РОЛЕВАЯ ДЕЛОВАЯ ИГРА КАК МЕТОД ФОРМИРОВАНИЯ ГРАЖДАНСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ


РОЛЕВАЯ ДЕЛОВАЯ ИГРА КАК МЕТОД ФОРМИРОВАНИЯ
ГРАЖДАНСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ
Самсонова О.В.
Отечественная педагогическая наука рассматривает воспитание гражданственности как одну из важнейших государственных задач. С первых дней советской власти воспитание гражданственности выдвигалось на первый план. «В теории и практике А.С.Макаренко весь педагогический процесс подчинялся единой цели – воспитанию достойного гражданина…, среди качеств личности особо выделялись дисциплинированность, готовность к действию и торможению, принципиальность и др.» [2, с. 5].
В современной России гражданское воспитание в силу ряда причин приобретает все большую актуальность, что отмечается в таких документах, как закон РФ «Об образовании», Федеральная целевая программа развития образования на 2011-2015 годы.
Согласно закону РФ «Об образовании», содержание образования, кроме прочего, должно быть ориентировано на формирование духовно-нравственной личности, формирование человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества. Федеральная целевая программа развития образования на 2011-2015 годы предполагает разработку и внедрение воспитательных моделей, способствующих предупреждению проявлений национализма и сепаратизма. Мы разделяем точку зрения британского социолога Э.Гидденса о том, что именно гражданское воспитание призвано решить эти задачи.
«Гражданское воспитание – это формирование гражданственности как интегративного качества личности, позволяющего человеку ощущать себя юридически, социально, нравственно и политически дееспособным» [2, с.4].
Одной из целей гражданского воспитания является формирование гражданской идентичности. «Гражданская идентичность это – 1) осознание принадлежности к сообществу граждан того или иного государства, имеющие для индивида значимый смысл; 2) феномен надындивидуального сознания, признак (качество) гражданской общности, характеризующее ее как коллективного субъекта. Эти два определения не взаимоисключают друг друга, а акцентируют внимание на различных аспектах гражданской идентичности: со стороны индивида и со стороны общности» [5, с.1].
Ю.А.Семенова отмечает, что западные исследователи (Ж.Бодрийяр, З.Бауман) трактуют идентичность как костюм, который можно менять при изменении социальных условий. Сравнивая процесс формирования идентичности с «лепкой человека самого себя», она утверждает, что основной проблемой выбора стратегий и объектов идентификации является отсутствие «прочного «каркаса» (основных структурных элементов идентичности), на который могло бы наслаиваться содержание индивидуальных выборов» [4, с.104-105].
По мнению многих психологов, именно в юношеском возрасте, наиболее напряженно происходит формирование гражданской идентичности, ценностных ориентаций и нравственного сознания. Дело в том, что пубертатный кризис (17 лет, по Л.С.Выгодскому) способствует искажению восприятия субъектом себя как члена общества. Одной из причин является диссонанс между стремлением юношества к равенству с взрослыми и неготовностью взрослых принять это равенство. Это обусловлено тем, что в связи с усложнением производственных структур и процессов требуется гораздо больший объем знаний и умений, необходимых для подготовки человека к самостоятельной жизнедеятельности.
Наиболее образно характеризует данное положение позиция К.Левина, который трактует юношеский возраст как маргинальный (промежуточный) между детством и взрослостью, когда юноши и девушки уже не дети, но еще и не полноправные члены общества [1]. Таким образом, физически готовый к взрослой жизни человек отстранен от общественных процессов и часто наталкивается на общественные ограничения, что ведет к инфантилизации общества.
Исходя из вышеизложенного и опираясь на многочисленные исследования можно утверждать, что психологической базой для формирования гражданской идентичности в юношеском возрасте выступает социальная потребность предъявить себя в качестве полноправного члена общества, определить свое место в мире и понять свои возможности. Кроме того, формирование гражданской идентичности связано с потребностью в признании индивида социальной группой или гражданской общностью. Важным условием при этом является осознание индивидом соответствия мотивов и целей своей деятельности поведенческой модели гражданина, а так же политическая и правовая информированность [4, с.105].
Из этого следует, что формирование гражданской идентичности не может происходить полноценно без освоения подрастающим поколением новых социальных и политических ролей: избирателя, кандидата, участника референдума, лидера политической партии, государственного чиновника, участника митинга, члена профсоюза, и т.д.
В социальной психологии существует два аспекта освоения социальной роли, которые характеризуют данный процесс как сложный и противоречивый: технический и смысловой. Технический аспект включает восприятие и освоение роли индивидом, смысловой – отношение индивида к своей роли. Отмечается, что освоение роли чаще всего происходит посредством механизма подражания.
Учитывая, что в современной России, согласно мнению большинства отечественных и зарубежных авторов, гражданская активность очень низкая, а российские граждане ждут помощи от государства, не желая самостоятельно позаботиться о себе [4], можно сделать вывод, что в повседневной жизни образцов для подражания, позволяющих овладеть гражданскими ролями, недостаточно. У юношества закономерно возникают трудности с освоением гражданских ролей по причине незнания специфики роли и недостаточной подготовки.
