Конспект урока по русскому языку для 5 класса на тему «Глагол как часть речи»

Модульный урок (5 класс )
Глагол как часть речи ( 1 урок )
УЭ-0


1 мин
Тема урока: Глагол как часть речи
В процессе работы над модулем учащиеся должны
знать:
-что такое глагол
уметь:
-находить глаголы и определять их грамматическое значение;
-определять член предложения, выраженный глаголом;
-выделять окончания глаголов;
-осуществлять контроль и взаимоконтроль;
-соотносить результаты своей работы с поставленными целями.


УЭ-1
Цель: актуализировать знания о разделах лингвистики.

самостоятельно
1 мин.

взаимопроверка
Устно
1мин.

Игра «Найди пару»
Цель: уметь соотносить раздел лингвистики и то, что изучается в этом разделе.
Задание: соедините стрелками раздел лингвистики и то, что в нём изучается.
Фонетика словосочетание, предложение и их строение
Орфография словарный состав русского языка
Синтаксис правила написание слов и их форм
Пунктуация буквы и их звуковое значение
Лексика расстановка знаков препинания
Графика слово как часть речи
Морфология звуки речи
Нет ошибок –3 балла,
1 ош.-2 б. 2 ош.-1б.

УЭ-2
Цель:систематизировать знания о частях речи.

Заполнение таблицы

Самостоятельно.
3 мин




2 мин
Самоконтроль .
Учебник стр.191
Повторим части речи!
Цель: вспомнить части речи
Задание: заполните таблицу «Части речи»
Части речи делятся на
части речи

Название
Вопрос
Грамматическое значение


Что делать?
что сделать?



Кто?
что?



Какой? Какая?
Какое? Чей?



Сколько? который? и др.




Кто? что? который? сколько? чей?



Как? куда? откуда? где? зачем? почему?


части речи

Название
Какую роль выполняет в языке.
Пример


Служит для связи слов в предложении и словосочетании



Служит для связи одно-родных членов и частей сложного предложения



Вносит в предложение дополнительное значение: отрицание, вопрос, сомнение и т.д.




1.За каждую правильно указанную часть речи – 1б



УЭ-3

Цель: актуализировать имеющиеся теоретические знания по теме урока

Устно!
Работа в парах
2 мин


Входной контроль
Повторение по теме «Глагол как часть речи»
Цель: вспомнить всё, что известно о глаголе.
Закончите начатые утверждения:
1.Глагол – это
2.Глагол как часть речи обозначает
3. Морфологические признаки глагола:
4.Морфема, по которой можно определить морфологические признаки глагола – это
5. Член предложения, которым обычно бывает глагол – это








Без оценки!





УЭ-4
Цель: развитие интереса к русскому языку
Устно!
Самостоятельно
2 мин.




Письменно!
5 мин.


Самопроверка
1мин.






Устно!
1 мин.
Самопроверка
2 мин.



Устно
3 мин.
самостоятельно
Что же такое глагол?
Цель: расширить кругозор.
1 этап
( Обратимся к истории. Буклет стр.1)
Вывод: Глагол в старославянском языке означал...
2 этап
Цель: расширить представление о глаголе как части речи.
Задание: Спишите предложения, проанализируйте их, сформулируйте определение глагола.
(Для этого найдите глагол в предложении, задайте вопрос, графически обозначьте член предложения, выделите окончание, определите грамматическое значение (пользуясь теоретическим материалом учебника на стр. 194 упр 578)
Ураган занёс домик.
Волны набегали на набережную.
Малыши поняли загадку.
Сады белеют в темноте.

Сделайте вывод, что такое Глагол?
Глагол – это
Проверьте себя по учебнику стр195


Прочтите материал в рубрике «Возьмите на заметку» стр 195.

Согласны ли вы с утверждением Александра Матвеевича Пешковского, что «глаголы – это слова, оживляющие всё, к чему они приложены»?
(рассмотрите буклет на стр.2-3)
Является ли материал буклета доказательством утверждение А.М. Пешковского?

да нет



Без оценки






Каждый правильный ответ 2 б.




Без оценки






Без оценки


УЭ-5
Цель: формировать умение находить глаголы

Письменно
Самостоятельно
3 мин
Самопроверка 1мин.


Цель: способствовать развитию аналитического мышления
Устно
2 мин.
В парах


Тренировочные упражнения
1 этап
Цель: научиться отличать глагол от существительных.
Задание: В предложениях найдите омонимы и определите, какой частью речи они выражены.
1. Катюша в хоре запевала, она все песни запевала.
2. Иди домой, но сначала коридор домой.
3. Стою на нашем берегу,
Покой границы берегу.
4. В углу раздался детский плач,
И кто-то вдруг сказал: «Не плач!




Всё правильно – 4б
Одна ошибка- 3б.
Две ошибки-1б.


2 этап (дополнительный)
Цель: учиться анализировать предложенный материал и на основании анализа выполнять данное задание.
Упражнение 579 на стр. 195
Без оценки





УЭ- 7
Цель: определить уровень усвоения материала



Письменно
Самостоятельно
5 мин


Самопроверка
2 мин.











Есть шанс!!!




Контрольное упражнение
Цель: определить уровень усвоения материала
Задание-загадка: Прочитайте четверостишье, определите автора, найдите глаголы и выпишите их, выделите окончание, укажите грамматическое значение.
Белеет парус одинокий
В тумане моря голубом.
Что ищет он в стране далёкой?
Что кинул он в краю родном?
Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя;
То, как зверь, она завоет,
То заплачет, как дитя
3. Вьюга злится, вьюга плачет;
Кони чуткие храпят;
Вот уж он далече скачет;
Лишь глаза во тьме горят




Как превратить существительные даль, пень, руль в глаголы?






За каждый верный ответ-
1 балл


Угадан автор-
по 1 б. за каждый отрывок








Правильный ответ 3б.


УЭ-8
Цель: закрепление усвоенного материала.

1мин
Домашнее задание
П.71, упр. 581 (у.) упр. 577 (п.)


УЭ-9
Цель: формирование навыка самооценки.

2 мин
Итог урока.
Вернитесь к УЭ-0.
Сделайте вывод, достигли ли вы учебной задачи?
Посчитайте количество баллов, набранное за урок
Максимально – 38 б.
Дополнительно 3 б.


Заголовок 1 Заголовок 2 Заголовок 3 Заголовок 415