Рабочая программа внеурочной деятельности по направлению духовно-нравственное «Мой край» (4 класс)

1. Пояснительная записка
Рабочая программа курса «Мой край» составлена на основе нормативно- правовой базы:
Закон РФ «Об образовании»;
Устав школы;
Основная образовательная программа начального общего образования школы на 2011- 2015 г.г.;
Григорьев Д. В., Степанов П. В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор. Пособие для учителя. - М.: Просвещение, 2010 г.;
Сборник программ внеурочной деятельности: 1-4 классы/ под ред. Н. Ф. Виноградовой. - М.: Вентана Граф, 2011 г.
Рабочая программа составлена на основе программы курса Кочуровой Е. Э., кандидата педагогических наук, старшего научного сотрудника ИСМО РАО. Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
Сегодня коренным образом меняются отношения гражданина России с государством и обществом. Гражданин получил большие возможности реализовать себя, как самостоятельную личность в различных областях жизни и в то же время возросла ответственность за свою судьбу и судьбу других людей. В этих условиях патриотическое воспитание учащихся является исключительно важной частью воспитания подрастающего поколения. Это многоплановая, систематическая, целенаправленная и скоординированная деятельность государственных органов, общественных объединений и организаций по формированию у детей и молодежи высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга важнейших конституционных обязанностей по защите интересов общества. Ощутимый вклад в формирование гражданской личности, сочетающей в себе нравственную, правовую и политическую культуру должна внести современная школа.
Таким образом, на уровне общества, воспитание гражданственности, формирование сознательного гражданина становится одним из основных направлений развития и воспитания личности. Сознательность предполагает знание и понимание своей общественной роли, умение определять наиболее разумные пути действия и поведения с учётом личных и общественных последствий. Следовательно, сознательность предусматривает широкое развитие интеллекта и самостоятельности личности.
В основу данной программы положены материалы Всеобщей декларации прав человека, Декларации прав ребёнка, Конвенции о правах ребёнка, Закон РФ «Об образовании», проект новых Государственных образовательных стандартов.
В основе программы лежат следующие направления: нравственное и гражданско-правовое. Особое внимание уделяется нравственному направлению, так как нравственность - это та основа, без которой невозможно формирование полноценной личности гражданина.
Нравственный аспект способствует формированию у младших школьников таких личностных качеств как доброжелательность, трудолюбие, справедливость, честность, принятых в обществе правил поведения в семье, коллективе, общественных местах, транспорте; правил личной безопасности и др.
Гражданско-правовое направление позволяет младшему школьнику овладеть практическими знаниями о правах и обязанностях гражданина, об устройстве государства, символах РФ, области и своего города, о способах защиты своих прав, предусмотренных законом, о государственных органах, призванных защищать права ребёнка и др.
Программа курса «Мой край» является пропедевтической для обучения учащихся демократическим ценностям и правам человека в основной и средней школе.
Программа интегрированного курса «Мой край» строится на основе компетентностного подхода к образованию школьников и условно- концентрического принципа, составлена с учётом возрастных особенностей младших школьников.
Цель программы
Цель программы - способность школьников адекватно проявлять внутреннюю и внешнюю правовую культуру, основные нравственные качества (справедливость, уважение, сострадание, доброжелательность, чувство собственного достоинства, патриотизм) в соответствии с жизненными ситуациями.
Основные задачи:
формировать знания о нравственной и правовой культуре, используя возможности самого ребёнка;
формировать умения применять знания о правовой культуре в учебных и жизненных ситуациях;
способствовать социальной адаптации ребёнка, его правильному отношению к миру, окружающим людям и самому себе;
получение первоначальных представлений о Конституции России, ознакомление с государственной символикой - Гербом, Флагом Российской Федерации, гербом и флагом субъекта Российской Федерации, в котором находится образовательное учреждение (на плакатах, картинах, в процессе бесед, чтения книг, изучения предметов учебного плана);
ознакомление с героическими страницами истории России, жизнью замечательных людей, явивших примеры гражданского служения, исполнения патриотического долга, с обязанностями гражданина (в процессе бесед, Экскурсий, просмотра кинофильмов, путешествий по историческим и памятным местам станицы, города, района, изучения учебных дисциплин);
ознакомление с историей и культурой родного края, народным творчеством, этнокультурными традициями, фольклором, особенностями быта народов России, Краснодарского края, (в процессе бесед, сюжетно- ролевых игр, просмотра кинофильмов, творческих конкурсов, фестивалей, праздников, экскурсий, изучения вариативных учебных дисциплин);
знакомство с важнейшими событиями в истории нашей страны, содержанием и значением государственных праздников (в процессе бесед, проведения классных часов, просмотра учебных фильмов, участия в подготовке и проведении мероприятий, посвященных государственным праздникам);
знакомство с деятельностью общественных организаций патриотической и гражданской направленности, детско-юношеских движений, организаций, сообществ, с правами гражданина (в процессе посильного участия в социальных проектах и мероприятиях)
участие в просмотре учебных фильмов, отрывков из художественных фильмов, проведении бесед о подвигах Российской армии, защитниках Отечества, конкурсов и спортивных соревнований, сюжетно- ролевых игр на местности, встреч с ветеранами и военнослужащими;
получение первоначального опыта межкультурной коммуникации с детьми и взрослыми - представителями разных народов России, знакомство с особенностями их культур и образа жизни (в процессе бесед, народных Hip, организации и проведения национально- культурных праздников).
Место курса
Занятия проходят 1 раз в неделю. Общий объем учебного времени составляет в 4 классе 34 часа.
Организационно-методические условия
В качестве организационно-методических условий реализации данной программы следует выделить следующее:
системность;
единство словесных и деятельностных форм обучения и воспитания;
стимулирование познавательной активности младших школьников, использование в этих целях разнообразных форм занятий, видов деятельности, дидактических средств;
постоянный контроль учителя за достигаемыми результатами в целях корректировки его дальнейшей работы с учащимися.
Требования к уровню подготовки учащихся в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами
Данная программа ориентирована не на запоминание обучающимися информации, которой в изобилии снабжает учитель, а на активное участие самих школьников в процессе ее приобретения.
В основе реализации программы «Историческое краеведение» лежит системно - деятельностный подход, который предполагает воспитание и развитие таких качеств личности как: патриотизм, гражданственность, уважение к прошлому и настоящему родного края.
В результате обучения по программе «Историческое краеведение» у младших школьников будут сформированы личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия.


