Интегрированный урок в 8 классе по обществознанию и алгебре по теме: Сбережения и банки в рамках программы: Финансовая грамотность
Интегрированный урок
на тему:
Сбережения и банки
Проект выполнили:
1. Барабаш Наталья Викторовна
2. Божкова Наталия Леонидовна
3.Варакина Ирина Ивановна
4. Полякова Татьяна Семеновна
Содержание
Введение
3
1. Общая характеристика занятия
7
2. Педагогическая характеристика занятия
8
3. Методическая характеристика занятия
11
Заключение
12
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ДОКУМЕНТОВ И ИСТОЧНИКОВ
13
Приложения
14
Введение
Сбережения – накапливаемая часть денежных доходов населения, предназначенная для удовлетворения потребностей в будущем. Сбережения используются для покупки ценных бумаг и других финансовых инструментов или размещаются в виде банковских вкладов. Различают личные и принудительные сбережения.
Когда доходы больше, чем расходы, в бюджете остаются деньги, и вот эту разницу люди называют «сбережения».
Сбережения представляют собой денежные доходы населения, которые откладываются с целью накопления определенной суммы для обеспечения своих потребностей в будущем. Различают два основных вида финансовых сбережений:
Принудительные сбережения – это сбережения, которые обязательны для каждого гражданина и удерживаются с доходов в принудительном порядке посредством обязательных отчислений по страховым пенсионным программа, подписок на госзаймы, налогов на потребление.
Личные сбережения гражданина – это определенная часть дохода после уплаты налогов, которая не расходуется на приобретение чего-либо, а сохраняется. Размеры и способ хранения таких сбережений граждане определяют самостоятельно.
Сбережения можно классифицировать в зависимости от длительности срока накопления на краткосрочные и долгосрочные. Краткосрочные накопления в основном относятся к сбережениям целевого назначения, предназначенным для удовлетворения отложенного спроса. Сроки краткосрочного накопления напрямую зависят от достижения необходимой для покупки суммы. Долгосрочные сбережения в основном предназначаются для накопления определенной суммы денег на отсроченную и крупную цель – покупку жилья, машины, ремонт, лечение, обеспечение достойной старости либо вложения в средства дополнительного дохода.
Механизм сбережений может выглядеть следующим образом:
1. Хранение денежных средств дома
2. Хранение денежных средств в банках
Каждый способ имеет свои плюсы и минусы. В первом случае владелец не увеличивает свои сбережения, а с учётом инфляции они еще и обесцениваются. Но с другой стороны деньги легко доступны. Второй вариант нам позволяет увеличить общую сумму сбережений и уберечь их от инфляции. Но при этом нужно грамотно выбрать банк.
Банк – это финансовая организация, основной функцией которой является получение денежных ресурсов от тех людей, у которых они временно высвобождаются, и предоставление их тем, кому они сейчас необходимы.
В России существует двухуровневая банковская система, которая состоит из Центрального Банка РФ и коммерческих банков.
Центральный банк – это главный банк страны, который действует как банкир государства и всей кредитной системы.
Коммерческий банк – это негосударственное кредитное учреждение, осуществляющее банковские операции для юридических и физических лиц (расчетные, платежные операции, привлечение вкладов, предоставление ссуд, а также операции на рынке ценных бумаг и посреднические операции).
Выделяют следующие основные аспекты деятельности банков:
- хранилище денег;
- учреждение, организация;
- орган экономического управления;
- агент биржи;
- кредитное предприятие.
Банковская система как единство постоянно развивающихся и взаимодействующих финансово-кредитных институтов, выполняющих банковские операции как в полном объеме, так и частично, в зависимости от критерия оценки может быть классифицирована следующим образом:
по форме собственности выделяют государственные, акционерные, кооперативные и смешанные банки. В ряде стран капитал центрального банка принадлежит государству полностью (Россия, Франция), иногда государству принадлежит около 50% (Япония, Швейцария);
по организационно-правовой форме банки делятся на открытые и закрытые акционерные общества и общества с ограниченной ответственностью;
по функциональному назначению эмиссионные (выпуск денег в обращение), депозитные банки прием вкладов от населения является их основной операцией; коммерческие банки, занимающиеся всеми операциями, разрешенными законодательством;
по характеру выполняемых операций банки делятся на универсальные и специализированные. Если универсальные банки больше характерны для Европы (снижение риска), то для США специализированные, так как считается, что специализация повышает уровень обслуживания клиентов, снижает себестоимость банковских операций;
по числу филиалов бесфилиальные и многофилиальные;
по сфере обслуживания региональные, межрегиональные, национальные, международные; к региональным относятся и муниципальные банки,
по масштабам деятельности - малые, средние, крупные, консорциумы, межбанковские объединения.
