Рабочая программа школьного музея. Историко-краеведческий кружок Истоки

Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Старокавдыкская средняя общеобразовательная школа»
ул.Центральная, 73, с.Старый Кавдык, Ялуторовский район, Тюменская область, 627037,
тел./факс (34535) 45-135.










План работы краеведческого кружка «Истоки»






Руководитель: Долинская А.С.

Пояснительная записка
Дополнительная образовательная программа деятельности Старокавдыкского краеведческого кружка "Истоки" при школьном музее на 2014-2015 учебный год составлена на основе авторской программа Б.А. Столярова «Здравствуй, музей!» и технология под редакцией А.Н. Морозовой, О.В. Мельниковой. «Музейная педагогика».
Судьба подрастающего поколения в значительной мере зависит от восстановления и устойчивого функционирования системы воспитания, определяющей нравственные ориентиры, дающей прочную духовную опору на подлинные, а не мнимые жизненные ценности, гражданственность и патриотизм. Свое начало воспитание патриотизма берет там, где родился человек, где он прошел свое духовное и нравственное становление. А для этого молодой человек должен воспитываться на исторических, культурных традициях своего народа, должен помнить о прошлой жизни своих предков.
Сегодня как никогда остро перед школой встает задача возрождения утраченных духовных ценностей. Патриотическое воспитание наряду с краеведческим – это сложная социально-педагогическая деятельность, связанная с передачей жизненного опыта от поколения к поколению, сохранению и приумножению лучших традиций народа, его культурных ценностей. Школьный музей является одной из форм дополнительного образования в условиях образовательного учреждения, развивающей сотворчество, активность, самодеятельность учащихся в процессе сбора, исследования, обработки, оформления и пропаганды материалов-источников по истории села, региона, окружающей природы, имеющих воспитательную и научно-познавательную ценность. Нравственно-патриотическое воспитание ребенка- сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств. Чувство РодиныОно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям, к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением
Каждый человек – своего рода открыватель, он идет к старым, как мир истинам своим путем. Но у истока длинной дороги жизни, у каждого из нас есть своя малая Родина, со своим обликом, со своей красотой. Предстает она человеку в детстве и остается с ним на всю жизнь. Поэтому очень важно знать историю своего города, школы, семьи, свои корни. Каждый, кто любит свою Родину, должен знать не только ее настоящее, но и ее прошлое. Как жили наши предки, как трудились.
Школьный музей является одной из форм дополнительного образования, развивающей сотворчество, активность, самодеятельность учащихся в процессе сбора, исследования, обработки, оформления и пропаганды материалов, имеющих воспитательную и познавательную ценность.
Школьный музей - это не просто собирание памятников (хотя без этого нельзя обойтись), это не только создание экспозиций (хотя без них музей немыслим), а это еще и многогранная деятельность, направление на повышение образования, нравственное воспитание и формирование исторического сознания, что может быть достигнуто с помощью различных форм музейной деятельности, в том числе массовой научно-просветительной работы.
Данная программа представляет собой систему работы по внеурочной деятельности добровольного объединения учащихся различных возрастных групп: 1-9 классов.
Цели и задачи музейного кружка «Истоки»
Целью создания и деятельности школьного музейного кружка «Истоки» является всемерное содействие развитию коммуникативных компетенций, навыков исследовательской работы учащихся, поддержке творческих способностей детей, формированию интереса к отечественной культуре и уважительного отношения к нравственным ценностям прошлых поколений. Музей должен стать не просто особым учебным кабинетом школы, но одним из воспитательных центров открытого образовательного пространства. Данная цель охватывает весь педагогический процесс, пронизывает все структуры, интегрируя учебные занятия и внеурочную жизнь обучающихся, разнообразные виды деятельности.
Цель музейной кружковой деятельности – формирование чувства ответственности за сохранение природных богатств, художественной культуры края, гордости за свое Отечество, школу, семью, т.е. чувства сопричастности к прошлому и настоящему малой Родины.
Ее достижение становится возможным через решение следующих задач:
-формирование эффективной работы по патриотическому воспитанию, обеспечивающей оптимальные условия развития у каждого подростка, готовности приносить пользу обществу и государству;
-формирование учащихся социально-ориентированных норм поведения, культуры межнационального общения;
-утверждение в сознании и чувствах воспитанников патриотических ценностей, взглядов и убеждений, воспитание уважения к культурному и историческому прошлому России, к традициям родного края;
-привлечение учащихся к работе по возрождению и сохранению культурных и духовно-нравственных ценностей родного края;
-проведение обоснованной организаторской деятельности по созданию условий для гражданско-патриотического воспитания школьников;
-передача жизненного опыта от поколения к поколению;
-активизация творческого потенциала воспитанников, родителей, педагогов.
Основные направления и содержания деятельности программы
*Экскурсионное: экскурсии в музеи, по историческим местам своего района, Организация экскурсий для детей, как обзорных для группового посещения, так и индивидуальных. Проведение экскурсий для взрослых, посещающих школьный музей.
*Исследовательское: сбор информации о родном крае, ветеранах и тружениках тыла Великой Отечественной войны, работа над рефератами, участие в районных конференциях, участие в интеллектуальных играх и конкурсах, работа с архивными документами в исследовательских целях
*Архивное: ведение летописи школы, оформление и учёт материала об экспонатах, ведение архивной документации;
*Экспозиционная: оформление экспозиций, передвижных выставок, постоянных стендов и витрин;
*Культмассовая работа: проведение мероприятий, творческих конкурсов, викторин, конкурсов проектов;
*Нравственное и патриотическое воспитание обучающихся на основе экспозиционной, экскурсионной и научно просветительской деятельности музея;

