Готовимся к олимпиаде.Русский язык. 4 класс.
Готовимся к олимпиаде (1)
1. Замените данные устойчивые выражения словами или словосочетаниями, сходными по значению (например, сложить голову - погибнуть).Развесить уши - _______________________Пускать пыль в глаза - __________________Рвать на себе волосы - _________________ 2. Прочитайте тексты, вставьте вместо многоточия слова, противоположные по смыслу выделенным словам (например, друг - враг). Не забывайте, что это стихи.Я сегодня не помню, что было ..., ___________По утрам забываю свои ..., _________________В белый день забываю огни,По ... забываю дни. _______________________(А.А. Блок) Придумайте свои пары слов, обозначающие признак, противоположные по значению.__________________________________________________________________________________________________________________________________________3. Из букв каждой пары или тройки слов составьте название блюда или название фруктов:Риф + ель + кадки = фрикаделькиЕль + сад + рак = ________________________Рис + кепи = ____________________________ Рыба + соки = ___________________________Нива + реки = ___________________________Придумайте сами несколько аналогичных заданий и решений к ним. Используйте для задания слова, состоящие из трех или более слогов.____________________________________________________________________________________________
Готовимся к олимпиаде (2)
4. «Крылатые слова» – это образные, меткие выражения, изречения, вошедшие в общее употребление. Восстановите фразы из басен И.А. Крылова, напишите названия произведений, из которых эти «крылатые слова» взяты. А вы, друзья, как ни садитесь…_______________________________________да зуб неймёт._________Когда в товарищах согласья нет,_____________________________________________________________________________не лучше ль на себя, кума, оборотиться?_____________________________________________Так поди же попляши! 5. По данному началу допишите пословицы.Правой рукой строит… _____________________________________Ученье – свет… ___________________________________________Кто хочет много знать… ____________________________________Корень ученья горек… ______________________________________
Готовимся к олимпиаде (3)
1. Анаграммы, а попросту «перевёртыши», - слова или фразы разного смысла, составленные из одних и тех же букв. Попробуйте, пользуясь всеми буквами только данных слов, составить новые слова. Логика - иголкаРакета - ___________________Каприз - ___________________Мольба - ___________________ Каратист - __________________2. Найдите среди данных слов те, которые раньше были образованы от одного и того же слова. Запишите, от какого. Разделите слова на группы по этому признаку. Выделите в словах современные корни: кольцо, вотчина (на Руси до XVIII века: родовое наследственное земельное владение).Здание, околица, крыльцо, отец, полотенце, зодчий (то есть архитектор), отчизна, крыло, колесо, полотняный.3. Перед Вами транскрипция (фонетическая запись) нескольких предложений. Жирным шрифтом в ней выделены ударные звуки. Запишите эти предложения буквами по правилам орфографии. [п а ш о л й, а в л, э с н а й, о л к у в л, э с с, и ж у н а й, э л, и ш т о б в о л к, и н, и с й, э л, и]
4. Из букв каждой пары слов составьте название животного: Лик + рок = _________________Поле + дар = ________________Шаль + до = _________________Лов + буй = __________________
Готовимся к олимпиаде (4)
5. Из стихотворения «исчезли» некоторые слова на букву А. Догадайтесь, какие это слова, и вставьте их в текст:
_____________ выпал жаркий-жаркий. Ах, как душно в зоопарке!________________ пропал у пони,________________ вянут на газоне,А мартышка не страдает - ________________ уплетает.
6. Объясните значение слова «язык» в каждой фразе:
Больно прикусил язык. _____________________________________Язык до Киева доведёт. ____________________________________Разведчики взяли языка. ___________________________________Без языка и колокол нем. ___________________________________Прикуси язычок! ___________________________________________Язык под чесночным соусом. ________________________________
Готовимся к олимпиаде (5)
1. «Расшифруйте» слова:по2л ___________________2рь ____________________с3 _____________________ ви3на __________________1очество________________Правильно ли «зашифровано» слово со1? Ответ поясните._____________________________________________________________
2. Перед Вами «текст», составленный из отрывков двух произведений. Восстановите отрывки (подчеркните строчки одного произведения волнистой линией, а строчки другого - прямой). Напишите автора и название каждого произведения.Час обеда приближался,Топот по двору раздался:Входят семь богатырей,Все красавцы удалые, Великаны молодые,Семь румяных усачей. Все равны как на подбор,С ними дядька Черномор.Автор: ________________________________Название: ______________________________Автор: ________________________________Название: _____________________________
Готовимся к олимпиаде (6)
3. Из букв каждой тройки слов составьте название гриба:Диво + пони + сок = ______________________Воз + бедро + пике = _____________________Хор + ум + ом = _________________________Лён + ас + ком = ________________________
4. Подбери русские пословицы, подходящие по смыслу к данным пословицам:
Вьетнамская: неторопливый слон быстрее достигает цели, чем резвый жеребец._________________________________________________________________
Финская: тот не заблудится, кто спрашивает._____________________________________________________5. Замени устойчивые сочетания слов, одним словом. Кот наплакал- __________________Бить баклуши- __________________Спустя рукава- __________________Зарубить на носу- ________________
Готовимся к олимпиаде (7)
1. Какие слова так произносятся? [ Г Р У С’ Т’] ______________[ Л’ Э С’ Т’] ______________2. Составь слово, если в нем Корень – из слова моряк Окончание – из слова зимний Приставка – из слова прилететь Суффикс – из слова русский. __________3. Расставь ударение в словах.Торты, сливовый, звонишь, алфавит, свекла, статуя, цемент, столяр, жалюзи.4. У каких существительных нет формы единственного числа?Жалюзи, усы, очи, шорты, туфли, каникулы, столы, фонари, ножницы5. В каких словах количество букв и звуков совпадает?Маяк, объем, грустный, юг, поют, окрестные, якорь, рассказ.6 .Составьте предложения со словами, чтобы была понятна разница в лексическом значении.Невежа – невежда.__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Готовимся к олимпиаде (8)
7. Образуйте от данного существительного глагол и прилагательное: мороз -_____________________________________________________________________
8. Поставьте нужные знаки в конце предложений:Что за птица с красной грудкойПусть всегда будет солнцеДети вышли на опушку леса
9. Спишите предложение, раскрывая скобки, и над каждым словом укажите часть речи.(По) садила мама (в) печь пироги (с) капустой печь._____________________________________________________________________________
10. Образуйте от слова СВЕТ семь однокоренных слов.
