Раздел по кубановедению Духовные истоки Кубани

Духовные родники жизни. Религиозные традиции моих земляков.
В рамках курса «Кубановедения» в школах Краснодарского края появился новый раздел «Духовные истоки Кубани». Ученикам планируется рассказывать о православных и казачьих традициях, религиозных праздниках и иконах В 2016-2017гг. в конце учебного года в классах школ Краснодарского края с 1 по 11 вводится новый раздел предмета «Кубановедение» – «Духовные истоки Кубани». На них выделяется четыре часа в мае, говорится в Методических рекомендациях для образовательных организаций Краснодарского края о преподавании учебного предмета «Кубановедение» в 2016-2017 учебном году. «Реализация раздела предполагает вовлечение родителей, активное взаимодействие с представителями РПЦ и других социальных институтов», – поясняется в документе. Программа «Духовных истоков Кубани» создавалась в тесном взаимодействии с Русской православной церковью, рассказала министр образования и науки Кубани Татьяна Синюгина.
В современной педагогике не случайно обращаются к культуре и традициям казачества. Особое место в менталитете казаков занимают представления о таких казачьих традициях, как преданность воинскому долгу, коллективизм, взаимопомощь, физическое и нравственное здоровье. В одном из своих выступлений В.В. Путин дал высокую оценку казачеству, как феномену российской культуры: «История казачества связана с верным служением Родине. Казак всегда был государственным человеком, тружеником, воином, защищающим интересы Отечества. Российское казачество, сочетая исторические, традиционные формы самоуправления с современными демократическими нормами, с особым укладом жизни и своими обычаями, вносит весомый вклад в строительство новой России».
На мой взгляд, казачьи классы способны обеспечить эффективную социальную адаптацию детей и подростков, это та воспитывающая культурно-историческая и ценностно-смысловая среда, насыщенная общечеловеческими и национальными ценностями, нормами морали, православной культуры, воинскими символами и ритуалами, способствующая формированию стержневых качеств личности. В основе этой среды – сохранение опыта поколений, возможность ориентироваться на нравственные идеалы и ценностные ориентации, проверенные временем.
Социокультурным аспектом источников патриотического опыта
казачества являются предметы быта, хозяйственная утварь, предметы
производственной деятельности, архитектуры и искусства, реликвии,
раритеты и регалии.
Задача преподавателя – создавать условия для саморазвития учащихся. Цветок растет сам, но его надо поливать, обогревать, освещать. Ему нужно создавать соответствующие условия, тогда растение будет здоровым. Так и ребенок – как цветок, за которым нужно ухаживать. А цель педагога помочь развитию здоровой, полноценной личности.
Раскрывая тему «Духовные родники жизни. Религиозные традиции моих земляков», необходимо заострить внимание на самых главных источниках – храм, семья, традиции. Тот, кто не уважает обычаи своего народа, не хранит их в своем сердце, тот позорит не только свой народ, но прежде всего не уважает самого себя, свой род, своих древних предков.
Ф.А.Щербина
Апостол Андрей побывал у нас на Кубани. Здесь рождались первые христианские общины.
Памятники православия найденные на Тамани.
Веру Христову Кубань во всей полноте познала с приходом черноморцев -отважной казачьей вольницы из Запорожья.
Именно к приходу казаков на Кубань относится зарождение христианства и строительство церквей.  Церковь всегда занимала важное место в жизни людей .Она терпела изменения в течение многих веков, но одно оставалось неизменным- это служение людям. В старые добрые времена у каждого человека было два дома: один где он родился, другой где он крестился и находил отдохновение от огорчений и трудностей житейских, вознося молитвы Спасителю . Оба дома были бесконечно дороги: своему жилью он отдавал силы, а церкви – свою душу, порой жертвуя последнюю копейку, чтобы его храм, его приход сверкал своими Божьими образами и был самый Красивый. С переселением в 1792-1793г.г. черноморских казаков – православного воинства - на пустынные кубанские берега, новая жизнь забила ключом. Переселенцы первым делом строили для жилья землянки, турлучные и глинобитные хаты, возводили Божьи церкви. По приказу императрицы Екатерины II от января 1794г. Святейший Синод причислил черноморское войско к Феодосийской епархии. Первым войсковым протоиереем был назначен священник Роман Порохня. Войсковой судья Антон Головатый на свои средства в 1793году на Тамани начал строительство самой первой казачьей церкви. Этот храм был возведен из камня и посвящен самому главному празднику черноморцев - Покрову Божьей Матери. Казакам первых куреней нередко приходилось добираться до ближайшей церкви с большим трудом, иногда в радиусе восьмидесяти верст не было ни одного храма  Одной из самых замечательных личностей кубанской истории является протоиерей Кирилл Россинский. Он внес неоценимый вклад в развитие просвещения, образования и культуры края, в воспитание кубанского духовенства. С его именем связаны создание системы светских учебных учреждений, открытие екатеринодарского духовного училища, строительство церквей и монастырей. В 1793году в новоустроенную войсковую крепость в град Екатеринодар была доставлена походная войсковая церковь во имя Святой Троицы. Построена она была из белой парусины и иконостасом, писанным на холсте.
С ростом населения в Екатеринодаре походная церковь не вмещала всех желающих присутствовать на службе. Решено было начать строительство на территории крепости Войскового собора во имя Воскресения Господня. Императрица Екатерина пожаловала на строительство собора в 1794г. 3000 рублей. В 1802 году собор был освящен пятиглавый и крестообразный он покоился на прочной дубовой основе, имея в высоту 50 аршинов. Особенно замечателен был этот храм своим иконостасом.
Прошло несколько лет и казаки Черномории построили церкви во всех куренях. В дальнейшем многие станицы имели по 2-3 храма. Русский народ любил строить церкви, не только во имя духовной потребности» но и в память какого-либо выдающегося события , дабы увековечить в потомстве эту тяжелую годину. Свято хранили казаки память о главном празднике Покрова, в многих куренях строили храмы в честь этого праздника. Как и прежде почитали Николая угодника, Андрея первозванного, Архистратига Михаила. Поминали в своих станичных храмах имена воинов-станичников «сложивших живот свой на поле брани». Как исконные свои нравственные качества хранили честность, религиозность, преданность Царю и Отечеству и любовь к храму.