Образовательной областью данной программы является изучение исторического и культурного наследия своей малой родины.
Предметом изучения являются культура, быт и духовные традиции, история села, судьбы людей, тесно связанные с историей села.
Возраст занимающихся – 6-15 лет.
Методы обучения
Словесный - передача необходимой для дальнейшего обучения информации.
Наглядный - просмотр видеофильмов, слайдов, открыток, посещение экспозиций и выставок музея.
Поисковый - сбор информации по интересующей теме.
Исследовательский - изучение документальных и вещественных предметов из фондов школьного музея для развития мыслительной, интеллектуально-познавательной деятельности.
Средства обучения: научный и практический опыт музеев мира, богатства музейных экспонатов и достижения цивилизаций.
Формы организации работы:
лекции;
беседы;
экскурсии;
консультации;
литературные и исторические гостиные;
киносеансы;
встречи с интересными людьми;
исторические игры, викторины;
проектная и исследовательская деятельность;
использование интернет – технологий;
создание видеопрезентаций;
посещение школьных музеев и музеев города;
оформление выставок, обновление экспозиций;
встречи с ветеранами войны.
Прогнозируемые результаты:
            1) В обучающей сфере – приобретение учащимися глубоких знаний по истории села, района, области, умений свободно ориентироваться в исторических событиях и фактах, связывать эти факты с историей России в целом, видеть неразрывную связь истории родного края с историей России.
            2) В воспитательной сфере – воспитание у учащихся чувства уважения к истории родного края, гордости за его славное прошлое, уважения и преклонения перед людьми, защищавшими ее свободу и независимость, строившими наш город, достижение учащимися высокого уровня патриотического сознания, основанного на знании и понимании истории края.
        3) В развивающей сфере – достижения учащимися высокого уровня умений и навыков по самостоятельной работе по профилю музея – выработка этих умений в процессе поиска, научно-музейной обработки, учету, описанию, классификации предметов музейного значения, учений по организации и проведению экскурсий по экспозициям музея, по проведению мероприятий по профилю музея на внутришкольном (выставки, конкурсы, тематические часы) и межшкольном (семинары, конкурсы) уровнях; развитие творческих способностей учащихся в процессе создания и презентации творческих работ по профилю музея; развитие у учащихся навыков самостоятельного мышления в сфере исторического знания, и вообще – в сфере развития высокого уровня гражданского и патриотического сознания школьников. 
Формы подведения итогов: исследовательские работы, выставки, экспозиции, публичные выступления.
Связи с общественностью: работа со СМИ, сотрудничество с музеями других учебных заведений района, а так же с музеями города Ялуторовск.
Социальные партнеры:
Школьные музеи школ района;
Городские музеи;
Администрация с. Старый Кавдык;
Общество ветеранов;
Сельский Клуб;
Сельский Дом Культуры;
ОАО «Приозерное»
Музейная педагогика дает возможность: - осуществлять нетрадиционный подход к образованию, основанный на интересе детей к исследовательской деятельности; - сочетать эмоциональные и интеллектуальные воздействия на детей; - раскрыть значимость и практический смысл изучаемого материала; - попробовать собственные силы и самореализоваться каждому ребенку; - объяснить сложный материал на простых и наглядных примерах; -организовать интересные уроки и дополнительные, факультативные и внеклассные занятия в музее.

