Урок по повести В.Г. Распутина Прощание с Матерой (11 класс)
Мастер-класс. История одного прощания… В. Распутин «Прощание с Матерой».
Басанова Софья Михайловна, учитель русского языка и литературы
Цели занятия:
познакомить участников с историей одного прощания по повести В.Г. Распутина «Прощание с Матерой» с помощью приёмов технологии критического мышления «Бортовой журнал», «Кластер», «Синквейн»;
способствовать активизации мыслительного поиска проблемы путем информативно - проблемных вопросов;
помочь осмыслить такое нравственно-этическое понятие, как память предков, к родной земле.
Задачи:
Актуализировать и обобщить имеющиеся у участников знания по данному вопросу, стимулировать их интеллектуальный и творческий потенциал.
Вызвать устойчивый интерес к рассматриваемой теме, побудить участников к активной работе на занятии.
Способствовать формированию у каждого из участников собственных позитивных внутренних установок на рассматриваемую проблему.
Продолжить формирование умений общаться и работать в группах.
Планируемые предметные результаты
подвести участников к разрешению следующей проблемы: почему нужно хранить память о Матере – прообразе тех земель, которые попали в зону затопления?
уметь определять, что вбирает в себя понятие “Матера” у В.Г.Распутина; составлять связную монологическую речь; определять главную мысль повести;
Метапредметные УУД
планировать свою работу по изучению незнакомого материала; самостоятельно предполагать, какая дополнительная информация будет нужна для изучения незнакомого материала; регулятивные: самостоятельно формулировать задание: определять цель, планировать алгоритм выполнения, корректировать работу по ходу выполнения, самостоятельно оценивать;
коммуникативные: критично относиться к своему мнению; участвовать в работе группы, распределять роли, договариваться друг с другом; предвидеть последствия коллективных решений
Личностные результаты
Осуществлять ориентацию на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи
Образовательные ресурсы
1. ГРАМОТА.РУ – справочно-информационный интернет-портал «Русский язык» [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://www.gramota.ru
2. Ожегов, С. И. Толковый словарь русского языка [Текст] / C. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова. – М. : ИТИ Технологии, 2008.
3.В.Г.Распутин. Повести. Рассказы. Том 1 – 2.Дрофа. Москва. 2007.
4.О. А. Шахерова. Распутин в школе. Дрофа. Москва. 2007.
5.О.А.Хорт, В. В. Никовска. ЛИТЕРАТУРА. 11 класс.
Материалы и оборудование, подготовка к занятию:
Столы и стулья в расставлены для работы в малых группах по 3-4 человека. На каждом столе разложены: “Правила составления синквейна”. Материалы для работы: бумага формата А4 для индивидуальной и групповой работы. Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, слайд-фильм занятия, созданный на основе программы Power Point из пакета Microsoft Office.
Эпиграф:
"У кого нет памяти, нет жизни".
“Сколько в человеке памяти, столько в нём и человека…» В. Распутин
Ход мастер-класса
Организационный момент.
Уважаемые коллеги! Я рада возможности общения с вами и возможности поделиться своим опытом по использованию приемов технологии критического мышления на уроке литературы.
Тема моего мастер-класса: История одного прощания… В. Распутин «Прощание с Матерой» с использованием приемов технологии критического мышления.
Это интерактивная технология, она развивает продуктивное творческое мышление, формирует интеллектуальные умения, учит учиться. Среди инновационных технологий обучения детей творчеству и формирования активной личности ведущее место занимает теория развития критического мышления. Данная технология ориентирована на развитие личности каждого ученика. Работа по данной технологии способствует развитию как личностных, так и метапредметных компетенций (универсальных учебных действий), являющихся одним из важнейших компонентов современного образования. Технология развития критического мышления способствует формированию мыслительной деятельности школьников, позволяет сделать учебный процесс содержательным и практическим, доступным и интересным. В центре внимания ТРКМ – человек, мыслящий критически, владеющий мощным арсеналом способов решения различных задач и имеющий достойную жизненную цель.
В своем мастер-классе я хочу продемонстрировать вам некоторые методические приемы этой технологии, те, которые я чаще всего использую на своих уроках. Они универсальны. Их можно применять не только на учебных занятиях, но и любых других подобных мероприятиях.
Работать мы будем в трех группах по 4 человека. (Разделить группы)
В силу того, что мы ограничены во времени, я не могу провести целый урок по истории происхождения Матеры – собирательного образа тех деревень, которые попали в зону затопления. Поэтому я проведу небольшой экскурс в историю села Молька, где я родилась и проживаю.
Технология предполагает деление урока на три фазы: вызов, осмысление и рефлексия.
Стадия вызова.
Что вы знаете о В.Г. Распутине?
Какие ассоциации вызывает у вас слово Матера?
Какая она ?Что привело к затоплению земель?
Систематизируем наши суждения (записать ключевые слова – прием «Бортовой журнал»)
– Определите цели мастер-класса, используя опорные слова:
• Мы познакомимся с…
• Мы узнаем…
• Мы вспомним…
Стадия осмысления.
