Краткосрочное планирование по русскому языку Переходность глагола
Краткосрочное планирование по русскому языку
Предмет: русский язык Класс: 7
Грамматическая тема:
Лексическая тема: Переходные и непереходные глаголыХлеб – всему голова!Ссылки: Раздаточный материал, календарные планы, среднесрочное планирование
Цели: Образовательная: создать условия для осмысления блока новой учебной информации, применяя их в знакомой и новой учебной ситуации, способствовать обучению учащихся определять переходность и непереходность; проверка уровня усвоения системы знаний и умений средствами НИТ (новых информационных технологий).
Развивающая: развивать навыки внимания, речевой связности и последовательности изложения мыслей.
Воспитательная: создать условия для самостоятельной работы и самостоятельного добывания знаний; воспитывать на примере текста уважительное отношение к хлебу.
Тип урока:
Формы работы
Необходимое техническое оборудование:
урок усвоения новых знаний.
парная, групповая, игровая, фронтальная.
ИКТ, слайды, оценочные листы, «Корзина для рефлексии», стикеры, постеры.
Результаты обучения: Предметные: уметь определять переходные и непереходные глаголы, уметь определять падеж существительных, разбирать лесксическое значение глагола, уметь работать в группе.
Личностные: формировать интерес к языковой и речевой деятельности, осваивать правила общения.
Метапредметные: высказывать своё предположение относительно способов решения учебной задачи; оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы; целенаправленно слушать учителя и одноклассников, участвовать в обсуждении и решении познавательных задач.
Ключевые идеи: Переходный, непереходный глагол, действие переходит прямо на предмет, родительный части, В.п. без предлога, вовратный глагол.
Время Стратегии Ресурсы Содержание урока
Деятельность учителя: что я буду делать? Деятельность учащихся5 минРефлексия. Включение детей в деятельность
Создание коллаборативной среды. Деление на группы игра
Орг.момент
Приветствие :
Я уверена, что сегодня мы все вместе хорошо поработаем.
Нас ждет успех, а успех подарит радость. Слова – карточки ( части речи) Деление на группы «Слова – части речи»
1)Мягкий, душистый, пышный, черствый.
2) зерно, колос, батон, каравай.
3) выпекать, сушить, готовить, собирать, беречь. Учащиеся делятся на 3 группы, собрав слова одной части речи.
15
минИКТ
Обучение тому, как учиться
Модуль
КМ
стул Мотивационный этап. Новая тема
Мягкий, черный и душистый
Он и черный, он и белый
А бывает подгорелый.
Без него плохой обед.
Вкусней его на свете нет.
О чем мы будем говорить на уроке?
Правильно хлебе. Лексическая тема : Хлеб.
Давайте же сегодня на уроке порадуем друг друга, почувствуем удовлетворение от того, что мы знаем и умеем делать, а помогут нам в этом глаголы: видеть, слышать, чувствовать. Запишите тему нашего урока: “Глаголы переходные и непереходные”.. Но сначала вспомним, что мы знаем о глаголе.
Грамматическая тема, которую мы будем освещать на уроке это Глагол. Давайте вспомним все, что мы знаем о глаголе. Я предлагаю провести игру «Горячий стул»
А сейчас мы изучим еще один признак глагола.
Закрепление новой темы.
Чтение стихотворения ученицей и беседа. Найти и выписать из стихотворения словосочетания глагол+ существительное, определить переходность глагола.
( индивидуальная работа)
Готовность проверяется карточкой: красный – закончил, готов,
зеленый - затрудняюсь.
1 гр. – стихотворение
2 гр.,гр.- текст «Как пекут деревенский хлеб?»
Ученик. С. Михалков «Булка»
Три паренька по переулку,
Играя будто бы в футбол,
Туда-сюда гоняли булку
И забивали ею гол.
Шёл мимо незнакомый дядя,
Остановился и вздохнул,
И на ребят почти не глядя,
К той булке руку протянул.
Потом насупившись сердито,
Он долго пыль с неё сдувал
И вдруг спокойно и открыто
При всех её поцеловал.
-Вы кто такой? - спросили дети,
Забыв на время про футбол.
-Я — пекарь! - человек ответил
И с булкой медленно ушёл.
И это слово пахло хлебом
И той особой теплотой,
Которой налиты под небом
Моря пшеницы золотой.
Стратегия «Горячий стул»
Этап повторения, актуализации знаний:
(Примерные вопросы)
На какие вопросы отвечает глагол?
Что обозначает глагол?
Назови глаголы движения?
Чем являются в предложении глагол?
Сколько времени у глагола?
Назови времена глагола?
Сколько у глаголов спряжений?
Что такое спряжение глагола?
Что было бы, если бы не было глаголов?
В каком типе речи чаще встречаются глаголы?
Я читал много книг. В каком времени глагол?
Изучаем теорию. Прочитайте и изобразите тему в виде кластера. Составьте вопросы к теории.
Действия, которые обозначают глаголы, могут переходить прямо на предмет, на который направлено это действие. Такие глаголы и называются переходными.
