Конспект урока по литературному чтению в 4 классе А.С.Пушкин-великий русский поэт.Стихотворение Няне.
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №79»
г. Сочи
Конспект -урока
по литературному чтению
в 4 классе по теме
«А.С. Пушкин –великий русский поэт. Стихотворение Няне»
учитель начальных классов МОУ СОШ №79
Алексанян Гаянэ СамвеловнаТема: А.С. Пушкин - великий русский поэт. Стихотворение «Няне».
Цель: продолжить ознакомление с творчеством А.С. Пушкина;
учить понимать и правильно читать стихи поэта;
прививать любовь к природе, к поэзии;
развивать память, воображение, речь.
воспитывать умение видеть красоту человеческих отношений.
Оборудование:
ПК, проектор, карточка - оценочных баллов, учебник «Родная речь» 4 класс, Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий;Ожидаемый результат:
Систематизация знаний по творчеству А.С.Пушкина, основных моментов биографии;
Активизация читательской деятельности учащихся;
Умение анализировать полученные знания и самооценка;
Этапы урока Действия учителя Действия учащихся
I Орг. момент Сообщает тему и цель урока Слушают учителя, читают со слайда цели урока, настрой на работу.
II Изучение нового материала
Учитель ведет рассказ – беседу по творчеству поэта.
Учитель задает вопросы по пройденному материалу.
Анализ стихотворения.
Включает слайды по ходу урока. Выступления подготовленных ребят.
Отвечают на вопросы, составляют рассказ по предложенному материалу, делают выводы, анализируют.
Включаются в работу на всех этапах урока.
III
Итог урока Проводит инструктаж по оценки деятельности учащихся на уроке, благодарит за работу.
Оценивают свою работу
Ход урока
I. Организационный момент
- Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с творчеством великого поэта. Послушайте отрывок из его произведения, и скажите о ком пойдет речь на уроке?
И шепотом рассказывать мне станет
О мертвецах, о подвигах Бовы...
От ужаса не шелохнусь, бывало,
Едва дыша, прижмусь под одеяло,
Не чувствуя ни ног, ни головы.
- Кто автор этих строк?
- Кто из вас знает, помнит, откуда строки, которые я прочитала?
(Эти строки из стихотворения А. С. Пушкина «Сон.)
- О ком рассказывает поэт?
(О няне . Он любил слушать бабушку и няню Арину Родионовну - самых близких его сердцу людей. Будущий поэт очень любил слушать страшные истории, хотя и очень боялся.)Слайд №1
-Какова тема сегодняшнего урока?
-Будем читать стихотворение «Няне» А.Пушкина.
II. Изучение нового материал
(показ слайдов)
Слайд №3
- Познакомимся с планом урока. О чем пойдет речь на уроке?
- Что вы помните об этом замечательном писателе?
Слайд №4
1. Рассказ ученика
Александр Сергеевич Пушкин родился 6 июня 1799 года в Москве в семье потомка знатного дворянского рода.
Отец поэта, Сергей Львович, любил литературу, собрал большую библиотеку.
Мать поэта, Надежда Осиповна, урожденная Ганнибал, была остроумна, хороша собой.
В доме Пушкиных часто бывали в гостях известные музыканты, поэты того времени, например, Жуковский, Карамзин.
Слайд №5
В семье было трое детей: старшая сестра Ольга и два сына, Александр и Лев.
а) Чтение текста о детстве А.Пушкина
( с.66-67 Учебник «Родная речь» 4 кл.)
- Как понимаете выражение «дышал стихами»?
- Что узнали о детстве поэта?
Слайд №5
2. Рассказ ученика.
- Как было в то время в дворянских семьях, детям наняли гувернеров-иностранцев.
Маленький Александр прочитал много книг из библиотеки отца, где была в основном французская литература. После домашнего обучения Саша поступает в Лицей.
Слайд №7
Это было лучшее учебное заведение для юношей благородного происхождения в Царском Селе под Петербургом. Здесь Пушкин стал поэтом.
На публичном экзамене знаменитый поэт Державин высоко оценил талант юного Александра.
Слайд №8
За свои вольные высказывания против царя А.Пушкин оказывается в ссылке.
