Формирование образовательной среды, способствующей выбору обучающимися самостоятельного действия к своему здоровью
Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №23
имени С.В. Добрина г. Липецка
Формирование образовательной среды, способствующей выбору обучающимися самостоятельного действия к своему здоровью
Выступление Зыковой Г.В.,
заместитель директора
по учебно-воспитательной работе
МОУ СОШ № 23
на педсовете 15.11.2010 г.
Добрый день, уважаемые коллеги!
«Дети – наше будущее», - часто говорим мы тогда, когда необходимо обозначить актуальность любой проблемы, связанной с самой хрупкой частью нашего общества. И если мы нашу школу определили как образовательное учреждение будущего, то одной из главных целей в рамках рассматриваемой темы необходимо считать сохранение здоровья детей в целях получения здоровых поколений в будущем.
Не правда ли, как важно подмечена так необходимая, в данном случае, взаимосвязь двух процессов – образования и самообразования.
Глубокий смысл заложен в названии программы школы по оздоровлению обучающихся и пропаганде здорового образа жизни - «Искусство быть здоровым». В условиях современной жизни каждому человеку действительно нужно быть искусным мастером, чтобы не растерять самое ценное – здоровье.
Данная программа - это инструмент реализации программы развития школы, который стал логическим продолжением программы «Здоровье», успешно реализованной в учреждении в 2005-2007 годах. Необходимость разработки программы помимо актуальности здоровьесбережения вызвана существенными изменениями условий образовательного процесса в связи с вводом в эксплуатацию нового здания школы.
Здоровье школьников относится к ключевым направлениям развития общего образования в национальной образовательной инициативе «Наша новая школа».
Кроме того, реализация основных мероприятий данной программы позволит подготовить всех участников образовательного процесса к решению проблем, оставшихся нерешенными при освоении ФГОС первого поколения, которым не удалось обеспечить:
личностную ориентацию образования;
деятельностный характер обучения, его направленность на формирование общих учебных умений и навыков, обобщенных способов деятельности обучающихся;
усиление воспитательного потенциала и социально-гуманитарной направленности образования.
Программа разработана в соответствии с Федеральным законом РФ «Об образовании», Концепцией модернизации Российского образования на период до 2010 года, городской целевой программой «Развитие образования в г. Липецке на 2009-2011 годы», приоритетным направлением развития городской системы образования и другими действующими нормативными правовыми актами регионального и муниципального уровней.
Программа средней общеобразовательной школы № 23 по оздоровлению обучающихся и пропаганде здорового образа жизни предполагала реализацию двух этапов, которые соответствуют формированию двух образовательных сред школы.
Целью первого этапа служила идея создания условий минимизации нездоровья детей, а именно: совершенствование в школе организационно-педагогических, материально-технических, санитарно-гигиенических и других условий здоровьесбережения, учитывающих индивидуальные показатели состояния здоровья обучающихся и работников.
Задачи указывали на необходимость совершенствования материально-технического оснащения здоровьесберегающей среды школы и развитие службы здоровья школы для своевременной профилактики психологического и физиологического состояния учащихся и повышения их уровня здоровья.
Целью второго этапа являетя идея изменения потребительского отношения к собственному здоровью у субъектов образовательного процесса. На этом этапе «здоровьеформирование» мы определили как создание условий выбора самостоятельного действия по отношению к себе и своему образу жизни, позволяющего сохранить здоровье в будущем. Наша гипотеза предполагала, что в данной позиции человек становится активным творцом своей жизни. Только в этом случае можно ожидать духовно-ценностных изменений отношения к образу своей жизни.
Для решения целевой установки второго этапа нами определен следующий круг задач:
привлечение системы кружковой, внеклассной и внешкольной работы к формированию здорового образа жизни обучающихся;
проведение мероприятий по актуализации внимания к проблеме здоровья среди всех участников образовательного процесса;
формирование деятельностной образовательной среды, открытой к проявлению, самоопределению и закреплению достижений учащихся, педагогов и родителей;
обучение субъектов образовательного процесса рациональному использованию резервов своего организма;
освоение педагогами новых методов деятельности в процессе обучения и воспитания школьников, использование технологий урока, сберегающих здоровье учащихся.
Таким образом, конечная гипотеза программы была сформулирована следующим образом: формирование чрезвычайно насыщенной, предельно наполненной деятельностной образовательной среды, создание устойчивого многообразия пространств позволят детям, учителям и родителям свободно проявлять себя, самоопределяться и закреплять свои продвижения и достижения, и в конечном итоге, приведет к обретению ими личностного смысла в социализации и ценностного отношения к моделированию здорового образа жизни.
