Доклад Приемы и методы обучения грамоте, письму и математике в I классе

Ближненская ОШ I-IIIст.







Приемы и методы обучения грамоте, письму и математике
в I классе




Из опыта работы учителя нач. классов
Горобец Н.П.





Период начального обучения основам наук - самый важный в жизни ребенка. Но первое время большинство детей не воспринимают учебу с ее правилами и требованиями, у них не развиты внимание, саморегуляция, прилежание и усидчивость. Однообразная работа утомляет маленького школьника. Первокласснику необходима частая смена учебной деятельности.
Учитывая это, я стремлюсь разнообразить деятельность школьников на уроке, стараюсь постоянно пробуждать их активность, мышление, самостоятельность, заинтересованность в том, что происходит на уроке. Конечно, учеба – серьезный труд. Труд важный и нужный для каждого человека. Но ведущей деятельностью первоклашек остается все же игра. Поэтому именно игровая деятельность способствует поддержанию у детей интереса к учебе, к школе. В игре дети, даже уставшие, справятся с трудным занятием. Элементы занимательности вызывают чувство удивления, новизны, способствуют развитию не только речи детей, но и активному мышлению, воспитывают моральное качество личности.
На уроках обучения грамматике, особенно в добукварный и букварный период, я постоянно включаю элементы занимательности. Сочетание разных методов обучения позволяет организовывать обучение детей без перегрузки, поддерживать активное внимание на протяжении всего урока.
Итак, при изучении нового звука, новой буквы использую:
- чтение стихотворений из красочных книг Н. Костарева «Янтарики», Т. Сапгира «Журавлиная книга», из пособия для учителя «Букваренок» (в этих стихотворениях часто повторяется звук, который предстоит изучить);
- проговаривание пословиц и поговорок (ведь в них выражена мудрость и жизненный опыт многих поколений. На их основе закладывается основа моральных поступков);
- разгадывание загадок тренирует разум, развивает наблюдательность (умение сравнивать предметы), сообразительность, обогащает словарный запас учащихся;
- при закреплении учебного материала иногда использую ребусы, кроссворды.
Весь этот многообразный материал я беру из пособия Бурлаки Е.Г. , Прокопенко И.Н. «Веселый счет», из пособия Л.К. Лухтай, О.Н. Виноградовой «Дидактический материал по развитию речи в начальных классах», из пособия Н.В. Кудыкиной «Дидактические игры и занимательные задания для 1кл.», из пособия В.Г. Горецкого, В.А. Кирюшкина, А.Ф. Шанько «Дидактический материал к урокам обучения грамоте», из популярного пособия Н.В. Новоторцевой «Развитие речи детей», из журналов «Початкова школа» и из другой литературы. Собрала много детских книг с загадками, пословицами.
Приведу пример подобного материала при изучении буквы «П»:
Стихотворения:
Буква П на мост похожа,
По мосту идет прохожий,
А внизу, через проход,
Проплывает пароход.
Или:
Под копною у проселка
Пела в поле перепелка.
Прилетел перепел –
Перепелку перепел.

Или:
Белый пеликан прилетел
из дальних стран.
Он разинул клюв широкий
И прочел такие строки:
Пассажирский пароход
прямо к пристани плывет.

Или:
Слов на букву «П» немало, -
Птичка пеночка сказала.

Загадки: У двух матерей по 5 сыновей,
а всем – одно имя.
(Пальцы)


Ела-ела дуб, дуб.
Поломала зуб, зуб. Что это?
(Тля)

Одежду не шью, а ткань
Всегда тку. Кто это?
(Паук)


В лесу кланяется, придет домой –
растянется.
(Топор)

Нахлобучил старичок
Ярко красный колпачок.
Колпачок красив на вид,
Только горечью набит.
(Перец)


Скороговорки:
Перепелка перепелят
Прятала от ребят.

У пеньков опять пять опят.
От топота копыт
Пыль по полю летит.

Говорит попугай попугаю:
Я тебя попугаю.