2. Содержание учебного предмета

раздел «Наш город» 26 часов - Курск - родимая земля, исторические места Курской области, известные ученые и изобретатели, Коренная пустынь, Знаменский собор, Усадьба Марьино.
раздел «Люди нашего края» 5 часов- Герои-куряне в годы Великой Отечественной войны, поэты, писатели Курска
раздел «Резервные занятия» 3 часа- Город нашего будущего, организация исследовательской работы.
3. Календарно - тематическое планирование

№ п/п
Наименование раздела, темы
Часы учебного времени
Примерные сроки

1
Исторические места Курской области.
1 ч


2
Исторические места Курской области.
1 ч


3
Из истории Курской археологии.
1 ч


4
Из истории Курской археологии.
1 ч


5
Экскурсия в Курский археологический музей
1 ч


6
Работа над оформлением газеты. Древний Курск.
1 ч


7
Духовный подвиг курского купца (И. И. Голиков)
1 ч


8
Курские клады и кладоискатели
1 ч


9
Гордость курского края - известные ученые и изобретатели.
1 ч


10
XIX век. Д.И. Журавский, А.Уфимцева
1 ч


11
XIX век. В.Г. Шухов, Д.Я. Самоквасов
1 ч


12
Золотые купола г. Курск
1 ч


13
Монастыри. Крестный ход в Курской губернии.
1 ч


14
Коренная пустынь - духовный символ России.
1 ч


15
Экскурсия в Знаменском собор г. Курска
1 ч


16
Экскурсия в Воскресно-Ильинскую церковь г. Курска
1 ч


17
«Курский герой труда» Николай Данилович Диковский
1 ч


18
Монастыри Курской губернии. Женские обители
1 ч


19
Коренная пустынь духовный символ России.
1 ч


20
Экскурсия в Коренную пустынь
1 ч


21
Марьино - родник животворный, чудодейственный усадьбы И.Барятинского
1 ч


22
В.Г. Шварц - выдающийся русский художник
1 ч


23
Усадьба «Белый Колодезь»
1 ч


24
Центрально-Черноземный Государственный заповедник имени профессора В.В. Алехина
1 ч