Кроме того, гражданские роли должны приниматься самим человеком, не вызывать у него негативных чувств, что обеспечивается поддержкой со стороны референтных субъектов. Однако здесь как раз и существует ряд сложно разрешимых проблем, одной из которых является кризис доверия российских граждан к государственным и общественным институтам. Причинами являются, по В.В.Пить, «разочарование в демократических ценностях (в т.ч. и понятии гражданского общества) с одновременным ухудшением социальных условий в начале 90-х, сознательное построение политической элитой жесткой централизованной системы, в которой нет места развитым институтам гражданского общества и т.д.» [4, с.114].
Принимая во внимание указанные обстоятельства, можно предположить, что существенную помощь в формировании гражданской идентичности посредством интериоризации юношеством гражданских ролей может оказать применение ролевой деловой игры как метода воспитания гражданственности, который позволяет моделировать различные ситуации общественной и политической жизни, воспроизводить в учебной деятельности ролевые функции и установки. Ролевая деловая игра позволяет «примерить» на себя гражданские роли, сформировать стереотипы гражданского поведения и скорректировать его в общении с окружающими [3].
Применение данного метода позволяет нам решить сразу несколько задач:
Формирует «интерес и эмоционально-ценностное отношение» к политически и общественно значимым событиям. В.А.Сухомлинский, обобщив теоретический и практический опыт гражданского воспитания, выделил эмоционально насыщенную деятельность коллектива как одно их важнейших условий воспитания гражданственности.
Позволяет понять и усвоить сущность гражданских ролей в процессе решения моделируемых политических и социальных проблем.
Помогает преодолевать разобщенность знаний из разных областей науки в сознании индивида.
Создает условия для развития мышления в процессе поиска способов решения различных задач.
«Стимулирует развитие личностного потенциала индивида, его самореализацию и самоутверждение в творческих ситуациях игрового взаимодействия» [3, с.202].
Обеспечивает приобретение опыта выполнения гражданских функций, закрепление методологии решения типовых задач.
Позволяет осознать потенциальные возможности индивида и др.
Использование метода ролевой деловой игры в гражданском воспитании предполагает четкое соблюдение принципов ее конструирования и организации. Эти принципы были сформулированы А.А.Вербицким для организации деловой игры при освоении профессиональной деятельности, что не противоречит возможности их применения для овладения гражданскими ролями.
Принцип имитационного моделирования конкретных условий и игрового моделирования содержания и форм гражданской деятельности.
Организатором должны быть созданы две модели: имитационная модель фрагмента политического или социального события и игровая модель гражданской деятельности всех участников игры. Имитационная модель является тем направляющим и регулирующим «каркасом», который позволяет участникам не только усвоить сущность гражданских ролей, но и предотвратить возможность легкомысленного отношения к игровой деятельности участников игры.
Принцип проблемности содержания имитационного моделирования и процесса его развертывания в игровой модели.
Основой данного принципа является наличие задания, которое необходимо выполнить на основе имеющихся различных данных. Эти данные анализируются, вычленяется проблема, ставятся задачи, вырабатываются способы, а так же средства их решения. Наконец, происходит принятие и обоснование решения проблемы.
3. Принцип совместной деятельности включает наличие психолого-педагогического сопровождения в процессе совместной деятельности участников игры на всех ее этапах: планирование, распределение ролей, выполнение ролевой функции, анализ совместной деятельности.
4. Принцип диалогического общения предусматривает наделение ролью каждого участника игры и равных возможностей для каждого выражать свою точку зрения по любым вопросам в рамках игры.
5. Принцип двуплановости акцентирует внимание не только на достижение целей игры, но и на приобретение новых знаний и навыков в ее процессе.
Грамотное использования метода ролевой деловой игры с учетом вышеуказанных принципов позволяет молодым людям почувствовать себя в роли полноправного члена общества еще до достижения им совершеннолетия и быть готовыми включиться в общественные и политические процессы. Подготовленность к освоению новых ролей является неким резервом личности, который, по Ю.А.Семеновой, проявляется в «активном отношении к социальной реальности, в готовности к принятию поведенческой модели гражданина, формирование таких личностных черт, как автономность (экономическая, политическая, моральная, религиозная, творческая) и умение ей распорядиться, способность устанавливать социальные связи и отношения» [3, с.108]. Несомненно, формирование гражданской идентичности процесс сложный, зависящий от множества факторов, однако он во многом зависит от потенциала каждого человека. Готовность человека ответственно выполнять свой гражданский долг, нести ответственность за свою судьбу и за судьбу других людей является условием развития гражданского общества.

Библиографический список
Гальперин, П.Я. Хрестоматия по истории психологии / П. Я. Гальперин, А. Н. Ждан. – М.: Изд-во МГУ, 1980. – С. 122 – 142.
Кустов, Л.М. Нравственность, гражданственность, патриотизм: проблемы воспитания: тезаурус /Л.М.Кустов. – Челябинск: ЧИРПО, 2010. – 36 с.
Никитина,Н.Н. Основы профессионально-педагогической деятельности: Учеб. пособие для студ. сред. проф. образования / Н.Н.Никитина, О.М. Железнякова, М.А.Петухов. – М.: Мастерство, 2002. – 288 с.
Семенова, Ю.А. Формирование гражданской идентичности в условиях современного российского общества /Ю.А.Семенова // Вестник Челябинского государственного университета: науч.журн. – Челябинск, 2010. - №1. – С.104-108.
Социология: энциклопедия. [Электронный ресурс].–URL: www.sociology_encyclopedy.academic.ru (дата обращения 20.01.2014).