Содержание проблемы патриотического воспитания и обоснование необходимости ее решения средствами школьного музея

Становление гражданского общества и правового государства в нашей стране во многом зависит от уровня гражданского образования и патриотического воспитания. Сегодня коренным образом меняются отношения гражданина России с государством и обществом. Он получил большие возможности реализовать себя как самостоятельную личность в различных областях жизни, и в то же время возросла ответственность за свою судьбу и судьбу других людей. В этих условиях патриотизм становится важнейшей ценностью, интегрирующей не только социальный, но и духовно-нравственный, идеологический, культурно-исторический, военно-патриотический и другие аспекты.
В условиях становления гражданского общества и правового государства необходимо осуществлять воспитание принципиально нового, демократического типа личности, способной к инновациям, к управлению собственной жизнью и деятельностью, делами общества, готовой рассчитывать на собственные силы, собственным трудом обеспечивать свою материальную независимость. В формирование такой гражданской личности, сочетающей в себе развитую нравственную, правовую и политическую культуру, ощутимый вклад должна внести современная школа.
Детский возраст является наиболее оптимальным для системы гражданско-патриотического воспитания, так как это период самоутверждения, активного развития социальных интересов и жизненных идеалов. Но реализация гражданско-патриотического воспитания только с помощью знаний подхода невозможна.
Новое время требует от учреждения форм и методов, адекватных современным социально-педагогическим реалиям. Появляется необходимость в деятельностном компоненте гражданско-патриотического воспитания. Только через активное вовлечение в социальную деятельность и сознательное участие в ней, через изменение климата учреждения, развитие самоуправления можно достигнуть успехов в этом направлении.
Гражданско-патриотическое воспитание в современных условиях – это целенаправленный, нравственно обусловленный процесс подготовки подрастающего поколения к функционированию и взаимодействию в условиях демократического общества, к инициативному труду, участию в управлении социально ценными делами, к реализации прав и обязанностей, а также укрепления ответственности за свой политический, нравственный и правовой выбор, за максимальное развитие своих способностей в целях достижения жизненного успеха. Гражданско-патриотическое воспитание способствует становлению и развитию личности, обладающей качествами гражданина и патриота своей страны.
Ключевым условием жизнеспособности государства, эффективного функционирования его институтов, консолидирующей силой, способствующей духовному единению народа, является патриотизм, составляющий основу национального самосознания народа.
Патриотизм выражается в любви и преданности своей Родине, родной земле и своему народу, его истории, культуре и природе. Актуальность патриотической проблематики присуща не только современности. Она привлекала большое внимание мыслителей-философов, ученых, политических деятелей, педагогов на протяжении всей истории человечества.
Стало очевидным, что решение множества проблем в жизни страны во многом зависит от уровня сформированности гражданской позиции у подрастающего поколения, потребности в духовно-нравственном совершенствовании, уважения к историко-культурному наследию своего народа и всех народов России. В связи с этим приоритетными направлениями и составными частями образовательного процесса является гражданско-правовое, патриотическое воспитание подрастающего поколения.
События последнего времени подтвердили, что социальная дифференциация общества, девальвация духовных ценностей оказали негативное влияние на общественное сознание большинства социальных и возрастных групп населения страны, резко снизили воспитательное воздействие российской культуры, искусства и образования как важнейших факторов формирования патриотизма. Стала более заметной постепенная утрата нашим обществом традиционно российского патриотического сознания. Во многом утрачено истинное значение и понимание интернационализма. В общественном сознании получили широкое распространение равнодушие, эгоизм, индивидуализм, цинизм, немотивированная агрессивность, неуважительное отношение к государству и социальным институтам. Проявляется устойчивая тенденция падения престижа военной службы.
В этих условиях очевидна неотложность решения на государственном уровне острейших проблем системы воспитания патриотизма как основы консолидации общества и укрепления государства. Деятельности школьного музея в создании системы патриотического воспитания принадлежит важная роль. Она предусматривает формирование и развитие социально значимых ценностей. Героические события отечественной истории, выдающиеся достижения страны в области политики, науки и культуры еще сохранили качества нравственных идеалов, что создает предпосылки для разработки комплекса мероприятий по патриотическому воспитанию учащихся с учетом сложившихся к настоящему времени тенденций.
Режим работы кружка:
Понедельник 13.00- 14.00
Суббота 13.00- 14.00
Содержание работы краеведческого кружка
    