Методическая разработка занятия на тему: «Сбережения и банки» отражает реализацию основной образовательной программы по финансовой грамотности. Она предназначена для учащихся 8 классов общеобразовательных школ в курсах «Обществознание» и «Алгебра».
Основная цель методической разработки заключается в построении модели учебного занятия. Форма проведения занятия – интегрированный урок с элементами практикума и игры, основной дидактической целью которой является реализация усвоенных понятий в интеллектуальной или практической деятельности учащихся. Такая форма проведения занятий расширяет кругозор и формирует рациональное логическое мышление учащихся.
Тема весьма интересна и важна для рассмотрения. Актуальность темы заключена в том, что рассматриваемые понятия (сбережения, инвестиции, банки, кредиты, депозиты, ценные бумаги) - есть источник финансовой стабильности, а следовательно, и благополучия любого человека.
Практической значимостью данной темы является то, что ее можно использовать на уроках по финансовой грамотности, на классных часах. В результате у школьников формируются умение грамотного управления своими сбережениями.
Общая характеристика занятия
Характеристика условий реализации проекта
Объект:
Место: г. Волгоград
Название образовательной организации:
МОУ СШ №15 г.Волжского Волгоградской области.
мбоу новорогачинская средняя школа
Участники проекта: Педагоги:
Барабаш Наталья Викторовна, учитель математики и информатики
Божкова Наталия Леонидовна, учитель математики и физики
Варакина Ирина Ивановна, учитель истории и обществознания
Полякова Татьяна Семеновна, учитель математики
Учащиеся: 8 класс
Название предмета: Обществознание и алгебра (школьный компонент)
Место занятия в логике реализации предмета: изучение нового материала.
Вид деятельности учащихся: урочная
Количество занятий по теме/ порядковый номер в теме: 2 / 1
Тип занятия: усвоение новых знаний
Формы проведения: Интегрированный урок.
Оборудование и/ или характеристика образовательной среды: демонстрационный ПК (мультимедиа проектор, экран), презентация, карточки с заданиями для практической работы.
Учебно-методическое обеспечение
Учебник “Обществознание” под ред. Л.Н.Боголюбова изд. «Просвещение» 2015 год, «Алгебра. 8класс» под ред. Г.В.Дорофеева изд. «Просвещение» 2015 год
Педагогическая характеристика занятия
Тема: «Сбережения и банки»
Цель занятия:
Формировать представления о роли и необходимости сбережений и накоплений и практическое закрепление навыков наиболее выгодного вложения денежных средств.
Предметные образовательные результаты
- ознакомить учащихся с понятиями «сбережения», «коммерческие банки»;
- ознакомить с принципами роста сбережений при рациональном вложении их в банки.
Метапредметные образовательные результаты
проводить сравнительный анализ;
создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;
давать определения понятиям;
выдвигать версии, выбирать средства достижения цели в группе и индивидуально;
обобщать понятия.
Личностные:
развивать умение работать в группе,
воспитывать рациональное управление сбережениями,
формировать бережное отношение к сбережениям.
Коммуникативные:
развивать коммуникативную культуру учащихся;
уметь сравнивать разные точки зрения, прежде, чем принимать решение и делать выбор;
уметь аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию;
уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.