В.Г. Распутин – замечательный русский писатель, наш современник, общественный деятель, публицист, Герой Социалистического Труда, Лауреат двух Государственных премий СССР, Государственной премии России, премии Правительства РФ, г. Иркутск. В документальном фильме «Река жизни. Валентин Распутин» писатель Валентин Распутин, критик Валентин Курбатов и издатель Геннадий Сапронов отправляются в уникальную зкспедицию по зоне затопления будущей Богучанской ГЭС, посещая родные и памятные места Валентина Распутина – от Иркутска до Братска. Во время этого путешествия по «реке времени» и по «реке жизни» Писатель, Критик и Издатель ведут непрерывную дискуссию о власти, о судьбе народа, об ответственности человека за свою землю и о памяти предков. В рамках Всероссийского фестиваля «Дни русской духовности и культуры «Сияние России» (создан в 1994 г. по инициативе В. Распутина и М. Сергеева) в наш район приезжают писатели и актёры, музыканты и поэты…
Моя земля, мой дом – село Молька. В повести «Прощание с матёрой» В.Г. Распутин предельно достоверно показал переселение деревни Матёра. Судьба переселяемых ангарских деревень, в частности с. Молька, во многом схожа с судьбой Матёры. Что же привело к переселению села?
Из истории Братской ГЭС
11 ноября 1955 года по решению ЦК КПСС и Совета Министров СССР начинается строительство Братской ГЭС для комплексного индустриального развития районов Восточной Сибири.
Река Ангара вытекает из озера Байкал и впадает в Енисей; длина её более 800 километров, а падение от истока до устья около 380 метров. Большое падение реки и её многоводность позволяют создать на Ангаре каскад гидроэлектростанций с ежегодной выработкой 65 миллиардов киловатт- часов электроэнергии. Ангара станет судоходной на всём протяжении.
Братская ГЭС сооружается в так называемом Падунском сужении, севернее поселка Братска, на порожистом участке реки. В этом месте Ангара протекает в русле шириной около километра, между обрывистыми берегами высотой в 80-90 метров. Благодаря высокому падению через 80- метровую скалу река имеет в два раза большую мощность, чем у Иркутска. Здесь будет построена плотина. Общая длина Братской ГЭС составит около 5 километров.
На её стройку по комсомольским путевкам приезжали тысячи самых сильных и молодых строителей, были посланы самые ответственные и выносливые коммунисты. Посылалось всё, что нужно для стройки: техника, строительные материалы… Трудностей было много, но они были преодолены. 28 ноября 1961 года Братская ГЭС заработала.
Молька – моя Матёра.
39 лет прошло со дня выхода повести «Прощание с Матёрой» русского классика и нашего земляка В.Г. Распутина, а кажется, что она написана вчера. «Малая родина» писателя, деревня его детства Аталанка, оказалась на дне Братского моря.
Многие переживания героев повести были испытаны его родными и близкими. Судьба Матёры – судьба многих затопленных приангарских деревень, к которым относится и Молька. Моя Матёра – моя Молька.
По воспоминаниям старожилов, до 1961 года село Молька находилось в благодатном месте, в долине, напоминавшей чашу, окруженной горами и холмами, защищавшими от ветров. До самой Ангары тянулась бескрайняя в длину степь с высокими травами, где пасли скот и ставили скирды сена. За холмами находились колхозные поля, поля сортучастка.
С восточной стороны к селу близко подходил лес, откуда бежала речка, по берегам которой росли кусты боярышника, черёмухи, черной и красной смородины, ивы. Протекая вдоль села, она впадала в Ангару. Дети летом купались в ней, а зимой катались на коньках. К Ангаре у жителей было особое отношение: к ней ходили или ездили полюбоваться, попить чистейшей студеной водицы. На 3 метра было видно дно с камешками, среди которых сновали мальки, мелкие рыбёшки. В степи пасли скот, косили траву, собирали ягоды, дикий чеснок. До реки стояли скирды сена. Ягоды бывало так много, что иные ставили бочку в тележку и так шли собирать. Клубнику потом сушили на крышах построек.
Люди пахали, сеяли, косили, построили фермы с доильными аппаратами, овчарни, свинарники, конюшни, птицефермы, зерносклад, мельницу, кузницу, пилораму. В селе были два здания семилетней школы, интернат, контора, почта, клуб, два магазина, сортучасток.
И всё это хозяйство к 1961 году переехало на новое место.
Оставив обихоженную землю старой Мольки, люди поселились в новом посёлке, построенном на месте, обдуваемом со всех сторон ветрами. При ветре пыль пашен покрывала дома. Вместо колодцев теперь была водокачка, воду которой пить не могли – отдавало железом. Ездили за колодезной водой в старую Мольку. Всегда ставился самовар со свежей колодезной водой, когда собирались беседовать старушки. Как тут не вспомнить «Матёру» Распутина!
Людям среднего возраста, таким как Павел Пинигин, сын старухи Дарьи из повести, пришлось труднее. Им нужно было построиться на новом месте, перевезти семью, обустроить усадьбу, работая при этом в колхозе.
