Рабочая программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению реализуемая программой Учусь быть гражданином (2 класс)


Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Красноярская средняя общеобразовательная школа №2»
«Согласовано» Руководитель МО ____________ Протокол №_______ от «___»_____________20 г. «Согласовано» Заместитель руководителя по УВР МБОУ КСОШ №2____________ «___»__________ 20 г. «Утверждено» Руководитель МБОУ КСОШ №2____________ __________. Приказ №___от «___»________20 г.
Рабочая программа
внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению
реализуемая программой "Учусь быть гражданином"
составлена по
Федеральному Государственному Образовательному Стандарту
начального общего образования
для 2 класса
Разработчик программы
учитель начальных классов Тутаринова Е.А.
педстаж: 27 года
I квалификационная категория
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа внеурочной деятельности составлена на основе:
-Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования;
- Концепция духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России
- базисного учебного плана для образовательных учреждений РФ;
-планируемых результатов начального общего образования
- Основной образовательной программы начального общего образования Муниципального бюджетного образовательного учреждение «Красноярская средняя общеобразовательная школа №2»
-авторской программы по внеурочной деятельности О.Е, Жиренко «Я – гражданин России» (М.:Вако, 2012)
Цели изучения курса:
- создание благоприятных условий, обеспечивающих возможность сохранения здоровья; формирование необходимых знаний, умений и навыков, способствующих поддержанию здорового и безопасного образа жизни; использование полученных знаний в практике с целью улучшения состояния собственного здоровья
- формирование обязательного минимума знаний и умений, который обеспечит развитие новых социальных ролей младшего школьника как участника дорожного движения, культуры поведения на дорогах и улицах
- формирование осознанного поведения в условиях дорожного движения, что приведёт к уменьшению числа дорожно-транспортных происшествий, участниками которых становятся младшие школьники.
- повышение уровня физического развития учащихся, развитие основных физических качеств, снятие психо-эмоционального напряжения у детей
- содействие всестороннему развитию личности, приобщение к самостоятельным занятиям физическими упражнениями.
- применять полученные знания, умения и навыки в повседневной жизни.
Изучение курса направлено на решение следующих задач
формировать у детей и их родителей ответственного отношения к здоровому и безопасному образу жизни;
сохранение и укрепление здоровья детей младшего школьного возраста;
воспитание полезных привычек и пропаганда физической культуры, спорта, туризма в семье;
изучение особенностей жизни народов России через знакомство с их народными играми.
Общая характеристика деятельности в учебном плане
Программа построена с учётом следующих принципов:
доступность знаний, их расшифровка и конкретизация с учётом особенностей познавательной деятельности детей 6-11 лет;
личностно ориентированная направленность курса - актуализация знаний и умений, мотивированность всех предлагаемых учебных ситуаций с точки зрения реальных потребностей ребёнка данного возраста;
линейно-концентрическое расположение учебного материала, которое позволяет последовательно формировать представления с опорой на уже имеющиеся, постепенно углубляя и усложняя их;
деятельностная основа процесса обучения, его практико-ориентированная направленность, удовлетворение потребности детей в игровой деятельности и эмоционально – наглядной опоре познавательной деятельности;
обучение в деятельности - организация детской деятельности по формированию здорового и безопасного образа жизни, умения самостоятельно добывать новые знания, правильно применять их на практике;
целостность содержания образования – выделение основных этапов и блоков, логическая преемственность с уроками разной целевой направленности в процессе его осуществления.
С учётом этих принципов в программе выделены разделы.
Обязательный объём знаний – перечень необходимых для усвоения младшим школьником дидактических единиц, выраженных в формулировках, доступных для каждого обучающегося. Обязательный минимум содержания обучения обеспечивает возможности для развития мотивированной самостоятельной деятельности в условиях учебных и реальных ситуаций.
Ориентирование в понятиях - номенклатура основных понятий, которые младший школьник может освоить и сознательно использовать для решения различных учебных задач в практической, интеллектуальной и творческой деятельности.
Место деятельности в учебном плане
Реализация программы проводится в рамках внеурочной деятельности для учащихся 2 классов 1 раз в неделю. Всего 34 часа.
Результаты освоения курса
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы.
В результате освоения программы формируются следующие предметные умения:
- иметь полноценные знания о своём организме;
- знать и применять на практике имеющиеся знания;
- умения ставить и решать познавательные задачи по сохранению и укреплению собственного здоровья.
- выделять различные дорожные знаки, узнавать их и соотносить с особенностями своего поведения как участника движения;
- объяснять значение и функции конкретного знака (в значении, приближенном к установленному в ПДД);
- находить и исправлять ошибки в графическом изображении дорожных ситуаций;
- раскрывать в соответствии с дорожными знаками правила движения;
- разыгрывать различные роли участников движения (водитель, пешеход, пассажир, сотрудник ГИБДД), передавать особенности их поведения в зависимости от ситуации;
- составлять и правильно выполнять комплексы физических упражнений на развитие координации, на формирование правильной осанки;
- организовывать и проводить самостоятельно подвижные игры;
- уметь взаимодействовать с одноклассниками в процессе занятий;
- знать о способах и особенностях движения и передвижения человека;
- знать о системе дыхания, работе мышц при выполнении физических упражнений, о способах простейшего контроля за деятельностью этих систем;
- знать об общих и индивидуальных основах личной гигиены, о правилах использования закаливающих процедур, профилактике нарушения осанки;
- знать о причинах травматизма и правилах его предупреждения.
Метапредметные результаты освоения программы:
- умение анализировать, оценивать, сравнивать, строить рассуждение;
- формирование способности оценивать своё поведение со стороны;
- формирование рефлексивных умений – предвидение возможных опасностей в реальной обстановке;
- формирование умения планировать и оценивать результаты своего поведения;
- формирование умения организовывать коллективную деятельность;
- умение принимать решения, брать на себя ответственность за их последствия;
- формирование умения формулировать собственные ценностные ориентиры по отношению к собственному здоровью и сферам деятельности по здоровьесбережению;
- умения самостоятельно искать, извлекать, систематизировать, анализировать и отбирать необходимую для решения задач информацию, организовывать, преобразовывать и сохранять её;
- умение владеть различными источниками информации;
- умение владеть эффективными способами организации своего свободного времени.
Такой подход позволяет реализовывать требования федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
Содержание тем деятельности.

