Взаимодействие классного руководителя, родителей и учащихся в формировании сплочённого классного коллектива.
Взаимодействие классного руководителя, родителей и учащихся в формировании сплочённого классного коллектива.
Для формирования сплоченного коллектива необходимо с первых дней вводить совместное управление. Совместная деятельность даёт каждому ребёнку возможность проявить себя, раскрыть способности и познать новое, научиться общению со сверстниками, с младшими и старшими. Совместная деятельность даёт возможность осознать, что у нас общая школьная жизнь, общие школьные правила.
Приступая к формированию детского коллектива в первом классе, я знакомлюсь с результатами тех материалов, которые предоставляет детский сад, подготовительные курсы будущих первоклассников и школьный психолог. Эта информация является значимой в организации воспитательной работы в классе.
Так в первом классе были сформированы микрогруппы по месту жительства, потому что в школу пришли дети одного микрорайона, из одного детского сада. Во втором - по интересам (на основании изучения особенностей детей), а в третьем - экипажи по виду деятельности.
Постепенно складывалась структура органов соуправления. Ее можно представить в виде схемы.
Структура классного коллектива
Девиз: «Будь, активным, инициативным, добрым, смелым, позитивным»
КЛАССНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ
РОДИТЕЛИ
АКТИВ КЛАССА
Отряд «01»
Девиз: «Пусть знает каждый гражданин – пожарный номер 01»»
Отряд «Светофорик»
Девиз: «Правила дорожные – знать каждому положено»
Э К И П А Ж И
Экипаж «Дружба»
Девиз: «Дерево живет корнями, а человек друзьями!»
Экипаж «Мудрые совята»
Девиз: «Век живи – век учись!»
Экипаж «Муравьишки»
Девиз: «Все работы хороши, выбирай от души!»
Экипаж «Радуга»
Девиз: «Три клада у природы есть- вода, земля и воздух!»
Экипаж «Здоровячки»
Девиз: «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья!»
В нее входят во взаимодействии классный руководитель, родители, актив класса. Наряду с активом класса функционируют отряды «Светофорик» и «01», которые ведут профилактическую работу в классе. Также в структуру класса входят экипажи.
Каждый экипаж имеет своё название и эмблему, каждый член экипажа имеет поручение. Приведу примеры некоторых поручений:
Санитары
Корреспонденты
Художники
Цветоводы и т.д.
Раз в четверть на классном собрании подводится итог работы экипажей. Командир каждого экипажа рассказывает о проделанной работе. На этом же собрании я использую методы поощрения и стимулирования - каждому экипажу присваивается звание в следующих номинациях:
Самый дружный
Самый организованный
Самый прилежный
Самый веселый
Самый трудолюбивый
В 4 классе количество групп-экипажей уменьшится до трех. Таким образом, будет выявлено ведущее направление деятельности коллектива, которое можно развивать в среднем звене (творческое, экологическое, эстетическое).
Я считаю, что в моем классе наиболее ярко выражено нравственно-эстетическое направление. Большая часть класса занимается в кружке «Волшебная иголочка» , руководителем которого я являюсь. У каждого ребёнка есть способности и таланты. Дети от природы любознательны и полны желания учиться, но чтобы они могли проявить свои дарования, нужно умное и умелое руководство взрослых.
Большую поддержку в работе по формированию сплоченного коллектива оказывают родители 3 «В» класса. Cемья играет огромную роль в раскрытии и развитии познавательных интересов, мотивации обучения, культуры общения детей .
Начиная с первых дней работы с младшими школьниками, я знакомлю учащихся с теми традициями, которые живут в школе. Естественно за три года в нашем классном коллективе сформировались некоторые свои традиции и законы.
Дети проживают в школе большой отрезок жизни. Радости и горести каждого ученика переживаются учащимися совместно. От того, как дети проживают каждый день своей жизни, какие впечатления эмоционального плана остаются у них от каждого прожитого дня, зависит результат их дальнейшего продвижения вперед. Любимыми традициями нашего класса стали:
Праздник «Рождения класса»
Конкурс чтецов (тематический)
Поздравления учащихся класса с днем рождения
Итоговое классное собрание (родители+учащиеся+учителя)
Проходят годы, но и через годы учащиеся вспоминают, какой была жизнь в их классе, какие праздники и встречи, экскурсии и викторины они проводили, какие отношения складывались у них с классным руководителем, одноклассниками, по каким обычаям и на каких традициях строилась жизнь класса.
Подводя итоги, могу сказать, что в классе своя система соуправления, все звенья которой тесно взаимосвязаны. Результатом этой деятельности является самовоспитание личности в коллективе, способной взять на себя ответственность за определённое дело и организовать новый вид совместной деятельности.