Описание учебного процесса
Этап
Продолжительность
Действия учащихся при выполнении заданий или типы заданий для учащихся
Оргмомент
2 мин
Приветствие
II. Обсуждение базовых понятий
2.1. Мотивация
8 мин
Учащиеся просматривают ролик и обсуждают их, отвечая на поставленный вопрос
2.2. Работа с понятиями
10 мин
Осваивают базовые понятия с помощью беседы по вопросам учителя и формулируют выводы на основании данной беседы
2.3. Работа в группах
5 мин
Группы выполняют задания в карточках, определяют функции ЦБ, работают с понятием «коммерческие банки: виды и функции»
III. Формирование практических умений определять и оценивать выгоду вложений с помощью математических задач
10 мин
Решают математические задачи по группам по теме: «Сбережения и вклады»
IV. Подведение итогов урока
4 мин
Рефлексия.
V. Обсуждение домашнего задания
1 мин
Слушают рекомендации учителя по заполнению таблицы
Этап
Метод
Типы заданий контрольно-измерительных процедур
I. Оргмомент
словесный
Вводная беседа
II. Обсуждение базовых понятий
2.1. Мотивация
наглядный, словесный
Анализ видеороликов и определение темы урока
2.2. Работа с понятиями
словесный
Работа со схемой
2.3. Работа в группах
практический
Работа по карточкам
III. Формирование практических умений определять и оценивать выгоду вложений с помощью математических задач
практический
©°Работа в группах по решению математических задач
IV. Подведение итогов урока
словесный, практический
Работа в группах по формулированию поговорок
V. Обсуждение домашнего задания
словесный
Рекомендации учителя по заполнению таблицы
Методическая характеристика занятия
Перечень методик (технологий, методических приемов), рекомендуемых к использованию на уроке
групповые технологии;
информационно-коммуникационная технология;
работа с понятиями;
решение задач.
Методика оценки педагогической эффективности занятия:
Подведение итогов
Понравилась ли вам данная форма проведения занятия?
Что бы вы изменили в занятии?
Где полученные знания вам могут пригодиться в жизни?
Заключение
Данный урок позволяет ориентироваться в понятиях «сбережения», «инвестиции», «вклады», «депозиты», «банки». Учащиеся получают навыки рационального вложения сбережений в банки для их сохранения и увеличения. Этот урок позволяет сформировать образное представление об основных функциях Центрального Банка. Практическая часть урока помогает рассчитать наиболее выгодное вложение денег в банковскую структуру, выбрать наиболее выгодный вклад. Все это повышает финансовую грамотность обучающихся среднего школьного возраста.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ДОКУМЕНТОВ И ИСТОЧНИКОВ
Алгебра: учеб. Для 8 кл. общеобразоват. Учреждений / под ред. Г.В. Дорофеева. – М.: Просвещение, 2016.
Володина, А.А. Управление финансами/ А.А.Володина. – 2-е изд.- М.: ИНФРА-М, 2012.-509 с.
Иванов, А.Н. Банковские услуги: зарубежный и российский опыт / А.Н. Иванов.- М.: Финансы и статистика, 2002
Обществознание. 8 класс: учеб. Для образоват. Организаций / под ред. Л.Н.Боголюбов – М.: Просвещение, 2015.
Уваров, Ф.Д. Сбережения населения и инвестиции Ъ/ Ф.Д. Уваров // Вопросы экономики. - №5. – С. 25 -33.
Интернет-ресурсы
http://www.cbr.ru/ - Центральный Банк Российской Федерации
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] – сайт по основам финансовой грамотности
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] – сайт по основам финансовой грамотности.
http://www.banki.ru/ - информационный портал: банки, вклады, кредиты, ипотеки, рейтинги банков
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] – библиотека по финансово – экономической тематике;
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение № 1.
Сценарий занятия на тему: «Сбережения и банки»
Цель занятия:
Формировать представления о роли и необходимости сбережений и накоплений
практическое закрепление навыков наиболее выгодного вложения денежных средств.
Предметные образовательные результаты
- ознакомить учащихся с понятиями «сбережения», «коммерческие банки»;
- ознакомить с принципами роста сбережений при рациональном вложении их в банки.
Метапредметные образовательные результаты
проводить сравнительный анализ;
создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;
давать определения понятиям;
выдвигать версии, выбирать средства достижения цели в группе и индивидуально;
обобщать понятия.
Личностные:
развивать умение работать в группе,
воспитывать рациональное управление сбережениями,
формировать бережное отношение к сбережениям.
