Конспект урока по русскому языку. Тема: «Образование форм времени от неопределённой формы глагола»
Учитель: Савченко И.В.
Урок: русский язык Класс: 3
Тема: «Образование форм времени от неопределённой формы глагола»
Представлен: апрель, 2013
Тип урока: урок изучения новых знаний (первичного ознакомления с материалом) и применения знаний на практике.
Используемые образовательные технологии: проблемно-диалогическая технология, здоровьесберегающие технологии, технология деятельностного подхода, информационные технологии.
Основные цели:
1. сформировать представление о неопределенной форме глагола
2. повторить знания о глаголе
3.формировать УУД
Мыслительные операции, необходимые на этапе проектирования: наблюдение, анализ, синтез, классификация.
Демонстрационный и раздаточный материал: экран, проектор, презентация, наглядный материал: Глагол, часть речи, действие, вопросы, изменяется по …
Этап Цели Деятельность учителя Деятельность учащихся УУД
1.Мотивация к учебной деятельности
1.организовать актуализацию требований к ученику со стороны учебной деятельности («надо»);
2.организовать деятельность учащихся по установке содержательных рамок урока («могу»);
3. создать условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебную деятельность («хочу»).
- Начинаем урок русского языка. Прочитайте эпиграф к нашему уроку. На экране слова Пушкина: «О, сколько нам открытий чудных…»О чем говорит это четверостишье?
-Как обычно мы открываем новое на уроке?
- А над какой темой мы работали на прошлых уроках?
-Что мы уже умеем делать?
- Сегодня нас ждут удивительные открытия на уроке. Готовы? (Сегодня на уроке нас ждут открытия )
(мы повторяем, выполняем пробное действие, стараемся понять, что не знаем, и т.д.)
(Часть речи-глагол.)
(Определять время и число глагола, знаем).
(Да.)
Личностные УУД: внутренняя позиция школьника
2.Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения 1. актуализировать знания о предлогах и приставках, достаточных для построения нового знания;
2.зафиксировать актуализированные знания в речи;
3.зафиксировать актуализированные знания в виде схемы;
4. организовать обобщение актуализированных знаний в виде рассказа;
5.организовать актуализацию мыслительных операций, достаточных для построения нового знания: анализа, синтеза, классификации;
6. мотивировать к пробному учебному действию;
7.организовать самостоятельное выполнение пробного учебного действия;
8.организовать фиксацию индивидуальных затруднений в выполнении учащимися пробного учебного действия или в его обосновании.
-С чего мы обычно начинаем урок русского языка?
-Объясните правописание пропущенных букв
- Какой следующий шаг?
- Расскажите о глаголе по плану.
Глагол
Часть речи
Действие
Вопросы
Изменяется по
-Молодцы! Теперь вы легко справитесь с заданием, которое я вам дам.
-Выпишите глаголы, распределяя их по столбикам:
Настоящее время Прошедшее время Будущее время
Встречает, отвечал, прочитает, одевал, оживет, разобьет.
-Молодцы, вы хорошо справились с этим заданием. Давайте еще раз повторим, как правильно определить время глагола?
- Что теперь будем выполнять?
-Из пословицы, которую писали на чистописании, выпишите глаголы и распределите их в наши столбики.
Глаголы читать и хватать стоят в неопределенной форме. (С минутки чистописания).
Ученики записывают буквосочетания, правильно выполняя все соединения
т///тт//////та тлтв то
Читают пословицу, объясняют смысл.
Не на пользу книги ч.тать, когда только в.ршки с них хв.тать.
(Дети объясняют, что слове «читать» пропущена безударная и проверочное слово – «прочитанная» и т.д.)
(Повторим знания о глаголе).
Ученики рассказывают по плану, на доске добавляются необходимы сведения (вопросы, изменения по временам и числам)
6 учеников (по парам) у доски, остальные в тетрадях распределяют глаголы по столбикам.
(Глагол встречает, отвечает на вопрос что делает?, значит это глагол стоит в форме настоящего времени, пишу в первый столбик и т.д.)
(надо поставить к глаголу вопрос)
(задание для пробного действия.)