25
Животный мир Курской области.
1 ч


26
Птицы нашего края.
1 ч


27
Растительность нашего края
1 ч


28
Экскурсия в краеведческий музей
1 ч


29
Полезные ископаемые, которые добывают в нашем крае.
1 ч


30
Курская битва.
1 ч


31
Герои - куряне в годы ВОВ
1 ч


32
Герои поэты, писатели г. Курска
1 ч


33
Композиторы, художники нашего края
1 ч


34
Итоговое занятие «Город нашего будущего»
1 ч



4.Требования к личностным, метапредметным
и предметным результатам

Личностные действия:
Ученик научится и приобретет:
научится ориентироваться в важнейших для региона событиях и фактах прошлого и настоящего; оценивать их возможное влияние на будущее;
приобретет способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;
научится ориентироваться в нравственном содержании и смысле поступков, как собственных, так и окружающих людей;
приобретет способность развить в себе этические чувства - стыда, вины, совести - как
регуляторов морального поведения.
Ученик получит возможность для формирования:
основ гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданин Курска, чувства сопричастности и гордости за свой край.
мотивации учебной деятельности, включающей социальные, учебно-познавательные, внешние и внутренние мотивы;
эстетических чувств на основе знакомства с национальной культурой Курской области;
чувства гордости за свой город, свой край, за успехи своих
земляков;
эмпатии, как понимания и сопереживания чувствам других людей.
Регулятивные действия:
Ученик научится:
планировать свои действия- в соответствии с поставленной целью и условиями ее реализации;
выполнять учебные действия в материализованной, речевой и мыслительной форме; проявлять инициативу действия в учебном сотрудничестве;
самостоятельно оценивать правильность выполнения задания при подготовке к сообщению, презентации, конференции;
использовать внешнюю и внутреннюю речь для целеполагания, планирования и регуляции своей деятельности.
Ученик получит возможность:
уметь анализировать и синтезировать необходимую информацию;
в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи,
цели;
самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия при работе над проектом, исследованием, конференцией;
вносить необходимые изменения в исполнение, как по ходу его реализации, так и в конце действия.
Познавательные действия:
Ученик научится:
используя дополнительные источники информации, находить факты, относящиеся к образу жизни, обычаям и верованиям наших предков;
на основе имеющих знаний отличать реальные исторические факты от вымыслов; узнавать символику Курской области, города; описывать достопримечательности родного края;
использовать различные > справочные издания (словари, энциклопедии т. д.) и литературу о нашем крае, достопримечательностях, людях с целью поиска и извлечения познавательной информации;
осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов домашней и школьной библиотек;
использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы при работе с картой контурной, картой Курской области и атласом;
работать с атласом, глобусом и картой;
находить на карте свой регион и его главный город;
устанавливать причинно-следственные связи;
строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
устанавливать аналогии.
Ученик получит возможность:
самостоятельно подбирать литературу по теме;
осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек города, архивов и Интернета;
работать в семейных архивах.
Коммуникативные действия:
Ученик научится:
понимать различные позиции других людей, отличные от собственной;
ориентироваться на позицию партнера в общении;
учитывать разные мнения и стремление к координации различных позиций в сотрудничестве.
Ученик получит возможность:
готовить и выступать с сообщениями;
наблюдать и описывать проявления богатства внутреннего мира человека в его созидательной деятельности на благо семьи, в интересах школы, профессионального сообщества края;
аргументировать свое мнение, координировать его с позициями партнеров при выработке общего решения в совместной деятельности.
Программа ориентирована на систематическую проектную деятельность младших школьников, она органично сочетает творческую проектную деятельностью и систематическое освоение содержания курса. Формы организации занятий по курсу «Историческое краеведение» во внеурочной деятельности могут быть разнообразными. Все это способствует развитию интеллекта и сферы чувств детей.
В целом в проектной деятельности младших школьников можно выделить следующие этапы, соответствующие учебной деятельности:
мотивационный (учитель: заявляет общий замысел, создает положительный мотивационный настрой; ученики: обсуждают, предлагают собственные идеи);
планирующий - подготовительный (определяются тема и цели проекта, формулируются задачи, вырабатывается план действий, устанавливаются критерии оценки результата и процесса, согласовываются способы совместной деятельности сначала с максимальной помощью учителя, позднее с нарастанием ученической самостоятельности);
информационно-операционный (ученики: собирают материал, работают с литературой и другими источниками, непосредственно выполняют проект; учитель: наблюдает, координирует, поддерживает, сам является информационным источником);
рефлексивно-оценочный (ученики: представляют проекты, участвуют в коллективном обсуждении и содержательной оценке результатов и процесса работы, осуществляют устную или письменную самооценку, учитель выступает участником коллективной оценочной деятельности).
Учащиеся должны уметь составлять и защищать проекты по заданной теме, готовить сообщения, использовать при работе над историческим материалом атлас России, карту Курской области, контурные карты.
Данная программа интегрируется с предметами: русский язык, литературное чтение, математика, окружающий мир.' Так взаимосвязь с русским языком происходит при знакомстве учеников с новыми словами, их лексикой морфологией и орфографией, что расширяет словарный запас учеников, развивает их орфографическую зоркость.
Навыки осознанного, выразительного беглого чтения формируются при знакомстве учащихся с литературными произведениями (мифами, повестями, рассказами, стихами и т.д.).
Математические умения и навыки закрепляются при работе с числами, а здесь числа носят исторический характер. ,Отрабатываются и графические умения, и навыки при составлении кроссвордов.
Программа внеурочной деятельности «Историческое краеведение» в начальной школе включает в себя пояснительную записку, тематическое планирование на четыре года обучения, формы подведения итогов, учета знаний, перечень ключевых слов, хронологическую таблица важней событий Курской области.

