Программа по окружащему миру для ребенка с УО
I. Планируемые результаты освоения учебного предмета
Рабочая программа по предмету развитие устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности составлена в соответствии с законом «Об образовании в РФ» от 29 декабря 2012г., № 273-Ф3 и на основании типовой программы под редакцией доктора педагогических наук В.В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида 1–4 классы» – М.: Просвещение, 2009 г.
1.1 Предлагаемая программа ориентирована на учебник для обучающихся с интеллектуальным нарушением Н.Б.Матвеевой Окружающий мир 1 класс. Учебник.- М.: Просвещение, 2016.
Данный учебный предмет является специфическим для обучения младших умственно отсталых школьников. Его введение в учебный план специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида обусловлено значительным отставанием умственно отсталых первоклассников в общем и речевом развитии от своих сверстников с нормальным интеллектом. Занятия по этому учебному предмету имеют интегративный характер, рассматриваются как коррекционные.
Программа 1го класса обеспечивается учебно-методическим комплектом, состоящим из следующих компонентов:
Воронкова В.В. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Подготовительный. 1- 4 классы - М.: Просвещение, 2011.
Н.Б.Матвеева Окружающий мир 1 класс. Учебник.- М.: Просвещение, 2016.
Изменений нет в общем количестве часов: полное соответствие с примерной программой.
1.2 Цель обучения – направленное исправление дефектов общего и речевого развития обучающейся, её познавательной деятельности.
Задачи обучения:
формировать элементарные представления и понятия, необходимые при обучении другим учебным предметам;
составлять под руководством учителя небольшие рассказы об изучаемых растениях и животных, о явлениях природы, сезонных изменениях в природе;
расширять и обогащать представление непосредственно об окружающем мире;
обучать способности видеть, сравнивать, обобщать, конкретизировать, делать элементарные выводы, устанавливать несложные причинно-следственные связи и закономерности, которые способствуют развитию аналитико-синтетической деятельности учащейся, коррекции мышления;
обогащать словарный запас обучающегося.
1.3.Описание места учебного предмета в учебном плане
Рабочая программа по предмету «Окружающий мир» составлена в расчете на 1 год (1 класс) в количестве 33 часов, по 1 час в неделю.
1.4. Планируемые предметные результаты
Обучающийся научится:
называть предметы, характеризавать их по основным свойствам (цвету, форме, размеру, вкусу, запаху, материалу);
сравнивать два предмета и делать элементарные обобщения с помощью учителя;
участвовать в беседе, при помощи учителя отвечать на поставленные вопросы, используя слова данного вопроса;
различать по внешнему виду: животных, птиц, рыб, насекомых;
Обучающийся получит возможность научиться:
называть свойства изученных предметов и их частей;
обобщать названия изученных групп предметов.
II. Содержание учебного предмета
1.Неживая природа
Сезонные изменения в природе.
Погода (дни ясные, солнечные, пасмурные, идет дождь, снег). Погода сегодня, вчера. Изменения в природе, жизни растений и животных в осенние месяцы: похолодание, листопад (различение листьев деревьев по цвету, величине, форме), отлет птиц; в зимние месяцы: холод, снег, лед, мороз, снежинки, птицы зимой, подкормка птиц; в весенние месяцы: потепление, сосульки, таяние снега, прилет птиц, распускание почек.
2.Человек. Что сделано руками человека
Школа. Школьное здание. Классы, коридоры, столовая, гардероб.
Классная комната. Стены, потолок, пол, дверь, окна, классная доска, парты, стол, шкаф. Правильная посадка за столом, за партой. Поддерживание порядка в классе. Обязанности дежурного.
Учебные вещи, принадлежности. Их назначение. Обращение с ними.
Игрушки. Кукла, мишка, пирамидка, машины и др.
Учебные вещи и игрушки. Сравнение.
Семья. Мама, папа, бабушка, дедушка, братья, сестры.
Одежда. Школьная форма девочек (платье, фартук), школьная форма мальчиков (пиджак, брюки, рубашка). Уход за школьной формой (чистка сухой щеткой, хранение).
Обувь. Туфли, ботинки, тапочки, сапоги. Уход за обувью (чистка щеткой, протирка).
3.Живая природа
Овощи. Помидор, огурец или другие. Цвет, форма, величина, вкус, запах. Сравнение овощей по этим признакам. Употребление в пищу.
Фрукты. Яблоко, груша или другие. Цвет, форма, величина, вкус, запах. Сравнение фруктов по этим признакам. Употребление в пищу.
Комнатные растения. Любое на выбор. Узнавание и называние. Уход (полив).
Домашние животные. Кошка, собака. Узнавание, называние. Внешний вид, повадки, пища. Сравнение. Какую пользу кошка и собака приносят человеку, как заботится о них человек.
Дикие животные. Волк, лиса. Внешний вид. Образ жизни. Питание.
Птицы. Голубь и другие местные птицы. Внешний вид. Где живет, чем питается. Какую пользу приносит человеку.
Охрана здоровья. Части тела человека (голова, шея, туловище, руки, ноги). Рука правая и левая. Нога правая и левая. Уход за руками (мытье рук).
III. Тематическое планирование
№ п/п Наименование раздела Всего часов В том числе:
Теоретические занятия Практические занятия
1. Неживая природа 8 8 2. Человек. Что сделано руками человека. 6 6 3. Живая природа 19 18 1
ИТОГО: 33 32 1
Календарно-тематическое планирование.
В первом классе домашнее задание для учеников не предусмотрено.
№ Тема урока Тип урока Цель урока Основные виды учебной деятельности Д.З
Неживая природа
1.1 Вот и лето прошло! Комбинированный Систематизация представлений о признаков лета. Изменять и образовывать слова, моделировать предложения, составлять короткие тексты по сюжетной картинке. 2.2 Признаки осени. УНЗ Систематизировать представления о признаках осени, сезонных изменениях в природе осенью. Наблюдать за изменениями в природе, устанавливать причинно-следственные связи, изменять и образовывать слова, составлять предложения и короткие тексты по сюжетной картинке. 2.Человек. Что сделано руками человека.
3.1 Школа. УНЗ Формировать представления о школе. Познакомиться с правилами поведения на уроке, в школе, о распорядке, отвечать на вопросы. 4.2 Классная комната. УНЗ Формировать представления о классной комнате. Выяснять об устройстве классной комнаты, отвечать на вопросы 5.3 Дежурные в классе. УНЗ Формировать представления об обязанностях учащихся (дежурство). Выяснить об обязанностях учащихся, о дежурстве. Составлять предложения о дежурных. 6.4 Учебные принадлежности. УНЗ Формировать представления о назначении учебных принадлежностей. Беседовать об учебных принадлежностях. Отвечать на вопросы учителя. 7.5. Игрушки. Комбинированный Закреплять представления о назначении игрушек. Беседовать, отвечать на вопросы учителя. 8.6. Игрушки и учебные принадлежности. Комбинированный Расширять представления о назначении игрушек и учебных принадлежностей. Выполнять упражнения на классификацию. Отвечать на вопросы. 3.Живая природа
9.1 Овощи. Комбинированный Расширять знания об овощах. Беседовать об овощах, сравнивать овощи. 10.2 Овощи. Комбинированный Расширять знания об овощах. Составлять рассказ-описание по графическим опорам об овощах, сравнивать. 11.3 Овощи: сравнение, употребление в пищу. Комбинированный Расширять знания об овощах, развитие умения сравнивать по заданному признаку. Изменять и образовывать слова, точно подбирать глаголы, моделировать простые предложения, выполнять упражнения на классификацию. 12.4 Фрукты. Комбинированный Расширять знания о фруктах. Составлять рассказ-описание по графическим опорам о фруктах, сравнивать фрукты. 13.5 Фрукты. Комбинированный Расширять знания о фруктах. Составлять рассказ-описание по графическим опорам о фруктах, сравнивать фрукты. 14.6 Фрукты: сравнение, употребление в пищу. Комбинированный Расширять знания о фруктах, формировать умения сравнивать по заданному признаку. Образовывать слова, моделировать и распространять простые предложения, выполнять упражнения на классификацию. 15.7 Комнатные растения и уход за ними. Комбинированный Формировать представления о комнатных растениях и способах ухода за ними. Знание о комнатных растениях, умение точно подбирать глаголы, отвечать на вопросы полными ответами, выполнять практическую работу (уход за комнатными растениями) с оречевлением действий. 16.8 Признаки зимы. УНЗ Систематизировать представления о признаках зимы, сезонных изменениях в природе зимой. Наблюдать за изменениями в природе, устанавливать причинно-следственные связи, изменять и образовывать слова, согласовывать слова в словосочетании и предложениях, составлять предложения и короткие тексты по сюжетной картинке. 17.9 Птицы. Комбинированный Формировать представления о птицах. Выделять птиц из группы животных, моделировать и распространять простые предложения, согласовывать слова в предложении, употреблять глаголы в речи. 18.10 Зимующие птицы. Комбинированный Формировать представления о птицах, их поведении зимой. Выделять зимующих птиц, отвечать на вопросы, моделировать предложения, составлять из них тексты. 19.11 Домашние и дикие животные. Комбинированный Формировать знания о домашних и диких животных. Различать домашних и диких животных, составлять сравнительный рассказ о двух предметах, составлять предложения по сюжетным картинкам. 