Из всех человеческих отношений семья – самое древнее и самое великое. Основные законы его – верность, любовь, воспитание детей – служат самыми прочными основами всякого человеческого блага. 

Семья – это группа живущих вместе близких родственников. У каждого из нас есть своя семья, родительский дом, где нас ждут, помнят и за все простят. Именно в семье мы учимся любви, ответственности, заботе и уважению. И где бы мы ни были, мы всегда помним о своей семье, о близких нам людях: родителях, братьях и сестрах, бабушках и дедушках.
На уроках можно дать детям такое задание:
Собери пословицу
Семейное согласие
не страшны и тучи.

Семья в куче
всего дороже

Где мир да лад
и сам будешь там.

Корми деда на печи
без родни не живет.

Любовь братская
там и божья благодать.

Русский человек
союз христианский

Правильный ответ:
Семейное согласие всего дороже.
Семья в куче – не страшны и тучи.
Где мир да лад, там и божья благодать.
Корми деда на печи: и сам будешь там.
Любовь братская – союз христианский.
Русский человек без родни не живет.
Наши предки жили по своим особым законам. Они отличались от наших, современных, законов  и  правил. Ведь их диктовали особые условия, главное из которых – защититься от врагов. Чтобы выжить в жестоком мире, нужны были особые  отношения   и  между людьми, правила подчинения сильному. Жили славяне большой общиной, все родственники вместе или  родом. В общине все подчинялись старейшине, в  семье  жена и дети – мужу. На Руси в семьях ценилась всегда любовь, уважение, согласие в воспитании детей.
В древности каждая семья – отец, мать и дети, жили в своей избе отдельно от других семей. Когда вырастали сыновья, они женились, у них появлялись дети, и все дети и внуки – жили одной дружной семьей с родителями. Ведь так легче было прожить, ведя общее хозяйство. Самым главным считался старший член семьи – его почитали и советовались с ним. Детей воспитывали в строгости. Помнили: «Засиженное яйцо всегда – болтун, заласканный сын – шалун». Дети почитали своих родителей на протяжении всей своей жизни. Дети не могли противоречить родителям. Даже взрослый сын, уже имевший семью, но не отделившийся от родителей, должен был во всех хозяйственных и личных делах подчиняться отцу. Обычно делами сыновей занимался отец, а делами дочерей – мать. Власть родителей на дочерей распространялась до тех пор, пока она не выходила замуж. Народная мудрость поучала: « Живы родители – почитай, умерли – поминай!»
-Что такое род? (Это родственники нескольких поколений. Род - это люди нескольких поколений, связанные кровным родством).
1. В русском языке РОД – корень самых главных понятий  в жизни человека: родители, рождать, родные, родина, природа, родник, урожай, плодородие.
2. В словаре В.И. Даля читаем: «РОД это связь членов семьи, произошедших от одного родоначальника. Принадлежность к роду частенько определяет судьбу («на роду написано»), долю, какие – то устойчивые черты характера («он родом таков»). Многие века на Руси было принято при первом знакомстве вопрошать: «Чей ты, какого роду?». В русских сказках и былинах обращаться к молодцу: «Ты скажись, молодец, родом – племенем».
-Знаете ли вы историю своей семьи (рода).
Известны ли вам имена ваших прадедов и прабабушек?
Историю своего рода знать необходимо. Ведь каждый человек имеет мать и отца. Его родители, в свою очередь, имеют своих родителей, а те своих. Бесконечно далеко в прошлое уходит цепочка поколений, в памяти которых живут разные семейные истории, традиции.
-О чём рассказывает родословная? (Родословная рассказывает об истории семьи.)
