Мастер — класс “Еще раз об оценивании: критерий как навигатор продуктивной деятельности обучающихся”
Мастеркласс “Еще раз об оценивании: критерий как навигатор продуктивной деятельности
обучающихся”
Авторучастник тренинга: Субакова Ольга Александровна
Предмет, класс:5
Тема: Путешествие в страну сказок.
Краткое описание задания (что предстоит обучающимся выполнить):
1. Вспомнить народные сказки.
2. Вспомнить авторские сказки.
3. Уметь разделять понятия “народная” и “авторская” сказки
4. Создать ментальную карту по теме.
Средство (сервис) ИКТ, который используется для создания продукта: ментальная карта
Примечание:
Почему была выбрана именно форма путешествия по сказкам? Пятиклассники ещё только перешагнули ту черту, которую
принято считать беззаботным детством и тема сказок понятна им и очень близка.Поэтому дети
себя комфортно чувствуют при изучении данной темы и при этом узнают много нового и интересного.
Задание:
Составить ментальную карту (схему), на которой показать классификацию сказок, которые дети называют в начале
урока . При составлении схемы использовать конкретные примеры из текста сказок,иллюстрации, показать ссылки на
использованные источники. Разместить общий вывод – ответ на проблемный вопрос. В напечатанном на схеме тексте не
допускать ошибок и опечаток.
Требования к продукту деятельности:
Ребята!
Мы с вами отправляемся в путешествие, но не простое, сказочное. Вы должны прочитать сказки из предложенных, выбрать
ту, которая вам понравится, поделиться своими впечатлениями с одноклассниками, постараться сделать так, чтобы вашу
сказку захотелось прочитать другим.
Требования к содержанию ментальной карты:
подберите яркие иллюстрации к сказкам
дайте опору на источники (ссылки)
кратко опишите героев сказок
выразите своё отношение к прочитанным сказкам
постарайтесь привлечь внимание одноклассников с помощью выразительных средств (эпитеты, сравнения, метафоры) и т.д.
Оценочный лист педагога:
Регулятивные УУД
Формируемые способы деятельности
Система оценивания
Результат обучающегосяУмение самостоятельно определять цель обучения, ставить и формулировать длясебя новую задачу в учёбе и познавательной деятельности,
Учащийся демонстрирует понимание учебной цели.
Самостоятельная работа ученика задание ребенку понятно, но
он не всегда может различать авторскую и литературную сказки
1 дал определение авторской и литературной сказки.
2 использовал для толкования цитаты, дополнительные источники (словари, сведения изинтернета)
Осведомленность:
Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные
возможности её решения
Отбор учебного материала производится в соответствии с учебной задачей
0 ученик не использовал дополнительные возможности для подтверждения своихмыслей
1 ученик обращается с уточняющими вопросами к одноклассникам и учителю
2 ученик составил собственное толкование сказок, которую одобрила группа учеников
Повышение самооценки.
Умение самостоятельно планировать пути достижения цели, осознанно выбирать
наиболее эффективные способы решения учебной и познавательной задачи
В процессе составления ментальной карты обучающиеся провели дополнительнуюпознавательную деятельность (установили гиперсылки на дополнительные материалы,нарисовали рисунки )
0 на схеме представленылишь отдельные составляющие
одно определение исследуемого понятия с примером из теста сказок
1 на схеме представлено два определения исследуемого понятия с примером из теста сказок
2 на схеме представлено три и более определения понятия спримерами из текста сказок.
Коррекция способов деятельности.
Познавательные УУД.
Умения определять понятия конструирует модель ключевого понятия, отличающуюся логикой и
полнотой
0 определение понятия дано неверно (Литературная сказкаэто…)1 дано верное
определение понятия
(Литературная сказкаэто…), указан один существенный признак понятия.
2 дано верное определение понятия, перечислены существенные признаки,
раскрыто основное содержание. Осуществлен отбор материала в соответствии сзаданной тематикой.
Логическое мышление, абстрактное мышление.
Умение строить логическое рассуждение Выражение своего речевого высказывания в виде схемы
(ментальной карты). Представление информации в виде логической схемы.
0 в созданной схеме не прослеживается логических ход рассуждения.
1 в схеме прослеживается логический ход рассуждения
2 в схеме прослеживается логических ход рассуждения и указана взаимозависимость
составных частей
Логическое мышление, нагляднообразное.
Смысловое чтение.
0 в созданной схеме нет Владение навыками информацию, логично и грамотно
отбирает текстовый материал для ответа на вопрос, использует дополнительную информацию изсети примеров из сказок
1 в созданной схеме приведены примеры из текста сказок
2 в созданной схеме указаны примеры и даны ссылки на дополнительные источники
информации по теме, использованы рисунки поискового, изучающего чтения
Коммуникативные УУД Умение работать индивидуально и в группе: находить общее решение и
разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов;
формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
Умеет слушать других, задавать вопросы, высказывать собственноемнение0 был пассивным наблюдателем в работе группы
1 внимательно слушал других, выполнял самостоятельно задания, порученные группой
2 принимал активное участие в обсуждении, задавал вопросы выполнял самостоятельно часть
задания.
Развитие коммуникативных способностей
Формирование и развитие компетентностей в области
использования информационнокоммуникационных технологий
Умеет использовать поисковые системы в целях обучения
0 не может самостоятельно построить ментальную карту с использованием ИКТ
1 может самостоятельно создать ментальную карту
2 может создать ментальную карту, используя дополнительные возможности
(например,гиперссылки)
Развитие речи
Преобразование и интерпретация знаковосимволические стрктуры на естественный язык
0 не смог составить логичный текст по ментальной карте
1 составил письменный текст, но допущены логические ошибки
2 составил письменный текст с ответом на поставленный вопрос без логических ошибок
Умение аргументированно высказывать оценочные суждения относительно работы
участников другой группы, проводитьсамооценкуКритическое мышление
0 высказал оценочное суждение без аргументации
1 высказал оценочное суждение и аргументировал свой ответ
2 высказал оценочное суждение, привел аргументы и указал на достоинства работы
Оценочный лист обучающегося (форма предлагается вами):
Что и как я оцениваю? Индикаторы
Я знал с какой целью читал сказки
Я выделил главную и избыточную информацию
Я нашел в тексте нужные цитаты,которые помогли классифицировать сказки
Я смог дать характеристики героям
Я смог создать ментальную карту
Я проверил свою работу по листу самоконтроля