От переходных глаголов всегда можно задать вопрос кого? или что? (вопросы винительного падежа без предлога):
Писать (что?) письмо
Увидеть (кого?) мальчика
У непереходных глаголов действие не переходит прямо на предмет.
От непереходных глаголов можно задавать любые вопросы, кроме вопросов винительного падежа без предлога:
Заниматься (чем?) спортом
Разбираться (в чем?) в музыке
Отказаться (от чего?) от помощи
Выступают спикеры групп с постерами.
Ключ и сигнальные карточки.
Чтение стихотворения ученицей и беседа.
Задание: Найти и выписать из стихотворения словосочетания глагол+ существительное, определить переходность глагола.
Взаимопроверка в тетрадях, оценивание в оценочных листах.
Виды контроля и фиксации знаний:
В парах взаимопроверка.
Сигнальные карточки: справились – зелёная,
не справились – красная.
Ключ. Самопроверка.
2 группе текст
Как пекут деревенский хлеб?
Хозяйка на стол с вечера рассыпает, сушит муку, отчего в доме светлеет, как от первого снега. Утром она чисто- начисто умывается, смотрит на свет руки, можно ли ими делать хлеб, подвязывает волосы косынкой, просеивает муку через бабушкино сито.
3 группе текст
Хозяйка закатывает рукава, месит тесто. Тесто не поддаётся, липнет к пальцам. Когда тесто перестает приставать к ладоням, хозяйка ставит его в тёплое место.
С этого времен в доме поселяется ещё одно живое существо — Хлеб. (По С. Романовскому)
Беседа по тексту.
-Скажите, как относится автор к хлебу и как относились к нему на Руси.
15
минМежпредметная связь(литература)
Формативное оценивание Карточка с познавательным текстом
Физкультминутка
Физкультминутка.
«Я читаю словосочетания, а вы, если слышите переходный глагол – хлопаете 1 раз в ладоши, непереходный – топаете 1 раз»
Словарная работа
Вспомним пословицы о хлебе
Ақ қар көп болса — ақ нан көп.Дәнді шашпа, нанды баспа.Нан— тамақтың атасыЫнтымақ — көптің батасы.
Поработаем с фразеологизмами (Словарь)
«Заработать на хлеб» – означает заработать то, что необходимо для пропитания, существования
«Хлебное место» – доходная работа
«Свой кусок хлеба» – самому зарабатывать себе на жизнь
«Дать хлеб» – обеспечить кому-либо доход.
«Отнять хлеб» – лишить места или промысла, способов дохода.
О чьем-нибудь сильном увлечении говорят – «Его хлебом не корми…»О вещи, которая хранится никому не мешая, и может пригодиться говорят – «Она хлеба не просит…»
Выполняют задание физкультминутки.
Оценивают работу в группах.
Взаимопроверка в тетрадях, оценивание в оценочных листах.
Виды контроля и фиксации знаний:
В парах взаимопроверка.
Сигнальные карточки: справились – зелёная,
не справились – красная.
Ключ. Самопроверка.
2 группе текст
Как пекут деревенский хлеб?
Хозяйка на стол с вечера рассыпает, сушит муку, отчего в доме светлеет, как от первого снега. Утром она чисто- начисто умывается, смотрит на свет руки, можно ли ими делать хлеб, подвязывает волосы косынкой, просеивает муку через бабушкино сито.
3 группе текст
Хозяйка закатывает рукава, месит тесто. Тесто не поддаётся, липнет к пальцам. Когда тесто перестает приставать к ладоням, хозяйка ставит его в тёплое место.
С этого времен в доме поселяется ещё одно живое существо — Хлеб. (По С. Романовскому)
Беседа по тексту.
-Скажите, как относится автор к хлебу и как относились к нему на Руси.
5
минФормативное и суммативное оцениваниеРефлексия.
Рефлексия
Устная обратная связь
Суммативное оценивание
Учитель: Чему мы научились сегодня?
Для чего необходимы навыки, которые мы обрели?
Формативное оценивание.
( на стикерах пишут и вешают в «Корзину» )
Оцените свою работу на уроке
С какими трудностями столкнулись?
Что следует повторить?
С каким настроением ухожу с урока
Пишут на стикерах Я понял… Было интересно…
Особенно понравилось…
Вызвало затруднение… Было сложно… Учащиеся подводят итоги урока, высказываясь, что удалось им на уроке, а что – нет. Оценивают себя за урок, прикрепив к корзине стикер.
Оценивание Формативное оценивание «Словесная оценка»
Суммативное оценивание Формативное оценивание «2звезды, 1 желание», «Словесная оценка»
Поставить себе оценку за урок.
Домашнее задание Д\з на выбор:
Разработать алгоритм определения переходности/ непереходности глаголов ИЛИ
Составить рецепт приготовления любимого блюда, используя переходные и непереходные глаголы.
Учитель. Вы, ребята, будущее нашей страны. Именно от вас будет зависеть наше благосостояние, но помните об одном: Хлеб валяться не имеет права,
Потому что, если хлеб в пыли,
Самая великая держава
Не поднимет крылья от земли.
О. Богданов.