5. Информационно-методическое обеспечение

В качестве организационно-методических условий реализации данной программы следует выделить следующее: системность;
единство словесных и деятельностных форм обучения и воспитания;
стимулирование познавательной активности младших школьников,
использование в этих целях разнообразных форм занятий, видов
деятельности, дидактических средств;
постоянный контроль учителя за достигаемыми результатами в целях корректировки его дальнейшей работы с учащимися.































Список литературы

Акимов С.С, Ахмалигиева А.Х., Хренов А.В. Биология в таблицах, схемах, рисунках. - М., Лист, 1998.
Акимушкин И. Мир животных: млекопитающие или звери. - М., Мысль, 1998.
Алексеев В.А. 300 вопросов и ответов о насекомых - Ярославль, Академия развития, 1998.
Аношкина Е.Н. 300 вопросов и ответов о птицах. - Ярославль, Академия развития, 1998.
Бабенко В.Г., Кузнецов А.А. Птицы Красной книги СССР. - М, Педагогика, 1998.
Бабин ДМ. Мир комнатных цветов. - Минск, Миринда, 2000.
Белгород. / Сост. Н. А. Кузнецов, К. М. Новоспасский. - Воронеж, Центр. - Черноземное кн. изд., 1978.
Белгородоведение: Учебник для общеобразовательных учреждений. / Под ред. В. А. Шаповалова. - Белгород: издательство БелГУ, 2002
Беляева B.C., Василевская С.Д. Изучаем природу родного края. - М., Просвещение, 1971.
Биология: ботаника (книга для учителя)- М., Изд. Первое сентября, 2002.
Биология (еженедельная учебно-методическая газета для учителей). - М., Изд. Первое сентября , 2002-2004.
Богоявленская А.Е. Активные формы и методы обучения биологии: бактерии, грибы, лишайники. - М., Просвещение, 1996.
Бровкина Е. Т. Рыбы наших водоемов. - М.: Дрофа, 2004.
А.Войнич А., Херцег Э. Одна ласточка весны не делает: Пер. с венг,- М., Мир, 1985.
География Курской области : Учебное пособие. - М., Изд. МГУ, 2003.
М.Грехова Л. И. В союзе с природой: Эколого-природоведческие игры и развлечения с детьми: Учебно-методическое пособие. - М.: ЦГЛ, Ставрополь, 2003.
Дайн Г. Л. Детский народный календарь. Приметы, поверья, игры, рецепты, рукоделия. / Ил. Л. Ермцловой. - М.: Дет. лит., 2001.
Дубровская Н.В. Рисункц, спрятанные в пальчиках: Наглядно- методическое пособие: Детство - Пресс, 2003.
20.Закон «Об образовании» (Федеральный закон от 22 августа 2004 г., № 122 -ФЗ
21.Зверев А.Т. Экологические игры. - М., ООО Издательский дом Оликс 21 век ,2001.
Иванова А. И. Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду: Мир растений. - М.: ТЦ Сфера, 2005.
Как воспитать в ребенке творческую личность? / Серия «Мир вашего ребенка». - Ростов н/Д: Феникс,2004.








13PAGE 15


13 PAGE \* MERGEFORMAT 141015




15