаете, почему пророк не находит понимания среди людей?
Какая разница между пророками Пушкина и Лермонтова. Свяжите с мыслью эпиграфа к уроку.
Что общего, на ваш взгляд, в судьбе пророка Лермонтова и самого поэта?
Какие советы А. Пушкина (из стихотворения «Поэту» ) вы можете дать пророку М. Лермонтова?

Ход сопоставления
- Учащиеся прочитывают задания.
- Чтение наизусть обоих стихотворений.
- Даётся время на обдумывание вопросов после прослушивания (несколько минут в зависимости от степени подготовленности класса). - Начинается работа по данным заданиям.

В ходе этой части урока
- беседа
- работа с текстами
- монологические высказывания
- развёрнутые и сжатые ответы на вопросы.

Итог - письменный ответ на вопрос «Поэт в России больше, чем поэт?».
В работе должны найти отражение мысли эпиграфа и всего урока в целом (2-4 минуты).

Домашнее задание – составление сложного плана по «Теме поэта и поэзии в творчестве А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова».


Таблица
сравнительного анализа 2-х «Пророков».
Итог работы класса по анализу

«Пророк» А. С. Пушкина
«Пророк» М. Ю. Лермонтова

«Глаголом жечь сердца «Проснёшься ль ты опять,
людей» осмеянный пророк?»
А.С.Пушкин.
«Пророк»
«Проснёшься ль ты осмеянный пророк?»

М.Ю.Лермонтов.

«Пророк»

Главная мысль?

внутреннее перерождение
человека изображение пророка,
следующего по пути,
указанному богом

! !

! !


Образ конкретного
человека ?
! !

! !

НЕТ ЕСТЬ


Почему ?
! !
! !
важна сама мысль о показан путь реального
возрождении к новой пророка в обществе
жизни


Результат ?

! !
! !


«восстань , пророк» «провозглашать я стал
любви и правды чистые
ученья»
!
!
и что же ?
!
«В меня все ближние
Бросали бешено каменья».
!
ПОЧЕМУ?
!
Мир злобы, порока, люди
ограничены


Разница?
! !

! !

Пророк – это глашатай Пророк – это бедный
Бога, несущий людям слово и презираемый
Правды изгнанник

Пророк – гражданин.

Советы?

- «Ты царь: живи один»
- «Услышишь суд глупца и смех толпы холодной,
Но ты останься твёрд, спокоен и угрюм».
- «Дорогою свободной
Иди, куда влечёт тебя свободный ум».












13PAGE 15


13PAGE 14515




15