В творчестве Пушкина отразилась вся человеческая жизнь, со всеми ее радостями и страшными, удивительными и смешными событиями. И все это увлекает и волнует так, как будто происходит на самом деле, сегодня.
Слайд №6
Рассказ учителя.
- Большая и крепкая дружба связывала маленького Сашу с няней Ариной Родионовной. Именно она, рассказывала ему первые сказки, которые запали в душу и помогли стать сказочником.
б) Чтение стихотворения «Няне» Слайд №9
- Прочитайте самостоятельно. Вспомните, как нужно правильно читать стихи? (нужно читать как для себя)
- Отметить непонятные слова.
в) Словарная работа. Слайд №10
светлица- светлая парадная комната в доме
спицы- тонкие палочки для вязания
вороты- (старинная форма) ворота
всечасно- всегда, каждый час
теснят заботы- печаль, переживания
г) Чтение стихотворения вслух. Работа над стихотворением.
- Как Пушкин относится к няне?
- Какие слова об этом говорят?
- А какие слова помогают понять чувства няни к поэту?
- С какой интонацией прочитаете это произведение? Почему?
- Какая картина возникла при чтении стихотворения?
- Какими бы красками раскрасили картину? Почему?
д.) Конкурс чтецов
- Проведем конкурс на лучшего исполнителя стихотворения.
- Чье чтение больше всего понравилось?
е) Образ няни. Слайд №11
- Составить рассказ о няне Пушкина по плану:
1.Какой вы себе представили Арину Родионовну?
2.Какие слова стихотворения помогают нам увидеть ее образ?
3.Как А.С.Пушкин передает в произведении чувства няни в разлуке с ним?
4.Как поэт относился к своей старой няне? В каких словах это выражено?
Слайд №12
Рассказ учителя.
Пушкин! Имя этого величайшего русского поэта сопровождает нас всю жизнь. Мы впервые слышим его в самом раннем детстве и, еще не умея читать, уже повторяем наизусть со слов старших: «Ветер по морю гуляет и кораблик подгоняет». Мир пушкинских стихов, прозы, сказок о злой царице-мачехе, или скромной, доброй царевне, о смешном и доверчивом бесенке, обманутом ловким Балдой, или царе Додоне, который в молодости обижал соседей и был в конце жизни за это наказан, живет с нами и позже, в школьные годы.
Там чудеса: там леший бродит,
Русалка на ветвях сидит;
Там на неведомых дорожках
Следы невиданных зверей...
- Какие сказки Пушкина знаете?
В самом деле, то, что пишет Пушкин, похоже на волшебство. Читая его, мы замечаем, что он пишет удивительно понятно - простыми словами, короткими, выразительными фразами. Язык его прозрачен, чист и ясен. Но за простыми словами - великая мудрость. Пушкина можно перечитывать много раз и каждый раз по-новому снова и снова радоваться, удивляться.
Слайд № 13
Рассказ учителя.
Пушкин – известный поэт, его имя знает вся Россия. Зависть, склоки, скандалы вокруг его имени не давали покоя поэту. Зима 1837 года. Дуэль между Пушкиным и французом Дантесом, служившим в русской армии.Только так в те времена Александр Сергеевич мог защитить свое доброе имяи честь своей семьи. Поэт был тяжело ранен. Через два дня Пушкина не стало.
Слайд №14
Пушкина не стало, а его имя осталось в памяти народа. Вот, что говорил о себе поэт:
...И долго буду тем любезен я народу,Что чувства добрые я лирой пробуждал,Что в мой жестокий век восславил я свободу...
- Прочитать со слайда еще слова Пушкина о себе. Как понимаете?
III Итог урока. Рефлексия. Слайд № 15
-Чему учились на уроке?
-Оцените себя на уроке и оцените работу класса.
( у уч-ся таблица – оценка себя на уроке)
Характерные черты Я Класс
Добросовестно Аккуратно Кое-как Старательно Небрежно Без интереса Увлеченно Спустя рукава С любовью По приказу - Я хочу похлопать (имя), потому что мне понравилось, как он сегодня работал на уроке. А тебе, (имя), чья работа понравилась больше? Похлопай товарищу.
(и так далее , пока весь класс не будет хлопать последнему ученику. Хлопают вместе с учителем .)