Ориентировка в окружающем мире
Предметы и их положение в пространстве: определение, сравнение, объяснение соотношений с использованием соответствующей терминологии (близко-ближе, далеко-дальше, рядом, перед, за и т.д.).
Скорость движения объекта (быстро, медленно, очень быстро). Особенности пространственного положения предмета (транспортного средства) при разной скорости движения по отношению к другим предметам и участникам дорожного движения (далеко-близко; медленно-быстро, рядом, около).
Транспорт стоящий, двигающийся, подающий сигналы поворота. Транспорт личный и общественный (отличие, классификация). Механические транспортные средства. Маршрутное транспортное средство ()автобус, троллейбус, трамвай). Маршрут (определение на рисунках, моделирование). Гужевой транспорт.
Населённый пункт как территория, застроенная домами: город, село, посёлок, деревня. Знание своего района как условие безопасного передвижения.
Дорога. Состояние дороги (асфальт, грунт). Практическое определение времени, которое может быть затрачено на переход дороги.
Опасность и безопасность на дорогах. Причины возникновения опасности. Безопасные маршруты движения (установление, определение по рисункам и личным наблюдениям).
Ты – пешеход
Знаки дорожного движения: «светофорное регулирование», «движение пешеходов запрещено», «пешеходная дорожка». Знаки для водителей, которые необходимо знать пешеходам: «дорожные работы», «дети», «движение прямо, направо, налево…». Значение конкретного знака (в значении, приближенном к установленному в ПДД). Цвет и форма предупреждающих и запрещающих знаков.
Правила поведения на остановке маршрутного транспортного средства.
Ты – пассажир
В легковом автомобиле пристёгиваться ремнями безопасности. На переднем сиденье ребёнок ехать не может. Из машины выходить можно только со стороны тротуара или обочины.
Не открывать двери автомобиля на ходу, не высовываться из окна.


Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности.