Раньше родословную рисовали в виде дерева с многочисленными ветвями. Ствол дерева означал общих предков семьи, зачинателей рода, которые жили 200 лет назад, а в виде ветвей и веточек изображали их детей, внуков, правнуков, т.е. все поколение этой семьи от самых старших поколений до самых младших. Родословная может быть представлена в виде кустарника, грозди винограда, радуги.
Мы должны чтить память и своих прародителей и не забывать о тех, кто совершил в своей жизни много добрых и славных дел.
Род и семья – исток нравственных отношений в истории человечества. Традиции, обычаи, моральные устои семьи складывались годами. Нужно помнить, что традиции связывают людей, представляя собой эстафету поколений.
На уроках кубановедения можно предложить такие задания:
-Перед вами модели «домики» - не что иное, как список ваших родственников. Другими словами ваш род. Пока он неполный, вы лишь начнете его составлять. Ученые такой список называют «родословной», «генеалогическим древом» или «родовым древом». На строчках надо написать имена членов вашей семьи, тех, с кем вы живете.




Дети ____________ _____________ ______________ _____________
_мама___________ ______________ ______________папа ____________
_бабушка___________ _____________ дедушка ______________ ____________
_прабабушка ___________ ______________ прадедушка ______________

- Запишите в окошечках под цифрой 1, слова, характеризующие вашу семью, отношения между ее членами. Нужные слова подобрать вам поможет список определений под номером 1. (Список №1. Дружная, злобная, жестокая, любящая, веселая, вредная, невыносимая, заботливая)
- Выберите из списка под номером 2 слова – существительные и запишите их в домике, в окошко с цифрой 2. Нужные слова подобрать вам поможет список определений под номером 2. (Список №2. Понимание, недоверие, любовь, уважение, забота, ложь)
- В окошко с цифрой 3 выберите и запишите слова – действия. Нужные слова подобрать вам поможет список определений под номером 3. (Список №3. Жалеем, заботимся, сочувствуем, ценим, не любим, обижаем, помогаем)
- Выберите нужные слова из списка под номером 4 и запишите их в окошко с цифрой 4. Нужные слова подобрать вам поможет список определений под номером 4. (Список №4. Поддержка, вражда, взаимопомощь, уважение, недоверие, злоба, честность, доброжелательность)
- Выберите об этом подходящую по смыслу пословицу и запишите ее в окошко с цифрой 5. Нужную пословицу подобрать вам поможет список пословиц под номером 5.
(Список №5. «Согласную семью и горе не берет»,
«Семья в куче – не страшна и туча»,
«На что клад, когда в семье лад».

1.

2.
3.
4.
5.

- А теперь выберите для каждого записанного окошка цвет, закрасьте цветным карандашом.
- Давайте посмотрим, что у вас получилось. Покажите свои домики. Цвет подсказывает мне, что в ваших семьях живет мир и согласие. Я рада, что ваши семьи дружные, в них живут любовь и понимание.
Творческое задание: 1) изобразить на альбомном листе герб своей семьи;
2) дописать свою родословную на модели «домик», используя помощь родителей.
«Семейные традиции – это обычные принятые в семье нормы,
манеры поведения, обычаи и взгляды, которые передаются из поколения в поколение».
Но традиции – это не только праздники. Это образ и стиль жизни. Это то, что принято в семье: уважать старших, помогать друг другу, выполнять работу вместе, устраивать воскресные обеды.
Благослови, Господь, семью – творения венец.
На человеческих детей покоится земля.
Святая Троица земли – Ребёнок, Мать, Отец,
И человечество само не что-нибудь -  семья.
Е. Евтушенко