Тема занятий
Содержание
Понятия
Методы
формы организации занятий
Требования и умения

Дата проведения

Тема 1. Введение в музееведение (7 часов)


Вводное занятие. Формирование актива.
Что такое музей?Цели и задачи школьного музея
музей
Объяснительный, игровой

20.09


Введение в музееведение
Музееведение в системе наук.
Исторические источники и их классификация.
Конструктивный
Умение работать с, ист. источниками, составлять их характеристику
27.09


Понятие о музее
Составные части музея. Музей- институт социальной памяти. Эволюция музея. Споры о назначении музея.
Экспонаты, выставки, экспозиции, раритет
Конструктивный
Правильно объяснять ист.термины,
04.10


Тип и профиль музея
Понятие о типе и профиле музея
Этнография, военно-патриотическое направление, мемориальнные музеи
Фонд музея
Частично-поисковый
Правильно объяснять ист.термины, составлять характеристику профилей музея
06.10


Понятие о музейном предмете
Экспонаты, выставки, экспозиции, раритет
Каталог, фонд, система учета
Объяснительно- иллюстративный
Умение работать с, ист. источниками, составлять их характеристику
10.10


Классификация музейных предметов
Правила учета музейных предметов,
Собирание, учет, хранение и использование экспонатов
Объяснительно- иллюстративный
Умение работать с, ист. источниками, составлять их характеристику
13.10


Музейная терминология.
Музейный фонд- основа музея
См. занятие 1-5
Объяснительно- иллюстративный
Правильно объяснять ист.термины
18.10


Практическое занятие
«Изготовление стенда посвященного ВОВ»
См. занятие 1-6
. См. занятие 1-6

Объяснительно- иллюстративный
Правильно объяснять ист.термины, давать развернутый ответ на вопрос.
20.10

Тема 2. История музейного дела в России


Первые музеи России
Петр 1 и его Кунсткамера. Частные собрания в 18-19 веке. Музей ХХ века.
Коллекционирование древностей . Эрмитаж. Третьяковская галерея
Объяснительно- иллюстративный
давать развернутую характеристику музею
25.10

9
Музей на службе человека.
Новые возможности музея.
Тенденции развития музейного дела.
Конструктивный
, раскрывать причинно – следственные связи
08.11


Практическое занятие
«История школы»
Знакомство с каталогом негосударственных музеев
Тип и профиль музея
Объяснительно- иллюстративный
давать развернутую характеристику музею
10.11

Тема 3. Краеведение и школьные музеи России


Развитие культуры, образования, их влияние на развитие краеведения.
Зарождение отечественного краеведения. Деятельность Петра 1, М.В. Ломоносова.
Краеведение, предметный подход в обучении, школьные музеи
Конструктивный
Правильно объяснять ист.термины, составлять характеристику профилей музея
15.11


Краеведение и школьные музеи на современном этапе.