Личностные УУД: смыслообразование
Регулятивные: волевая саморегуляция
Познавательные: произвольное и осознанное построение речевого высказывания в устной и письменной речи; структурирование знаний
Коммуникативные: учет разных мнений
3.Выявление места и причины затруднения 1. организовать фиксацию места, где возникло затруднение;
2.организовать выявление и фиксацию учащимися причины затруднения – незнания правила для разграничения предлогов и приставок;
3. на этой основе организовать выявление и фиксацию во внешней речи причины затруднения – тех конкретных знаний, умений, которых недостаёт для решения задачи.
-Почему у нас получились разные ответы?
–В чём наше затруднение? (Мы не смогли правильно определить время глаголов , т.к. эти глаголы отвечают на вопрос что делать?, а во временных вопросах такого нет)
(Мы не знаем, что это за форма глаголы). Личностные: учебно-познавательный интерес,
Познавательные: постановка проблемы
4.Построение проекта выхода из затруднения 1.учащиеся ставят цель проекта;
2. учащиеся уточняют и согласовывают тему урока;
3. учащиеся определяют средства (алгоритм, модели или учебник);
4. учащиеся формулируют шаги, которые необходимо сделать для реализации поставленной цели.
-Какова цель проекта?
-Значит, что нам надо сделать?
-Как чаще всего мы выводим правило? (Узнать, что это за форма глагола и ее отличительные черты.)
(вывести правило)
(Обычно правило выводим на основе сравнения и наблюдения. Значит, будем сравнивать и наблюдать).
Регулятивные: планирование
Познавательные: постановка познавательной цели
5.Реализация проекта выхода из затруднения 1.организовать реализацию построенного проекта в соответствии с планом.
2. организовать фиксацию нового способа действия в речи.
3. организовать фиксацию нового способа действий в знаках.
4. организовать фиксацию преодоления затруднения.
5. организовать уточнение общего характера нового знания.
-Вернемся к нашим глаголам Смогли мы определить время глаголов?
а число можно определить?
Подумайте, как может называться форма глагола, у которой нельзя определить число и время?
В русском языке такая форма глагола так и называется – неопределенная. На доске открывается тема урока. Значит,, тема урока «Неопределенная форма глагола»
Сможем мы сразу определить теперь начальную форму глагола?
Проведем исследование.
Сделай вывод
Вопросы вывешиваются на доску.
2. Разбери глаголы по составу: рассказать, везти, беречь.
На доску вывешивается несколько вариантов разбора
-Смотрите, задание было одно, а вариантов несколько. Как такое могло получится?
В данном случае это не затруднение, а спор – спор двух школ: Московской и Ленинградской. В нашем учебнике мы рассматриваем –ть, -ти, как суффиксы неопределенной формы глагола.
Вывод: у глаголов неопределенной формы суффиксы –ть и –ти.
Вернемся к слову беречь. Как вы его разобрали? Какое окончание?
Молодцы.
Неопределенная форма глаголов в древнерусском языке оканчивалась на –чи: печи, беречи. После исчезновения безударного звука и образовались современные формы: печь, беречь.
Вывод: в неопределенной форме глаголы могут оканчиваться на –чь. Это орфограмма. Посмотрели на доску. Мы получили план, по которому теперь можем рассказать все о неопределенной форме глагола. Попробуйте это сделать.
Давайте вспомним цель нашего урока.
Смогли мы достичь цели?
Сможем мы теперь определить глаголы в неопределеннй форме?
-Наберёмся сил для того, чтобы хорошо и быстро справиться с трудностями.
Сделаем весёлую зарядку.
-Сумели мы справиться с затруднением? Молодцы! Как мы можем себя проверить? –
-Прочитайте правило на стр. 108. (нет)
(нет).
(ответы детей)
(Нет, мы о ней очень мало знаем).
Работаем в парах.
Дети выполняют задание на листочках.
1. Задай вопрос и распредели глаголы в два столбика: рассказать, придумать, нести, везти.
Что сделать? Что делать?
(глаголы неопределенной формы отвечают на вопросы что делать? Что сделать?)
