ППрезентация выступления на кафедре учителей начальных классов на тему: Технологии формирования УУД на уроках в начальной школе.


Технологии для развития УУД, способствующих достижению метапредметных результатов в процессе преподавания на уроках в начальной школе. Подготовила учитель начальных классовГБОУ «Гимназия №158 им. К.А.Керимова»Бедретдинова Неля Равильевна «Ребёнок не хочет брать готовые знания и будет избегать того, кто силой вдалбливает их ему в голову. Но зато он охотно пойдет за своим наставником искать эти самые знания и овладевать ими».Ш. Амонашвили Понятие «универсальные учебные действия» (УУД)В широком значении означает умение учиться, т. е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путём сознательного и активного присвоения нового социального опыта. Виды универсальных учебных действий Личностные (позволяют принять и осознать жизненные ценности, нравственные нормы, правила, выработать жизненную позицию) Регулятивные (позволяют ставить цели, планировать, контролировать и оценивать свои действия) Коммуникативные (позволяют научиться слушать и понимать партнёра, выполнять совместные действия, уметь договариваться, правильно выражать свои мысли и т.д.) Познавательные (позволяют исследовать, искать и отбирать информацию, структурировать её и моделировать решение задач) Одно из ключевых понятий предметных программ образовательной системы≪Школа 2100≫ – это линия развития ученика средствами предмета, что означаетсовокупность связанных друг с другом умений, последовательное развитие которыхобеспечивает достижение предметных результатов. Каждый учебный предмет решаетзадачи достижения предметных, личностных и метапредметных результатов. В учебниках по УМК образовательной системы «Школа 2100» задания, ориентированные на формирование метапредметных умений, маркированыточками разного цвета в зависимости от того, на какие результаты они нацелены (●личностные - красным,● регулятивные - оранжевым,● познавательные - синим,●коммуникативные - зеленым). Задания, нацеленные на предметный результат,обозначаются точками серого цвета - ●) Технологии формирования УУД 1.Проблемно-диалоговое обучениеНовые знания не даются в готовом виде. Дети открывают их сами в процессе самостоятельной исследовательской деятельности. Учитель направляет эту деятельность. Прочитайте. Кузнечик порхать трава.Бабочка прыгать цветы. Определяем основной вопрос урока Составьте из каждого набора слов предложения. Удалось это сделать? Почему? Что нужно сделать, чтобы составить предложение? Какой возникает вопрос? ?! Как связаны между собой слова в предложении? Проблемно-диалоговое обучение Эта технология прежде всего формирует регулятивные универсальные учебные действия, обеспечивая выращивание умения решать проблемы. Наряду с этим происходит формирование и других универсальных учебных действий: за счёт использования диалога – коммуникативных, необходимости извлекать информацию, делать логические выводы и т.п. – познавательных. Технологии формирования УУД 2. Групповая работа – это основа для формирования коммуникативных универсальных учебных действий и прежде всего - умения донести свою позицию до других, понять другие позиции, договариваться с людьми и уважительно относиться к позиции другого. Правила работы в группе 1.Мы свободно обмениваемся мнениями.2.Каждый имеет право на ошибку. 3.Мы не критикуем, а предлагаем.4. Мы уважаем мнение каждого ученика.5. Шум на уроке может быть только рабочим. Технологии формирования УУД 3.Проектно-исследовательская деятельность Главная идея проектно-исследовательской деятельности - направленность учебно - познавательной деятельности на результат, который получается при решении практической, теоретической, но обязательно личностно и социально - значимой проблемы. Этот результат называется проект. Проектно-исследовательская деятельность. В своей работе я использую рекомендации Савенкова Александра Ильича (российский психолог и педагог, специалист в области диагностики и развития детской одарённости, обучения одарённых детей, психологии исследовательского обучения.) Эта методика позволяет включить ребенка в собственный исследовательский поиск на любых предметных занятиях в ходе основного обучения. Ее широко можно использовать на уроках  и во внеурочной работе.  