Молодёжь радовалась переменам. В село приехали бригады строителей, которые строили детский сад, столовую, пекарню, баню, Дом Культуры, двухэтажную кирпичную школу, больницу, маслозавод, нефтебазу. Жизнь била ключом. Старшее поколение утешало себя: «Привыкнем. Нас с землёй труды роднят. Будем трудиться».
Цивилизация, человек, природа…
Прошло с тех пор 55 лет. Уже не одно поколение родилось в этом селе и не представляют себе старую Мольку, которая теперь под водой. Люди не представляют жизнь без электричества, телевизора, компьютера, телефона… Новое поколение стремится к комфорту, жизненному удобству, но к чему это приводит? Братская ГЭС привела к затоплению более полумиллиона гектаров плодороднейших земель, ангарское население было переселено на неудоби, где и хлеб не растёт. Открылось много леспромхозов, в местах лесосек остались поля жестоких битв. То, что не ушло под топор из богатейшей тайги со знаменитой ангарской сосной, обречено было на гибель от фтора и метилмеркаптана, побочного «продукта» энергоёмких производств. Высыхают леса. Выбросы городов (Ангарск, Братск, Усолье-Сибирское, Саянск) доходят и до нас. После «грязных» дождей гниют овощи на корню в огороде. Родники иссякли, речка высохла.
Но не кажется ли, что в погоне за материальными благами современный человек отдаляется от земли? Работать на земле не престижно, много трудов – мало денег. Не полив своим потом землю, не срастёшься с ней, не будет она родной до боли в сердце, поэтому так легко оторваться и поехать в другие места, где лучше живётся и платят побольше. Появляется ли мысль: какую землю мы оставим после себя? Потребительское отношение к родной земле замечается всюду: поля, поросшие бурьяном, в лесах вырубленные деревья, кругом села кучи бытового мусора, разбитое стекло на дорогах, на берегу Ангары и в самой реке.
Тончает связь между поколениями. Слабеет связь между поколениями, молодые пренебрежительно относятся к старикам, как будто вот они появились, и вместе с ними появился этот мир. Этот мир и стоит на том, чтобы мы помнили о том, что и кто до нас был, что нам оставили и завещали, и что и кого мы оставим после себя.
Боль распутинских старух в «Прощание с Матёрой» так близка и понятна. Вот кто работал всю жизнь на земле, не щадя своих сил, обихаживал, любил Ангару, свой дом и семью, любовался красотами своего края, радовался и не мог надышаться чистым воздухом, пил и не мог напиться водой Ангары. Лица этих старух знакомы мне, в них я вижу свою бабушку, её подруг, которых уже нет на этом свете. Вижу соседку 96-летнюю Татьяну Николаевну Юргину. Насколько себя помню, она никогда не сидела без дела, всё время в делах, негромко что-то напевала. О чем она говорила? О чести, совести, вере, о любви к семье, дому, земле. И о памяти. Пока жива память – жив человек.
Сохранение исторической памяти. Эта тема вечна в русской литературе. В одном из интервью В.Г. Распутин, размышляя о традициях народов, их судьбах в современных условиях, убежденно сказал: «Сколько в человеке памяти, столько в нём и человека…» Мы обязаны напомнить нашим детям, внукам, правнукам старинную мудрость: «Чтите и помните. Ибо жизнь есть и будет, пока чтим память предков. Ибо там, где не чтут мёртвых, не любят живых». Предки оставили нам эту прекрасную землю, которую надо беречь.
На стадии осмысления составим сравнительную таблицу «Плюсы и минусы цивилизации» (прием «Кластер»)
Что хорошего принесла цивилизация? Что плохого принесла цивилизация?
Первая группа подводит итоги. Вторая группа подводит итоги.
В чем заключается смысл эпиграфа?
Ответ готовит третья группа.
Вывод: автор хотел показать, что НТР связана с такими переменами, которые глубоко переживаются старшим поколением. Нелегко расставаться со своей землёй, но мы то понимаем, что нужно. Мне кажется, что мы должны знать и хранить память о Матёре.
Матера – прообраз всех деревень, которые попали в зону затопления.
Стадия рефлексии.
Цель – рефлексия, осознание того, что было сделано на занятии, достигнуты ли поставленные цели, как можно применить полученное на занятии в будущем.
Мы сегодня говорили о истории происхождения Матеры как собирательного образа деревень, которые ушли под воду. «Сколько в человеке памяти, столько в нём и человека…» - таков урок этого произведения.
Вопросы для подведения итогов:
Узнали ли Вы что-то новое для себя? (записать в «Бортовой журнал»)
О чем еще вам хотелось бы узнать по теме мастер-класса?
Продолжить фразу:
- Сегодняшний разговор на уроке для меня (мне) ...
Составление синквейна со словом «Матера»:
1. Матера.
2. Два прилагательных (родная, красивая).
3. Три глагола (любить, думать, помнить).
4. Фраза из четырёх слов (буду чтить память предков).
5. Синоним к первому существительному (дом).