урок русского языка на тему Переходность глагола(7 класс)
Урок « Переходность глагола». Класс 7
Цели: Создать условия для осмысления блока новой учебной информации, применяя их в знакомой и новой учебной ситуации, способствовать обучению учащихся определять переходность и непереходность; развивать навыки внимания, речевой связности и последовательности изложения мыслей. Создать условия для самостоятельной работы и самостоятельного добывания знаний; воспитывать на примере текста уважительное отношение к хлебу.
Ссылки: календарный план, среднесрочное планирование.
Тип урока: урок усвоения новых знаний.
Формы работы: парная, групповая, игровая, фронтальная.
Необходимое техническое оборудование: ИКТ, слайды, оценочные листы, «Корзина для рефлексии», стикеры, постеры, раздаточный материал.
Результаты обучения: умеют определять переходные и непереходные глаголы, определяют падеж существительных, определяют правильно лексическое значение глагола, работают в группе, осваивают правила общения, оценивают с одноклассниками результаты своих действий, участвуют в обсуждении и решении познавательных задач.
Ключевые идеи: Переходный, непереходный глаголы, действие переходит прямо на предмет, родительный части, В.п. без предлога, возвратный глагол.
Ход урока
Рефлексия. Проводится для создания коллаборативной среды.
Слово учителя: Я уверена, что мы сегодня хорошо поработаем. Нас ждет успех, а успех подарит радость. Давайте пожелаем друг другу удачи и успеха на уроке.
Ребята говорят друг другу по цепочке свои пожелания, делятся на группы по карточкам , ставят вопросы и распределяются в 3 группы – имя существительное, имя прилагательное, глагол. На карточках записаны слова: мягкий, душистый, пышный, черствый, подгорелый, зерно, колос, батон, каравай, выпекать, сушить, готовить, собирать, беречь.
Мотивационный этап. С целью определения лексической темы урока, учитель предлагает разгадать загадку.
Мягкий, черный и душистый
Он и черный, он и белый
А бывает подгорелый.
Без него плохой обед.
Вкусней его на свете нет. (хлеб)
Слово учителя: О чем мы будем говорить на уроке? Правильно, о хлебе. Лексическая тема : Хлеб. Грамматическая тема, которую мы будем освещать на уроке это глагол. Давайте вспомним все, что мы знаем о глаголе. Я предлагаю провести игру «горячий стул».
Этап повторения, актуализации знаний:
Один ученик садится на стул перед классом, класс по очереди задает вопросы по теме глагол. Таким образом, ученики повторяют изученный теоретический материал.
(Примерные вопросы)
На какие вопросы отвечает глагол? Что обозначает глагол? Назови глаголы движения? Чем являются в предложении глагол? Сколько времени у глагола? Назови времена глагола? Что такое спряжение глагола? Что было бы, если бы не было глаголов? Сколько у глаголов спряжений?
Изучаем теорию. Каждой группе учитель раздает теоретический материал (Приложение 1)
Задания.
1 группа: Изучите самостоятельно в группе теоретический материал и изобразите тему в виде кластера.
2 группа: Изучите самостоятельно в группе теоретический материал и изобразите тему в виде диаграммы венна.
3 группа: Изучите самостоятельно в группе теоретический материал исоставьте вопрос по Блуму.
Выступают спикеры групп.
Физкультминутка. «Я читаю словосочетания, а вы, если слышите переходный глагол – хлопаете 1 раз в ладоши, непереходный – топаете 1 раз»
Этап закрепления.
А) Развитие речи учащихся (беседа).
Каждой группе учитель раздает текст (Приложение 2, 3.)
Приложение 1. С. Михалков «Булка» (читают по ролям)
Слово учителя: О чем это стихотворения? Какие мысли у вас возникли после чтения?
Приложение 2. Текст «Как пекут деревенский хлеб?»
Слово учителя: Скажите, как относится автор к хлебу и как относились к нему на Руси.
Словарная работа. Какие пословицы, поговорки и фразеологизмы о хлебе вам известны?