Коммуникативные:
развивать коммуникативную культуру учащихся;
уметь сравнивать разные точки зрения, прежде, чем принимать решение и делать выбор;
уметь аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию;
уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.
Класс: 8 класс
Форма проведения: урок
Оборудование: демонстрационный ПК (мультимедиа проектор, экран), презентация, карточки с заданиями для игры и практической работы.
Методы: практический, словесный, наглядный.
Ход урока:
I. Орг. момент.
Приветствие.
II. Обсуждение базовых понятий
2.1. Мотивация
Задание: вы уже знакомы с понятием «деньги», их функциями. Внимательно посмотрите два видеоролика и попробуйте сформулировать тему нашего урока.
1 ролик: фрагмент из кинофильма «Приключения Буратино» (песня Лисы Алисы и Кота Базилио «Поле Чудес»)
2 ролик: фрагмент из кинофильма «Иван Васильевич меняет профессию» (вор Милославский в квартире Шпака дает совет)
Учащиеся называют: банки, хранение денег, безопасность от воров, мошенники, купюры, монеты (можно данные понятия прописать на доске). Из всех понятий выбираются ключевые.
Учитель выводит тему на доске: Сбережения и банки
2.2. Работа с понятиями
1. Беседа:
- Учитель: Что такое сбережение?
Ответ: деньги, которые не тратятся, накапливаются.
- Учитель: А с какой целью мы накапливаем деньги, не тратим их?
Ответ: Для того, чтобы пробрести что-то ценное дорогое и осуществить свою мечту (купить айфон, планшет, собаку, путевку и т.п.)
- Учитель: Какие два способа были предложены героями роликов для того, чтобы быть ближе к своей цели?
-Учитель: Назовите плюсы и минусы каждого вида сбережения?
Обсуждение вариантов. Заслушиваются несколько учащихся.
Вывод: сбережения надежней хранить в банке.
- Учитель:. А что такое банк?
Ответ: место, где хранятся и преумножаются деньги
- Учитель: А знаете ли вы, что банковская система имеет двухуровневую структуру?
Центральный банк – это главный банк страны, который действует как банкир государства и всей кредитной системы.
2.3. Работа по группам.
1. Класс делится на пять групп, каждая группа получает карточку №1. В табличке надо удалить буквы, которые встречаются более четырех раз. В результате каждая группа озвучит свой ответ (функцию ЦБ). (Приложение № 2)
2. Названия каких банков вам известны? Назвать от группы по 1-2 банку, находящемуся в нашем городе.
Коммерческий банк – это негосударственное кредитное учреждение, осуществляющее банковские операции для юридических и физических лиц (расчетные, платежные операции, привлечение вкладов, предоставление ссуд, а также операции на рынке ценных бумаг и посреднические операции).
В какой банк обращается ваша семья? С какой целью можно обратиться в коммерческий банк? (По одному ответу от группы с записью на доске):
- кредиты; ссуды;
- платежи;
- сбережения; вклады;
- накопление на покупку;
- хранение ценностей;
- депозиты;
- работа с банковскими картами
III. Формирование практических умений определять и оценивать выгоду вложений с помощью математических задач
Работа в группах.
1. Каждая группа получает по одной математической задаче по теме: «Банковские вклады» (Приложение № 3).
2. Обсуждение решения математической задачи в группе.
3. Группа показывает свой вариант решения задачи.
V. Подведение итогов. Рефлексия.
Сложить поговорки (каждое слово на отдельном листочке) и ответить на вопрос: о каком понятии идет в них речь?
- Береги денежку про черный день.
- Тот без нужды живет, кто деньги бережет.
- Легче нажить деньги, чем сберечь.
- В сберкассе вклад – при нужде клад.
- Сберкнижка лучше кубышки: и себе выгода, и государству.
-Что нового узнали на уроке?
– Где могут пригодиться полученные знания?