Проектно-исследовательская деятельность. Но главное для меня – увлечь и “заразить” детей, показать им значимость их деятельности и вселить уверенность в своих силах, а  также привлечь родителей к участию в школьных делах своего ребёнка. Работать над исследованием способны дети разного уровня подготовленности или развития интеллекта. Кому-то по силам реализация индивидуального проекта, а кто-то прекрасно сумеет раскрыть свои таланты в групповом проекте. Главное - помочь ребенку поверить в свои силы. И эта задача падает на плечи взрослых.Если в рамках урока мы проводим экспресс - исследования, то во внеклассной деятельности – это долговременные исследования. Проектно-исследовательская деятельность. Проектно-исследовательская деятельность. Групповые проекты:«Профессии наших родителей». «Красная книга».Цель данной работы- познакомиться с животными и растениями, нуждающимися в охране;- создание настольной Красной книги в классе;- прививать любовь к природе. Основная цель данной работы: познакомиться с профессиями своих родителей.. Индивидуальные исследования Проектно-исследовательская деятельность. «Какие деревья первыми появились на Земле?»«Чтение - вот лучшее учение».«Пластилиновые секреты».«Как устроены теплицы»«Как хлеб на стол пришёл».«Планеты Солнечной системы».  Проектно-исследовательская деятельность Представление проектных и исследовательских работ- представление работы в классе;- выступление на школьной научно-практической конференции;- представление работ на конкурсах окружного и городского уровня. Проектно-исследовательская деятельность Нацеленность исследовательской деятельности на конечный результат создает предпосылки и условия прежде всего для достижения регулятивных метапредметных результатов:– определение целей деятельности, составление плана действий по достижению результата творческого характера,– работа по составленному плану с сопоставлением получающегося результата с исходным замыслом,– понимание причин возникающих затруднений и поиск способов выхода из ситуации. Развитие познавательных универсальных учебных действий:– предполагать, какая информация нужна,– отбирать необходимые словари, энциклопедии, справочники, электронные диски,– сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников (словари, энциклопедии, справочники, электронные диски, сеть Интернет). Технологии формирования УУД 4. Игровые технологии Использование игр и игровых ситуаций на уроке способствует формированию прежде всего познавательных УУД. Раскрывает способности детей, их индивидуальность, повышает мотивацию учащихся к изучению учебного материала, способствует созданию доброжелательной атмосферы на уроке. уроки-путешествия; занимательные задачки;- игры со сказочными персонажами;- дидактические игры;- интеллектуальные игры («Пойми меня», «Что? Где? Когда?», «КВН», «Поле чудес»  и т.д.). Технологии формирования УУД В работе я и мои коллеги используют  готовые компьютерные обучающие программы, создают  собственные презентации, используют средства сети Интернет в учебной и внеклассной работе. Информационные технологии мы  применяем на всех учебных предметах и во внеурочной деятельности. 5.Формирование УУД через ИКТ технологии Формирование УУД через ИКТ технологии На уроках и во внеурочной деятельности очень эффективна работа на МакБуках. Информационные технологии становятсяинструментом формирования универсальных учебных действий учеников. Первоклассники начинают работать наМакБуках в программе ПервоЛого. ПервоЛого - это универсальная учебная компьютерная среда Ее целью является развитие у детейлогического и алгоритмического мышления, творческих способностей, художественных возможностей. Памятка по формированию и развитию УУД - Любые действия должны быть осмысленными. Это относится прежде всего к тому, кто требует действия от других.- Развитие внутренней мотивации – это движение вверх.- Задачи, которые мы ставим перед ребёнком, должны быть не только понятны, но и внутренне приятны ему, т.е они должны быть значимы для него. Таким образом, учитель, его отношение к учебному процессу, его творчество и профессионализм, его желание раскрыть способности каждого ребенка – вот это всё и есть главный ресурс, без которого невозможно воплощение новых стандартов школьного образования и формирования УУД. В условиях реализации ФГОС второго поколения необходимо не столько передавать ученикам сумму тех или иных знаний, сколько научить их приобретать эти знания самостоятельно, уметь пользоваться приобретёнными знаниями для решения новых познавательных и практических задач.  Спасибо за внимание!