Урок по теме «Употребление фразеологизмов в речи»
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 57 города Ульяновска.
Урок по теме «Употребление фразеологизмов в речи»
в 6 классе.
Учитель: Леонтьева Анжелика Евгеньевна,
высшая квалификационная категория.
Цели урока:
образовательные – закрепить понятие фразеологизма как неделимого словосочетания, расширить представление о фразеологизме как лексической единице речи, способной образовывать синонимические и антонимические ряды;
развивающие – способствовать развитию коммуникативных способностей учащихся, обогащению их словарного запаса, углублению фоновых знаний школьников;
воспитательная – воспитывать любовь к слову и к родному языку.
Задачи:
- формировать способность отличать фразеологизм от свободного словосочетания;
- развивать умение правильно употреблять фразеологизмы в речи и толковать их значения;
- вырабатывать навыки пользования различными фразеологическими словарями;
- активизировать исследовательскую деятельность учащихся.
Оборудование: компьютер, телевизор, фразеологические словари, рисунки учащихся к фразеологическим оборотам; задания в конвертах.
(У входа в кабинет стоит стол, покрытый белой скатертью, стоят колбы, приборы, лежит череп человека, рядом толковый словарь и фразеологический словарь, косметичка, шарфы, сумочка).
За столом сидят 2 человека: ученый (в черном костюме и шапочке выпускника университета) и стилист (девочка ярко одета, у неё креативная прическа, разглядывает глянцевый журнал).
Ученый ( читает): Главный характер нашего языка состоит в чрезвычайной легкости, с которой всё выражается в нем. Русский язык – один из богатейших языков в мире, в этом нет никакого сомнения.
Звучит тревожная музыка. Вбегает профессор по биологии (в белом халате), он встревожен. Все смотрят на него с удивлением.
Профессор биологии: Беда, господа ученые, беда. Сегодня получил я чрезвычайно важное сообщение. Но как его трактовать? Я в недоумении.
Остальные (хором): Объясните подробно, что случилось.
Профессор биологии: Послушайте. (На стене за столом приклеены рисунки: звезда, семя, птица, самолет, корова, скорпион, ученик с хвостом).
Есть хвост у падающих звезд,
И у семян бывает хвост,
У птиц, у самолета он нужен для полета.
Хвостом корова бьет слепней,
Когда они кусаются.
Для скорпионов хвост важней,
Они хвостом сражаются.
В одной из школ слушок прошел,
Прошла молва о том,
Что в этой школе, в 6 «А»,
Есть ученик с хвостом.
( Ю. Коринец)
Ученый: Невозможно !
Стилист: Как креативно!
Профессор биологии: Невероятно. Ученик с хвостом Кажется мы на пороге великого открытия: это пример обратной эволюции. Мы снова превращаемся в животных!
Стилист: Что вы? Ни о каком превращении речь не идет. Хвост – это всего лишь модный аксессуар (поднимается и демонстрирует хвост). Скоро все будут ходить с хвостами.
Ученый: Позвольте, коллеги! Не стоит буквально понимать данное сообщение, возможно, здесь речь идет и не о хвосте вовсе!
Остальные (хором): Что же делать? Где получить ответы на вопрос.
Ученый: Предлагаю во всем разобраться, отправившись в 57 школу в 6 «А» класс.
Урок начинается.
Сценка.
Поссорились на перемене ребята.
Ксюши кричит: Ты наш класс позоришь, одни хвосты по всем предметам. Сколько можно ворон считать, бить баклуши и плевать в потолок?
Таня возмущается: Перестань валять дурака, возьми себя в руки. Не кривя душой хочу тебя заверить: больше хлопать ушами тебе не позволим.
Ксюша: Нужно идти в ногу со всем классом, а не плестись в хвосте. Пора взяться за ум.
Мальчик: Ишь разошлись! Дым коромыслом. Прямо из кожи вон лезут. Свалились как снег на голову, вставляют мне палки в колеса. Не хочу учиться, мне с хвостами хорошо.
Девочки (хором) вместе с классом: Нет уж, перестанешь скоро в бирюльки играть и коровам хвосты крутить. Как миленький будешь учиться, сегодня на уроке русского языка хвост пересдашь.
Мальчик: Совсем замучили человека. Дались вам мои хвосты
Заходит учитель.
У: Здравствуйте, ребята. Сегодня на уроке мы продолжим разговор о богатстве русского языка, о его выразительных возможностях, пополним свой словарный запас новыми выражениями. Лексический строй языка разнообразен: эпитеты, метафоры, синонимы и антонимы, омонимы и паронимы. О чем сегодня пойдет речь, догадайтесь сами.
Ученик читает стихотворение, идет видеоряд: Глеб стоит у доски, на носу бельевая прищепка. Лицо краской испачкано. Проваливается в яму. Молотком бьет по маленьким дощечкам.
Глеб у доски повесил нос,
Краснеет до корней волос.
Он в этот час, как говорится,
Готов сквозь землю провалиться.
О чем же думал он вчера,
Когда баклуши бил с утра?
У: Почему фотографии вызвали улыбку?
Дети: Это же фразеологизмы, они имеют переносное значение, а на фотографиях все в прямом значении.
У: Теперь вы догадались, о чем пойдет речь?
Дети: О фразеологизмах.
У: Записываем тему урока: «Употребление фразеологизмов в речи». Сформулируйте цели урока.
Д: Вспомнить, что такое фразеологизмы, научиться правильно употреблять их в своей речи. Узнать много нового о богатствах русского языка.
У: Вы все правильно сказали. Дайте определение понятию «фразеологизм».
Д: Фразеологизмы – это устойчивые обороты речи, имеющие переносное значение.