Важным ресурсным потенциалом для реализации программы является многоаспектность деятельности школы, которая превратилась в достойную традицию, приобрела характер важнейшего ресурса инновационного развития образовательного учреждения.
Для решения поставленных задач и учитывая имеющиеся ресурсные условия нами были определены следующие стратегические направления деятельности по реализации программы.
На этапе совершенствования здоровьесберегающей среды в образовательном процессе ими стали:
1. Совершенствование материально-технической базы школы для оказания медицинских, профилактических и оздоровительных услуг.
2. Совершенствование механизмов государственно-общественного управления школой и партнерства с учреждениями здравоохранения.
На этапе формирования образовательной среды, способствующей выбору самостоятельного действия по отношению к своему здоровью были определены следующие стратегические направления деятельности:
1. Управление развитием школы на основе проектной деятельности педагогов.
2. Оптимизация самостоятельных действий обучающихся по отношению к себе и своему образу жизни, позволяющих сохранить здоровье в будущем.
Для каждого этапа и стратегического направления деятельности были определены критерии оценки достижения результатов программы.
После реализации І этапа программы наиболее значимыми достижениями стали:
увеличение двигательных и релаксационных зон в образовательном пространстве;
увеличение количества дополнительного оборудования по укреплению здоровья и профилактике заболеваний у детей;
процентный рост привлечения родителей по направлению деятельности;
увеличение индикаторов оценки здоровьесберегающей среды;
увеличение кол-ва оказания медицинских, профилактических и оздоровительных услуг.
Результативность второго этапа можно будет оценить по следующим критериям:
увеличение % включенности педагогического состава в инновационную деятельность по реализации проектов и акций, направленных на формирование образовательной среды, способствующей выбору самостоятельного действия по отношению к своему здоровью;
увеличение % интегрированных курсов по формированию здорового образа жизни;
увеличение % обучающихся с высоким и средним уровнем физического развития;
снижение % заболеваемости школьников;
рост качественных показателей мониторинга физического состояния обучающихся;
увеличение % охвата обучающихся проектной деятельностью.
Позвольте остановиться на той части программы, которая раскрывает мероприятия по реализации существенно значимого и сложного этапа программы - формирование образовательной среды, способствующей выбору самостоятельного действия по отношению к своему здоровью.
Управление развитием школы на основе проектной деятельности педагогов через внедрение системы мотивации педагогических работников по включению в инновационную и проектную деятельность, разработка блока проектной здоровьеформирующей деятельности методического потрфолио педагога и поддержка участия педагогов в конкурсах, грантах, инновационных проектах позволило, на наш взгляд, перейти к преобразованиям в структуре и содержании обучения и воспитания, направленным на формирование у обучающихся устойчивой мотивации на сохранение и укрепление собственного здоровья, бережного отношения к здоровью окружающих.
Для оптимизации самостоятельных действий обучающихся по отношению к себе и своему образу жизни нами определены 8 структурных компонентов, которые наполнены мероприятиями, включающими:
дальнейшее внедрение здоровьесберегающих технологий в учебный процесс;
организацию соревнований и конкурсов;
реализацию проектов по различным направлениям;
психологические тренинги;
моделирование самостоятельной программы здоровьесбережения от дневников здоровья в начальных классах до индивидуальной программы снижения табакозависимости старших школьников;
широкое информирование о деятельности через сайт школы, временные и постоянный форумы, выпуск сборников детских творческих работ, общешкольной родительской газеты, листовок для уч-ся, бюллетеней для учителей.
Это лишь малая часть мероприятий структурных компонентов здоровьесберегающих и здоровьеформирующих сред образовательного пространства нашей школы.
Организация жизнедеятельностного пространства образовательного учреждения: оборудование кабинетов с учетом влияния дизайна кабинета на эмоциональную сферу, создание зон активной подвижности и зон отдыха и релаксации в рекреациях школы, оборудование игровых зон. Использование разных типов учебной мебели (парты, регулируемая мебель). Оборудование кабинетов аэрофитомодулями, скрининг-диагностика их влияния на здоровье школьников.
Большую роль в формировании образовательной среды, способствующей выбору обучающимися самостоятельного действия к своему здоровью мы отводим проектной деятельности и особенно важными считаем проекты, реализуемые совместно педагогами, учащимися и детьми. В продолжении разговора сегодня мы предлагаем вам изучить опыт реализации таких проектов.
Но прежде чем предоставить слово своим коллегам хочу отметить, что все мероприятия, проводимые школой по формированию здоровьесберегающей образовательной среды, направлены на то, чтобы сделать ребенка крепким и здоровым, а это в свою очередь поможет сделать его умным и рассудительным.
Спасибо за внимание!