VI. Обсуждение домашнего задания
Заполнить предложенную таблицу (Приложение №4). Можно обсудить дома с членами семьи
Приложение № 2
Эмиссионный центр страны
Э
Б
Щ
М
Щ
И
В
Л
С
Л
С
И
О
Л
Н
Б
Щ
В
Б
Н
Ы
Л
Й
В
Б
Ц
Щ
В
Л
Е
Щ
Н
Т
Р
Б
С
Щ
В
Т
Б
Р
А
Н
Ы
Банк банков
Б
Р
Ю
В
А
Е
Ш
Ю
Н
Е
К
Г
Е
Б
Р
И
Ш
Г
Е
Ю
Р
Ш
Г
Ю
Г
Е
А
Г
Ш
И
Н
Ю
Ш
К
И
Р
И
Ш
Р
О
Г
Ю
И
В
Банкир правительства
Б
Г
О
А
Н
О
Ц
К
О
Ю
И
Ц
О
Г
Р
О
П
Ю
Р
Ю
А
Ю
Ю
В
Г
Ц
И
Г
Т
Ц
Г
Е
Ю
Л
Ь
Ц
Г
О
С
Т
Ю
Ц
В
А
Главный расчетный центр
Г
О
Л
А
З
К
В
К
Н
Ы
З
Й
О
Р
З
А
К
К
С
Ч
О
Е
З
Т
Н
О
Ы
Й
З
О
Ц
З
Е
К
Н
Т
З
Р
О
З
С
Т
К
Р
А
О
Н
Ы
Орган регулирования экономики
О
Щ
Р
Ю
Б
Г
Б
А
Б
Н
Ю
Б
Ю
Р
Е
Щ
Г
Ю
У
Б
Л
И
Щ
Ю
Р
Щ
О
Б
В
А
Ю
Н
Щ
И
Б
Я
Э
К
Щ
О
Н
Ю
О
М
И
К
Щ
И
Приложение № 3
Задача №1
Клиент открыл счет в банке на некоторую сумму денег. Годовой доход по этому вкладу составляет 11%. Если бы он добавил 800 р., то через год получил бы доход 220 р. Какая сумма была внесена им в банк? (Ответ: 1200 р.)
Задача №2
Получив премию, сотрудник фирмы решил положить ее на счет в банк. Он может открыть счет с годовым доходом 8%. Если бы банк выплачивал 11% годовых, то для получения такого же дохода потребовалось бы на 900 р. меньше. Определите, сколько рублей составляла премия. (Ответ: 3 300 р.)
Задача №3
Клиент внес в банк 8000 р. Часть этих денег он положил на вклад, по которому начисляется 8% годовых, а остальные – на вклад, по которому начисляется в год 6% годовых. Через год он получил с этих двух вкладов прибыль в 580 р. Сколько рублей он внес на каждый вклад? (Ответ: 5000 р.)
Задача №4
Банк вложил деньги в два предприятия, приносящие годовой доход в 12% и 15%. В первое он внес на 300 тыс. р. больше, чем во второе, и получил в нем за год на 6 тыс. р. больше. Сколько рублей внес банк в каждое из этих предприятий? (Ответ: 1 300 000 р. и 1 000 000 р.)
Задача №5
Клиент имел в банке счет, по которому начислялось 6% годовых. После того, как банк предложил новые виды вкладов, он снял с этого счета все деньги и 2000 р. положил на вклад, по которому начислялось 8% годовых\, а остальные – на вклад с 9% годовых. В результате его годовой доход оказался на 130 р. больше, чем по прежнему вкладу. Сколько всего денег он внес на новые вклады? (Ответ: 5000 р.)
Приложение № 4
Этап жизни
Цель сбережения
(Предполагаемые ответы)
Детство
(2-6 лет)
Сбережения на покупку игрушек, конфет
Школьный возраст (7-12 лет)
Сбережения на модную одежду
Юность
(13-19 лет)
Сбережения на путешествия в студенческие годы
Ранняя зрелость
(20-30 лет)
Сбережения молодой семьи
Средняя зрелость
(30-70 лет)
Сбережения к пенсии
Сбережения на образование детей
Зрелость
(старше 70 лет)
Сбережения для помощи детям и внукам
13PAGE \* MERGEFORMAT141815
Сбережения
Банк
Клад
Центральный Банк РФ
Коммерческие банки
cђЗаголовок 215