11. Поставьте слова в множественное число:Человек - Лист (бумаги) - Лист (дерева) – Зуб (волка) - Зуб (пилы) -
Готовимся к олимпиаде (9)
1. Вставь буквы и поставь ударение.Алф...вит, др...мота, кр...пива, щ...вель, кр...сивее, р...мень, к...л...метр, к...мбайнё2. В каждом ряду найди лишнее понятие и подчеркни его.Василий, Федор, Иван, Петров, Семен;молоко, сметана, сыр, мясо, простокваша; дождь, снег, осадки, иней, град;футбол, волейбол, хоккей, плавание, баскетбол.3. Прочитай "заколдованное" слово и вычеркни в нем "лишний" слог.Сапохар, васуренье, оребрихи, балиранки.
4. Назови предметы, которые могут сочетать два названных признака.Яркий желтый ___________________________Прозрачный голубой _______________________
5. Замени выражения одним глаголом.Клевать носом____________________Зарубить на носу__________________ Чесать языки______________________Выходить из себя____________________Дать стрекача______________________Бить баклуши _______________________Ломать голову________________________
Готовимся к олимпиаде (10)
6. Вставь вместо * предлоги.Я * утра * лесу гуляю,* росы я весь промок.Но зато теперь я знаю * березку и * мох,* малину, ежевику,* ежа и * ежиху,* которой * ежатВсе иголочки дрожат.7. Как написать одинаковые по звучанию слова из стихотворения Якова Козловского?Вилка однажды споткнулась (о) крошку,Падая, стукнулась вилка (об) ложку.Ложка, взлетев, угодила в (о) крошку,Брызги на книжную сели (об) ложку.8. Среди этих букв спрятались имена собственные. Не переставляя букв, отыщите эти слова и запишите их.И-В-А-Н-О-В-О-Л-Г-А-Л-Я9. Впиши слово, которое служило бы концовкой первого и началом второго слова.Пе ( . .) ол те ( ... ) л
Готовимся к олимпиаде (11)
1. "Составь пословицы":дружба, шило, смелый, свет, дрова, безделье, собака, дело, коса, потеха, ученье, лес, час, трусливый, время, служба, большой, кусать, маленький, мешок, лаять, утаить, камень, тьма, больше, неученье2."Загадки-шутки"
1). Его вешают, приходя в уныние; его задирают, зазнаваясь; его всюду суют, вмешиваясь не в свое дело.___________2). Не цветы, а вянут, не ладоши, а ими хлопают, если чего-то не понимают; не белье, а их развешивают чрезмерно доверчивые.___________________3). Он в голове у легкомысленного человека; его советуют искать в поле, когда кто-нибудь бесследно исчезает; на него бросают слова и деньги те, кто их не ценит.________________4). Его проглатывают, когда человек очень молчалив, или держат за зубами, пытаясь сохранить секрет__________________
3. Расшифруй название сказки.
ЛОБОКОК - МОРЕКЕТ - ТОК И СИЛА - КВОЛ И ЗАОК - КОРОМОЗ - КАШУЗОЛ -
4. Вставь пропущенные буквы и проверочные слова.Прим...рять друзей зал...зать раны Разв...вается флаг отв...рить дверьЗап...вать в хоре ув...дать издали
Готовимся к олимпиаде (12)
1.Подбери синонимы:страж -.............. грядущее - ..................кладезь - ................ вопиять - ...................врата - ................ зерцало - ...................
2. К прилагательным подбери существительные с шипящими на конце.Красивая ............. острый...... чёрный................ золотая...........колючий ................ ночная............
3. Закончи крылатые выражения, взятые из сказок.Поди, туда - не знаю куда,____________Скоро сказка сказывается,_________________Это всё присказка,__________________________
4. Пройдите по лесенке и впишите в клеточки слова, обозначающие предметы:Щ __ Щ __ __Щ __ __ __Щ __ __ __ __Щ __ __ __ __ __