Программа дополнительного образования. Краеведческий кружок Наследие
Краеведческий кружок «Наследие»
Пояснительная записка.
Важнейшей составной частью воспитательного процесса в современной российской школе является формирование патриотизма, который имеет огромное значение в социально-гражданском и духовном развитии личности ученика. Только на основе возвышающих чувств патриотизма и национальных святынь укрепляется любовь к Родине, появляется чувство ответственности за ее могущество, честь и независимость, сохранение материальных и духовных ценностей общества, развивается достоинство личности.
Краеведческий кружок «Наследие» - это добровольное объединение школьников, имеющих желание заниматься поисковой, исследовательской и творческой деятельностью, Патриотизм олицетворяет любовь к своему Отечеству, неразрывность с его историей, культурой, достижениями, проблемами, притягательными и неотделимыми в силу своей неповторимости и незаменимости, составляющими духовно-нравственную основу личности, формирующими ее гражданскую позицию и потребность в служении Родине.
На протяжение всего года членами кружка оказывается посильная помощь ветеранам ВОВ, ветеранам труда и пожилым людям, нуждающимся в помощи. Работа проводится по четырем направлениям.
Цель:
мотивационное образование, позволяющее реализовать устойчивые потребности в изучении Родины, воспитании патриотизма, бережного отношения к природному и культурному наследию родного края; реализация творческих краеведческих и поисково-исследовательских проектов; возможности максимального раскрепощения; социального, профессионального и личностного самоопределения.
Задачи:
создание условий для свободы выбора, формирующих гражданские и патриотические качества личности;
развитие мотивации личности к познанию, сохранению исторической памяти, творчеству и самоопределению;
осуществление личностно-ориентированного подхода к ребенку, создание «ситуации успеха» для каждого;
демонстрация подросткам значимости их деятельности; востребованности обществом проявления их гражданских и патриотических качеств;
создание условий для самореализации, самопознания, самоопределения личности.
Программа рассчитана на 35 часов. В соответствии с календарным графиком и расписанием уроков программа реализуется в объеме 32 часов.
Основные направления работы кружка «Наследие»
№
Название раздела.
Основная задача.
Сроки реализации.
С гордостью о прошлом, с заботой о настоящем, с верой в будущее.
Совершенствовать деятельность школьных музеев, повышать их роль в образовании и воспитании детей.
Сентябрь – октябрь.
Летопись родного края.
Изучить историю, природу, климат родного края. Познакомиться с жизнью земляков.
Ноябрь – декабрь.
Дети и война.
Дать представление о Великой Отечественной войне, Чечне и Афганистане. О совершенных военных конфликтах, о восприятии участников событий, о воспоминаниях взрослых и детей - очевидцев событий.
Январь – март.
Земляки.
Изучать жизнь и деятельность земляков. Оказывать помощь тем, кто в силу обстоятельств оказался оторванным от своей малой родины.
Общаться с детьми из малообеспеченных и асоциальных семей, с детьми – сиротами, оказывать им посильную помощь.
Апрель – май.
Содержание занятий
Кол-во часов.
Дата.
С гордостью о прошлом, с заботой о настоящем, с верой в будущее
1 четверть
1
Вводное занятие. Знакомство с детьми и деятельностью кружка. Знакомство с портфолио члена кружка «Наследие»
1
1.09
2
Развитие навыков организаторской работы.
1
8.09
3
Великая Отечественная война. Их уже нет с нами. Заседание круглого стола.
1
15.09
4
Памятник павшему солдату. История его создания. Памятники Манычского сельского поселения.
1
22.09
5
День пожилого человека.
1
29.09
6-9
Акция «Будь внимателен к людям». (Помощь пожилым людям)
4
6.10, 13.10, 20.10, 27.10.
Летопись родного края
1
Так мало их, оставшихся в живых!
1
10.11
2
Верны традициям Донской милиции.
1
17.11
3
Беседа об истории родного края.
1
24.11
4
Сочинение «Край мой родной»
1
1.12
5
Наши выдающиеся земляки. Беседа.
1
8.12
6
«Страниц и дней перебирая даты». История образования Зерноградского района..
1
15.12
7
Традиции родного края. Праздники и обычаи.
1
2212
8
Лисунов В.П.
1
29.12
Дети и война
1
Дети в годы Великой Отечественной войны.
1
12.01
2
Встречи с участниками боевых действий в Афганистане на классных часах.
1
19.01
3
4
«Вечная память!». Сбор информации о наших односельчанах, не вернувшихся из Афганистана и Чечни.
2
26.01
2.02
5
Проект «Герои живут рядом».
1
9.02
6
Подарок воину – интернационалисту ко дню вывода войск из Афганистана.
1
16.02
7
Солдат войны не выбирает. (Общешкольное мероприятие).