Считалки:
Пчелы в поле полетели,
Зажужжали, загудели.
Сели пчелы на цветы,
Мы играем – водишь ты.

Петушок, петушок
Покажи свой кожушок.
Кожушок горит огнем,
Сколько перышек на нем?
1-2-3-4-5
Невозможно сосчитать.


Пословицы:
Пахать, руками махать.

Пока есть хлеб да вода – все не беда.

Повторять да учить – ум точить.

Перо пишет, а ум водит.

Кроме этого провожу различные игры:
- игра «Где спрятался звук?»
- игра «Буква заблудилась» (хлопают в ладоши, если услышат твердый звук; сказать - где он в слове)
- игра «Придумай свое слово» (с новым звуком)
- игры, связанные с перестановкой букв в слове:

Сом – дом – ком – лом – ром (замена I звука)
Сом – сок – сор – соль (замена III звука)

- игры, связанные с наращиванием слова:

О – оп – око – один – обруч – ослики – однажды

- игры, связанные на составление различных слов из букв какого-то одного слова:

Пример: Здоровье – зов, ров, вор, здоров, взор, вздор, воз, вред

Гастроном – астроном, маг, гном, гром, мост, матрос, трос, сторона


- звукобуквенное сопоставление заданной буквы в словах, пример:
буквы «пэ» - пила, пар
буквы «эль» - пила, поле

- игра «Фантазеры» - предлагаю пофантазировать, на что похожи буквы (для более прочного запоминания). Тут же даю задание из проволоки скрутить букву.
- слушание сказок про буквы:
Например: буква «е» убежала в лес;
вдруг подул сильный ветер;
она спряталась под ель, а
с дерева на нее упали две шишки
и переправили «е» в «ё».

Или: как мальчик забыл надписать «и» сверху «хвостик». И слово «зайка» превратилось в «заику».

Или: про зазнайку «я», которого буквы алфавита поставили на свое место.