Сеть школьных музеев
Экспедиции, поисково- исследовательская деятельность
Конструктивный
составлять характеристику профилей музея
17.11


Практическое занятие Изготовление стенда «Рукоделица»
Сеть школьных музеев
Собирание, учет, хранение и использование экспонатов
Объяснительно-наглядный
давать развернутую характеристику музею
22.11

Школьный музей: его специфика и место в музейной сети


Школьный музей в системе образования.
Основные признаки школьного музея. Роль и место музея в образовательном учреждении.
Музейная сеть, тип и профиль музея. Паспорт музея.
Объяснительно- иллюстративный
составлять характеристику профилей музея
24.11


Практическое занятие – Изготовление стенда «Рукоделица»
Основные признаки негосударственного музея. Правила ведения документации
Паспорт музея, каталоги, картотека
Конструктивный
Навыки ведения документации



Нормативная база. музея
«Положение о школьном музее»
.Музейная сеть, тип и профиль музея. Паспорт музея
Объяснительно- иллюстративный
Оформление документации


Тема 5 . Краеведческая работа школьных музеев

18-20
Музей- хранитель местной истории.
Уровни краеведческой деятельности
поисково- исследовательская деятельность
Объяснительно- иллюстративный
составлять характеристику профилей музея


21-23
Краеведческие источники
Виды источников
Устные. Письменные, археологические, этнографические
Объяснительно- иллюстративны
Классификация источников


24-25
Формы краеведческой работы
Разнообразие форм работ по краеведению
Переписка. Встречи, обследования, экскурсии, походы и др.
Частично-поисковый



26-28
Исследовательские методы краеведения
Разнообразие форм работ по краеведению
Наблюдение опрос, анкетирование, беседа
Частично-поисковый
Классификация источников


29-30
Результаты краеведческой деятельности.
Разнообразие форм работ по краеведению
Отчеты, доклады, рефераты, выставки, экспозиции.
Частично-поисковый
Классификация источников, оформление результатов работы


31
Практическое занятие - работа в фонде школьного музея.
Работа с источниками.
выставки, экспозиции, экспонат, раритет.
Конструктивный
Классификация источников


Тема 6. Учет и хранение фондов школьного музея

32-35
Состав фондов
Структура фондов
Основной и научно-вспомогательный фонды, обменный, дуплетный фонды,
Объяснительно- иллюстративны
Ведение учетной документации.


36-40
Акты приема и передачи музейных предметов
Условия хранения фондов
Книга учета, картотеки., запасники
Объяснительно- иллюстративный
Ведение учетной документации.


41-46
Практическое занятие: заполнение документации музея
Книга учета, картотеки
Основной и научно-вспомогательный фонды, обменный, дуплетный фонды
Практическое выполнение заданий по классификации источников
Ведение учетной документации


Тема 7. Экспозиции школьного музея

47-49
Концепция и художественный замысел экспозиции.
Экспонат- главная структурная единица экспозиции.
Тематико- экспозиционный план, проект,
Частично-поисковый
Составление проектов экспозиций


50-57
Выставка, возможности ее организации в условиях школы.
Главные структурные единицы выставки
План и проект выставки
Частично-поисковый
Составление проектов выставок


58-59
Практическое занятие:
Изготовление стендов
Экспонаты и выставки, принципы их создания и методы решения проектов
. Тематико- экспозиционный план, проект,
Объяснительно- иллюстративный
Составление проектов экспозиций и выставок


Тема 8. Массовая и экскурсионная работа школьного музея.

60-64
Практическое занятие:
Изготовление стендов
Работа с аудиторией, формы массовой работы .
Экскурсия, лекция, беседа. Урок в музее, консультация, встреча, праздник.
Объяснительно- иллюстративный
Составление текста экскурсии, рецензия на рассказ экскурсовода


Раздел 9 Литературные источники по краеведению и музееведению (1 час)

65-68
Практическое занятие в сельской библиотеке .
Принципы и приемы работы с каталогами.
Путеводители по специальной и методической литературе.
Библиотеки, архивы, личные собрания, аннотирование, выписки, конспекты.
Частично-поисковый

Навыки работы с литературными источниками





Используемая литература
1.Кружинов В.М. «Очерки истории Тюменской области», Тюмень, 1994.
   2.Белоглазов П.К. «Ялуторовский район: события и судьбы», Тюмень, 2004.
   3.Валеев Ф.Т. «Сибирские татары», Казань, 1993.
   4.Исхаков Д.М. «Татары», Набережные Челны, 19993..
   6. Чукреев Г.В. «Память»,  РФ Тюменская область, Екатеринбург. 1994
   7. Поливцев Л.Л. «Тюменцы-Герои Советского Союза», изд. «Вектор Бук»,  Тюмень 2004.
tђ Заголовок 215