1
2.03
8
Женщины – герои войны. «У войны не женское лицо». Наши землячки – узники концлагерей.
1
16.03
Земляки
1
Все работы хороши.
1
30.03
2
Сбор материала.
1
6.04
3
Ветераны педагогического труда. Сбор материала.
1
·
13.04
4
Оформление материала.
1
20.04
5
Поздравление всех участников войн: ВОВ, Афганистан, Чечни с Днем Победы.
1
27.04
6
Педагогические династии. Оформление альбома «Наши учителя».
1
18.05
7
Презентация портфолио.
1
25.05
Итого за год: 32 часа
Помощь пожилым людям – весь год. Уход за памятником Павшему солдату – весь год.
Планируемые результаты освоения программы
Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека:
ценностное отношение к России, своему народу, краю, отечественному культурно-историческому наследию, народным традициям, старшему поколению;
знание государственных праздников, их истории и значения для общества.
Воспитание социальной ответственности и компетентности:
первоначальные навыки практической деятельности в составе различных социокультурных групп конструктивной общественной направленности;
знание о различных общественных и профессиональных организациях, их структуре, целях и характере деятельности;
умение вести дискуссию по социальным вопросам, обосновывать свою гражданскую позицию, вести диалог и достигать взаимопонимания;
умение самостоятельно разрабатывать, согласовывать со сверстниками, учителями и родителями и выполнять правила поведения в семье, классном и школьном коллективах;
умение моделировать простые социальные отношения, прослеживать взаимосвязь прошлых и настоящих социальных событий, прогнозировать развитие социальной ситуации в семье, классном и школьном коллективе, городском или сельском поселении;
Воспитание нравственных чувств, убеждений, этического сознания:
ценностное отношение к школе, своему селу, городу, народу, России, к героическому прошлому и настоящему нашего Отечества; желание продолжать героические традиции многонационального российского народа;
понимание нравственной сущности правил культуры поведения, общения и речи, умение выполнять их независимо от внешнего контроля, умение преодолевать конфликты в общении;
готовность сознательно выполнять правила для обучающихся, понимание необходимости самодисциплины;
потребность в выработке волевых черт характера, способность ставить перед собой общественно значимые цели, желание участвовать в их достижении, способность объективно оценивать себя;
понимание взаимосвязи физического, нравственного (душевного) и социально-психологического (здоровья семьи и школьного коллектива) здоровья человека, влияния нравственности человека на его жизнь, здоровье, благополучие.
Воспитание экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни:
осознание ценности экологически целесообразного, здорового и безопасного образа жизни, взаимной связи здоровья человека и экологического состояния окружающей его среды, роли экологической культуры в обеспечении личного и общественного здоровья и безопасности;
начальный опыт участия в пропаганде экологически целесообразного поведения, в создании экологически безопасного уклада школьной жизни;
знание глобальной взаимосвязи и взаимозависимости природных и социальных явлений;
формирование опыта участия в общественно значимых делах по охране природы и заботе о личном здоровье и здоровье окружающих людей;
овладение умением сотрудничества (социального партнёрства).
Воспитание трудолюбия, сознательного, творческого отношения к образованию, труду и жизни, подготовка к сознательному выбору профессии:
понимание необходимости научных знаний для развития личности и общества, их роли в жизни, труде, творчестве;
начальный опыт применения знаний в труде, общественной жизни, в быту;
самоопределение в области своих познавательных интересов;
начальный опыт разработки и реализации индивидуальных и коллективных комплексных учебно-исследовательских проектов; умение работать со сверстниками в проектных или учебно-исследовательских группах;
осознание нравственной природы труда, его роли в жизни человека и общества, в создании материальных, социальных и культурных благ;
умение планировать трудовую деятельность, рационально использовать время, информацию и материальные ресурсы, соблюдать порядок на рабочем месте, осуществлять коллективную работу, в том числе при разработке и реализации учебных и учебно-трудовых проектов;
начальный опыт участия в общественно значимых делах.
Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование основ эстетической культуры (эстетическое воспитание):
ценностное отношение к прекрасному;
способность видеть и ценить прекрасное в природе, быту, труде, спорте и творчестве людей, общественной жизни;
интерес к занятиям творческого характера, различным видам искусства, художественной самодеятельности;
опыт самореализации в различных видах творческой деятельности, умение выражать себя в доступных видах творчества;
опыт реализации эстетических ценностей в пространстве школы и семьи.
Ресурсы и условия реализации программы:
школьный музей;
музеи г. Зернограда;
архив п. Сорговый;
библиотека;
ресурсы Интернета;
накопительный материал по патриотическому воспитанию;
информация, полученная от жителей поселка Сорговый;
презентации и проекты.
15