(дети могут выделить -ть, -ти, как окончание, могут как суффикс).
(Возникло затруднение).
( нулевое).
Ответы детей).
(Узнать все о неопределенной форме глагола).
(Да).
(Да).
Видео – физминутка«Пигвины»
(Да.)
(В учебнике).
(Один ученик читает вслух).
Личностные: осознание ответственности за общее дело.
Регулятивные : познавательная инициатива.
Познавательные: поиск необходимой информации
Коммуникативные : учет разных мнений
6.Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи зафиксировать новое учебное содержание во внешней речи.
- Какой следующий шаг нашей работы?
-Выполняем упражнение 377, читаем задание.
-Кто справился с заданием, не испытывая затруднения?
-У кого возникли затруднения? Почему?
(Повторить знания, проговаривая правило)
Первый абзац - с комментированием (плавать, глагол отвечает на вопрос что делать?, значит это глагол стоит в н.ф., суффикс –ть и т.д.)
Второй и третий абзац – игра «Учитель – ученик».
Регулятивные: волевая саморегуляция
Познавательные: использование общих приемов решения задач, построение речевых высказываний.
7.Самостоятельная работа с самопроверкой 1. организовать самостоятельное выполнение учащимися типовых заданий на новый способ действия;
2. организовать соотнесение работы с подробным образцом для самопроверки;
3. по результатам выполнения самостоятельной работы организовать рефлексию деятельности.
-Какой следующий этап урока?
Выполним самостоятельную работу.
живешь - …, ползешь-…, бережешь-…, глядишь-…, спишь-…, растешь-…, печешь-….Поставьте глагол в н.ф., выделите суффиксы.
-Будьте внимательнее и не торопитесь.
Поднимите рука, кто не испытывал затруднений. У кого 7 плюсов поставьте за самостоятельную работу 5. Кто испытал затруднения? В чем? Какова причина?
(Проверить знания самостоятельно).
Проверка самостоятельной работы: живешь–жить(+), ползешь- ползти(+), бережешь- беречь(+), глядишь- глядеть(+), спишь- спать(+) , растешь- расти(+), печешь- печь(+).
Регулятивные: познавательная инициатива
Осуществление самоконтроля;
8.Включение в систему знаний. 1. организовать выявление типов заданий, где используется новый способ действия;
2. согласовать домашнее задание.
Давайте еще раз вспомним, над какой темой мы работаем?
-Где нам могут пригодиться эти знания?
Очень часто при написании работ по развитию речи нам требуется подобрать синонимы, чтобы избежать повторов, а мы с вами попробуем заменить целые словосочетания
Исполнять роль в спектакле. Чувствовать холод, находить решение, не разрешать чего-либо делать, подвергаться опасности, обнести изгородью, забором.
-Составьте предложение с любым из этих слов.
(Неопределенная форма глагола).
(В жизни, в общении, при написании различных работ).
Составляют предложения Познавательные: построение речевых высказываний, выведение следствий
9.Рефлексия учебной деятельности 1.зафиксировать новое содержание, изученное на уроке;
2.оценить собственную деятельность на уроке;
3.оценить учебную деятельность класса;
4. зафиксировать неразрешённые затруднения как направления будущей учебной деятельности;
5. организовать обсуждение и запись домашнего задания.
-С какой новой формой глагола познакомились?
-Какие теперь отличительные черты неопределенной формы глагола знаем
-Какая была тема урока?
-Какая была цель?
-Какие были трудности?
-Справились мы с затруднением?
-Давайте подумаем и оценим свою работу на уроке. Дайте оценку своей работе на уроке.
-Дайте оценку работе класса.
-Те ребята, которые не испытывали трудностей на уроке дома выполнят упр.374, если у вас еще возникали затруднения выполните упр.369. (Неопределенной..)
(Отвечает на вопросы что делать? что сделать?, есть суффиксы -ть, -ти или оканчивается на -чь)
(Неопределенная форма глагола.)
(Научиться отличать неопределенную форму глагола.)
(не смогли сразу назвать отличительные признаки неопределенной формы глагола)
(Да)
Личностные: внутренняя позиция школьника
Познвательные: рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности