Презентация по литературе Загадки Чеховских финалов
Муниципальная общеобразовательная школа №59Научно-исследовательская работапо теме:«Загадки Чеховских финалов» Автор:ученица 10 классаКаташова ЮлияРуководитель:Савельева Татьяна Алексеевна2011г. «Пусть на сцене все будет так же сложно и так же вместе с тем просто, как и в жизни. Люди обедают, только обедают, а в это время слагается их счастье и разбиваются их жизни». А.П. Чехов Содержание:1.Введение2. Тема3. Цели и задачи исследования4.Жизненный путь писателя в русской литературе5.Особенности поэтики Чехова6.Чеховские финалы:А) рассказы;Б) драмы;7.Заключение8.Список использованной литературы Тема «Загадки Чеховских финалов» Цели и задачи исследования Цель работы - на примере анализа нескольких рассказов и драматических произведений исследовать особенности финалов А.П.Чехова.Для достижения цели поставлены следующие задачи:1. Прочитать критическую литературу по творчеству А.П. Чехова, проанализировать эту литературу2. Изучить стилистические особенности финалов произведений А.П. Чехова, 3. Постичь глубину Чеховского текста, богатство его поэтической речи4. Понять секрет его искусства, тайну воздействия на читателя5. Изучить биографию писателя Гипотеза «Финалы чеховских произведений -это стремление писателя вовлечь читателя в сотворчество». Введение Антон Павлович Чехов... Как много стоит за этим именем! Не случайно выбор темы работы я остановила на творчестве Антона Павловича Чехова. Это - мой любимый писатель. К тому же, по моему мнению, он - величайший русский драматург и автор коротких рассказов. Жизненный путь писателя в русской литературе А.П. Чехов является одним из писателей, без которого немыслима русская литература, творчество которого основано на всем лучшем, что есть в русском языке, но обогащенном тем своеобразным, что характеризует авторскую манеру писателя. «…Чехов… один из лучших друзей России, друг умный, беспристрастный, правдивый, - друг, любящий её, сострадающий ей во всем, и Россия… долго не забудет его, долго будет учиться понимать жизнь по его писаниям…» А. М. Горький и А. Чехов Особенности поэтики Чехова Лирическое началоРеализмПсихологизмГибкая и динамичная речь, превосходный языкАвторская позицияХудожественные деталиОсобенности герояОткрытый финал Чеховские финалы Фина́л (итал.finale, от лат. finis — заключение, конец) — заключительная часть литературного произведения, в которой иногда автор говорит о дальнейшей судьбе своих героев. Иногда финал совпадает с развязкой. Чехов заставляет нас задуматься о проблемах бесконечно более важных и значимых — о новой жизни, когда рухнут все преграды на пути к человеческому счастью , когда у людей действительно все будет прекрасно — «и одежда, и душа, и мысли», о том времени, когда человек станет разумным хозяином всего земного шара и здесь, на просторе, получит возможность «проявить все свойства и особенности своего свободного духа». Работа Чехова над финалами отличается полной определенностью. Он должен был знать новизну того, что “давно уже известно”. Известно-то известно, но в том-то и дело, что в рассказах Чехова оно всякий раз известно по-новому. Это новое и получило отчетливое выражение в его финалах. А.Горнфельд Финал Открытый(Открытый финал - это когда автор не дает готового ответа на поставленный вопрос, персонажи - еще живут, и что с ними будет остается только догадываться самому читателю. Точки нет, нет времени конца. Такой финал не имеет времени окончания: не понятно, то ли это было, то ли до сих пор есть.) Закрытый(Закрытый - это когда все поднятые вопросы рассмотрены и закрыты, понятно, что случилось с героями. Автор не оставляет возможности читателю (зрителю) самому додумать, что произошло после. Есть точное время окончание сюжета. Это было.) Особенности поэтики Чехова в финалах рассказов и драматических произведений Незавершенные финалы рассказов позволяют Чехову намекнуть на возможности, которые таит в себе будущее, подчеркнуть беспомощность героя и веру в неизбежность решения этих конфликтов жизнью. Литературная деятельность Чехова Рассказы(новеллы) Лирическая драма Ионыч В рассказе "Ионыч" словно звучит голос Чехова, обращенный к читателям: не поддавайтесь губительному влиянию уродливой среды, вырабатывайте в себе силу сопротивления обстоятельствам, не предавайте светлых идеалов молодости, не предавайте любви, берегите в себе человека, «не подымете их потом». Финал рассказа безысходен и в то же время пронзительно трогателен . Автор использует эмоциональный контраст, так им любимый: «А Туркины? Иван Петрович не постарел, нисколько не изменился и по-прежнему все острит и рассказывает анекдоты; Вера Иосифовна читает гостям свои романы по-прежнему охотно, с сердечной простотой. А Котик играет на рояле каждый день, часа по четыре. Она заметно постарела, похварывает и каждую осень уезжает с матерью в Крым. Скрипка Ротшильда Начиная рассказ «Скрипка Ротшильда», Чехов пишет: «Городок был маленький, хуже деревни, и жили в нем почти одни старики, которые умирали так редко, что даже досадно». Повествователь слился тут с героем, говорит как бы от его имени — от него такого, каким мы его застаем в начале рассказа. А потом мы видим, как он меняется, как переосмысливает свою жизнь. Принцип объективности помогает Чехову рисовать самые неприглядные стороны жизни, избегая в то же время одностороннего ее освещения. Случай из практики Утром, уезжая из фабричного поселка, Королев уже «не помнил ни о рабочих, ни о свайных постройках, ни о дьяволе, а думал о том времени, быть может уже близком, когда жизнь будет такою же светлою и радостною, как это тихое воскресное утро; и думал о том, как приятно в такое утро, весной, ехать на тройке в хорошей коляске и греться на солнышке». Откуда этот финал? Причиной радужного настроения Королева является его встреча с дочерью фабрикантши. Воспоминания об этой беседе и определяют его настроение в финале. Оптимистические надежды героя сливаются тут со стихией естественного человеческого чувства весенней радости. Архиерей Это рассказ о последних хлопотах, заботах, переживаниях, воспоминаниях преосвященного Петра накануне его смерти, рассказ о его кончине. Завершается же он удивительной по силе картиной торжествующей жизни, может быть потому такой впечатляющей, что автор подчеркивает обыденный характер рисуемого праздничного дня. Следуя своему принципу объективности, следя за внутренним потоком мыслей и переживаний персонажей, Чехов чрезвычайно широко и многообразно использует форму внутреннего монолога, сложно сочетаемого с прямыми высказываниями героев. Мужики Мысли Ольги незаметно сливаются с мыслями, впечатлениями и переживаниями доктора Чехова, изъездившего вдоль и поперек всю свою округу во время жизни в подмосковском селе Мелихове, побывавшего во многих жуковках, вдоволь насмотревшегося на мужицкую жизнь. Так построена и заключительная часть внутреннего монолога Ольги. Тут тоже слиты мысли ее и Чехова, но выскаваются они как бы и от нашего имени. Вот его начало: «Да, жить с ними было страшно, но все же они люди, они страдают и плачут, как люди, и в жизни их нет ничего такого, чему нельзя было бы найти оправдания...» Каким образом достигается связь финала с идейно-тематическим содержанием рассказа? Уже в 1885 году начали появляться в печати первые зрелые чеховские рассказы нового типа , с тем отличием от прежних, что комическая сторона уже не играет в них господствующей роли. К своему прежнему "чистому" юмору Чехов, начиная с 1887-1888 годов, уже почти не возвращается. Эти рассказы нельзя непосредственно отнести ни к жанру юмора, ни к жанру сатиры. Но наряду с лирическим, трагическим началом этих рассказов в них все же очень часто живет и сатирическое, комическое начало,- только оно уходит в глубину, в "подводное течение" произведений. Невеста Через весь рассказ проходит единая мысль о паразитическом существовании матери, бабушки, жениха Нади. В финале автор, верный своему принципу строгой и честной объективности, отделил себя легчайшей чертой от безмятежно счастливой героини. Может быть, ее ждут впереди трудности, и, без сомнения, "до конца еще далеко-далеко". Но многое уже достигнуто, прежнего вернуть нельзя, "пепел разнесся по ветру", и атмосфера радостной надежды и порыва к будущему остается ничем не омраченной в рассказе, то есть в финале рассказа автор заставляет читателя глубоко задуматься о случайности человеческих встреч и о сложности человеческих отношений... Дама с собачкой В рассказах невозможны пространственные описания, внутренние монологи, поэтому и выступает на первый план