- игра «Собери цветы» (на лепестках буквы или задания), варианты «Собери листочки», «Рыбки в пруду», «Собери грибы в корзину».
Использую также «Азбуку в картинках» - набор предметных картинок, название которых начинается на изученную букву, а внизу помещена эта буква и рядом столько точек, сколько букв в слове. Провожу краткую беседу по данной картинке, иногда читаю загадку к изображенному предмету; печатаем звуковую схему этого слова. Все это помогает прочно запомнить новую букву.
Чтобы вырабатывать правильное чтение слов, провожу упражнения «Волшебницы-буквы» (дети убеждаются, что при замене одной буквы меняется весь смысл слова: «кот» может превратиться в «кита», «моль» - в «соль», «бак» - в «быка», «болото» - в «золото», «бочка» - в «точку» и т.д.).
Дети очень любят, «оживляются», становятся все активны, когда на уроки «приходят» сказочные герои, чтобы дать задание детям, с которыми они сами не смогли справится или пришли посмотреть, как дети трудятся на уроке, кто лучше всех усвоил учебный материал. Особенно детям нравится исправлять ошибки Незнайки или Хрюши. В конце урока они с замиранием ждут, когда сказочные персонаж «прошепчет» на ухо учителю, кто ему больше всего понравился из учеников, т.е. работа на уроке, чьи ответы были лучшими.
Большое место по обучению грамоте отводится работе над усвоением фонетических понятий. Сначала идет изучение артикуляции каждого звука, формируется представление о гласных (свободно-произносимых, «певучих») и о согласных звуках – твердых и мягких. Эти звуки обозначаются так: гласные – о, твердые согласные – - , мягкие согласные – =. Затем переходим к звуковому, слоговому анализу слов, учимся определять ударный слог. Для этого каждый ученик имеет индивидуальный набор фишек. С ними мы работаем на каждом уроке. С удовольствием дети выкладывают звуковые модели слов самостоятельно по индивидуально раздаточным карточкам с предметной картинкой. Внизу под картинкой есть опорная схема: сколько звуков в слове – столько пустых клеточек. Эта схема – опора очень помогает детям уверенно выкладывать (или писать) звуковую модель слова.
Некоторые дети приходят в школу уже умея читать. Поэтому во II половине урока, когда класс учится читать слоги, слова на доске или по Букварю, они работают самостоятельно: читают детские книги. Стараюсь успеть опросить их всех. Предлагаю им выйти к доске, показать всем детям свою книгу и рассказать, что запомнили из прочитанного. Это очень активизирует остальных детей, разжигает желание скорее научиться хорошо читать.
С IV четверти начинается послебукварный период. Все уже умеют читать (но, конечно, по-разному!). Структура уроков теперь уже больше напоминает обычный урок чтения. Теперь каждый! урок чтения мы будем начинать с самостоятельного чтения детских книг (вполголоса) до 10 мин. На всех остальных уроках (кроме математики и физкультуры) дети также продолжают читать эти книги до 5 мин. Такую методику я переняла из методических рекомендаций В.Н. Зайцева (зав. лабораторий педагогической диагностики Донецкого госуниверситета). Важна не длительность, а частота тренировочных упражнений. Память человека хорошо запоминает то, что «мелькает», т.е. то, что создает постоянное раздражение в головном мозге и поэтому хорошо запоминается. А скорость чтения является, как доказал В.Н. Зайцев, самым важным фактором из числа влияющих на последующую успеваемость. Оптимальное чтение на конец 4 класса должно быть по мнению Зайцева 150-120 слов в минуту, а не 90-100, как требуется по программе. Я пытаюсь нацелить детей на чтение по Зайцеву.
Тесно взаимосвязано с обучением чтению – обучение письму, овладение которого представляет собой сложный, длительный процесс. Обучение чтению и письму идет параллельно. Дети усваивают два алфавита – печатный и рукописный. Письмо требует от детей больших усилий, эмоций, переживаний.
На уроках письма также стараюсь разнообразить деятельность учащихся. Большую помощь в этом играет тетрадь с печатной основой. В них можно штриховать и раскрашивать иллюстрации (подготовка руки к письму), даны опорные схемы для слого-буквенного анализа слов, даны образцы элементов букв в целом (с объяснением – «стрелочками»), образцы слов и предложений. Также использую набор таблиц «Пиши правильно». Как и на уроках грамоты, использую игровые ситуации: отгадываем загадки, проговариваем скороговорки, придумываем предложения к иллюстрациям в тетради. Учимся списывать с доски, с печатного текста из букваря и др. пособий, учимся комментированному письму, пишем диктанты.
При обучении детей математике я применяю уже известные методы, о которых написала выше, только видоизменяю в соответствии с предметом. В комплексе использую наглядную, словесную и практическую деятельность. У каждого ученика на уроке должен быть математический веер (для устного счета, для соотнесения числа с количеством предметов и наоборот), индивидуальный набор геометрических фигур (по 10 штук) и счетные палочки (для практических упражнений), магнитная математика, счеты. Для каждого ученика я изготовила индивидуальные перфокарты для закрепления состава чисел и для решения примеров на сложение и вычитание. Подготовила много различных карточек для индивидуальной (самостоятельной) работы. Изготовила много различных наглядных пособий по изучаемым темам, счетный материал (белочки, зайчики, матрешки и т.д.).
Применяю разные элементы занимательности.
При знакомстве с новой цифрой читаю стихи о данной цифре из детской книге С. Маршака «Математика в стихах» и из пособия Бурлаки Е.Т. и Прокопенко И.Н. «Веселые счеты».
- использую математические задания, загадки в стихах;
- проговариваем математические считалки;
- читаю пословицы, связанные с изученной цифрой (Семь раз отмерь – 1 раз отрежь.);
- читаю стихи о составе числа;
- использую красочную таблицу «Письмо цифр»;
- в резервное время решаем занимательные задачи на смекалку;
- провожу различные дидактические игры по изученным темам. Эти игры интересны и доступны детям.
Применяя выше описанные приемы и методы, формирую у детей умение и желание учиться, даю возможность их самовыражению, нравственному развитию, умению мыслить и работать самостоятельно.

















13PAGE 15


13PAGE 14715




15