После сорока дней с момента рождения мать, прочтя очистительную молитву, возвращалась к обычной жизни, а отец надевал на младенца портупею от шашки, шашку придерживал своей рукой, сажал малыша на коня, а потом возвращал матери, поздравляя ее с казаком.
Когда у ребенка прорезывались зубы, отец и мать сажали его на лошадь и везли в церковь служить молебен Иоанну-воину. Трехлетние дети уже свободно ездили на лошади по двору, а пятилетние – скакали по степи.
Главной казачьей традицией было крещение младенца и выбор крестных (духовных) родителей. К выбору восприемников (крестных отца и матери) подходили серьезно. Во многих случаях крестные несли за ребенка большую ответственность, чем отец и мать. Если ребенок рождался болезненным или с физическими недостатками, платил за него для найма замены родной отец. Но если парубок рос  гуленистым, плохо работал, любил играть в карты, проигрывая при этом деньги, или хуже того, был замечен  пьянстве, не ходил к исповеди – штрафовали и порицали крестного отца. Значит, он плохо заботился о духовном воспитании своего крестника, о его душе, не привил ему моральных качеств и нравственных ценностей. Пятно позора ложилось на голову крестного, и исправить ситуацию мог только он сам, наставив юношу на путь истинный. Крестный должен был обучать крестника воинскому искусству, ремеслам и верховой езде.
Крестная мать обязана была следить за духовным развитием своей крестной дочери, учила ее рукоделию, помогала готовить приданое. Особая ответственность возлагалась на крестных родителей, если их крестник становился сиротой. Они опекали его, следили, как живется сыну или дочери с  отчимом или мачехой. Если видели, что с ребенком плохо обращаются новые родители, могли без особых разговоров и увещеваний забрать его к себе в семью и воспитывать наравне со своими детьми.
Поскольку при крещении малыша крестные родители дают обет научить его вере, заботиться о том, чтобы он жил по-христиански, то к ним предъявляли требования особого рода. В крестные никогда не брали мужчин и женщин, которые имели легкие взгляды на жизнь или порочное поведение, не соблюдали традиций и законов, плохо относились к  старшим.
Крестных родителей почитали и любили наравне с родными, всегда приглашали на семейные праздники, часто навещали, приносили подарки и гостинцы, внимательно слушали советы и наставления. А крестные молились за своих крестников так же, как и за родных детей.
Чем больше уважали и почитали казака, тем больше у него было крестников. И для каждого он находил место в своей душе и сердце. Иногда духовное родство было крепче кровного. 
К духовному братству и крепости семейных традиций можно отнести и еще один древний казачий обычай – побратимство. Как правило, побратимами становились люди, прошедшие вместе через серьезные испытания, долго знающие друг друга, пережившие какие-то особые невзгоды.
Побратимы имели особые обязанности. Обычай этот древний, и долгое время сохранялось требование к побратиму: если он не был женат, то в случае гибели женатого друга обязан был взять в жены его вдову и воспитывать его детей, как своих. Со временем это требование ушло, но осталась обязанность побратима первым приходить на помощь даже без зова, отдавать все силы и средства. До сих пор побратим, в случае смерти своего духовного брата, обязан помогать его семье, заботиться о родителях и детях. Обряд братания очень трогателен и красив. На рассвете двое казаков идут в степь или на курган, становятся на колени и ждут восхода солнца. Когда солнце показывается из-за горизонта, меняются нательными рубахами и крестами. После этого, стоя на коленях, читают молитву «Символ веры», положив друг другу руки на плечи, затем идут вместе в храм к исповеди и причастию. Никаких клятв казаки не произносят, и то, что они стали побратимами, окружающие могут и не знать.
Казаки верили, что в Царствии Небесном побратимы соединятся, и на Страшном суде будут вместе отвечать за свои земные дела и поступки, будут нести равное наказание, потому, что с момента братания стали одним человеком, единым целым, любя побратима больше себя.
Такие обычаи помогали казакам стать сильным крепким братством, выковывали бесстрашных воинов, храбрых защитников, помогали справляться с житейскими трудностями. У казаков дружба - обычай, товарищество - традиция, гостеприимство - закон.
Наш современник иеромонах Роман написал такие строки:
                       Без Бога нациятолпа,
 Объединенная пороком,
                       Или слепа, или глупа,
                       Иль, что еще страшней, жестока.
                       И пусть на трон взойдет любой,
                       Глаголющий высоким слогом.
                       Толпа останется толпой,
                       Пока не обратится к Богу!