20.12 Домашние животные: кошка. Комбинированный Расширять знания о домашних животных на основе знакомства с кошкой. Беседовать о кошке, её повадках, строении, составлять предложения по сюжетным картинкам, составлять описательный рассказ, сравнительный рассказ о двух предметах. 21.13 Домашние животные: собака. Комбинированный Расширять знания о домашних животных на основе знакомства с собакой. Рассказывать о собаке, её повадках, строении, умение моделировать предложения по сюжетным картинкам, составлять описательный рассказ, сравнительный рассказ о двух предметах. 22.14 Дикие животные: волк. Комбинированный Расширять знания о диких животных на основе знакомства с волком. Рассказывать о диких животных, о волке, их повадках, строении, моделировать предложения по сюжетным картинкам, составлять описательный рассказ. 23.15 Дикие животные: лиса. Комбинированный Расширять знания о диких животных на основе знакомства с лисой. Рассказывать о диких животных, о лисе, их повадках, строении, моделировать предложения по сюжетным картинкам, составлять описательный рассказ. 24.16 Семья. Комбинированный Уточнять знания о членах семьи. Называть членов семьи, их имёна, составлять предложения и короткие тексты по сюжетной картинке. 25.17 Опасности в доме. Комбинированный Формировать знания безопасного поведения в доме. Называть правила безопасности в доме, предметы быта, моделировать предложения о правильном пользовании предметами , отвечать на вопросы, описывать свои действия. 26.18 Одежда. Комбинированный Расширять представления об одежде. Называть свою одежду, сезонную одежду, образовывать слова, составлять сравнительные предложения, моделировать предложения по сюжетным картинкам. 27.19 Уход за одеждой. Комбинированный Формировать знания правил ухода за одеждой. Называть правила по уходу за одеждой, отвечать на вопросы, описывать свои действия. 28.20 Обувь. Комбинированный Расширять представления о разнообразии обуви. Беседовать об обуви, о сезонной обуви, составлять сравнительные предложения, моделировать предложения по сюжетным картинкам. 29.21 Обувь. Уход за обувью. Комбинированный Формировать знания правил ухода за обувью. Моделировать предложения по сюжетным картинкам, отвечать на вопросы, описывать свои действия. 30.22 Признаки весны. УНЗ Систематизировать представления о признаках весны, сезонных изменениях в природе весной. Называть признаки весны, сезонные изменения в природе, наблюдать за изменениями в природе, устанавливать причинно-следственные связи, изменять и образовывать слова, согласовывать слова в словосочетании и предложениях, составлять предложения и короткие тексты по сюжетной картинке. 31.23 Тело человека. Комбинированный Расширять представления о строении тела человека. Рассказывать о теле человека, его строении, умение задавать вопросы и отвечать на них, моделировать фразы. 32.24 Охрана здоровья. Комбинированный Расширять представления о гигиене тела человека. Работать с иллюстрациями учебника.
Выстраивать устное высказывание по гигиене человека. 33.25 Здравствуй, лето красное! Урок систематизации знаний Систематизировать представления о признаках лета, сезонных изменениях в природе летом. Выявлять признаки лета, сезонные изменения в природе, устанавливать причинно-следственные связи IV. Приложение. Контрольно – измерительные материалы по окружающему миру
ЗАДАНИЕ 1
Учитель: Внимательно рассмотрите объекты (предоставляются предметные картинки). Выберите картинки, относящиеся к осени, к весне.
Оценка выполнения задания:
4_й уровень _ все пять объектовыбраны правильно;
3_й уровень _ выбраны четыре объекта ( с помощью учителя);
2_й уровень _ выбраны три объекта (с помощью учителя);
1_й уровень _ выбраны один_два объекта.
ЗАДАНИЕ 2
Подчеркните двумя чертами рисунки домашних животных.
1. Заяц. 2. Петух. 3. Кот. 4. Свинья. 5. Собака.
Оценка выполнения задания:
4_й уровень _ правильно подчеркнуты все животные;
3_й уровень _ правильно подчеркнуты четыре представителя животных (с помощью учителя) ;
2_й уровень _ правильно подчеркнуты два,три рисунка (с помощью учителя);
1_й уровень _ ученик подчеркнул рисунки одного животого.
ЗАДАНИЕ 3
Учитель:. Рассмотрите рисунки.
Поставьте цифру 1 около рисунка помидора
Цифру 2 около рисунка, на котором изображёна груша.
Цифру 3 около рисунка, на котором изображены овощи.
Оценка выполнения задания:
4_й уровень _ правильно указаны три объекта;
3_й уровень _ правильно указаны два объекта;
2_й уровень _ правильно указан один объект;
1_й уровень _ задание не выполнено.