Универсальные учебные действия
1. Ориентировка в понятии «моё здоровье»
- умение взаимодействовать и анализировать происходящие события, знать и применять правила безопасного поведения в природе при встрече с животными;
- умение позитивно относиться к своему здоровью;
- уметь применять полученную информацию для сбережения здоровья в условиях, угрожающих жизни и здоровью человека;
- умение бережно относится к своему здоровью, предупреждать возможные опасности для человека в быту;
- уметь оценивать причины возникновения болезней, предупреждать их используя достижения современной медицины: прививки, профилактику заболеваний.
2. Ориентирование и поведение в окружающей среде:
- сравнивать предметы по их положению в пространстве;
- определять направление движения объекта и своё пространственное положение по отношению к нему;
- соотносить скорость движения с положением объекта в пространстве (далеко-медленно, близко-быстро); различать скорости перемещения разных объектов, отвечать на вопрос «Кто (что) быстрее (медленнее)?»;
- самостоятельно строить и перестраивать (в игровых и учебных ситуациях) пространственные взаимоотношения предметов (близко-далеко, ближе-дальше, рядом, около и пр.);
- различать, сравнивать, группировать общественный и личный транспорт.
3. Умения, определяющие безопасное поведение в условиях дорожного движения:
- определять геометрическую форму знаков дорожного движения, группировать знаки по цвету и геометрической форме (запрещающие, предписывающие)
- ориентироваться в скорости приближающегося транспортного средства (быстро, медленно);
- выделять среди объектов окружающей среды знаки дорожного движения (изученные), необходимые для правильной ориентировки на дороге и улице; назвать их, объяснять назначение и соотносить с особенностями своего поведения;
- различать цвет и форму предупреждающих и запрещающих знаков (изученных);
- в учебной ситуации оценивать наличие опасности. коллективно определять причину её возникновения; выбирать безопасные маршруты (по рисункам и личным наблюдениям); отвечать на вопрос «Опасна или не опасна эта ситуация, правильно ли поступают её участники?»;
- объяснять значение конкретного знака (в значении, приближенном к установленному в ПДД);
- различать транспорт стоящий, двигающийся, подающий сигналы поворота;
- оценивать состояние дороги (асфальт, грунт) и время, которое может быть затрачено на переход дороги;
- группировать транспортные средства по видам общественный, личный.
4. Уметь использовать игры в общении со сверстниками
- уметь объяснять изученные игры и эстафеты и проводить их в коллективе;
- уметь соблюдать правила безопасного поведения во время проведения подвижных игр и эстафет.

Календарно-тематическое планирование
№ Тема Дата по плану Дата по факту
1 Инструктаж по технике безопасности. О транспорте. 2 Ролевая игра «Международная выставка транспорта» 3 Какие бывают дороги? 4 Коллективное создание памятки «как вести себя на дороге». 5 Расскажем о правилах поведения на дороге. 6 Дорога за городом. 7 Части дороги. 8 Дорожные знаки. 9 Упражнения на классификацию дорожных знаков. 10 Что такое опасность? 11 Коллективное сочинение истории «Что случилось на прогулке». 12 Пословицы и поговорки о безопасности. 13 Создание коллективного панно «Осторожно, дорога!» 14 Мы здесь живем. 15 Будем уважать людей. 16 Как вести себя на улице. 17 Если бы на свете отменили все правила ДД. 18 Сюжетно-ролевая игра «К нам пришел сотрудник ГИБДД». 19 Дидактическая игра «Найдем знаки». 20 Ролевые игры «Объясни малышам как переходить улицу». 21 Конструирование дорожных знаков и разметки. 22 Создание плаката на тему: «Переходи улицу правильно». 23 Перекресток. 24 Регулировщик. 25 Мы- пассажиры. 26 Ролевая игра «Как нужно вести себя в автобусе». 27 Будем уважать водителей. 28 Мы едем на машине. 29 Ролевые игры «Мы покупаем велосипед». 30 Проверим знание правил дорожного движения. 31 Я выбираю движение. 32 Правила поведения на остановке маршрутного транспортного средства. 33 Повторение и обобщение знаний по теме «Я - гражданин». 34 Обобщающее итоговое занятие.
Описание учебно-методического и материально–технического обеспечения образовательной деятельности
Газман О.С. Воспитание: цели, средства, перспектива. М.: Новое педагогическое мышление, 1989.-221 с.
Данилюк А.Я. и др. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России // Вестник образования. - 2009. - №17. - 9-13 с.
Жиренко О.Е. Внеклассные мероприятия. М.: Вако, 2007 г.
Концепция патриотического воспитания граждан РФ // Воспитание школьников. - 2005. - №1. -147 с.
Концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников. М.: Просвещение, 2009. - 35 с.
Кувашова И.Г. Праздники в начальной школе. Волгоград: Учитель, 2001 г.
О воспитательном компоненте Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения // Воспитание школьников. - 2009. - №8 -10-16 с.
Перекатьева О.В. Сценарии школьных праздников - Ростов-на-Дону, 20С1 г.
Савинов Е.С. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа. М.: Просвещение, - 2010. -191, 204 с.
Черемисина В.Г. Духовно-нравственное воспитание детей младшего школьного возраста. Кемерово: КРИПКиПРО, 2010. - 14-36 с.
Технические средства обучения:
Мультимедийный проектор;
Компьютер с программным обеспечением;
Демонстрационная доска для работы маркерами;