Статья Модель образовательной системы, обеспечивающей современное качество общего образования

Модель образовательной системы, обеспечивающей современное качество образования на основе государственно-общественного управления реализацией основных образовательных программ общего образования
Владимирова Е.Д. заместитель директора по НМР
МБОУ СОШ №125


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 125 с углубленным изучением математики» - образовательная организация, реализующая инновационные образовательные программы и Программу развития, победитель конкурса в рамках приоритетного национального проекта «Образование» в 2006 г. и в 2008 г., победитель конкурса на получение предметной лаборатории для работы с одаренными детьми в 2009 г., базовая площадка по реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» в рамках проекта ФЦПРО с 2010 г.
Ведущая идея, отражающая стратегию школы, заключается в том, чтобы в условиях закрытого территориального образования и потребности в квалифицированных инженерно-технических кадрах обеспечить высокое качество образования и открытость образовательной системы на основе государственно-общественного характера управления реализацией основных образовательных программ.
В 2013-2014 учебном году в МБОУ СШ № 125 была разработана модель образовательной системы, обеспечивающей современное качество образования на основе государственно-общественного управления реализацией основных образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования.
Система государственно-общественного управления в МБОУ СОШ № 125 складывалась многие годы на основе взаимодействия всех участников образовательных отношений и была регламентирована нормативно-правовыми документами, отражалась в планах работы, Программе развития школы до конца 2014 года и образовательной программе.
К модели образовательной системы мы шли постепенно, через ряд научно-прикладных проектов, видя перспективу и планируя ожидаемый результат. Она модель стала логическим завершением огромного труда всех участников образовательных отношений.
Завершением, но не окончанием работы. Мы очень хорошо понимаем, что без непрерывного развития системы государственно-общественного управления невозможно достичь высоких результатов, быть конкурентоспособным, укреплять имидж образовательной организации.
SWOT – анализ образовательной среды МБОУ СОШ № 125 в условиях введения ФГОС общего образования, проблемно-ориентированный анализ образовательного процесса выявили проблемы в достижении современного качества образования, связанные с развитием механизмов государственно-общественного управления реализацией ООП ОО, а именно:
- необходимость разработки новых и внесения изменений в действующие локальные акты и нормативные документы МБОУ СОШ № 125;
- повышение эффективности участия субъектов государственно-общественного управления в реализации ООП ОО посредством включения в проектирование и оценку результативности реализации ООП ОО при недостаточно высокой мотивации;
- осознание субъектами важности участия в процессе управления через совершенствование и разработку новых механизмов привлечения участников образовательных отношений к управлению реализацией ООП ОО;
- формирование системы общественного наблюдения и общественной экспертизы за реализацией ООП ОО.
Для решения данных проблем была поставлена цель: развитие системы государственно-общественного управления реализацией ООП ОО, и разработана модель образовательной системы школы.
Модель включает взаимосвязанные компоненты, определяет структуру образовательной системы, ее содержание, условия реализации, механизмы общественного наблюдения и экспертизы, критерии оценки результативности.
Компоненты модели: концептуально-целевой, содержательный, процессуальный, результативный.
В основе отношений всех субъектов государственно-общественного управления лежат принципы и ценности, среди которых мы выделяем:
1- формирование мотивации к осознанному участию в работе органов государственно-общественного управления;
2- формирование гражданской субъектной позиции участников образовательных отношений при свободном выражении мнения, которое всегда учитывается.
Органами государственно-общественного управления в школе являются: педагогический совет, Управляющий совет, совет учащихся.
Сотрудничество с социальными партнерами обеспечивает открытость нашей образовательной системы.
Нормативно-правовая база МБОУ СОШ № 125 была разработана в логике происходящих изменений, связанных с разработкой и введением ФГОС общего образования и обеспечила участие органов государственно-общественного управления в их реализации, но при этом в процессе реализации модели была запланирована и корректировка нормативно-правовой базы образовательной организации, что необходимо в связи с развитием системы государственно-общественного управления. Родители (законные представители) обучающихся и обучающиеся школы получают полную и достоверную информацию по всем вопросам, касающимся содержания локальных актов школы, основных образовательных программ через обсуждение на общешкольных и классных родительских собраниях, заседаниях Управляющего совета, школьные и городские СМИ, Публичный доклад директора (самообследование). Участие субъектов государственно-общественного управления реализацией ООП ОО в части совершенствования условий, обеспечивающих введение ФГОС, закреплено в локальных актах, договорах, плане-графике работы МБОУ СОШ № 125 по обеспечению введения ФГОС ОО, планах работы Управляющего совета и классных родительских комитетов .
Нами разработан инструментарий процедур общественного наблюдения и общественной экспертизы.
В качестве экспериментально-диагностических параметров изучения удовлетворенности жизнедеятельностью в школе определены:
- общий уровень удовлетворенности жизнедеятельностью в школе;
- удовлетворенность такими аспектами жизнедеятельности образовательного учреждения как:
а) для педагогов – организация труда, возможность проявления реализации профессиональных и других личностных качеств педагога, отношения с учителями и администрацией, отношения с учащимися и их родителями, обеспечение деятельности педагога;
б) для родителей – организация учебного труда ребенка, возможность проявления и реализации интеллектуальных и личностных качеств ученика, отношения с учителями и администрацией, отношения с другими учащимися и их родителями, обеспечение учебной деятельности ребенка;
- безопасность образовательной среды.
К числу наиболее значимых характеристик образовательной среды отнесены:
- учителя – эмоциональный комфорт, взаимоотношения с коллегами, взаимоотношения с учениками, уважительное отношение к себе;
- ученики – взаимоотношения с учителями, взаимоотношения с одноклассниками, возможность обратиться за помощью, эмоциональный комфорт;
- родители – взаимоотношения с учителями и учениками, а также учет личных проблем и затруднений, уважительное отношение к себе, возможность обратиться за помощью.
Модель образовательной системы , обеспечивающей современное качество образования на основе государственно-общественного управления реализацией основных образовательных программ позволяет обеспечить:
- достижение обучающимися планируемых результатов освоения основных образовательных программ;
- становление личностных характеристик выпускников, их успешную социализацию, востребованность на предприятиях города и системы городов РОСАТОМА;
- укрепление имиджа и повышение конкурентоспособности школы в условиях ЗАТО;
- открытость образовательной организации, действующей в интересах личности, семьи, общества и государства.
Перспективы развития модели мы видим:
- в развитии института общественных наблюдателей и экспертов;
- в обучении тьюторов на базе стажировочных площадок и ГБОУ ДПО ЧИППКРО;
- во внедрении современных образовательных технологий в процессы управления;
- в расширении спектра социальных партнеров школы в системе городов ЗАТО.
13 EMBED Word.Document.8 \s 1415










13PAGE 15







Root Entry