Спряжение глаголов с безударным личным окончанием
Шумова Евдокия Михайловна , учитель русского языка и литературы http://aida.ucoz.ru http://aida.ucoz.ru сформулировать умение определять спряжение глагола с безударным личным окончанием; составить схему-алгоритм определения спряжения глагола;обобщить знания учащихся о способах определения спряжения глагола;закрепить умения учащихся определять вид, число и лицо глагола;сформировать алгоритм определения спряжения глагола по неопределённой форме и по форме глагола 3 лица множественного числа;развивать умение различать глаголы 1 и 2 спряжения, различать глаголы-исключения;развивать у учащихся память, внимание, логическое мышление, устную речь;развивать умение работать в паре, формулировать выводы, доказывать свою точку зрения;воспитывать в учащихся уважение к одноклассникам, дружелюбие, терпимость. Орешек знаний тверд, но все жеМы не привыкли отступать.Нам расколоть его поможетНаш девиз «Хочу все знать» Что без меня предметы?Лишь названья.А я приду – Всё в действие придёт.Летит ракета.Люди строят зданья.Цветут садыИ хлеб в полях растёт. I Прошедшее Настоящее Будущее 1 2 3 I II Восстановите «слепой» текст пропущенными словами Часть речи, которая обозначает действие предмета и отвечает на вопросы что делать? что сделать? что делал? что будут делать? называется глаголом НЕ с глаголами пишется раздельно Глаголы в неопределённой форме имеют окончания ть, ти, нулевое окончание в глаголах на -чь. Восстановите «слепой» текст пропущенными словами Глаголы изменяются в прошедшем времени по числам, а в единственном числе по родам. В настоящем и будущем времени глаголы изменяются по числам и лицам. Спряжение – это изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени 1спр. -ем(ём)-ешь(ёшь)-ете(ёте)-ет(ёт)-ут(ют) 2спр. -имишь-ите-ит-ат(ят) ? ? Задание для 1 группы. Е(ё) или и в окончаниях глаголов вед..шь скольз..тшурш..мнес..теклад..тмолч..шькрич..тзов..мль..тепь..т ведёшьскользитшуршимнесётекладётмолчишькричитзовёмльётепьёт Определите спряжение. Задание для 2 группы Образуйте от глаголов форму настоящего времени 3-го лица единственного числа. Выделите окончания и определите спряжение. Строить- Клеить- Таять- Лелеять- Брить- Стелить- Бороться- Жалить- строитклеит таетлелеет бреетстелетборетсяжалит Какие глаголы- исключения вам встретились? Определите спряжения и выпишите словосочетания в 2 столбика (глаголы с окончаниями 1 спряжения и 2 спряжения). Выделите окончания. Распил..т дрова, слыш..тся звук, наслажда..тся природой, верт..т колесо, заявля..т о мире, приближа..тся к станции, пряч..тся в камышах, стро..т дом, дун..т на огонь. 1спр. 2спр. наслаждается природой распилит дрова заявляет о мире слышится звук приближается к станции вертит колесо прячется в камышах строит дом дунет на огонь Как определить спряжение глагола c безударным личным окончанием? Выскажите свои гипотезы Прочитайте правило на странице 267 Окончание под ударением Выясни Окончание без ударения Iспряжение -у (-ю) -ем (-ём)-ешь (-ёшь) -ете (-ёте) -ет (-ёт) -ут (-ют) IIспряжение-у (-ю) -им -ишь -ите -ит -ат (ят) Поставь глагол в неопределенную форму Iспряжение-еть, -ать, -оть, -уть, -ыть и глаголы- исключения:брить, стелить IIспряжениена –ить и глаголы – исключения на –еть: смотреть, видеть, зависеть, терпеть, ненавидеть, вертеть, обидетьна –ать: слышать, дышать, держать, гнать. поставьте глагол в 3 лицо множественного числа: окончание –ут, -ют окончание –ат, -ят Iспряжение IIспряжение 1.Ход..м – ставлю глагол в неопределённую форму: ходить. Глагол на -ить, под ударением, значит, он II спряжения, нужно в окончании писать и – ходим.Увид..шь – образую неопределенную форму: увидеть, глагол – исключение II спряжения, нужно писать и – увидишь. Это лёгкая забава -Повороты влево-вправо.Нам известно всем давно -Там стена, а там окно. (Повороты туловища вправо и влево)Приседаем быстро, ловко.Здесь видна уже сноровка.Чтобы мышцы развивать,Надо много приседать. (Приседания)А теперь ходьба на месте,Это тоже интересно.(Ходьба на месте) Упражнения 680,681 стр268 Вставьте, где это необходимо, пропущенные буквы – орфограммы.Найдите лишнее слово. Определите, по какому признаку оно лишнее. 1.Сберегу, терплю, слушаю, увлеку (терплю-2-е спр.)2.Собира..м, вскоч..м, натира..м, замерза..м (вскочим – окончание –им, сов.в.)3.Он слыш..т, обид..т, стро..т, верт..т. (строит – не исключение) Найдите продолжение пословиц. Вставьте пропущенные буквы – орфограммы, раскройте скобки. 1.Работа и муча..т, 1.а от труда здорове..т. 2.Кто труд люб..т 2.(не) выруб..шь топором. 3.Человек от лени боле..т, 3.долго спать (не) буд..т. 4.Напиш..шь пером, 4.и корм..т, и уч..т. 5.Всякая работа 5. мастера хвал..т Запишите последнее предложение- пословицу. Выполните её синтаксический разбор.В каких пословицах речь идет о труде? Объясните, как вы понимаете эти пословицы. Какова была тема урока?А проблема? Что нового о глаголе вы сегодня узнали?Для чего мы учимся определять спряжение глагола?Проверяем знание теоретического материала Цифровой диктант Кому стало легче определять окончание глаголов? Кто остался на том же уровне что и в начале урока? Теперь вы можете пользоваться любым из двух способов определения спряжения глагола. Что это в русском языке?1.Начальная форма глагола.2.Время глагола, обозначающее действие, которое произойдет вскоре.3.То, что обозначает глагол.4.Изменение глагола по лицам и числам.5.Этим членом предложения является чаще всего глагол.6.Признак, который отличает глагол, отвечающий на вопрос что делать?7.Время глагола, имеющего в своем составе суффикс -л-.8.Личное окончание глагола, по которому нельзя определить тип спряжения этого глагола,9.Эта буква пишется в глаголах 2-го лица единственного числа и существительных 3-го склонения после шипящих.10.К этому спряжению относятся глаголы брить, стелить.