У: Проверим, умеем ли мы находить фразеологизмы.
Выборочное списывание.
У каждого на парте распечатан листочек со стихотворением. «Глеб у доски повесил нос», лежат фразеологические словари.
Задание: выпишите из стихотворения фразеологизмы, устно объясните их значение.
Повесил нос – расстроился, пришел в уныние.
Краснеть до корней волос – сильно краснеть от стыда, смущаться.
Сквозь землю провалиться – мгновенно исчезнуть.
Баклуши бил – лентяйничал, заниматься пустяками.
Задания по группам: синяя группа – учатся на 3, желтая группа учатся на 3-4, красная группа – на 4-5.
Синяя группа – подберите как можно больше фразеологизмов со словом НОС. (Бьет в нос – издает резкий запах, вздернуть нос – зазнаться, водить за нос – обманывать, дать по носу – проучить, зарубить себе на носу – запомнить хорошо, клевать носом – спать, пред самым носом – близко, комар носа не подточит – сделано хорошо).
Желтая группа - подберите как можно больше фразеологизмов со словом ВОЛОСЫ. (Висеть на волоске – быть в опасности, волосы дыбом – ужас, страх, до седых волос – до старости, притянуть за волосы – привлечь по случайному признаку).
Красная группа – подберите фразеологизмы-синонимы к фразеологическому обороту БИТЬ БАКЛУШИ и фразеологизм – антоним. (Сидеть сложа руки, играть в бирюльки, гонять лодыря) и (не покладая рук)
У: Что мы нового узнали, выполняя это задание?
Д: Вспомнили о значении фразеологизмов, узнали новые фразеологизмы, узнали о фразеологизмах-синонимах и антонимах.
У: Давайте проверим, насколько хорошо вы знаете значения фразеологизмов.
Третий лишний.
У: Самостоятельно сформулируйте задание.
Д: Нужно найти фразеологизм, «лишний» среди других по значению и выписать его. Устно поясните выбор.
Кот наплакал, хоть пруд пруди; раз, два – и обчёлся.
.В двух шагах, рукой подать, у черта на куличках.
Тянуть кота за хвост, во весь дух, сломя голову.
У: Обоснуйте выбор. ( фразеологизмы синонимы и антонимы)
Молодцы, вы хорошо справились с заданием, продемонстрировали знание фразеологизмов. Следующее упражнение поможет нам узнать, умеем ли мы употреблять фразеологизмы в речи правильно.
Задание по группам.
Каждая группа сама выберет уровень сложности.
1 тип задания: даны предложения, в которых подчеркнуты слова, их нужно заменить подходящим по смыслу фразеологическим оборотом.
2 тип задания: слова не подчеркнуты. Учащиеся самостоятельно должны понять, какие выражения необходимо трансформировать во фразеологизмы.
Синяя группа.
Стали искать Витю, но он куда-то пропал. (Сквозь землю провалился)
Целый час он меня обманывал, дурачил. (Лапшу на уши вешал)
Желтая группа.
Мальчик с большим аппетитом ел обед в школе. (Уплетал за обе щеки)
Мы не позволим никому нам мешать. (Вставлять палки в колеса)
Красная группа.
Сыщики установили слежку за опасным преступником. (Сели на хвост)
Дмитрий – кроткий, безобидный человек. (Мухи не обидит)
(Подсказки-картинки. Яма в земле; на ушах лапша; лицо с надутыми щеками; колесо с палкой; хвост, на котором сидят люди; муха)
У: Объясните, почему вы выбрали именно этот тип задания? Что было интереснее? Что дало нам выполнение этого задания? С какой целью фразеологизмы употребляются в речи?
У: Молодцы. Выполняя предыдущие упражнения, мы вспоминали о значениях фразеологизмов, учились употреблять фразеологизмы в речи. А сейчас выполним очень интересный вид работы, который поднимет нам всем настроение, да еще и познакомит с новыми оборотами. Перед вами серия рисунков, на которых изображены фразеологизмы. Попробуйте их отгадать.
Диктант-молчанка.
Сорока на хвосте принесла.
Ругать в хвост и в гриву.
Поймать удачу за хвост.
4. Тянуть кота за хвост.
5 Хвост трубой.
У: устно поясните значение фразеологизмов.
(Отвечает мальчик, у которого долг по русскому языку)
У: молодец, ________. Ты сегодня на уроке хорошо работал, можно считать, что свой хвост ты исправил, но в дальнейшем постарайся делать все вовремя и не допускать появления долгов.
Биолог, стилист (разочарованно): вот в чем дело, нам встретился фразеологизм. Ученик с хвостом – тот, кто не сдал зачет, имеет задолжность по какому-либо предмету. А мы-то мечтали о великом открытии
Ученый : ну что вы, друзья мои, как можно расстраиваться, ведь мы узнали столько нового сегодня. Познакомились с новыми фразеологизмами, пополнили свой словарный запас и сделали самое важное открытие: с русским языком можно творить чудеса! Краше и величественнее его нет. Поэтому не будем вешать нос, опускать руки, а возьмемся за дело. Вперед, к новым свершениям.
Итоги урока: я думаю, что наши уважаемые ученые сегодня сделали много открытий. А с какими впечатлениями вы уйдете с нашего урока? Оцените свою работу (некоторые учащиеся могут отвечать , используя фразеологизмы, их нужно особо отметить).
Домашнее задание (вариативное).
– «зашифровать» фразеологизмы в картинках.
–узнать и подготовить рассказ о происхождении фразеологизмов «попасть впросак», «играть в билюльки», «точить лясы».
–придумать рассказ, употребив в нем фразеологизмы.
открытый урок
·