Рабочая программа математического кружка Математика в играх и задачах, 5 класс


Пояснительная записка
Общая характеристика математического кружка
Математический кружок – это самодеятельное объединение учащихся под руководством педагога, в рамках которого проводятся систематические занятия с учащимися во внеурочное время.
Основная задача обучения математике в школе заключается в обеспечении прочного и сознательного овладения учащимися системой математических знаний и умений, необходимых в повседневной жизни и трудовой деятельности каждому члену современного общества, достаточных для изучения смежных дисциплин и продолжения образования.
Наряду с решением основной задачи изучение математики на занятиях математического кружка предусматривает формирование у учащихся устойчивого интереса к предмету, выявление и развитие их математических способностей. Решение этих задач отражено в программе математического кружка “Математика в играх и задачах”.
Большая роль при изучении математики 5 класса отводится решению текстовых задач, работе с натуральными числами и десятичными дробями, геометрическому материалу. Исходя из этого, на занятиях математического кружка рассматриваются задачи, формирующие умение логически рассуждать, применять законы логики, рассматриваются задачи на разрезание.
Особое внимание в работе кружка уделяется подготовке детей к участию в олимпиадах, в математической игре-конкурсе «Слон», “Математический чемпионат”.
Методы
Методы, используемые во внеклассной работе по предмету, отличаются от основных методов обучения не только содержанием, сколько формой. Кроме традиционных методов: слово учителя, беседа, самостоятельная работа учащихся, большое место занимают дидактические игры, содержание которых способствует развитию мыслительных операций, освоению вычислительных приемов, навыков в беглости счета и т.д. Игру считают одной из движущих сил учебного процесса, как создающую условия, при которых дети испытывают радость познания. Увлеченные игрой, дети проявляют сообразительность, с большей самостоятельностью преодолевают трудности. Игра вносит бодрый настрой в детский коллектив, помогает без особого труда приобретать знания, умения, навыки. Дидактическая игра при правильном ее построении является не только формой усвоения знаний, но и способствует общему развитию ребенка, формированию его способностей. Причем это не только дидактические игры, но и логические. В логических играх путем построения цепочки несложных умозаключений можно предугадать необходимый результат, ответ. С их помощью школьники знакомятся с применением законов и правил логики. Использование выше перечисленных методов создает атмосферу большой заинтересованности в работе.
Формы организации.
Формы организации разнообразны: беседы, конкурсы, игры, викторины, олимпиады.
Цель кружка:
Создать условия для развития интереса учащихся к математике.
Задачи кружка:
- привитие интереса учащимся к математике
- углубление и расширение знаний учащихся по математике
- сформировать представление о методах и способах решения арифметических задач;
- развить комбинаторные способности учащихся;
- научить детей переносить знания и умения в новую, нестандартную ситуацию;
- воспитать творческую активность учащихся в процессе изучения математики;
- оказать конкретную помощь в решении олимпиадных задач;
- способствовать повышению интереса к математике, развитию логического мышления.
Ожидаемые результаты:
в личном направлении:
- умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи
- формирование интереса к творческому процессу;
- умение логически рассуждать при решении текстовых арифметических задач;
- умение применять изученные методы к решению олимпиадных задач;
- успешное выступление учащихся на олимпиадах.
2) в метапредметном направлении:
- умение находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем, представлять ее в понятной форме
- умение логически рассуждать при решении текстовых арифметических задач;
- умение применять изученные методы к решению олимпиадных задач;
3) в предметном направлении:
- умение работать с математическим текстом, грамотно применять математическую символику, использовать различные языки математики
- умение проводить логические обоснования
Место учебного кружка в учебном плане
Базисный учебный план на изучение математического кружка отводит 1 час в неделю в течение 1 года обучения-35часов.
Содержание программы кружковых занятий
включает в себя теоретический, исторический материал, задачи на смекалку, различные логические и дидактические игры, математические фокусы, ребусы, загадки и т.д. Такие виды заданий, которые вызывают неизменный интерес детей.
Календарно-тематическое планирование
№ занятия Тема занятия
Количество часов Дата проведения
по плану фактически
1 Логические задачи 1 2 Логические задачи 1 3 Математические кроссворды.
Математическая игра «Счастливый случай» 1 4 Математические кроссворды.
Математическая игра «КВН» 1 5 Как люди научились считать 1 6 Интересные приемы устных вычислений. 1 7 Задачи, решаемые с конца. 1 8 Решение олимпиадных задач. 1 9 Проведение школьного этапа олимпиады по математике. 1 10 Решение заданий школьного этапа олимпиады по математике. 1 11 Подготовка и проведение предметной недели «Математика» 1 12 Арифметические ребусы 1 13 Математические ребусы 1 14-16 Разбор задач математической игры - конкурса «Слон» за предыдущие годы. 3 17 Задачи на разрезание фигур 1 18 Задачи на переливания 1 19-21 Основы комбинаторики 3 22 История возникновения обыкновенных и десятичных дробей 1 23-25 Разбор задач математической игры - конкурса «Математический чемпионат» за предыдущие годы. 3 26 Математические загадки. Игра «Брейн - ринг» 1 27 Сложение и вычитание десятичных дробей 1 28 Умножение и деление десятичных дробей 1 29 Геометрические упражнения со спичками 1 30 Отгадывание анаграммы 1 31 Числа великаны 1 32- 33 «Основы теории вероятностей» 2 34-35 Итоговое занятие. Творческий отчет учащихся. 2 35часов
Используемая литература:
Фарков А.В. Математические кружки в школе 5-8 классы, Москва, Айрис-пресс, 2007
Григорьева Г. И. Математика предметная неделя в школе, Москва, «Глобус», 2008
Нагибин Ф.Ф., Канин Е.С. «Математическая шкатулка», Москва, Просвещение, 1984
Математическая олимпиада.