художественная деталь. Именно детали несут у Чехова огромную смысловую нагрузку. Авторское членение прозаического текста на абзацы- один из важных элементов композиции художественного произведения. Сложное предложение - ведущая синтаксическая конструкция, позволяющая подчеркнуть трагические противоречия в жизни героев. Предложения с многоточиями в конце, “недоговоренность”. Финал рассказа, заставляющий читателя глубоко задуматься о случайности человеческих встреч и о сложности человеческих отношений, связан и с авторской мыслью. Особенности драматургии Писатель отказывается от традиционной драматургической структуры, основанной на столкновении и борьбе персонажей. Как и в прозе Чехова, в его драматургии основное внимание переносится на внутренний мир героев, чтобы выявить зреющий и крепнущий в их душе конфликт с жизнью, какая она есть. Тут и кроется источник нового чеховского драматического конфликта, получившего наименование «внутреннего действия», «подводного течения». Через все драматические произведения А. П. Чехова проходит единая, многогранная и многоликая тема — тема поиска смысла жизни русской интеллигенции начала века. Чайка «Чайка" (1896) —произведение для самого Чехова наиболее автобиографическое, личное. Надо изображать жизнь не такою, как она есть, и не такою, как должна быть, а такою, как она представляется в мечтах" . Чехов извлекает поэзию из самой неустроенности жизни. Чайка Умей нести свой крест и веруй" — этот выстраданный призыв к мужественному терпению открывает трагическому образу Чайки воздушную перспективу, полет в будущее, не замыкает ее исторически судьбе. Концовка характерна для Чехова, рассчитывавшего на активного читателя: он должен сам подумать о дальнейшей судьбе героев. Финал открыт в саму жизнь, в историческое завтра, а в нем отсутствует рецептурное решение. Не «развязка», а скорее начало ,пока еще не известно не герою, не автору, нового отрезка пути – таков обычный финал чеховских произведений. «Какова-то будет эта жизнь?». «Что будет дальше, не знаю.» «Поживем – увидим». Всеобщее прощение, всеобщая любовь, терпение – не это ли истинный путь спасения души? Три Сестры «Три сестры» — первая пьеса после провала «Чайки». Как ни в одной другой пьесе, сюжет здесь строится на том, что он никак не «строится», не складывается. Разговоры героев «Трех сестер» о будущем, о смысле жизни, о необходимости веровать находятся в резком контрасте с нелепостью реального положения спорящих, с их повседневным поведением, вступают в разлад с реальным ходом событий. К концу пьесы все яснее становится, что споры, мечты, надежды - неотъемлемая, ничем не истребимая часть жизни этих людей. Вопреки всему им «хочется жить чертовски»; «надо жить»; «и хочется жить!». И пока остается это желание жить, столь же естественно для них стремление веровать, искать смысл, пытаться заглянуть в будущее. На неразрывности незнания никем «настоящей правды» и постоянства поисков ее людьми строится система авторских выводов в «Трех сестрах». И все-таки финал пьесы не безнадежен. Три сестры утратили многие иллюзии, но не потеряли веры в будущее. Вывод Особенности поэтики А.П.Чехова в рассказах и драматургических произведениях через финал позволяют читателю задуматься над проблемами, поднятыми автором, додумать и дожить за его героев. И вот в этом как раз и заключается сила таланта А.П.Чехова. Заключение Целью данной работы было показать художественные средства изображения финалов рассказов и драматических произведений А.П. Чехова, то есть все то, что дает представление о стиле автора, а также остановиться на анализе финалов отдельных произведений. Финал у А.П.Чехова - своеобразное обобщение поэтических особенностей. Чехов претендовал на роль свидетеля жизни и на протяжении всей своей писательской деятельности выполнял ее. Финал не даёт ответов на вопросы, поставленные в пьесах и рассказах Чеховым, потому что не в этом задача искусства, по мнению драматурга. Сейчас, в конце XXI века, мы задаём себе вопросы о смысле бытия, которые так тревожили А. П. Чехова, и замечательно то, что каждый имеет возможность дать свой ответ, сделать свой выбор. «Достоинство его творчества в том, что оно понятно и сродно не только всякому русскому, но и всякому человеку вообще. А это главное!» Л.Н.Толстой