Конспект урока из цикла уроков раздела Генетика Взаимодействие генотипа и среды. Модификационная изменчивость.

УРОК 11-12 РАЗДЕЛ «ГЕНЕТИКА»
Взаимодействие генотипа и среды. Модификационная изменчивость
Задачи урока:
сформировать знания о модификационной изменчивости;
дать понятие «норма реакции», широкая норма, узкая норма реакции;
рассмотреть на примерах взаимодействие генотипа и условий внешней среды;
формировать умение описывать фенотип растений;
дать понятие «групповая изменчивость», «вариационный ряд – вариационная кривая», т.е. показать статистический характер модификационной изменчивости;
выработать умение экспериментально получать вариационный ряд и строить вариационную кривую.
Оборудование:
таблицы, иллюстрирующие виды изменчивости;
растения кабинета для лабораторной работы «Описание фенотипа комнатных растений» или гербарии по 2 экземпляра одного вида;
данные учащихся 10-го класса, в котором проводится урок, по любому признаку (желательно рост учеников) для лабораторной работы «Изменчивость организмов. Построение вариационного ряда и вариационной кривой».
Форма урока – лекция/лабораторная работа.
Понятия урока: модификационная изменчивость, качественные и количественные признаки, широкая и узкая норма реакции, вариационный ряд, вариационная кривая.
Ход урока

Повторение
Индивидуальный опрос (работа у доски):
рассказать о хромосомном определении пола;
решение задач с комментариями №4 с. 111, №1 с. 113 учебника.
2. Фронтальный опрос:
беседа по вопросам параграфа 27, №1, 2, 3 с. 110; параграфа 28, №2, 3 с. 113.

Домашнее задание: §29-30 до слов «Типы наследственной изменчивости» (с. 117). Вопросы параграфа 29 №4, параграфа 30 №2.
Изучение нового материала
План лекции:
Признаки организма.
Модификационная изменчивость.
Лабораторная работа «Фенотипы местных сортов растений».
Групповая изменчивость, норма реакции.
Лабораторная работа «Изменчивость. Построение вариационного ряда и вариационной кривой».
Содержание лекции
1. Признаки организма
Как развивается признак организма? Нижеследующая формула это поясняет:
Признак = генотип + среда,
т.е. один генотип может дать множественное развитие признака в зависимости от влияния среды – примеры этого можно увидеть на рис. 40, 41, 42 (с. 114-115 учебника).
Вернемся к «формуле». Признаки можно поделить на две группы (с некоторыми примерами):
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
2. Модификационная изменчивость
Мы видим, что организм способен реагировать на воздействие окружающей среды, эта способность организма называется изменчивостью.
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415

Самостоятельная работа учеников со статьей «Модификационная изменчивость» (§30 c. 116 учебника), с последующей записью в тетради ответа на вопрос «Каковы признаки модификационной изменчивости?».

3. Лабораторная работа «Фенотипы местных сортов растений»
Учащиеся выполняют лабораторную работу по инструктивной карточке (лабораторная работа №8 с. 282 учебника).
4. Групповая изменчивость, норма реакции
Беседа с классом: приведите примеры, известные вам, показывающие влияние окружающей среды на организм (желательно на примере родного края). Комментирование выступлений 2-3 учеников.
Внимание! Теперь я приведу примеры, а вас попрошу сделать выводы.
У всех людей под воздействием ультрафиолета образуется пигмент (меланин). У всех людей кожа стопы становится грубая, если ходить босиком. У всех лошадей шерсть будет сверкать, если их кормить овсом.
Обращение к ученикам: какой вывод вы сами можете сделать из приведенных фактов? (выслушать 2-3 учеников).
Вывод: на действие определенного фактора окружающей среды (свет, температура, пища) все особи одного вида реагируют специфическим образом, и эта реакция называется сходной и у всех особей данного вида.
Это позволило Ч. Дарвину назвать такую ненаследственную изменчивость групповой. Но! Может ли признак варьировать беспредельно? Или есть ограничение для изменения признака? (выслушать мнение 2-3 учеников).
Можно предположить, что степень изменчивости признака бесконечна. Чем каменистее поверхность, по которой передвигается человек, тем грубее кожа стопы. Но превращается ли кожа в копыто? Таким образом мы приходим к выводу, что изменчивость имеет пределы, обусловленные генотипом.

Предел модификационной изменчивости называется нормой реакции. Она может быть широкой или узкой (рассмотрим этот факт на примере животных):
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
Широта нормы реакции обусловлена генотипом и зависит от естественного отбора. Почему? Беседа с классом (лучше это сделать на примере цветущего растения, например бегонии):
а) какие признаки будут обладать широкой и узкой нормой реакции? (форма, размеры листьев; строение цветка)
б) почему это зависит от естественного отбора? (особи с крайними признаками погибают)

Итак, чем характеризуется модификационная изменчивость:
ненаследственностью
групповым характером
изменения соответствуют фактору окружающей среды
пределы изменчивости обусловлены генотипом

5. Лабораторная работа «Изменчивость. Построение вариационного ряда и вариационной кривой».
Учащиеся выполняют лабораторную работу по инструктивной карточке (лабораторная работа №9, вариант II, с. 282 учебника).

III. Повторение

Краткая беседа с учениками по результатам лабораторных работ.








Урок 11-12

13PAGE 15


13PAGE 14115




































































Количественные:
яйценоскость;
молочность;
масса семян.

Можно изучать с помощью измерений и подсчета.
Очень сильно зависит от условий среды.

Качественные:
окраска цветов, шерсти, глаз;
форма плодов;
половые различия.

Легко классифицируются и определяются визуально.
Меньше подвержены влиянию условий внешней среды.

Признаки организма

размеры сердца, величина головного мозга

узкая норма

количество жира в организме, частота шерсти, волос

широкая норма

норма реакции





Наследственная (генотипическая)


Ненаследственная
(модификационная или фенотипическая)

изменчивость



15