Ақ қар көп болса — ақ нан көп. Дәнді шашпа, нанды баспа. Нан— тамақтың атасы…
«Заработать на хлеб» – означает заработать то, что необходимо для пропитания, существования. «Хлебное место» – доходная работа. «Свой кусок хлеба» – самому зарабатывать себе на жизнь. «Дать хлеб» – обеспечить кому-либо доход. «Отнять хлеб» – лишить места или промысла, способов дохода. О чьем-нибудь сильном увлечении говорят – «Его хлебом не корми…» . О вещи, которая хранится никому не мешая, и может пригодиться говорят – «Она хлеба не просит…»
В) Из текста стихотворения С.Михалкова «Булка» ( 1 группа),
из текста «Как пекут деревенский хлеб» (2 и 3 группы) найти глаголы и определить переходность/ нереходность. (Индивидуальная работа). Готовность проверяется карточкой: зеленая – закончил, готов; желтая - затрудняюсь, требуется консультирование учителя; красная – выполняю работу, еще не завершил. Результаты сравниваются, обсуждаются в группе, оцениваются. Секретари в группах фиксируют количество полученных баллов.
5. Рефлексия.
Чему мы научились сегодня? Для чего необходимы навыки, которые мы обрели? Примерные ответы: чтобы знать свойства глаголов; знание этой темы поможет грамотно употреблять формы глагола, определять переходность/непереходность глаголов;
различать переходные и непереходные глаголы;
А сейчас ребята, напишите на стикерах и приклейте на нашу корзину свои отзывы об уроке. Как вы сегодня поработали на уроке? С какими трудностями вы столкнулись на уроке? А лидеры групп, обсудите в группе работу, поставьте оценки за урок в оценочных листах.
Стратегия «Заверши фразу» ученики пишут на стикерах:
Сегодня на уроке я узнал…
Сегодня я научился…
Было сложно…
Было интересно…
Домашнее задание: Написать рецепт приготовления вашего любимого блюда. Найти и определить переходность/ непереходность глаголов в тексте.
Спасибо за урок!
Раздаточный материал к уроку ( Приложение)
Приложение 1.
Глаголы, которые сочетаются или могут сочетаться с существительными или местоимением в винительном падеже без предлога, называются переходными. Остальные глаголы являются непереходными. Вместо винительного падежа дополнение при переходном глаголе может стоять и в родительном падеже без предлога:
1) если есть отрицательная частица не перед переходным глаголом: понял задачу — не понял задачи; читал роман — не читал романа; терять время — не терять времени;
2) если действие переходит не на весь предмет, а только на его часть: выпил воду (всю воду, о которой идёт речь) — выпил воды (часть), принести дрова — принести дров.
Глаголы, имеющие постфикс -ся (-сь), называются возвратными. Например: брить — бриться, купать — купаться, строить — строиться. Все возвратные глаголы непереходные.
Приложение 2.
С.Михалков «Булка».
Три паренька по переулку,
Играя будто бы в футбол,
Туда-сюда гоняли булку
И забивали ею гол.
Шёл мимо незнакомый дядя,
Остановился и вздохнул,
И на ребят почти не глядя,
К той булке руку протянул.
Потом насупившись сердито,
Он долго пыль с неё сдувал
И вдруг спокойно и открыто
При всех её поцеловал.
-Вы кто такой? - спросили дети,
Забыв на время про футбол.
-Я — пекарь! - человек ответил
И с булкой медленно ушёл.
И это слово пахло хлебом
И той особой теплотой,
Которой налиты под небом
Моря пшеницы золотой.
Приложение 3.
Как пекут деревенский хлеб?
Хозяйка на стол с вечера рассыпает, сушит муку, отчего в доме светлеет, как от первого снега. Утром она чисто- начисто умывается, смотрит на свет руки, можно ли ими делать хлеб, подвязывает волосы косынкой, просеивает муку через бабушкино сито.
Хозяйка закатывает рукава, месит тесто. Тесто не поддаётся, липнет к пальцам. Когда тесто перестает приставать к ладоням, хозяйка ставит его в тёплое место.
С этого времен в доме поселяется ещё одно живое существо — Хлеб.
(По С. Романовскому)